Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Запись и чтение чисел второго десятка»
методическая разработка по математике (1 класс)
Технологическая карта урока позволяет эффективно организовать и реализовать учебный процесс по изучаемой теме в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku_chisla_vtorogo_desyatka_1kl.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Запись и чтение чисел второго десятка»
Учитель: Кокорич Марина Леонидовна
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) |
Запись и чтение чисел второго десятка | 3 урок из 12 по разделу «Числа от 1 до 20. Нумерация» |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок открытия нового знания | Комбинированный урок; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; метод эвристических, проблемных вопросов, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, работа в паре и группе, работа с учебником, с дополнительной информацией, таблицей, счётным материалом. |
Цель урока | Задачи урока |
Формирование учебно-познавательного интереса к изучению чисел второго десятка, к способу записи и чтения чисел второго десятка в ходе совместной практической деятельности | Предметные: Ученик научится: - называть числа второго десятка; - читать числа второго десятка; -записывать числа второго десятка; - понимать значимость поместного значения цифр в записи двузначного числа; - применять правило чтения и записи чисел второго десятка; - пользоваться таблицей разрядов Ученик получит возможность научиться: - осознавать место возможного возникновения математической ошибки; - подбирать числа второго десятка с использованием таблицы разрядов Метапредметные: Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять анализ с выделением существенных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать; - строить алгоритм действий, работать по алгоритму; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения в сотрудничестве; - работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера; - работать в группе, договариваться и приходить к общему решению. Личностные: - положительная мотивация к школе, к обучению; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Педагогические технологии | Оборудование |
Технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая, формирующего оценивания | Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), документ-камера, презентация «Запись и чтение чисел второго десятка» (автор: Кокорич М.Л.), учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе Математика 1 класс Часть2 М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова М: Просвещение 2017, рабочая тетрадь Математика 1 класс Часть2 М.И.Моро, С.И.Волкова М: Просвещение 2017, карточка-помощник «Состав числа», карточки для индивидуальной работы, счётные наборы «Учись считать», раздаточный материал «Впиши числа», сигнальные карточки, индивидуальный «Лист самооценки», стикеры для рефлексии |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты |
1. Организационный (1 мин) | ||
Создает эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность к уроку. - Долгожданный дан звонок, - А девиз у нас каков? - Садитесь, проверьте готовность к уроку. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Передайте тепло друг другу. Пусть на уроке вам будет также тепло и комфортно. | Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место. - Начинается урок! - Больше дела, меньше слов! Садятся и проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения. | Личностные: формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других |
2.Мотивация учебной деятельности (2 мин) | ||
Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность и дает пояснение по работе с оценочным листом. Как вы понимаете выражение: - Математике учиться – всегда пригодится? - Актуально выражение для нашего урока? Пусть оно станет девизом урока. - Оценить свою работу вам поможет «Лист самооценки». Возьмите его и подпишите. - Изучите критерии оценивания. - У некоторых ребят на парте лежат индивидуальные карточки зеленого цвета (для учащихся с высокими учебными возможностями).С карточкой нужно работать в течение урока, в случае быстрого выполнения задания с классом. - За работу! | Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность. Объясняют смысл выражения, отвечают на вопрос. Подписывают «Лист самооценки», изучают критерии оценивания. Учащиеся с высокими учебными возможностями изучают индивидуальные карточки. | Личностные: - прививать интерес к познавательной деятельности; -создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; Познавательные УУД: - выделять существенную информацию; - извлекать информацию из таблицы. Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; |
3. Актуализация знаний (7 мин) | ||
Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта. - Мы изучили числа первого десятка. Назовите некоторые числа, разгадав ребусы. - Назовите числа в порядке возрастания. - Назовите недостающие числа первого десятка. - Какие ассоциации возникают с этими числами? - Вспомним состав чисел 7, 10, 9. Для этого выполним задание №5 на с.23 в тетради - При выполнении задания можете воспользоваться «Карточкой-помощником» (карточки для слабоуспевающих). Проверка задания с помощью документ-камеры по тетради одного из учеников. - Оцените себя с помощью «Листа самооценки» (знание состава числа). - Важно ли знание состава числа? Почему? Организует групповую работу. - Складывать и вычитать будем в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – вторая группа, 3 ряд – 3 группа. - Группы, подойдите к первой парте и приготовьте сигнальную карточку для оценивания. - Каждая группа получает карточки. Выбрать нужно только числовые выражения с результатом: 1 группа – 6, 2 группа – 8, 3 группа – 3. 1гр. 2 гр. 3 гр. 4 + 2 4 + 4 1 + 2 9 – 3 10 – 2 8 – 5 - Оцените работу группы с помощью сигнальной карточки? - Где в жизни пригодится это умение? - Какие карточки не подходят ни к одной группе? Почему? Прикрепите их на доску. - Спасибо группам за работу. Займите свои места и оцените себя с помощью «Листа самооценки» (сложение и вычитание в пределах 10). | Демонстрируют знания, умения по теме. Разгадывают ребусы и называют числа 7, 10, 9, 6, 8, 3. Называют числа в порядке возрастания и недостающие числа. Приводят примеры ассоциаций. Выполняют задание в тетради. Ученик у доски представляет результат работы, остальные учащиеся проверяют с помощью сигнальных карточек. Ученик оценивает себя по алгоритму. Оценивают знание состава чисел первого десятка с помощью «Листа самооценки». Отвечают на вопросы. Работают в группе, выполняют задание с использованием карточек. Оценивают работу группы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ. Оценивают умение складывать и вычитать в пределах 10 с помощью «Листа самооценки». | Личностные: - формировать адекватную самооценку; - использовать и обогащать личный опыт учеников; - развивать познавательную активность учащихся; Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отстаивать свою точку зрения; - осуществлять работу в группе; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - выполнять пробные учебные действия; |
4. Постановка учебной задачи, цели деятельности (3 мин) | ||
Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации. - Посмотрите на «лишние» карточки. Что они обозначают? Как вы думаете, к какой группе их можно отнести? - Удобна ли такая запись чисел второго десятка при решении задач, для числовых равенств, неравенств? - Определите тему урока. - Верно, тема нашего урока: «Запись и чтение чисел второго десятка». - Исходя из темы, определите цель урока. Научиться записывать и читать числа второго десятка. - Что необходимо для достижения цели? Какие поставим задачи? 1. Вспомнить, как образуются и называются числа второго десятка. 2. Узнать правило записи чисел второго десятка. 3. Узнать правило чтения чисел второго десятка. | Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока, определяют задачи урока, границы знания и незнания. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. | Личностные: - формировать интерес к изучению предмета (темы); - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; Регулятивные УУД: - высказывать предположения на основе наблюдений; - определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - планировать реализацию целей и задач; |
5.Построение и реализация проекта выхода из ситуации (10 мин) | ||
Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организовывает решение проблемной ситуации. Организует парную работу по открытию нового знания. - Исходя из первой поставленной задачи, вспомним, как образуются и называются числа второго десятка. - Работать будете в паре. Обратимся к «лишним» карточкам. С помощью набора «Учись считать» (пучки и палочки) образуйте первое число. Назовите его. (13) Образуйте второе число. Назовите его. (18) Образуйте третье число и назовите его. (16) - Оцените себя с помощью «Листа самооценки» (умение образовывать и называть числа второго десятка). - Для достижения цели урока переходим к следующим задачам: узнать правило записи и чтения чисел второго десятка. - Что обозначает пучок? Какой цифрой обозначим? - Какой цифрой нужно обозначить 3 палочки? - Сколько цифр нужно для записи числа 13? - С помощью набора «Учись считать» предложите свой вариант записи: выложите число 13. Демонстрирует на доске варианты записи учащимися числа 13. - Кто прав? Чья запись верная: 13 или 31? Обоснуйте. - Почему трудно обосновать свое мнение? - Где можем найти информацию? - Откройте учебник на с.50. Рассмотрите таблицы. - Как называются столбцы в таблице? (десятки, единицы) - В каком порядке они расположены? - Почему именно такой порядок предлагают авторы учебника? - Трудно ответить на вопрос, поскольку информации в учебнике не достаточно. Воспользуемся дополнительной информацией из Интернет-ресурсов. - Возьмите лист с дополнительной информацией и изучите его. - Как называется таблица? - В такой «Таблице классов и разрядов» установлен строгий порядок следования цифр. - Найдите справа класс единиц. Назовите разряды в этом классе. - Наша таблица в учебнике и на доске – лишь маленькая часть «Таблицы классов и разрядов». - В дальнейшем, при изучении многозначных чисел, вы будете работать и с другими классами и разрядами. - Вернемся к таблицам в учебнике. Назовите числа. (12, 20) - В каком числе 2 единицы? Сколько десятков в числе 20? - Как будем записывать число 12: слева направо или наоборот? Верно. Так, как пишем и читаем: слева направо, т.е. с разряда десятков. - А читать начинаем с какого разряда? Верно, с разряда единиц. - Итак, сформулируем правило записи и чтения чисел второго десятка: Записывать двузначное число начинаем с разряда десятков, а читать – с разряда единиц. - Назовите число 20. Что заметили? - Круглые числа читаем с разряда десятков. | Работают с набором «Учись считать» в парах, образовывая и называя числа второго десятка. Оценивают умение образовывать и называть числа второго десятка «Листа самооценки». Выдвигают гипотезы по проблеме, вызвавшей затруднения. Определяют границы знание и незнания. Осознают необходимость в получении новой информации. Выполняют первое пробное действие по умению записывать числа второго десятка. | Личностные: - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения; - развивать познавательную активность учащихся; Познавательные УУД: - выдвигать предположения; - структурировать знания; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; - строить монологическое высказывание; - осуществлять работу в паре; Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль; |
Физминутка (1 мин) | ||
Организует минутку отдыха на уроке посредством декламирования стихотворения С.Михалкова «Котята», выученного на уроке литературного чтения. | Рассказывают стихотворение и выполняют движения. | Личностные: - развивать личную ответственность за своё здоровье; |
6.Закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) | ||
Организует первичное закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. - Вы узнали правило записи и чтения чисел второго десятка. Необходимо применить полученные знания. Для этого выполним задание №1 в тетради на с.23. - Что обозначают 10 клеток слева? (десяток) - Какой цифрой записали десяток? (1) - Что обозначают 6 клеток справа? (единицы) - Какой цифрой записали? (6) - Запишем оставшиеся числа. - Запишем числа второго десятка в порядке возрастания и убывания. Выполните задание №2 и №4. (2 ученика работают у доски) - Проверим с помощью сигнальных карточек. - Прочитаем числа хором. - С какого класса начинаем записывать числа второго десятка? А читать? - Итак, записывать число начинаем с разряда десятков, а читать – с разряда единиц, кроме круглого числа 20. | Отвечают на вопросы. С помощью учителя выполняют в тетради задание №1. Два ученика у доски выполняют задание №2 и №4, остальные – в тетради. Проверяют выполненные задания. Повторяют выводы о записи и чтении чисел второго десятка. | Личностные: -формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам; Познавательные УУД: - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; Регулятивные УУД: - искать пути решения проблемы; - с помощью учителя планировать свою деятельность по решению учебного задания; |
7.Самостоятельная работа и проверка по эталону (5 мин) | ||
Проводит работу по самостоятельному применению нового знания каждого учащегося. - Проверим, насколько правильно каждый из вас научился записывать числа второго десятка. И оценим свое умение. - А помогут нам в этом…птицы. - Как одним словом назвать птиц? (зимующие) Они до сих пор с нами и нуждаются в нашей помощи. Как мы им помогаем? - Мы многого о них не знаем. Хотите узнать о зимующих птицах чуть больше? Информация будет дана с помощью чисел второго десятка, которые нужно по порядку вписать в пустые клеточки. 1. Длина тела снегиря 18 см. Запишите это число. 2. Воробей не может летать больше 15 минут. Запишите это число. 3. В России утвержден Синичкин день. Его отмечают 12 ноября. Запишите число 12. 4. Щеглы в длину достигают 17 см. Запишите это число. 5. Сороки – самые умные птицы и узнают себя в зеркале. Живут сороки около 16 лет. Запишите число 16. 6. Длина клеста не превышает 20 см. Запишите число 20. Это не просто зимующие птицы России, а поющие в снегах. Вот так поёт клёст (звучит аудиозапись). - Проверим. Сравните с эталоном. - Оцените себя с помощью «Листа самооценки» (умение записывать и читать числа второго десятка) - Важно ли приобретенное умение? Почему? | Работают с раздаточным материалом: самостоятельно выполняют задание по записи чисел второго десятка. Проверяют по эталону. Оценивают умение записывать и читать числа второго десятка с помощью «Листа самооценки» | Личностные: - формировать адекватную самооценку; -создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; - использовать и обогащать личный опыт учеников; Познавательные УУД: - использовать схемы для выполнения задач; - представлять информацию в виде схемы; Коммуникативные УУД: - строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения; - слушать и понимать других; - осуществлять самоконтроль, Регулятивные УУД: - включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; - выполнять задание и сравнивать результат с эталоном; - осуществлять самоконтроль; |
8. Итог урока. Рефлексия (4 мин) | ||
Подводит итог урока, организует рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся. Содержание учебного материала: - Какой была тема урока? Цель? - Что мы делали для достижения цели? - Продолжите фразу: «Я знаю…» - Продолжите фразу: «Я умею…» - Достигли цели урока? Учебная деятельность: - Подведем итог вашей деятельности на уроке. - Возьмите «Лист самооценки», скажите, что у вас получается очень хорошо, а в чём испытываете затруднения. - Покажите мне «Листы самооценки». - Соответствовал ли девиз нашему уроку? Почему? Эмоциональное состояние: - Оцените своё эмоциональное состояние на уроке. Наклейте стикер в соответствующий сектор нашего круга (работал с желанием, мне было интересно; работал с желанием, но чувствовал не совсем уверенно; работал без желания, боялся отвечать). - Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. Подводят итог своей деятельности на уроке. Оценивают эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - понимать чувства других людей и сопереживать им; Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку; - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - давать самооценку. |
Список используемой литературы
Планируемые результаты НОО / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М: Просвещение, 2014
Математика. 1класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Ч. 2 /. – М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. М: Просвещение, 2017
Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Ч. 2 /– М.И.Моро, С.И.Волкова. М: Просвещение, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики з класс по теме "Сравнение трехзначных чисел"
На этом уроке учащиеся научатся сравнивать трёхзначные числа; решать задачи изученных видов, анализировать и делать выводы. Много интересных приемов помогут учащимся более глубоко усвоить материал....
Технологическая карта урока математики 2 класс по теме "Волшебная таблица" УМК "Планета Знаний"
В данном файле представлена подробная технологическая карта урока математики по УМК "Планета Знаний"...
Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема: Запись и чтение чисел второго десятка.
Цель урока: познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.Данный тип урока предполагает ...
Конспект урока по математике на тему: "Запись и чтение чисел второго десятка " 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Запись и чтение чисел второго десятка " 1 класс...
Технологическая карта урока математики 2 класс Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков
Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков...
Технологическая карта по математике 3 класс на тему: " Запись трёхзначных чисел"
УМК " Школа России"...