доступная среда-инклюзивное образование
рабочая программа по математике (1 класс)

программа по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Математике» разработана на основе «Программы образования учащихся с тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

          Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год рассчитана на 68 час. 2 часа в неделю.              

Данная программа предназначена для учащегося с  тяжёлой  степенью умственной отсталостью.

Актуальность введения данной программы в школе связана со спецификой социальной адаптации умственно отсталых детей, с поиском новых технологий воспитания и с профилактикой психо-физической и  социальной защиты.

Целью обучения по данному курсу является линия развития личности ученика средствами предмета:

  • Формировать и преобразовывать получаемый учениками элементарный математический и конструктивный опыт путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, необходимой для социально-бытовой адаптации детей.

В процессе обучения предмету «Математика» в программе выявляются следующие задачи:

  • Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления со здоровье сберегающими ситуациями встречающимися в быту;
  • Овладение простейшими терминами, необходимыми для социально-бытового ориентирования в окружающей среде;
  • Формирование простейших обще учебных умений;
  • Формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
  • Развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировке в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • Развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
  • Общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Задачи коррекционной направленности.

  • Развивать интерес и положительное отношение к урокам;
  • Подражать действиям педагога в перемещении по классу;
  • Показывать на себе основные части тела;
  • Выделять и находить заданный цвет;
  • Находить заданные геометрические фигуры
  • Отличать: один – много
  • Отличать времена года, части суток по характерным отличительным признакам (опираясь на изображение);
  • Сортировать предметы по цвету;
  • Вырабатывать трудолюбие, терпение, самостоятельность.

Данный учебный материал составлен с акцентом на успешную социальную адаптацию детей. Исходя из этого, в процессе обучения особую роль играет индивидуальный и дифференцированный подход, т.к. это позволяет создать ситуацию успеха для ребенка. В целях обеспечения контроля качества знаний и умений учащихся проводится диагностическое обследование в начале учебного года (сентябрь) в количестве 2 часов. Текущий контроль (контрольное тестирование) проводится в декабре в количестве  2 часов. Итоговый контроль в виде контрольных срезов проводится в мае в количестве 2 часов. Это позволяет фиксировать даже незначительные успехи учащихся, анализировать эффективность работы и своевременно вносить корректировки. Отслеживать темп усвоения материала, правильность поставленных задач, методов и форм работы.

Содержание программы

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметноразвивающей среде. Знакомство учащихся со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом. Выбор конструктора и сборно-разборной игрушки для конструирования совместно с учителем (пирамидки, матрешки, строительные наборы). Выполнение учителем простой постройки из двух-трех деталей: учащиеся наблюдают, затем могут привлекаться к совместной с учителем деятельности или к действиям по подражанию.

Знакомство учеников с местом расположения сборно-разборных игрушек, с дидактическим столом, с настольными и напольным конструкторами.

Рассматривание вместе с учащимися постройки из строительного материала, которую выполняет учитель, привлекая учеников к помощи (дай куб, дай еще фигуру), побуждая называть (показывать) конструкцию. Показ учащимся действий со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными). Воспроизведение учащимися (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трех элементов по- л нефункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учениками обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

Количественные представления. Демонстрация ученикам действий счета объектов в любом порядке (наблюдают при активной стимуляции к действию с помощью жестовой инструкции учителя).

Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета (знакомство с приемами последовательного прикосновения к каждому предмету пальцем — подготовка к последовательному пересчету количества предметов). Обучение учащихся складыванию шариков (мелких игрушек, плодов: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.

Представления о форме. Тактильные и зрительные упражнения на определение формы шара. Для этого используются игры с мячами и шарами: игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»  Фребель Ф. Будем жить для своих детей. — М.: КАРАПУЗ, 2001. — с. 159-184.), катание и бросание мячей среднего размера — пластмассовых, резиновых, тряпичных. Хождение по коврику «Топ-топ» (учитель придерживает ученика за руку в случае необходимости), когда ученик наступает на «таблетку» (мягкий модуль) с определенной фигурой, педагог называет ее и просит повторить название (если учащийся неговорящий, то он показывает под ноги на фигуру). Катание «таблеток», колец от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью учителя, подкрепляя действия словами катится, круглое колечко (говорит учитель). (Интеграция с уроками по предмету «Адаптивная физкультура».)

Представления о величине. Совместные с учителем упражнения по сопоставлению двух объектов по величине (большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида). Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия, действия по подражанию педагогу, которые он называет (Брось большой мяч далеко — маленький мяч положи к ногам — он лежит близко).

Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться» в сухом бассейне, искать руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

Пространственные представления. Совместное перемещение учащихся и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания учеников выполнять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно.

Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу).

В процессе называния и показа пространственных отношений учитель стимулирует учеников использовать вербальные и невербальные средства (большой — разводятся руки в стороны, ладони как бы обхватывают большой предмет, демонстрируя объем, маленький — имитируется захват маленького предмета).

Временные представления. Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение к называнию их, используя невербальные и вербальные средства общения.

Обучение учеников в процессе игровых упражнений по подражанию педагогу изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием: «кап-кап» и т. п.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными). Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение). Упражнения на выделение из фона, выбор по подражанию, имеете с учителем и по образцу необходимых элементов строительного набора, используя при этом соотносящий и указательный жесты (в качестве образцов применяются объемные и плоскостные фигуры).

Создание игровых ситуаций, стимулирующих наблюдения учащихся за действиями учителя, выполняющего простые конструкции, совместное обыгрывание постройки.

Занятия со сборно-разборными игрушками: складывание пирамидок, матрешек (двух-трех составных) по инструкции учителя, основанной на принципе ряда («Из всех возьми самое большое» — обводящее движение рукой фигур и показ руками величины; «Из всех возьми самую большую... а теперь возьми самую маленькую...»).

Совместные с учащимися игры с конструктивными материалами: «Строим башню: кубик на кубик», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку н домик», «Домик для собачки», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал М. Монтессори), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкладыш», Матрешки», «Пирамидки» и др. Игры с коробками, имеющими отверстия геометрической формы, и соответствующими вкладышами, игры с дидактическими столиками (одноцветными и двухцветными) с отверстиями и комплектом втулок или грибочков; игры с использованием тележек со стержневыми и сюжетными съемными фигурками; игры с прищепками («Составь елку, солнце, бабочку»); игры с мягким модулем «Пирамида», с модулем «Дидактическая черепаха» (чехол «Укрась полянку»), дидактическим панно  Ёжик» («Составь ежика») и др. 

Количественные представления. Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т. п., пересыпание песка из песочного ящика в миски, в банки, высыпание в различные формы, полив песка водой; пересыпание различных плодов, крупы, определяя вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).

Упражнения на выбор из множества предметов. Игровые ситуации на развитие пространственно-величинных представлений о предметах и объектах контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.).

Игры с «Дидактической черепахой» (чехол «Укрась полянку»): много, мало бабочек, выбор по цвету и количеству — мало (один) желтых грибов, много красных и т. п.

Упражнения в набрасывании колец на игровой модуль «Набрось кольцо»: много, мало, одно кольцо и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Адаптивная физкультура».)

Количество один и показ пальца — один.

Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.

Представления о форме. Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов. Упражнения с материалами Фребеля (второй и третий «Дар Фребеля»), катание и бросание мячей маленького, среднего и большого размера — пластмассовых, резиновых, тряпичных и т. п.

Знакомство с объемной фигурой — кубом. Упражнения с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (три-пять крупных куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывание в ряд, постройка домика).

Расширение предметно-практических действий с полифункциональным материалом: хождение по коврику «Топ- топ» (см. первое полугодие), совместное с учителем конструирование из мягкого модульного материала, например набора «Гномик» и др.).

Игры на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Что он делает?», «Дидактический манеж» ит. п.

Представления о величине. Конструирование больших и маленьких пирамидок, напольной мягкой пирамиды. Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия, действия по подражанию ему («Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо» и т. п.).

Игры и игровые упражнения с использованием сухого бассейна: учитель учит учеников «купаться» в сухом бассейне, искать руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (словесная инструкция сопровождается совместными действиями ученика и учителя) и др.

Игры на развитие восприятия отношений по величине (совместно с учителем и по подражанию его действиям): «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки» (разной величины), «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины), игры с модулем «Пирамида» и др.

Пространственные представления. Перемещение учеников в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): (принеси мишку, посади его на стул, возьми мишку и отнеси его в стол и т. п. Перенос с одного места на другое предметов быта (кастрюли пустые и наполненные водой, шариками; сковородки — пустые и полные, различные миски и другие пустые и полные емкости).

Катание кукольной коляски с куклой, игрушек-каталок и по инструкции учителя о направлении движения.

Ориентировка в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя. Игровые упражнения с куклой (см. упражнения н пособии JI. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной «Знакомим с окружающим миром», тема «Это — я»).

Совместные с учителем игры и игровые упражнения на развитие восприятия и воспроизведение пространственных отношений: «Достань колечко», «Большая дорожка и маленькая дорожка к домику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины, разного цвета, в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; разных форм, разного размера, но одного цвета и т. д.), «Собери колечки»; игры с дидактическим панно «Ежик» или с аналогичными панно с набором деталей различной фактуры, наполнения и звучания («Составь ежика»); игры c пузырьковой колонной с подсветкой, например, «Покажи, как движутся рыбки (шарики и другие предметы) в колонне» и др.

Временные представления. Совместные с учениками наблюдения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение к называнию их.

В процессе игровых упражнений по подражанию учителю обучение учащихся изображать погодные явления с помощью имитационных действий (см. первое полугодие).

Совместное с учителем рассматривание картинок о временах года, о погодных явлениях, сопровождая рассматривание чтением стихотворений, песенок о зиме, весне, лете.

Тематический план

Тема

Кол. часов

1

Диагностика

2

2

Ознакомительно-ориентировочные  действия

3

3

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками)

15

2

Представления о форме

9

3

Временные представления

9

4

Количественные представления

9

5

Пространственные представления

9

6

Представления о величине

8

7

Тестирование

3

ИТОГО

68

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н., «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011;
  2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами развития), СПб, Издательство
    РГПУ 2002;

Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во

часов

Информационно методическое обеспечение и оборудование

Дата

проведения

1

Диагностика

(2 часа)

Диагностические задания, беседа, наблюдение, практические работы

1

Иллюстрации и дидактические игры

2

Диагностические задания, беседа, наблюдение, практические работы

1

Иллюстрации и дидактические игры

3

 Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде (4 часа)

Знакомство учащихся со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом.

1

Геометрические фигуры, трафареты, шаблоны, раздаточный дидактический материал разный по цвету, размеру, форме, величине

4

Конструирования совместно с учителем (пирамидки, матрешки, строительные наборы).

1

Строительные наборы, картинки

5

Знакомство учеников с настольными и напольным конструкторами.

1

Крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки

6

Знакомство учеников с настольными и напольным конструкторами.

1

Крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игр.

7

Игры со строительными материалами и дидактическими

Игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками).(4 часа)

Упражнения на воспроизведение комбинации из строительного набора

1

Крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

8

Упражнения на воспроизведение комбинации из строительного набора

1

Крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

9

Выполнение простейших построек

1

Коммуникативные карточки, крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

10

Выполнение простейших построек

1

Коммуникативные карточки, крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

11

Количественные представления

(4 часа)

Выполнение простейших построек

1

Коммуникативные карточки, крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

12

Упражнения на выделение количества

1

Орехи, шишки, ракушки, желуди, миски,  прозрачные пластмассовые стаканы, бутылки, геометрические фигуры, мелкие игрушки.

13

Упражнения на выделение количества

1

Орехи, шишки, ракушки, желуди, миски, пластмассовые стаканы, бутылки, геометрические фигуры, мелкие игрушки.

14

Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества

1

Орехи, шишки, ракушки, желуди, миски

15

Представления о форме

(6 часа)

Упражнение – складывание  шариков

1

Шарики

16

Тактильные и зрительные упражнения на определение формы шара

1

Мячи, шары

17

Тактильные и зрительные упражнения на определение формы круга

1

Геометрические фигуры

18

Тактильные и зрительные упражнения на определение формы куба

1

Геометрические фигуры

19

Тактильные и зрительные упражнения на определение формы куба

1

Геометрические фигуры

20

Тактильные и зрительные упражнения на определение формы квадрата

1

Геометрические фигуры

21

Представления о величине

(5 часа)

Большой — маленький

1

Объекты разные по величине

22

Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия

1

Карточки, иллюстрация

23

Длинный – короткий

1

Ленточки

24

Дидактические игры на величину

1

Дидактические игры

25

Дидактические игры на величину

1

Дидактические игры

26

Пространственные представления

(5 часа)

Упражнения на перемещение в пространстве

1

Музыкальное сопровождение, коммуникативные карточки

27

Ориентировке в пространстве

1

Игрушки

28

Перенос предметов с одного места на другое, по инструкции учителя

1

Игрушки , различные предметы

29

Вербальные и невербальные средства показа величины предмета

1

Предметы различной величины

30

Игры со строительными материалами и дидактическими

Игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками).(4 часа)

Конструирования (пирамидки, матрешки, строительные наборы).

1

Строительные наборы, картинки

31

Конструирования (пирамидки, матрешки, строительные наборы).

1

Строительные наборы, картинки

32

Конструирования (пирамидки, матрешки, строительные наборы).

1

Строительные наборы, картинки

33

Конструирования (пирамидки, матрешки, строительные наборы).

1

Строительные наборы, картинки

1

Игры со строительными материалами и дидактическими

Игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками).(6 час.)

Упражнения на воспроизведение комбинации из строительного набора

1

Крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

2

Упражнения на воспроизведение комбинации из строительного набора

1

Крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

3

Конструктивные игры с фигурами из дерева

1

Фигуры из дерева, картинки

4

Конструктивные игры с фигурами из дерева

1

Фигуры из дерева, картинки

5

Игры с фигурами из пластмассы

1

Пластмассовые наборы (мозаики, конструкторы и тд.

6

Выкладывание мозайки

1

Мозайка

7

Количественные представления

(4 часа)

Упражнения на выделение количества

1

Орехи, шишки, ракушки, желуди, миски,  прозрачные пластмассовые стаканы, бутылки, геометрические фигуры, мелкие игрушки (бирюльки).

8

Упражнения на выделение количества

1

Орехи, шишки, ракушки, желуди, миски,  прозрачные пластмассовые стаканы, бутылки, геометрические фигуры, мелкие игрушки (бирюльки).

9

Упражнение – складывание  шариков

1

Шарики

10

Соотнесение количества предметов с картинкой.

1

Игрушки, картинки, материл дидактический, счетный раздаточный материал, презентация

11

Представления о форме

(4 часа)

Игры на идентификацию объектов, ориентируясь на форму шара

1

Игрушки, картинки, материал дидактический, счетный раздаточный материал, Презентация из интернета

12

Игры с плоскостным конструктором

1

Плоскостной конструктор

13

Игры с плоскостным конструктором

1

Плоскостной конструктор

14

Рисование формы шара.

1

Трафарет, картинки, раздаточный материал, карандаши, ручки, фломастеры

15

Представления о величине

(5 часа)

Большой — маленький

1

Объекты разные по величине

16

Большой — маленький

1

Объекты разные по величине

17

Работа с трафаретами

1

Трафареты, карандаши, фломастеры, краски.

18

Далеко - близко

1

Дидактические пособия, игрушки.

19

Далеко - близко

1

Дидактические пособия, игрушки.

20

Пространственные представления(4 часа)

Упражнения на показ и называние пространственных отношений

1

Музыкальное сопровождение, коммуникативные карточки

21

Ориентировке в пространстве

1

Сказки, картинки, презентация с сайта, игрушки, сказочные персонажи.

22

Ориентировке в пространстве

1

Сказки, картинки, презентация с сайта, игрушки, сказочные персонажи.

23

Упражнения на перемещение по сенсорной и игровой дорожкам

1

Музыкальное сопровождение, сенсорные и игровые дорожки

24

Временные представления

(4 часа)

Наблюдение за погодными явлениями

1

Флюгеры, ветряные вертушки.

25

Уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, камнях, снеге и снежинках.

1

Дидактические пособия, презентация и

26

Уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, камнях, снеге и снежинках.

1

Дидактические пособия, презентация и

27

Чтение песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы

1

Стихи сказки

28

Тестирование

(2 часа)

Тестовые работы

1

Иллюстрации, пиктограммы, опорные листы, тесты, дидактический материал.

29

Тестирование

Тестовые работы

1

Иллюстрации, пиктограммы, опорные листы, тесты, дидактический материал.

1

 Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными) (9 час.)

Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение)

1

Геометрические фигуры, трафареты, шаблоны, раздаточный дидактический материал разный по цвету, размеру, форме, величине, бумага

2

Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение)

1

Геометрические фигуры, трафареты, шаблоны, раздаточный дидактический материал разный по цвету, размеру, форме, величине, бумага

3

Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение)

1

Геометрические фигуры, трафареты, шаблоны, раздаточный дидактический материал разный по цвету, размеру, форме, величине, бумага

4

Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение)

1

Геометрические фигуры, трафареты, шаблоны, раздаточный дидактический материал разный по цвету, размеру, форме, величине, бумага

5

Упражнения на воспроизведение комбинации из строительного набора

1

Крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

6

Выполнение простейших построек

1

Коммуникативные карточки, крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

7

Выполнение простейших построек

1

Коммуникативные карточки, крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки.

8

Игры с прищепками

1

Прищепки

9

Игры с прищепками

1

Прищепки

10

Представления о форме

(6 час.)

Знакомство с кубом

1

Картинки, кубики, строительные наборы.

11

Лепка шаров и кубиков  и моделей округлой и квадратной формы.

1

Пластилин, мячи, кубики

12

Лепка шаров и кубиков  и моделей округлой и квадратной формы.

1

Пластилин, мячи, кубики

13

Упражнения в сухом бассейне

1

Сухой бассейн

14

Упражнения в сухом бассейне

1

Сухой бассейн

15

Рисование квадрата по трафарету.

1

Трафарет, картинки, раздаточный материал, карандаши, ручки, фломастеры

16

Представления о величине

(6 час.)

Большой — маленький

1

Трафареты, карандаши, фломастеры, краски.

17

Длинный — короткий.

1

Трафареты, карандаши, фломастеры, краски.

18

Дидактические игры на величину

1

Дидактические игры

19

Дидактические игры на величину

1

Дидактические игры

20

Работа с трафаретами

1

Трафареты, карандаши, фломастеры, краски.

21

Относительность величины.

1

Сказки, картинки, презентация , игрушки, сказочные персонажи.

22

Пространственные представления (6 час.)

Катание кукольной коляски с куклой.

1

Кукла, кукольная коляска.

23

Перемещения в пространстве

1

Музыкальное сопровождение, коммуникативные карточки

24

Перемещения в пространстве

1

Музыкальное сопровождение, коммуникативные карточки

25

Высокий - низкий

1

Дидактические пособия, игрушки.

26

Ориентировка в схеме своего тела и лица перед зеркалом.

1

Зеркало.

27

Ориентировка в схеме своего тела и лица перед зеркалом.

1

Зеркало.

28

Временные представления

(5 час.)

Наблюдение за погодными явлениями

1

Флюгеры, ветряные вертушки.

29

Уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, камнях, снеге и снежинках.

1

Дидактические пособия, презентация

30

Уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, камнях, снеге и снежинках.

1

Дидактические пособия, презентация

31

Чтение песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы

1

Стихи сказки, презентация

32

Чтение песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы

1

Стихи сказки, презентация

33

Количественные представления (4 час.)

Сортировка предметов

1

Дидактический, счетный, раздаточный материал.

34

Сортировка предметов

1

Дидактический, счетный, раздаточный материал.

35

Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.

1

Раздаточный материал

36

Сортировка предметов

1

Дидактический, счетный, раздаточный материал.

1

 Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дид. игрушками (сборно-разборными) (6 часов)

Упражнения с конструктивным материалом

1

Крупный и мелкий строительный материал, мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки

2

Игры с коробками, имеющими отверстия геометрической формы, и соответствующими вкладышами.

1

Дидактический материал.

3

Работа с прищепками

1

Прищепки, основа, картинки

4

Конструирование из палочек

1

Счетные палочки, картинки, образец

5

Конструирование из геометрических фигур.

1

Плоскостные геометрические фигуры

6

Игры с мягким модулем «Пирамида».

1

Мягкий модуль.

7

Представления о форме (4 ч.)

Знакомство с кубом

1

Картинки, кубики, строительные наборы.

8

Лепка шаров и кубиков  и моделей округлой и квадратной формы.

1

Пластилин, мячи, кубики

9

Упражнения в сухом бассейне

1

Сухой бассейн

10

 Упражнения с Монтессори-материалами: «Розовая башня».

1

Дидактический материал.

11

Представления о величине

(4 часа)

Большой — маленький, длинный — короткий.

1

Трафареты, карандаши, фломастеры, краски.

12

Игры и игровые упражнения с использованием сухого бассейна

1

Сухой бассейн

13

Работа с трафаретами

1

Трафареты, карандаши, фломастеры, краски.

14

Работа с трафаретами

1

Трафареты, карандаши

15

Пространственные представления (4 часа)

Ориентировка в схеме своего тела и лица перед зеркалом.

1

Зеркало.

16

Театрализованные игры.

1

Сказки, картинки, презентация, игрушки, сказочные персонажи.

17

Упражнения на перемещение по сенсорной и игровой дорожкам

1

Музыкальное сопровождение, сенсорные и игровые дорожки

18

Упражнения на перемещение по сенсорной и игровой дорожкам

1

Музыкальное сопровождение, сенсорные и игровые дорожки

19

Временные представления

(4 часа)

Наблюдение за погодными явлениями

1

Флюгеры, ветряные вертушки.

20

Уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, камнях, снеге и снежинках.

1

Дидактические пособия, презентация из каталога МО

21

Чтение песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы

1

Стихи сказки, презентация из каталога МО

22

Чтение песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы

1

Стихи сказки, презентация из каталога МО

23

Количественные представления (6 часов)

Сравнение объемов и состояний

1

Емкости, полотенце, предметы разные по фактуре, весу, размеру

24

Упражнения с песком и водой.

1

Песок, вода, емкости, ложки.

25

Количество один и показ пальца — один.

1

Счетный раздаточный материал

26

Сравнение объемов и состояний

1

Емкости, полотенце, предметы разные по фактуре, весу, размеру

27

Сравнение объемов и состояний

1

Емкости, полотенце, предметы разные по фактуре, весу, размеру

28

Количество один и показ пальца — один.

1

Счетный раздаточный материал

29

Тестирование

(1 час)

Тестовые работы

1

Иллюстрации, пиктограммы, опорные листы, тесты, дидактический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования

Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....

Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования

Многие считают, что дистанционное образование – это обновленная форма классического заочного обучения. Это в корне ошибочное мнение. В отличие от поточного заочного обучения, когда все обучаются по од...

Дистанционное обучение детей-инвалидов как средство обеспечения доступного качественного образования

Одним из ключевых направлений  развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями...

Персонификация образовательного процесса как условие доступного качественного образования на 1 ступени образования в рамках ФГОС 2.

Поиск эффективного сочетания внеурочной деятельности в свете ФГОС и дополнительного образования с учетом накопленного опыта работы системы дополнительного образования в нашем образовательном учреждени...

Доступная среда - инклюзивное образование

Участие в работе творческой группы...

Дистанционное образование как одно из условий доступности образования для детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является наличие информационной о...