Технологическая карта урока математики на тему "Задачи на приведение к единице"
методическая разработка по математике

Валиуллина Гульнар Шариповна

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1) познакомить учащихся с новым типом задач на нахождение четвёртого пропорционального, научить решать задачи на приведение к единице;

2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи в 2 - 3 действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Автор:

Валиуллина Гульнара Шариповна,

учитель начальных классов

                                                                             МБОУ КСШ № 3 г. Кукмор

Тема: Задачи на приведение к единице

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1) познакомить учащихся с новым типом задач на нахождение четвёртого пропорционального, научить решать задачи на приведение к единице;

2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи в 2 - 3 действия.

Планируемый результат

Предметные УУД:

- решать задачи на приведение к единице;

- решать задачи в 3 действия

- распознавать на чертеже фигуры;

- выполнять вычисления, зная порядок действий в выражениях со    скобками и без скобок;

Регулятивные:

  • уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.
  • проговаривать последовательность действий на уроке.
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • уметь отмечать новое от уже известного с помощью учителя.
  • добывать новые знания.
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • слушать, принимать речь других.
  • учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

•формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовать творческий потенциал.

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся, примечания

I.Организационный момент

Цель: Включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 

Настрой на работу.

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи.

- Послушайте притчу.

-Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её омертвлю, скажет – мёртвая - выпущу» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал: «Всё в твоих руках…»

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать мудрец своим последним высказыванием, что имел ввиду?

- В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

-Только собранный и организованный в своих действиях человек может достигнуть своей цели.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель: Подготовка обучающихся к осознанию потребности к построению нового способа действий

-Наш урок мы сегодня начнем с привычной математической разминки, этакого мозгового штурма:

- Готовы. Тогда все внимание на доску. Я сейчас буду показывать вам задания. Ваша задача очень быстро, четко, а самое главное правильно ответить.

-Уменьши 24 в 3 раза

- Чему равно произведение 6 и 3

- Умножьте частное чисел 9 и 3 на 9.

- Во сколько раз 6 меньше, чем 18?

- При  каком значении X равенство x : 5 = 1 верное

Самопроверка. Отметка в листе самооценки.

5 правильных ответов – 5б.

4 правильных ответа- 4б.

3 правильных ответа - 3б.

< 3 правильных ответов - 2б.

- Молодцы! Ну а теперь все внимание на доску.

- Мальчикам я предлагаю решить 3 примера:

  65                               80                       18                

+17                             - 26                    + 48               

девочкам тоже 3 примера:

   57                               40                       17                

+ 14                             - 16                    + 57               

- У вас на это будет ровно 2 минуты. Время пошло.

- Поменялись тетрадками и проверим правильность ваших ответов. Мальчики проверяют девочек, а девочки мальчиков.

Взаимопроверка. Отметка в листе самооценки.

3 правильных ответа - 3б.

2 правильных ответа - 2б.

1 правильный ответ – 1 б.

(Ответы на слайде)

8, 18, 27, 3, 5

 

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения

- Ребята, сейчас вам нужно выстроить эти  ответы в порядке убывания в таблицу

82

74

71

66

54

24

З

А

Д

А

Ч

А

- Какое слово у нас получилось?

- Догадались, чему будет посвящен наш урок?

- Сформулируйте тему урока.

- Правильно, но с каким типом задачи вы познакомитесь и научитесь решать, вы  узнаете на продолжении урока.

- Значит, чему вы должны сегодня научиться?

- Для чего нужно уметь решать задачи?

- Давайте решим следующие задачи:

1.С одной грядки собрали  20  огурцов, а с другой – в 2 раза меньше. Сколько огурцов собрали со второй грядки?

 2. Четыре  одинаковые ручки стоят 32 рубля. Сколько рублей стоит одна ручка?

 3.В 4 одинаковых коробках было 24  карандаша. Сколько  карандашей в 8 таких коробках?

- Проверим правильность решения задач (на слайдах проверяем каждую задачу отдельно, сначала выслушиваем детей, затем выходит слайд)

- Кто решил третью задачу?  

- Прочитайте ответ задачи.

- Правильный ответ: в восьми коробках 48 карандашей.

- Кто неправильно  решил третью задачу?  У кого неверный ответ, что вы не смогли? В чём была  трудность?

- У кого  верный ответ, обоснуйте свои  действия.

Самопроверка. Отметка в листе самооценки.

3 правильных ответа - 3б.

2 правильных ответа - 2б.

1 правильный ответ – 1 б.

- Итак, ребята, чтобы решить любую задачу, что мы должны знать?  

- «Решение задач»

- Решать задачи нового типа

20 : 2 = 10 (о.)

Ответ: 10 огурцов собрали со второй грядки.

32 : 4 = 8 (руб.)

Ответ: 8 рублей стоит одна ручка.

1) 24 : 4 = 6 (к.) – в одной коробке

2) 6 · 8 = 48 (к.) – в 8 коробках

Ответ: 48 карандашей в 8 таких коробках.

- Алгоритм работы над задачей

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Определить способы и средства для реализации учебной деятельности. 

V.Реализация построенного проекта.

Цель: Построение и фиксация нового знания.

-Давайте вспомним алгоритм работы над задачей.

(На слайде выходит алгоритм работы над задачей)

-Итак, ребята, давайте вместе разберемся с задачей.

Задача

В 4 одинаковых коробках было 24  карандаша. Сколько  карандашей в 8 таких коробках? (Слайд)

- Сколько смысловых частей в задаче?

- Как покажем это на модели? Покажите модель задачи.

В 4 кор. – 24 кар.→ В 1 кор. - ? кар.

В 8 кор. - ? кар.

- Что узнаем первым действием? (Сколько карандашей в 1 коробке)

- Из какой части задачи мы это можем узнать? (Из первой) появляется на доске → В 1 кор. - ? кар.

- Что изменилось в модели задачи? (Появилась строчка, где надо узнать, сколько карандашей в одной коробке)

- Как узнаем, сколько карандашей в 1 коробке? (24 : 4)

- Если известно количество карандашей в одной коробке, можем ли мы узнать количество карандашей в 8 коробках?

-Как это сделать? (6*8)

- Значит, что мы узнаем вторым действием? (Количество карандашей в 8 коробках)

- Мы ответили на вопрос задачи?

- Запишем ответ

Повторение

- Во сколько действий эта задача? (В 2 действия.)

-  Какое первое действие? (Деление.)

- Что мы узнавали первым действием? (Количество карандашей в 1 коробке)

- По-другому это действие называют приведением к единице.

- Какое второе действие? (Умножение.)

 - Что мы узнавали вторым действием? (Количество карандашей в 8 коробках)

- Такие задачи называются – задачи на приведение к единице.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Применить новые знания в типовых заданиях.

Работа по учебнику

- Открываем учебники на стр.92, № 1 (1 ребенок читает)

№1 18 пирожных разложили поровну на 6 тарелок. Сколько пирожных на 4х таких тарелках?

18 п.- на 6 т. →    На 1 т. - ? п.         

 ? п.- на 4х т.                                                  

 Ученик у доски решает

- Прочитайте задачу.

- Прочитайте еще раз вопрос задачи.

-Что нам нужно узнать?

-Можно ли ответить на этот вопрос 1м действием? Что мы будем узнавать первым действием? (Сколько пирожных  на 1тар.)

-Как узнать? (18:6)

-Что нужно узнать потом? (Сколько пирожных  на 4х тар)

-Как узнать? (3*4)

-Ответили на основной вопрос задачи?

18:6=3 (п)- на 1тарелке

3*4=12(п)

Ответ: 12 пирожных на 4х таких тарелках.

2. - Какие магазины вы знаете?  Вы сейчас отправитесь в магазин.  Пойдете вы вместе со своей парой. (продуктовых товаров, промышленных, обувь, игрушки, зап.частей и т.д.)

- Взяли карточки. Вам нужно по рисунку составить задачу и решить ее.

Самопроверка. Отметка в листе самооценки.

Задача решена правильно – 3 б.

Задача решена неправильно – 0 б.

 Физкульминутка

Бананамама

Выполняют физкультминутку

VII. Cамостоятельная  работа с самопроверкой.

Цель: Закрепить умения применять новые знания в типовых заданиях.

- Сейчас попробуем самостоятельно решить задачу на приведение к единице.

I – вариант

За 2  марки заплатили 6 рублей. Сколько рублей заплатят за 5 таких марок?

Самопроверка по образцу:

За 2  мар. - 6 руб. →    В 1 мар. - ? руб.         

За 5 мар. - ? руб.

1) 6 : 2 = 3(руб.) – одна марка

2) 3 · 5 = 15 (руб.)

 Ответ: 15 рублей стоят пять таких марок.

II  – вариант

В трёх подъездах 24 квартиры. Сколько квартир в 5 подъездах?

Самопроверка по образцу:

 В 3 п. – 24 кв.    →    В 1 п. - ? кв.         

 В 7 п. - ? кв.

1) 24:3 = 8( кв.) - в подъезде.

 2) 8· 5 = 40 (кв.)

Ответ: 40 квартир в пяти подъездах.

- У кого задание не вызвало затруднение?

Самопроверка. Отметка в листе самооценки.

Задача решена правильно – 3 б.

Задача решена неправильно – 0 б.

I – вариант

Самопроверка по образцу:

За 2  мар. - 6 руб. →В 1 мар. - ? руб.         

За 5 мар. - ? руб.

1) 6 : 2 = 3(руб.) – одна марка

2) 3 · 5 = 15 (руб.)

 

Ответ: 15 рублей стоят пять таких марок

II  – вариант

Самопроверка по образцу:

 В 3 п. – 24 кв.    →   В 1 п.-? кв.         

 В 7 п. - ? кв.

1) 24:3 = 8 ( кв.) - в подъезде.

 2) 8· 5 = 40 (кв.)

Ответ: 40 квартир в пяти подъездах.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Повторить пройденный материал

1.Решим устно примеры № 5

2. №7, что вы можете сказать об этой задаче, похожа она на задачу, которую решали сегодня на уроке? Вспомните, пожалуйста, тип задачи.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Соотнести цели урока и его результата.

X.Домашнее задание

(дифференцированное задание)

-Ребята, наш урок подходит  к концу, давайте вспомним,  с каким типом задач мы познакомились?

- Почему они так называются?

- Удалось ли нам справится с поставленной целью?

- Давайте сделаем итог, на сколько мы справились.

- Возьмите листы самооценок и сосчитайте общее количество баллов.

- Посчитайте баллы в оценочных листах.

- если у тебя 15-17 б. – «5» Замечательно – ты выбираешь зеленый билетик,

- если у тебя 11 -14 б. – «4» Хорошо – ты выбираешь желтый билетик,

- если  у тебя   10  б. и  меньше – «3»  Я мог бы сделать лучше  - ты выбираешь красный билетик.

-Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.

Дети выбирают карточку, соответствующую их самооценке, это их билетики на выход

Красная карточка

На изготовление 4 платьев ушло 16 м ситца. Сколько таких же платьев сшили из 24 м этой ткани?

Желтые карточки

Найди задачу  на приведение к единице и реши её

1.В 4 тетрадях 48 листов. Сколько листов в 7 таких же тетрадях?

2.В одной вазе было 5 конфет, а в другой - 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе конфет больше, чем в первой?

Зеленая карточка

Составь задачу на приведение к единице

и реши её.

- С задачами на приведение к единице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный сантиметр"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный сантиметр"...

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему «Единицы измерения длины. Километр»

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему  "Единицы измерения длины. Километр" по учебнику "Математика. 4 класс" М.И...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Единицы измерения величин"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Единицы измерения величин"  (урок актуализации знаний и умений ) (ОС «Школа 2100»)....

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме " Единица площади - квадратный метр". УМК "Школа России".

Технологическая карта урока по математике в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный метр". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме « Единица площади – квадратный дециметр».

Урок способствует  развитию умений соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые задачи на нахождение ...

Технологическая карта урока математики в 4 классе. тема: "Таблица единиц времени". Дата публикации: 15.01.2020

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений составлять сводную таблицу единиц времени, называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, решать текстовые задачи, решать з...

Технологическая карта. Урок математики в 4 классе по теме "Единицы длины. Закрепление".

Данная технологическая карта помогает учителю 4 класса грамотно и интересно выстроить урок закрепления по теме:"Единицы длины". Реализовать цель урока: создание условий для применения у...