Рабочая программа по математике 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс)

Рабочая программа по математике предназначена для обучающихся 1 классов по программе "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 1 «Б» класса ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по курсу математика  в 2020-2021 учебном году.

1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: 

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
  • формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
  • развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
  • формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.
  • развитие личности, её познавательных интересов, критического мышления,

развитие способностей к самоопределению и самореализации,

  • освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве,
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

1.2.Нормативные правовые документы,

на основании, которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
  • Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2016-2020 годы
  • Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) (новая редакция) на 2020-2021 учебный год
  • Учебный план ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год

1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по математике, рабочей программы для предметной линии учебников системы «Перспектива» (1—4 классы для общеобразовательных учреждений) Дорофеева В.Г., Мираковой Т.Н. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2011.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит   540 часов для обязательного изучения учебного предмета «Математика» на этапе начального общего образования, в том числе в 1 классе – 132 часа из расчета 4 учебных часа в неделю.

Авторская Программа по математике для 1 - 4 классов (под редакцией Дорофеева В.Г., Мираковой Т.Н.) рассчитана на 540 ч. В 1 классе на изучение математики отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.)

1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

 Содержание авторской Программы по математике для 1 – 4 классов под редакцией Дорофеева В.Г., Мираковой Т.Н. направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по математике и программе начального общего образования по математике, тем самым позволяет реализовать Требование к содержанию программы. Авторская программа предусматривает формирование у учащихся необходимых предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, а так же ключевых компетенций для дальнейшего изучения курса в средней школе. Позволяет реализовать Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы по математике и Требования к результатам начального общего образования.

 1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами:

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.

В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.

   1.6.Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

 В авторскую программу внесены следующие изменения:

     

п/п

Тема

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

Сравнение и счёт предметов

12

12

Множества и действия над ними

9

9

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.

25

24

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание.

58

55

Числа от 11 до 20. Нумерация

2

2

Сложение и вычитание

26

30

ИТОГ

132

132

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ  и на основании писем Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (от 23.08.2014 №01-16-2560/13-0-0)  и  Отдела образования администрации Невского района (от 12.12.2014 № 34-397)  в целях реализации программы учебного курса «Дорожная безопасность» в I-IV классах в рабочую программу включен модуль в количестве 2 часов. В соответствии с Учебным планом ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год обучение в I-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

1.7.Используемый учебник:

Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 1. Москва «Просвещение» 2019 год

Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 2. Москва «Просвещение» 2019 год

1.8.Тематический план:

Название раздела, темы

Всего

часов

В том числе на:

Контрольные работы

Повторительно-обобщающие

уроки

Сравнение и счёт предметов

12

1

Множества и действия над ними

9

1

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.                                                                                                

24

2

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание.                                                                                              

55

2

Числа от 11 до 20. Нумерация

2

Сложение и вычитание

30

1

5

ИТОГ

132

1

11

1.9.Характеристика 1б класса

Характеристика 1б класса будет дана со 2 полугодия.

1.10.Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету

Педагогические технологии обучения

  • Развивающее обучение
  • Дифференцированное обучение
  • Игровое обучение
  • Обучение развитию критического мышления
  • Проектная и исследовательская деятельность

     Формы уроков:

1)     урок ознакомления с новым материалом;

2)     урок закрепления изученного;

3)     урок применения знаний и умений;

4)     урок обобщения и систематизации знаний;

5)     урок проверки и коррекции знаний и умений;

6)     комбинированный урок;

7)     интегрированный урок;

8)     театрализованный урок;

9)     урок экскурсия;

10)   урок соревнование;

11)   урок с дидактической игрой;

Типы уроков

  • урок открытия нового знания (ОНЗ)
  • урок рефлексии (Р)
  • урок построения системы знаний (ПСЗ)
  • урок развивающего контроля (РК)

1.11.Виды и формы промежуточного и итогового контроля:

Виды контроля

Формы контроля

вводный

проверочная работа, контрольная  работа, устный счёт

текущий

проверочная работа, индивидуальные разноуровневые задания, контрольная  работа, тестовые задания, устный счёт

тематический

проверочная работа, индивидуальные разноуровневые задания, контрольная  работа, тестовые задания, устный счёт

итоговый

проверочная работа, индивидуальные разноуровневые задания, контрольная  работа, тестовые задания, устный счёт

  1. Содержание рабочей программы

Числа и величиныСчёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами.Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса.

Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.).

Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.

Геометрические величины.Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний.

Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

Чтение столбчатой диаграммы.

Распределение содержания программы по классам дано в следующем разделе, где представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками:

Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

4. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  10.  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  2. Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
  3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  5. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  6. Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
  7. Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.
  1. Литература и средства обучения

4.1.Литература для учителя (основная и дополнительная):

Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 1. Москва «Просвещение» 2019 год

Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 2. Москва «Просвещение» 2019 год

Программа по математике для первого класса Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой (УМК «Перспектива»)  

Методические рекомендации для учителя к учебнику математики для 1 класса, изд-во «Просвещение» Москва, 2014 год;

Средства обучения: схемы, учебные плакаты, учебные компьютерные программы по теме урока. Приложение на электронном носителе к учебнику.

                  4.2.Литература для учащихся (основная и дополнительная):

Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 1. Москва «Просвещение» 2019год

Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 2. Москва «Просвещение» 2019 год

4.3.Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

http://viki.rdf.ru/

http://nsportal.ru/

Презентации, созданные учителем самостоятельно

4.4.Электронные образовательные ресурсы:

Приложение на электронном носителе к учебнику: Математика 1 класс. Г.В Дорофеев, Т.В. Миракова

                 4.5.Информационно-техническая оснащенность кабинета:

- печатные пособия;

- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

- технические средства обучения (средства ИКТ);

- цифровые и электронные образовательные ресурсы;

- демонстрационные пособия;

- электронная доска

- ДВД проигрыватель

- телевизор

- магнитофон кассетный + СД диски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...