Внеурочная деятельность
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Седен Азиата Ак-ооловна

Рабочая программа курса "Геометрия вокуг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geom_vokrug_nas.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кызыл-Чыраанская средняя общеобразовательная школа муниципального района

«Тес-Хемский кожуун Республики Тыва»

«Рассмотрено»

Руководитель ШУМО

_______/Седен А.А./

 «___»_________2020г.

«Согласовано»

Зам. дир. по УВР

________/Донгак Е.М./

 «___»__________2020г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ

________/Эрендей А.В./

Приказ №________

«___»__________2020г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Геометрия вокруг нас»

1-4 классы

Направление: общеинтеллектуальное.

Ак-Эрик-2020

Пояснительная записка

Настоящее программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель и задачи курса «Геометрия вокруг нас»

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

-знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

-обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

-сформировать умение учиться.

-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

-обучение различным приемам работы с бумагой,

-применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

-развитие мелкой моторики рук и глазомера,

-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

-выявить и развить математические и творческие способности.

-воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

-расширение коммуникативных способностей детей,

Общая характеристика факультативного курса

Факультативный курс «Геометрия вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению научно – познавательное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий ,трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место факультатива в учебном плане

        Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут , на 34 часа в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

 - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Предметные результаты:

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание факультативного курса

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Деньи ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Календарно - тематическое планирование   курса «Геометрия вокруг нас»

1 класс – 33 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Математика – царица наук

1

2

Как люди научились считать

1

3

Интересные приёмы устного счёта

1

4

Решение занимательных задач в стихах

1

5

Игра «Муха» ( «муха» перемещается по командам на игровом поле)

1

6

Учимся отгадывать ребусы

1

7

Числа – великаны. Коллективный счёт.

1

8-9

Проектная деятельность «Спутники планет»

2

10

Решение ребусов и логических задач.

1

11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

12

Загадки – смекалки

1

13

Игра «Знай свой разряд»

1

14-15

Практикум «Подумай и реши»

2

16

Задачи с изменением вопроса.

1

17-18

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2

19-20

Решение нестандартных задач.

2

21-22

Проектная деятельность «солнце – обыкновенный жёлтый шарик»

2

23-24

Математические горки

2

25

Наглядная алгебра

1

26

Решение логических задач

1

27

Игра «У кого какая цифра»

1

28

Знакомьтесь: Архимед!

1

29-30

Задачи с многовариантными решениями

2

31-32

Знакомьтесь: Пифагор!

2

33

Математический КВН.

1

Итого – 33 часа

2 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Геометрические упражнения

1

2-3

Проектная деятельность «Великие математики»

2

4

Упражнения в черчении на нелинованной бумаге

1

5

Игра «Удивительный квадрат»

1

6

Преобразование фигур на плоскости

1

7

Задачи – смекалки

1

8

Симметрия фигур

1

9-10

Соединение и пересечение фигур

2

11

Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

12-13

Проектная деятельность «Московский Кремль»

2

14-15

Объём фигур

2

16

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

17

Конструирование предметов из геометрических фигур

1

18

Открытие нуля

1

19-20

Учимся решать задачи на противоречия

2

21

Игра «Гонки за лидером: меры в пословицах»

1

22-23

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»

2

24

Экскурсия в компьютерный класс

1

25-26

Компьютерные математические задачи

2

27-30

Конкурс знатоков

4

31-32

Учимся комбинировать элементы знаковых систем

2

33-34

Задачи с многовариантными решениями

2

Итого – 34 часа

3 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

Математика – это интересно. Решение нестандартных задач

2

3

Танграм: древняя китайская головоломка

1

4-5

Проектная деятельность «Природное сообщество - аквариум»

2

6

Игра с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части.

1

7

Волшебная линейка. История возникновения линейки

1

8

Игра «Задумай число»

1

9

Конструирование многоугольников из деталей квадрата

1

10

Игра – соревнование «Весёлый счёт»

1

11-12

Проектная деятельность «Газета умников и умниц»

2

13-15

Весёлая геометрия. Решение задач

3

16

Построение математических пирамид

1

17-18

«Спичечный конструктор». Построение конструкции по заданному образцу.

2

19-20

Задачи - смекалки

2

21

Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конструкции

1

22

Математические игры «Построение математических пирамид»

1

23

Числовые головоломки

1

24

Уголки. Составление фигур из 4,5,6,7 уголков по образцу и собственному замыслу

1

25

Игра в магазин. Монеты.

1

26-27

Конструирование фигур из деталей танграма

2

28-29

Секреты задач. Решение задач разными способами

2

30

Числовые головоломки

1

31-33

Создание мини – альбома «Узоры геометрии»

3

34

Проектная деятельность «Великие математики»

1

Итого – 34 часа

4 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Любителям математики. Турнир смекалистых

1

2-3

Волшебный круг. Правила сравнения дробей

2

4-5

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

2

6

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами

1

7

Закономерности в числах и фигурах

1

8-10

Проектная деятельность «Трудолюбивые пчёлы»

3

11

Магические квадраты

1

12

Волшебный квадрат

1

13

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

1

14-15

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

2

16

Поиск альтернативных способов действий

1

17-18

Проектная деятельность «Газета эрудитов»

2

19

Задачи – тесты. Блиц - турнир

1

20-22

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров.

3

23

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число

1

24

Математические головоломки

1

25

Задачи – тесты. Блиц - турнир

1

26

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных данным

1

27

Из истории чисел. Применение различных чисел в современной жизни

1

28

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

1

29-30

Проектная деятельность «Волшебный круг»

2

31

Путешествие по числовому лучу.

1

32

Игра «Морской бой»

1

33

Графы на плоскости

1

34

Смотр знаний

1

Итого – 34 часа

Список литературы

  1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  5. Шадрина И.В.  Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
  6. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

8.Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение»,  2012

9.Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....