УМК "21 век" Рабочие программы для 3 класса
рабочая программа по математике (3 класс)

Рабочая программа по математике, окружающему миру для 3 класса.

Содержат:  планируемые результаты, содержание программ и календарно-тематическое планирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc339 КБ
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАГАЕВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                           «Утверждаю»

 Директор МБОУ Отрадненской СОШ

 

 _____________ Т. В. Бурачевская

 

 Приказ от  31.08.2020г. № 207

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету математика

Уровень общего образования (класс): начальное общее, 3 класс 

 

Количество часов: 167

Учитель: Волобуева Татьяна Сергеевна

 

 

Программа разработана на основе авторской программы по математике

3 классов общеобразовательных учреждений.УМК «Начальная школа XXI века»; Рудницкая В. И., «Математика» – М: Вентана – Граф, 2012

 

 Пояснительная записка

        Данная рабочая программа по математике разработана на основе:

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  • Календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год;
  • Положением МБОУ Отрадненской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

                                      Общая характеристика учебного курса

Ведущими  принципами построения  учебного курса являются:

 - анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

 - возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

 - взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

 - обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;

 - обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;

 - развитие интереса к занятиям математикой.

 Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять содержательных линий:

 - элементы арифметики;

 - величины и их измерение;

 - логико – математические понятия и отношения;

 -  алгебраическая пропедевтика;

 - элементы геометрии.

Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых и развёртывается всё содержание обучения.

    Цель уроков математики - создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;  формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок; обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

        Для реализации  целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.

Задачи курса:

- формирование логико-математического мышления; овладение математической речью;

-  формирование умения решать  учебные и практические задачи, вести поиск информации, измерять наиболее распространённые в практике величины, применять алгоритмы математических действий для вычислений, узнавать  в окружающих предметах  геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

 - воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания;  проявлять интерес к занятиям математикой; стремиться использовать математические знания  при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

                                                 Ценностные ориентиры курса:

данный курс  создаёт благоприятные возможности для формирования у школьников  значимых с точки зрения общего образования  арифметических и геометрических представлений,  овладения математическим языком, знаково - символическими средствами, формирования  у учащихся  «умения  учиться»;  оказывает заметное  влияние на развитие познавательных способностей детей;  особую ценность имеет работа  с  информацией, представленной в виде  таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных – формирование соответствующих  умений на уроках математики  оказывает существенную помощь  при изучении других  учебных предметов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Личностными результатами обучения учащихся являются:

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к самоорганизованности;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся являются:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Планируемые результаты обучения 

 К концу обучения в 3  классе ученик научится:

называть:

— любое  следующее  (предыдущее)  при  счете  число  в  пределах  1000,

любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном

порядке;

— компоненты действия деления с остатком;

— единицы массы, времени, длины;

— геометрическую фигуру (ломаная);

сравнивать:

— числа в пределах 1000;

— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

различать:

— знаки > и <;

— числовые равенства и неравенства;

читать:

— записи вида 120 < 365, 900 > 850;

воспроизводить:

— соотношения между единицами массы, длины, времени;

— устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах

1000;

приводить примеры:

— числовых равенств и неравенств;

моделировать:

— ситуацию,  представленную  в  тексте  арифметической задачи,  в  виде

схемы (графа), таблицы, рисунка;

— способ деления с остатком с помощью фишек;

упорядочивать:

— натуральные числа в пределах 1000;

— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

анализировать:

— структуру числового выражения;

— текст арифметической (в том числе логической) задачи;

классифицировать:

— числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);

конструировать:

— план  решения  составной  арифметической  (в  том  числе  логической)

задачи;

контролировать:

— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с

натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;

решать учебные и практические задачи:

— читать и записывать цифрами любое трехзначное число;

— читать и составлять несложные числовые выражения;

— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;

—  вычислять  сумму  и  разность  чисел  в  пределах  1000,  выполнять

умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя

письменные алгоритмы вычислений;

— выполнять деление с остатком;

— определять время по часам;

— изображать ломаные линии разных видов;

— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия

(со скобками и без скобок);

— решать текстовые арифметические задачи в три действия.

К концу обучения в 3 классе ученик  получит возможность научиться:

формулировать:

— сочетательное свойство умножения;

—  распределительное  свойство  умножения  относительно  сложения

(вычитания);

читать:

— обозначения прямой, ломаной;

приводить примеры:

— высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;

— верных и неверных высказываний;

различать:

— числовое и буквенное выражение;

— прямую и луч, прямую и отрезок;

— замкнутую и незамкнутую ломаную линии;

характеризовать:

— ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);

— взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

конструировать:

— буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными

данными;

воспроизводить:

— способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

решать учебные и практические задачи:

— вычислять  значения  буквенных  выражений  при  заданных  числовых

значениях входящих в них букв;

— изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;

— проводить прямую через одну и через две точки;

— строить  на  клетчатой  бумаге  точку,  отрезок,  луч,  прямую,  ломаную,

симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).

Место  учебного предмета  в учебном плане

Количество часов  -  167 ( 5 часов в неделю, 34 рабочие недели.) В связи с праздничными днями 4 ноября, 23 февраля, 8 марта , 1 мая  2021 года количество часов по предмету в тематическом планировании сокращено на 3 часа. - 167

Уровень – базовый.

Учебный процесс организуется в классно-урочной форме.

Содержание учебного курса

Содержательная                             линия

Учебный   материал

Универсальные учебные действия

Число и счёт  

Целые неотрицательные числа

Счёт сотнями в пределах 1000. Десятичный состав трёхзначного числа.

Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000. Чтение и запись чисел от 100 до 1000

Запись трёхзначных чисел цифрами. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается

арифметика. Сравнение и упорядочение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > (больше) и <

(меньше).

  Называть любое следующее (предыдущее)  при счёте число, а также любой  отрезок  натурального ряда  чисел от100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

   Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения.

    Различать знаки «больше», «меньше».

    Читать записи  вида 256< 564,   456> 324.

     Упорядочивать числа  (располагать их в порядке увеличения/уменьшения).

Арифметические

действия в пределах

1000

Сложение и вычитание.

Умножение и деление.

Свойства умножения и деления

Числовые и буквенные выражения.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Проверка правильности вычислений разными способами (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности,

прикидка результатов, вычисление на калькуляторе).

Устные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел. Умножение и деление на 10 и на 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число.

Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число. Нахождение

однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416). Деление с остатком.

Деление на однозначное и на двузначное число.

Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Сочетательное свойство умножения.

Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания).

Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени,

разных ступеней. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Вычисление значений числовых

выражений.

Выражение с буквой. Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв.

   Воспроизводить устные приёмы  сложения и вычитания  в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

   Вычислять сумму и разность  чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.

    Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а  также  используя  прикидку результатов, перестановку слагаемых, микрокалькулятор, осуществлять взаимопроверку.

     Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

    Вычислять  произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения  на однозначное и на двузначное число.

    Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления , а  также  используя  перестановку множителей, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку.

    Подбирать частное путём проб.

   Различать деление с остатком и  без остатка.

    Моделировать способ деления с остатком с помощью фишек.

     Называть компоненты деления с остатком.

     Вычислять  частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления  на однозначное и на двузначное число.

    Контролировать свою деятельность; осуществлять взаимопроверку.

   

  Формулировать  сочетательное свойство  умножения и использовать его при выполнении  вычислений.

    Формулировать  правило  умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении  вычислений.

  Анализировать числовое выражение  с целью  определения порядка выполнения  действий.

    Вычислять значения числовых выражений  со скобками и без скобок, используя изученные правила.

   Вычислять значения буквенных выражений.

    Выбирать буквенное выражение  для решения  задачи из предложенных вариантов.

   Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи.

Величины.

  Масса и вместимость

 

Цена, количество, стоимость

Время и его измерение.

Геометрические величины.

Измерение величин. Сравнение и упорядочение величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношение: 1 кг = 1 000 г.

Обозначение: л. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам:

длине, массе, вместимости.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка.

Вычисления с данными значениями массы и вместимости.

Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц

Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между

единицами измерения однородных величин: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года. Вычисления с данными единицами времени.

Единицы длины: километр, миллиметр. Обозначения: км, мм. Соотношения: 1 км = 1 000 м, 1 см = 10 мм, 1 дм = 100

мм.  Сведения  из  истории  математики:  старинные  единицы  длины  (морская  миля,  верста). Длина ломаной и её вычисление. Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры.

    Называть единицы массы.

    Выполнять практические работы:  взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды,  сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки.

   Вычислять  массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений.

     Вычислять  цену, количество или стоимость  товара, выполняя арифметические действия в пределах 1000.

   Называть единицы времени.

   Выполнять практическую работу:  определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды.

     Вычислять  время в ходе решения практических и учебных задач.

  Называть единицы длины:  километр, миллиметр.

    Выполнять практическую работу:  измерять размеры предметов  с использованием разных единиц длины.

     Выбирать  единицу длины при выполнении различных измерений.

     Вычислять длину ломаной.

Работа с текстовыми

задачами.

Текстовая арифметическая задача и её решение

Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные

зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли – продажи и др. Примеры

арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения. Представление текста задачи

(схема, таблица, диаграмма и другие модели).  

  Анализировать текст задачи  с последующим планированием  алгоритма её решения.

    Устанавливать  зависимости между величинами.

    Выбирать  арифметические действия  и объяснять их выбор; определять число и порядок действий.

    Воспроизводить  способ  решения задачи в разных формах.

    Исследовать  задачу: устанавливать факт наличия  нескольких решений  задачи; на основе  анализа данных задачи  делать вывод об отсутствии её решения.

Геометрические

понятия.

Геометрические фигуры

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание. Обозначение ломаной буквами. Замкнутая,

незамкнутая, самопересекающаяся ломаная.

Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки.

Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой. Обозначение прямой.

Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях. Деление

окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Осевая симметрия: построение симметричных фигур на

клетчатой бумаге. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии.

  Характеризовать ломаную (вид, число вершин, звеньев).

  Читать обозначение ломаной.

   Различать виды ломаных.

  Конструировать ломаную линию  по заданным условиям.

  Различать прямую и луч. прямую и отрезок.

  Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита.

   Воспроизводить способ деления окружности на 6 частей с помощью циркуля.

                 

     Воспроизводить способ построения  точек, отрезков, лучей,  прямых, ломаных,  многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.    

      Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8  частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Логико-математическая

подготовка.

Логические понятия

Понятие о высказывании. Верные и неверные высказывания. Числовые равенства и неравенства как

математические примеры верных и неверных высказываний. Свойства числовых равенств и неравенств.

Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания.

     Отличать высказывания от других  предложений, не являющихся высказываниями.

    Приводить примеры верных и неверных высказываний и предложений, не являющихся высказываниями.

   Отличать числовое равенство от  числового неравенства.

    Приводить примеры верных и неверных  числовых равенств и неравенств.

   Конструировать ход  рассуждений  при решении логических задач.

Работа с информацией  

Представление и сбор информации

Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Составление, запись и выполнение простого

алгоритма, плана поиска информации. Получение необходимой информации из разных источников: учебника,

справочника и др. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих

отношения между числами (величинами). Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач.

  Собирать, анализировать и фиксировать  информацию, получаемую при счёте и  измерении, а также из справочной литературы.

   Выбирать необходимую для решения задач информацию из разных источников (рисунки, схемы, таблицы).

Тематическое планирование уроков математики.

Тема

Количество часов по программе

Количество часов фактически

Время прохождения

Контроль

1.

1 четверть.

Числа от 100  до 1000

3

4

 

Входная контрольная работа.

2.

Сравнение чисел. Знаки «больше», «меньше».

3

5

Контрольная работа №1

Устный счёт

3.

Километр. Миллиметр.

4

4

 Текущий контроль -

4.

Ломаная. Длина ломаной.

6

6

 Текущий контроль

5.

Масса. Килограмм, грамм

4

4

 Текущий контроль

6.

Вместимость. Литр.

3

3

Текущий контроль

7.

Сложение чисел в пределах 1000.

6

7

Контрольная работа №2

8.

Вычитание чисел в пределах 1000.

6

8

Контрольная работа №3

Устный счёт

Контрольная работа №4   (за 1 четверть)

9.

Сочетательное свойство сложения.

2 четверть.

3

4

Текущий контроль

10.

Сумма трёх и более слагаемых.

3

3

Текущий контроль

11.

Сочетательное свойство умножения.

3

3

Текущий контроль

12.

Произведение трёх и более множителей.

3

3

Текущий контроль

13.

Симметрия на клетчатой бумаге.

3

5

 Контрольная работа №5

14

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

3

3

Текущий контроль

15.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

4

6

Контрольная работа №6.

16.

Высказывания.

3

2

Текущий контроль

17.

Числовые равенства и неравенства.

3

7

Контрольная работа №7.

(за 2 четверть)

Устный счёт.

18.

Деление окружности на равные части.

3 четверть.

3

5

 Контрольная работа №8.

19.

Умножение суммы на число.

3

3

Текущий контроль

20.

Умножение на 10 и на 100

3

3

Текущий контроль

21.

Умножение вида 50 · 9, 200 · 4.

4

4

Текущий контроль

22.

Прямая.

3

3

 -

23.

Умножение на однозначное число.

7

9

Контрольная работа №9.

24.

Измерение времени.

4

6

Контрольная работа №10.

(за 3 четверть)

Самост раб.

25.

Деление на 10 и на 100.

2

3

Текущий контроль

Самост раб.

26.

Нахождение однозначного частного.

4

4

Текущий контроль

27.

Деление с остатком.

5

5

Текущий контроль

28.

Деление на однозначное число.

7

9

Контрольная работа №10.

(за 3 четверть)

Устный счёт

29.

Умножение вида 23  40.

4

6

Текущий контроль

30.

4 четверть.

Умножение на двузначное число.

7

8

Сам. работа.

31.

Деление на двузначное число.

9

11

Контрольная работа №11

Контрольная работа №12

32.

Повторение.

Уроки проверки знаний.

Резервные уроки.

8

12

Итоговая комплексная проверочная работа.

Контрольная работа №13.

(за 4 четверть)

Контрольная работа №14 (итоговая)

Устный счёт (итоговый)

Диагностика за 3 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Программные вопросы

Часы

урока

Тема урока

Тип урока

Дата

План.

Факт.

1 четверть

1. Числа от 100 до 1000.

5 ч.

1.

 Числа от 100 до 1000. Устная нумерация.

Урок изучения нового материала

01.09.

2020г.

2

Числа от 100 до 1000. Устная нумерация

комбинир

02.09

3

Числа от 100 до 1000. Письменная нумерация.

Урок изучения нового материала

03.09.

4

Числа от 100 до 1000. Разрядный состав.

Комбиниро

ванный урок.

05.09.

5

Контрольная работа №1 по  «Повторению».

Числа от 100 до 1000. Закрепление знаний.

Контрольный

07.09.

2. Сравнение чисел.

Знаки «больше» и «меньше».

5 ч.

6

Работа  над  ошибками.

Сравнение чисел. Знаки «больше» и «меньше».

Урок изучения нового материала

08.09.

7

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «больше» и «меньше».         

Урок изучения нового материала

09.09.

8

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «больше» и «меньше».         

Урок тренинга  вычислительных навыков.

10.09.

9

Контрольная работа № 2.

«Числа  от  100до 1000. Сравнение чисел».

Контрольный

12.09.

10.

Работа над ошибками в контрольной работе.

Урок коррекции знаний.

14.09.

3. Длина и ее измерение.

4 ч.

11

Длина и её измерение. Единицы измерения длины. Устный счет.

Урок изучения нового материала

15.09

12.

Единицы измерения длины. Километр.

Комбинированный урок.

16.09

13.

Единицы измерения длины. Миллиметр.

Комбинированный урок.

17.09

14.

Закрепление знаний по теме «Километр. Миллиметр».

Урок повторения и закрепления знаний.

19.09

4. Ломаная.

 Длина ломаной

6 ч.

15.

Ломаная линия  и  ее  элементы.

Урок изучения нового материала

21.09

16.

Построение ломаной линии.

Комбинированный урок.

22.09

17.

Измерение длины ломаной.

Комбинированный урок.

23.09

18.

Построение и измерение  ломаной линии.

Урок повторения и закрепления знаний.

24.09

19.

Построение и измерение  ломаной линии.

Урок повторения и закрепления знаний.

26.09

20.

Закрепление знаний по теме «Ломаная. Длина ломаной».

Контрольный

28.09

5. Масса.

Единицы измерения массы.

4 ч.

21.

Масса. Единицы измерения массы.

Урок изучения нового материала

29.09

22.

Единицы измерения массы. Килограмм, грамм.

Урок изучения нового материала

30.09

23.

Соотношение между единицами массы.

Комбинированный урок.

01.10

24.

Закрепление  по теме «Масса. Килограмм, грамм».

Урок повторения и закрепления знаний.

03.10

6. Вместимость. Литр.

3 ч.

25.

Вместимость.  

Урок изучения нового материала

05.10

26.

Единица вместимости. Литр.

Комбинированный урок.

06.10

27.

Контрольная работа № 3 по теме «Длина, масса, вместимость».

контрольн

07.10

7. Сложение.

7 ч.

28.

Работа  над  ошибками. Сложение. Поразрядное сложение.

Урок изучения нового материала

08.10

29.

Устные приемы сложения трехзначных чисел.

Комбинированный урок.

10.10

30.

Устные приемы сложения трехзначных чисел.

Комбинированный урок.

12.10

31.

Письменные приемы сложения трехзначных чисел.

Урок изучения нового материала

13.10

32.

Письменные приемы сложения двухзначных и трехзначных чисел.

Урок повторения и закрепления знаний.

14.10

8. Вычитание.

33.

Проверка устного счета за 1 четверть. Вычитание. Поразрядное вычитание.

15.10

34.

Устные приемы вычитания.

Урок коррекции знаний.

17.10

35.

Письменные приемы вычитания в пределах 1000.

Урок изучения нового материала

19.10

36.

 Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000».

Комбинированный урок.

20.10

37.

Работа над ошибками в контрольной работе. Закрепление материала.

Комбинированный урок.

21.10

38

Контрольная работа № 5  за 1 четверть

Комбинированный урок.

22.10

39.

Работа над ошибками в контрольной работе .Закрепление материала.

Контрольный

24.10

2 четверть

40.

Сложение  и  вычитание в пределах 1000

Урок коррекции знаний

02.11

41.

Письменные приемы вычитания в пределах 1000.

03.11

42.

Письменные приемы вычитания в пределах 1000.

Урок коррекции знаний.

05.11

9. Сочетательное свойство сложения.

4 ч.

43.

Сочетательное свойство сложения.

Урок изучения нового материала

07.11

44.

Сочетательное свойство сложения.

Комбинированный урок.

09.11.

45.

Сочетательное свойство сложения

Комбинированный урок.

10.11

46.

Применение сочетательного свойства сложения. Тренинг вычислительных навыков.

Урок повторения и закрепления знаний.

11.11

10. Сумма трех и более слагаемых.  

3 ч.

47.

Сумма трех и более слагаемых.  

Урок изучения нового материала

12.11

48.

Использование свойств  сложения при устных и письменных вычислениях.

Урок повторения и закрепления знаний.

14.11

49.

Вычисление значения выражения.

Комбинированный урок.

16.11

11. Сочетательное свойство умножения.

3 ч.

50.

Сочетательное свойство умножения.

Урок изучения нового материала

17.11

51.

Применение сочетательного свойства сложения.

Урок повторения и закрепления знаний.

18.11

52.

Применение сочетательного свойства сложения.

Урок повторения и закрепления знаний.

19.11

12.  Произведение трех и более множителей.

3 ч.

53.

Произведение трех и более множителей.

Урок изучения нового материала

21.11

54.

Использование свойств умножения при устных и письменных вычислениях.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

23.11

55

Вычисление значения выражения.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

24.11

13. Симметрия на клетчатой  бумаге.

5 ч.

56.

Понятие о симметричных фигурах.

Урок изучения нового материала

25.11

57.

Изображение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона.

Урок повторения и закрепления знаний.

26.11

58.

Изображение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона.

Урок повторения и закрепления знаний.

28.11

59.

Контрольная работа № 5 по теме «Симметрия на клетчатой бумаге».

Контрольный

30.11

60.

Работа над ошибками в контрольной работе.

Урок коррекции знаний.

31.11

14. Порядок выполнения  действий в выражениях без скобок.

3 ч.

61.

Правила порядка выполнения  действий в выражениях без скобок.

Урок изучения нового материала

01.12

62.

Нахождение значения числового выражения, не содержащего скобки.

Комбинированный урок.

02.12.

63.

Нахождение значения числового выражения, не содержащего скобки.

Комбинированный урок.

04.12.

15. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки.

6 ч.

64.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки.

Урок изучения нового материала

06.12.

65.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки.

Комбинированный урок.

07.12.

66.

Нахождение значения числовых выражений, содержащих скобки.

Комбинированный урок.

08.12.

67.

Контрольная работа № 6 по теме «Правила порядка выполнения действий».

Контрольный.

09.12.

68.

Работа над ошибками в контрольной работе. Нахождение значения числовых выражений, содержащих скобки.

Урок тренинга  вычислительных навыков Контрольный

11.12.

69.

Закрепление  материала

Урок коррекции знаний.

13.12.

16.  Высказывание.

2 ч.

70.

Верные и неверные предложения.

Урок изучения нового материала

14.12.

71.

Верные и неверные предложения. Чтение и запись.

Комбинированный урок.

15.12

17. Числовые равенства и неравенства.

7 ч.

72.

Числовые равенства и неравенства.

Урок изучения нового материала

16.12

73.

Числовые равенства и неравенства.

Комбинированный урок.

18.12

74.

Устный счёт за 2 четверть.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств.

Урок коррекции знаний. Контрольный

 20.12

75

Контрольная работа № 7 за 2 четверть.

Контрольный

21.12

76.

Работа над ошибками в контрольной работе.   Чтение и запись числовых равенств и неравенств.

Комбинированный урок.

22.12

77.

Диагностика за 1 полугодие

Контрольный

23.12

.

78

Свойства числовых равенств и неравенств.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

25.12

18. Деление окружности на равные части.

5 ч.

79.

Деление окружности на 2 и 4 равные части.

Урок изучения нового материала

27.12

80.

Деление окружности на 6 и 3 равные части.

Урок изучения нового материала

28.12

3 четверть

81

Деление окружности на равные части».

Урок повторения и закрепления знаний.

11.01

2021г

82.

Деление окружности на  равные части.

Урок повторения и закрепления знаний.

12.01

83.

Контрольная работа № 8по  теме « Прямая . Деление  окружности на равные  части»

Контрольный

13.01

19. Умножение суммы на число.

3 ч.

84.

Распределительное свойство умножения относительно сложения. Работа над ошибками в контрольной работе.

Урок изучения нового материала

14.01

85.

Использование распределительного свойства при выполнении вычислений.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

16.01

86.

Представление числа в виде суммы двух слагаемых для облегчения вычислений.

Комбинированный урок.

18.01

20. Умножение на 10 и на 100.

3 ч.

87

Умножение на 10 и на 100.

Урок изучения нового материала

19.01

88

Умножение на 10 и на 100. Вычислительный тренинг.

Урок повторения и закрепления знаний.

20.01

89

Вычисление на 10 и на 100. Решение задач.

Урок повторения и закрепления знаний.

21.01

21. Умножение вида

 50 · 9 и 200 · 4.

4 ч.

90

Умножение вида

 «50 · 9». 

Урок изучения нового материала

23.01

91

Умножение вида «200 · .

Урок изучения нового материала

25.01

92

Вычислительный тренинг.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

26.01

93

Закрепление знаний. Решение задач.

Урок повторения и закрепления знаний.

27.01

22. Прямая.

3 ч.

94

Прямая.

Урок изучения нового материала

28.01

95

Принадлежность точки прямой.

Комбинированный урок.

30.01

96

Пресечение прямой с отрезком, лучом, пересечение двух прямых.

Комбинированный урок.

01.02.

23. Умножение  на однозначное число.

9 ч.

97.

Умножение двузначного числа на однозначное. Повторение.

Урок повторения и закрепления знаний.

02.02

98

Умножение трехзначного числа на однозначное.

Урок изучения нового материала

03.02

99

Умножение трехзначного числа на однозначное.

Урок повторения и закрепления знаний.

04.02

100

Решение задач.

Комбинированный урок.

06.02

101

Решение задач.

Комбинированный урок.

08.02

102

Тренинг вычислительных навыков.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

09.02

103

Закрепление знаний. Решение задач.

Комбинированный урок.

10.02

104

Контрольная работа № 9 по теме «Умножение на однозначное число».

Контрольный

11.02

105

Работа над ошибками в контрольной работе.

Урок коррекции знаний.

13.02

24. Измерение времени.

6 ч.

106

Время и единицы его измерения.

Урок изучения нового материала

15.02

107

Измерение времени. Часы, календарь.

Урок изучения нового материала

16.02

108

Соотношение между единицами измерения времени.

Комбинированный урок.

17.02

109

Решение задач с единицами времени.

Комбинированный урок.

18.02

110

Самостоятельная работа

Контрольный

20.02

111

Решение задач с единицами времени.

Урок коррекции знаний.

22.02

25. Деление на 10 и на 100.

3 ч.

112

Деление на 10 и на 100.

Урок изучения нового материала

24.02

113

Деление на 10 и на 100.

Комбинированный урок.

25.02

114

Деление на 10 и на 100. Сам. работа.

Контрольный

27.02

26. Нахождение однозначного частного.

4 ч.

115

Нахождение однозначного частного.

Урок изучения нового материала

01.03

116

Нахождение однозначного частного с помощью приема подбора.

Урок изучения нового материала

02.03

117

Нахождение однозначного частного с помощью приема подбора.

Комбинированный урок.

03.03

118

Закрепление знаний. Решение задач.

Урок повторения и закрепления знаний.

04.03

27. Деление с остатком.

5 ч.

119

Деление с остатком.

Урок изучения нового материала

06.03

120

Частное и остаток.

Комбинированный урок.

09.03

121

Свойства остатка.

Комбинированный урок.

10.03

122

Свойства деления с остатком.

Комбинированный урок.

11.03.

123

Деление с остатком. Закрепление знаний.

Урок повторения и закрепления знаний.

13.03

28.  Деление на однозначное число.

9 ч.

124

Устный счет за 3 четверть.

Деление на однозначное число.

Урок изучения нового материала

15.03

125

Контрольная работа № 10 (за 3 четверть)

Контрольный

16.03

126

Работа над ошибками в контрольной работе.

Алгоритм деления на однозначное число.

Комбинированный урок.

17.03

127

Деление трехзначного числа на однозначное. Подбор каждой цифры частного.

Комбинированный урок.

18.03

128

Закрепление  материала.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

20.03

4 четверть

129

Деление трехзначного числа на однозначное.

комбинир

30.03

130

Деление трехзначного числа на однозначное.

Урок повторения и закрепления знаний.

31.03

131

Деление трехзначного числа на однозначное.

Урок повторения и закрепления знаний.

01.04

29. Умножение вида  23 · 40.

6 ч.

132

Умножение вида

«23 · 40».

Урок изучения нового материала

03.04

133

Умножение вида

«23 · 40».

комбинир

05.04

134

Умножение вида

«23 · 40».

Решение задач.

Комбинированный урок.

06.04

135

Закрепление знаний. Вычислительный тренинг.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

07.04

136

Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление».

Контрольный

08.04

137

Работа над ошибками в контрольной работе.

Урок коррекции знаний.

10.04

138

Закрепление знаний.

Урок повторения и закрепления знаний.

12.04

        

30. Умножение на двухзначное число.

8 ч.

139

Умножение на двузначное число. Устные приёмы.

Урок изучения нового материала

13.04

140

Умножение на двузначное число. Устные приёмы вычислений.

Урок повторения и закрепления знаний.

14.04

141

Умножение на двузначное число. Письменные приёмы вычислений.

Урок изучения нового материала

15.04

142

Умножение на двузначное число. Развёрнутая  запись алгоритма действий.

Комбинированный урок.

17.04

143

Умножение на двхзначное число. Развёрнутая и упрощённая записи алгоритма действий.

Комбинированный урок.

19.04

144

Умножение на двухзначное число. Упрощённая запись алгоритма действий.

Комбинированный урок.

20.04

145

Умножение на двузначное число. Самостоятельная работа по теме.

Контрольный

21.04

146

Закрепление знаний по теме

Урок повторения и закрепления знаний.

22.04

31. Деление на двузначное число.

11ч.

147

Деление на двузначное число. Устные приёмы вычислений.

Урок изучения нового материала

24.04

148

Деление на двузначное число. Устные приёмы вычислений.

Комбинированный урок.

26.04

149

Деление на двузначное число. Письменные приёмы вычислений.

Комбинированный урок.

27.04

150

Деление на двузначное число. Развёрнутая запись алгоритма действий.

Комбинированный урок.

28.04

151.            Итоговая  комплексная проверочная работа.

29.04

152

Деление на двузначное число. Развёрнутая и сокращённая записи алгоритма действий.

Урок повторения и закрепления знаний.

03.05

153

Контрольная работа №12 по теме «Умножение и деление».

Контрольный

04.05

154

Работа над ошибками в контрольной работе.

Урок коррекции знаний.

05.05

155

Урок тренинга вычислительных навыков. Решение задач.

Урок тренинга  вычислительных навыков.

06.05

156

Умножение и деление на двузначное число.

Комбинированный урок.

08.05

157

Контрольная работа №13 (за 4 четверть).

Контрольный

10.05

158

Работа  над  ошибками

Урок коррекции знаний.

11.05

32. Повторение в конце года.

12 ч.

159

Итоговое повторение в конце года. Числа от 100 до 1000.

Урок повторения и закрепления знаний.

12.05

160

Итоговое повторение в конце года. Сравнение чисел.

Комбинированный урок.

13.05

161

Итоговое повторение в конце года. Сложение и вычитание.

Контрольный

15.05

162

Устный счёт (итоговый)

Итоговое повторение в конце года. Единицы измерения массы, длины, вместимости.

Урок коррекции знаний. Контрольный

17.05

163

Контрольная работа №14 (за год).

контрольный

18.05

164

Работа над ошибками в контрольной работе. Итоговое повторение в конце года. Умножение и деление.

Урок повторения и закрепления знаний.

19.05

165

Диагностика за 3 класс

Итоговое повторение в конце года. Умножение и деление.

Урок повторения и закрепления знаний.

20.05

166

Итоговое повторение в конце года. Умножение и деление.

Урок повторения и закрепления знаний.

22.05

167

Итоговое повторение в конце года. Решение задач.

Урок повторения и закрепления знаний.

24.05

СОГЛАСОВАНО                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                    Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Отрадненская СОШ                                                        ____________ Е.Ф.Лукшина

от__________ 2020 года № 1  

Руководитель МС

_________ Е.Ф. Лукшина                                                           ____________ 2020 год



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАГАЕВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                            «Утверждаю»

 Директор МБОУ Отрадненской СОШ

 _____________ Т.В. Бурачевская

 

 Приказ от  31.08.2020г. № 207

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по предмету окружающий мир

Уровень общего образования (класс): начальное общее, 3 класс 

 

Количество часов: 68

Учитель: Волобуева Татьяна Сергеевна

 

Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру 3 классов общеобразовательных учреждений. УМК «Начальная школа XXI века»/Под редакцией Виноградовой Н. Ф., «Окружающий мир» – М: Вентана – Граф, 2012 г.

 Пояснительная записка

Данная рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  • Календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год;
  • Положением МБОУ Отрадненской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

      Цель программы «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи курса:

-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;

-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.

Ценностные ориентиры  программы  состоят в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность, в процессе изучения  курса «Окружающий мир» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений. Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся;  обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;

Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд»,  изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».

Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень).

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Наиболее  уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии:

1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено
темой «Кто ты такой».

2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой «Кто живет рядом с тобой».

3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Мы — жители Земли».

4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Твоя Родина — Россия».

5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которое имеется во всех темах программы 2 класса.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Место  учебного предмета  в учебном плане

Количество часов  - 68 часов( по календарному планированию, 2 часа в неделю, 34 рабочие недели)

Уровень – базовый.

Учебный процесс организуется в классно-урочной форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

            Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

                  Метапредметные результаты:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты обучения. 3 класс

 К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

— описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов (в том числе своего края (р.к.), описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать    значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость  между  внешним видом, особенностями поведения и  условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

—приводить примеры (конструировать) цепи питания;

—характеризовать  некоторые  важнейшие  события  в истории  российского  государства  (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

 —уметь работать с информацией, представленной в разных формах;

—находить  дополнительную  информацию  для  решения  учебных  и  самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом  Интернете

—создавать информационные объекты в качестве отчёта о проведённых исследованиях;

К концу обучения в третьем классе обучающиеся могут научиться:

— ориентироваться  в  понятии  «историческое  время»;  различать  понятия  «век»,  «столетие», «эпоха»;

—  анализировать  модели,  изображающие  Землю  (глобус,  план,  карту),  различать географическую и историческую карты, анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

—проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

                                         Содержание учебного курса

Таблица 1.

Название темы

Программное содержание

Часы

Контроль

1. Земля – наш общий дом.

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная  система.  Солнце — звезда.  Земля — планета  Солнечной  системы.  «Соседи»  Земли  по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце -  источник тепла и света. Значение воды для жизни на Земле. Свойства и состояния воды. Источники воды на Земле. Водоемы и их разнообразие. Охрана воды и водоемов от загрязнения. Правила поведения у водоемов в разные времена года. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух  - смесь газов. Охрана воздуха.

7 часов

2. Человек изучает Землю.

Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

4 часа

3. Царства природы.

Бактерии.

Грибы.

 Растения.

 Животные.

       Бактерии. Грибы. Отличия грибов и бактерий от растений. Разнообразие грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.

       Растительный мир Земли.  Значение растений для жизни. Разнообразие растений, их общая характеристика. Растения – живые тела. Жизнь растений. Питание растений. Роль корня и побегов в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Растение и человек. Хлеб – главное богатство Земли. Охрана растений. Ядовитые растения. Разнообразие растений родного края. 

            Животный мир Земли.  Роль животных в природе. Разнообразие животных. Животные – живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Животные и человек. Охрана животных. Животные родного края.  Цепи питания.   Как животные воспитывают своих детёнышей.

26  часов

4. Наша родина: от Руси до России.

        Название русского государства в разные исторические времена (исторические эпохи).  Руководитель (глава) княжества, страны, государства.  Символы царской власти.

11 часов

5. Как люди жили в старину.

           Портрет славянина, его основные качества. Крестьянское жилище и городской дом, культура быта. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.  Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

12 часов

6. Как трудились в старину.

         Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие.  Хлеб – главное богатство России.  Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

         Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России.  Знаменитые мастера литейного дела.  Андрей  Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и  капиталисты. Строительство.  Первые славянские поселения. Древние города.                  Торговля и возникновение денег. Развитие техники в России. Освоение космоса.  Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края.

7 часов

Резерв

Итоговая комплексная проверочная работа

1 час

Итого 68 часов.

Таблица 2.

Название темы

УУД

1.

Земля – наш общий дом.

Универсальные учебные действия:

  ориентироваться в понятии «историческое время»;

  различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в её состав;

  характеризовать условия жизни на Земле;

  устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  описывать  свойства  воды  (воздуха),  приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

  называть источники воды, характеризовать различные водоёмы;

  моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты в соответствии с учебной задачей;

  использовать компьютер при работе с картой

2.

Человек изучает Землю.

Универсальные учебные действия:

-анализировать  модели,  изображающие  Землю  (глобус,  план,  карту).  Различать  географическую и историческую карты;

  анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

  объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

3.

Царства природы.

Бактерии.

Грибы.

 Растения.

 Животные.

    объяснять отличия грибов от растений;

  различать грибы съедобные от ядовитых;

  характеризовать роль животных в природе;

  приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

  характеризовать животное как организм;

  устанавливать  зависимость  между  внешним  видом,  особенностями  поведения  и  условиями обитания животного;

  приводить примеры (конструировать) цепи питания;

  составлять описательный рассказ о животных разных классов;

  составлять  рассказ-рассуждение  на  тему  «Охрана  животных  в  России»;  перечислять причины исчезновения животных;

  ориентироваться  в  понятии  «одомашнивание»  животных:  перечислять  признаки,

приводить примеры домашних животных;                                                                                                          характеризовать значение растений для жизни;

  различать  (классифицировать)  растения  разных  видов  (в  том  числе  своего  края), описывать их;

  объяснять  последовательность  развития  жизни  растения,  характеризовать  значение

органов растения;

  проводить несложные опыты по размножению растений;

  приводить примеры причин исчезновения растений нашего края.

4.

Наша родина: от Руси до России.

  воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

  узнавать символы царской власти;

  знать имя президента современной России;

  называть  даты  образования  Древней  Руси,  венчания  на  царства  первого  русского  царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

 называть  имена  отдельных  руководителей  государств,  деятелей,  просветителей  Руси

России.

5.

Как люди жили в старину.

  составлять  словесный  портрет  славянина: отвечать  на  вопрос:  «Какими  были  наши предки?»;

  описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

  воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события; объединять события, относящиеся к одной исторической эпохе; рассказывать об исторических событиях, происходивших в это время.

6.

Как трудились в старину.

 ориентироваться  в  понятиях  «земледелие»,  «культурные  растения»,  «крестьяне»,

«помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

 рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату

труда ремесленника;

 приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

 называть древние города, описывать их достопримечательности;

 ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира

в 3 классе.

Программные вопросы

Часы

урока

Тема урока

Тип урока

   Дата

План.

Факт.

 Т. 1.

Земля – наш общий дом.

8часов

1

 Россия-родина  моя.

Комбинир.

01.09.

2020г.

2

Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории.

Комбин.

04.09

3

 Солнечная система. Природные тела и явления.                                           

Комбинир.

08.09

4

Солнце – огненный шар. Земля – шар.                      

Комбинир.

11.09

5

 Условия жизни на  Земле. Значение солнца для жизни на Земле.

Урок по единому сюжету

15.09

6

Значение воды для жизни на Земле.                          

Урок - игра.

18.09

7

 Воздушная оболочка Земли.                    

Урок - игра.

22.09

8

Проверочный тест по теме.

Контрольный

25.09

Т. 2.

Как человек изучает Землю.

4 часа

9

 Человек познаёт мир.                        

Комбинир.

29.09

10

Как изображают Землю.

 О меридианах и параллелях.                      

Урок - практическое занятие.

02.10

11

Географическая карта.                            

Урок - практическое занятие.

06.10

12

Зачем нужен план.  

                           

Комбинир.

09.10

Т. 3.

Царства природы.

Бактерии.

26 часов

13

Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.                          

Комбинир.

13.10

Грибы.

14

 Чем грибы отличаются от растений.Проверочный тест за 1 четверть.              

контроль Комбинир.

16.10

15

Какие бывают грибы.

Урок по единому сюжету

20.10

   Растения.

     2  четверть      

16

Если бы на Земле не было  растений                            

Урок - игра.

23.10

17

Разнообразие растений на Земле.

Водоросли. Мхи. Папоротники.      

Комбинир.

03.11

18

Хвойные растения.

Цветковые растения.

Комбинир.

06.11

19

Растения  прекрасные, но опасные.

Урок – экскурсия (заочная).

10.11

20

Растения – живые существа. Корень, побег (стебель, лист).

Урок - практическое занятие.

13.11

21

Цветок, плод, семена.

Урок по единому сюжету

17.11

22

Размножение растений.

Урок - практическое занятие.

20.11

23

Как долго живут растения.

Комбинир.

24.11

24

Растения дикорастущие и культурные.

Комбинир.

27.11

25

Красная книга России.

Урок – экскурсия  (заочная).

31.11

26

Проверочный тест по теме.

Контрольный

03.12

27

Животные.                                 Роль животных в природе.

Разнообразие  мира                                  животных.                                 

Комбинир.

07.12

Животные.

3 четверть

28

Животные – живые существа. Ориентирование. Питание. Передвижение.                                   

Комбинир.

10.12

29

Как животные дышат. Размножение животных.

Комбинир.

14.12

30

Как животные приспосабливаются к  условиям жизни.  

 Проверочный тест за 2 четверть.  

                                                                     

Урок по единому сюжету

17.12

31

Беспозвоночные животные.                                     Насекомые.  Пауки

                                   

Комбинир.

21.12

32

 Позвоночные животные. Рыбы.

                                   

Комбинир.

24.12

33

Земноводные.                                       Пресмыкающиеся.

                                                                   

Комбинир.

28.12

34

Птицы.                                  Звери.

Комбинир.

12.01.

2021г.

35

Природные сообщества.                                  

Урок – экскурсия (заочная).

15.01

36

Почему люди приручали  диких животных.

Урок по единому сюжету

19.01

37

О заповедниках.

Урок - игра.

22.01

38

Проверочный тест по теме.

Контрольный

26.01

Т. 4.

Наша Родина: от Руси до России.

11 часов.

39

 Древняя Русь. Как люди узнают о прошлом.                              

Комбинир.

29.01

40

Восточнославянские племена.

 Почему славяне объединялись.                                                                    

Комбинир.

02.02

41

Первые русские князья.

Комбинир.

05.02

42

Владимир Красное  Солнышко.

Комбинир.

09.02

43

Ярослав Мудрый.   Владимир Мономах.

Комбинир.

12.02

44

Как  Москва стала столицей.

Урок по единому сюжету

16.02

45

 Иван Грозный – первый русский царь.                                

Комбинир.

19.02

46

Российская империя. Пётр I Великий.

Комбинир.

28.02.

47

Екатерина II Великая.    

                               

Комбинир.

02.03

48

 Последний российский император

 Николай II .                                    

Комбинир.

05.03

49

 Советская Россия. СССР. Российская  Федерация.      

 Проверочный тест за 3 четверть.                              

Комбинир.

09.03

Т. 5.

Как жили наши предки.

   

4 четверть.                                    

12 часов.

50

Из истории имён. Имя, отчество, фамилия.                                  

Интегрированный  урок

12.03

51

Какими людьми были славяне.  

( Как  выглядели. Как работали.  Как защищали Родину.  Как помогали друг другу.)

Урок по единому сюжету

16.03

52

Какими людьми были славяне.  

(Как принимали гостей.  Как отдыхали.)                                   

Урок по единому сюжету

19.03

53

Какие предметы окружали русских людей.

 («Скажи, какой у тебя дом…» )                                

Урок – экскурсия (заочная).

30..03

54

 

О первых каменных постройках.                                                                          

Комбинир.

02.04

55

 По одёжке встречают.

(Валенки, валенки…)                                    

Урок - игра.

06.04

56

Одежда по приказу.

                                   

Комбинир.

09.04

57

Почему люди украшали одежду.                                      

Интегрированный  урок

13.04

58

 Русская трапеза.

Урок - игра.

16.04

59

Верования  языческой Руси.                                        (Боги древних славян.) Народные праздники.    

(Масленица.  Праздник Ивана Купалы).                                                                      

Урок по единому сюжету

20.04

60

Принятие христианства на Руси.

(Крещение Руси.  Христианские праздники.).    Итоговая комплексная проверочная работа.                              

Комбинир.

23.04

61

Итоговая комплексная проверочная работа.                              

контроль

30.04

29.04

Т. 6.

Как трудились наши предки

6 часов

62

Что создавалось трудом крестьянина?

(Как трудились крестьянские дети).                                        

Комбинир.

27.04

63

 Тяжёлый труд крепостных.                                                                          

Урок по единому сюжету

04.05

64

Что создавалось трудом ремесленника?                                      (Что такое ремесло. Игрушки делать – тоже ремесло. Маленькие мастера.)                                    

Комбинир.

07.05

65

Что создавалось трудом ремесленника?                                                                             (О гончарном ремесле.                                    О веретене, прялке, ткацком станке.                                      Русские оружейники.) Проверочный тест за 4 четверть.  

Комбинир.

11.05

66

 

(О первых  мануфактурах, заводах и фабриках  в России. О первых железных дорогах.)                                      

Комбинир.

14.05

67

Изобретения, которые сделал человек в  XIX – XX веках.  (О пароходе. Об автомобиле.  

О самолёте и аэростате.  Время космических полётов.).                                  

Интегрированный  урок

18.05

Резерв.

1 час

68

Повторение материала.

21.05

СОГЛАСОВАНО                                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                     Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Отрадненская СОШ                                                        ____________ Е.Ф.Лукшина

от__________ 2020 года № 1  

Руководитель МС

_________ Е.Ф. Лукшина                                                            ____________ 2020 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....

рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"

данные рабочие программы соответствуют ФГОС...