Календарно-тематическое планирование УМК " Школа России" по математике 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

Елена Николаевна Точилова

          Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного  стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.  На основе авторской программы « Математика»  авторов  Моро М.И, Бантова М.А, Бельтюкова Г.В, Волкова С.И, Степанова С.В

Основными целями начального обучения математике являются:

- Математическое развитие младших школьников;

- Формирование системы начальных математических знаний;

- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;

Программа нацелена на использование учебно-методического комплекса:

- Моро и д.р.  Математика . Учебник 4 класс. В 2ч.Ч.1. и Ч.2.

- Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В2ч. Ч.1.и Ч.2.

- Волкова С.И. Математика. Проверочные работы.4 класс

- Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 4 класс.

- Бантова М.А. , Бельтюкова Г.В. , Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 4 класс

- Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 4 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ивановская средняя общеобразовательная школа

Обсуждена и согласована                                                                                    Утверждено

методическим объединением нач.школы                                                           педагогическим советом

Протокол №_______от                                                                                        «____»_____________2020г.

«___»_______________2020г.                                                                              Директор школы________                          

                                                                                                                                 В.С. Мартышин

                                                                                               

                                                                                                   

                                                                           

Рабочая программа

Учебного курса

                              « Математика»

4 класс

2020-2021 уч.год.

(сроки реализации)

                                   

                                                                                                                   Разработала:

                                                                                                                   Учитель  начальных классов

                                                                                                                  Точилова Елена Николаевна

        

        

Пояснительная записка

 

          Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного  стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.  На основе авторской программы « Математика»  авторов  Моро М.И, Бантова М.А, Бельтюкова Г.В, Волкова С.И, Степанова С.В

Основными целями начального обучения математике являются:

- Математическое развитие младших школьников;

- Формирование системы начальных математических знаний;

- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;

Программа нацелена на использование учебно-методического комплекса:

- Моро и д.р.  Математика . Учебник 4 класс. В 2ч.Ч.1. и Ч.2.

- Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В2ч. Ч.1.и Ч.2.

- Волкова С.И. Математика. Проверочные работы.4 класс

- Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 4 класс.

- Бантова М.А. , Бельтюкова Г.В. , Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 4 класс

- Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 4 класс.  

   

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

                                 Общая характеристика учебного предмета

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 4 классе отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч:  (34 учебных  недели).

                                            Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.     

                                          Личностные результаты .

- Чувство гордости за свою Родину, российский   народ, историю страны;  

- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;

- Целостное восприятие окружающего мира;

-Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;                                                                    

                                       Метапредметные результаты.

–        Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

–        Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

–        Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

–        Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

–        Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

–        Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

–        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

–        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

–        Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

–        Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

–        Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

–        Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

–        

                                                         Предметные результаты

 Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

оценки их  количественных и пространственных отношений.

–        Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

–        Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

–        Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере ( набирать текста на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).  

                                                                                                                   

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.

                                       Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

 основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;

  уважительное отношение к иному мнению и культуре;

 навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

 * навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;

 мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

 интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;

 умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;

  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

  уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;

Учащийся получит возможность для формирования:

понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения

выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;

устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования

математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.             

                                        Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

 принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

  определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащийся получит возможность научиться:

ставить новые учебные задачи под руководством учителя;

находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.

                                                    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

 использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

 представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаизучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих

признаков для объектов рассматриваемого вида;

 владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

 владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

 работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета

«Математика», используя абстрактный язык математики;

 использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;

 владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

 осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;

применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;

 использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета

«Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

                    Учащийся получит возможность научиться:

понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;

осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;

составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;

распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

интерпретировать информацию, полученную при  проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

                                                 КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

 строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

 признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргумен-

тированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;

 принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных

технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;

 принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Учащийся получит возможность научиться:

обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;

обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

                                      Предметные результаты

                                         ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

 образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;

 заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;

 устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать

пропущенные в ней числа;

 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

 читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь,массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр,

миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.)

и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

                          АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

 выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием

таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

 выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0

и числом 1);

 выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

 вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

выполнять действия с величинами;

выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости

между компонентами и результатом действия);

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;

находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него. 

                            РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

 устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

 решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1–3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;

 оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;

решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами,

связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;

решать задачи в 3–4 действия;

находить разные способы решения задачи.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

 описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

 распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);

 выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

 использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

 распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

 соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

 измерять длину отрезка;

 вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

 оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

вычислять периметр многоугольника;

находить площадь прямоугольного треугольника;

находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

 читать несложные готовые таблицы;

 заполнять несложные готовые таблицы;

 читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).

                                                     

Для реализации программного содержания используется учебное пособие  М.И. Моро, М.А. Бантова, С.И. Волкова и др. математика 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений  в 2х частях М-Просвещение 2014.

2.Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Содержание учебного раздела

Основные изучаемые вопросы

Практические  и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.

1

Тема 1

Повторение

11

Нумерация. Четыре арифметических действия. знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились. Взаимная проверка знаний: «помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту « верно ?неверно?

2

Тема2

Нумерация

11

Новая счётная единица- тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел.Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначныхчисел.Увеличение(уменьшение) числа в 10,100 и 1000раз.выделение в числе общего количества единиц любого разряда.класс миллионов. Класс миллиардов.повторение пройденного.Что узнали.Чему научились.

Проект «Математика вокруг нас» Создание математического справочника « Наше село»

3

Тема3

Величины.

12

Единица длины километр. Таблица единиц длины. Единицы площади:квадратный километр,квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки.Масса.Единицы  массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы.повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

4

Тема4

Величины

(продолжение)

6

Время. Единицы времени: секунда, век. Таблица единиц времени. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

5

Тема5

Сложение ивычитание.

11

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание значений величин.решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Странички для любознательных. Повторение пройденного.что узнали. Чему научились.

Проверочная работа

6

Тема 6

Умножение и деление.

11

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающиеся нулями.алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Решение текстовых задач. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

Проверочная работа

7

Тема8

Умножение и деление (продолжение)

40

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью , временем и расстоянием. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Умножение числа на произведение. Устные приёмы умножения вида 18х20, 25х12. Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. Странички для любознательных. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. Взаимная проверка знаний: Помогаем друг другу сделать шаг к успеху. Устные приёмы деления для случаев вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10,100,1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. Умножение числа на сумму. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

Проект: Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий.

Проверочная работа

Контрольная работа.

8

Тема8

Умножение и деление (продолжение)

20

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Проверка умножения делением и деления умножением. Куб. пирамида. Шар. Распознавание и названия геометрических тел: куб, шар, пирамида. куб, пирамида: вершины, грани, рёбра куба. Развёртка куба. Развёртка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

9

Тема 9

Итоговое повторение.

12

Итоговая аттестация

( тест)

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов по плану

Количество часов по факту

1

Числа от 1 до 1000. Повторение.

13

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

11

3

Числа, которые больше 1000. Величины.

18

4

Числа, которые больше 1000.

Сложение и вычитание.

11

5

Числа, которые больше 1000.

Умножение и деление.

71

6

Числа, которые больше 1000.

Итоговое повторение.

12

Итого:

136часов

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

проекты

Итоговая промежуточная аттестация

контрольные

работы

Тестовые работы

1

Числа от 1 до 1000. Повторение.

13

1

1

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

11

1

1

1

3

Величины.

18

1

2

4

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание.

11

1

1

5

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление.

71

5

5

2

6

Итоговое повторение

12

1

Итого

136

9

10

3

1

   

                                                                                        Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс 136 ч.

№ п\п

Тема

                    Содержание учебного материала.

Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата по плану

Дата

по факту

Домашнее

задание

Числа от 1 до 100. Повторение (13ч)

1

Повторение. Нумерация.

Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000

Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами, составлять задачи , обратные данной.

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить числовые выражения со скобками и без них.

Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000

Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать письменные и устные навыки, умения решать задачи.

Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное.

Читать и строить столбчатые диаграммы.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.

2

Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

4

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел.

5

Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

6

Приемы письменного умножения однозначного числа на трехзначное.

7

Приемы письменного деления на однозначное число.

Выполнять письменное деление в пределах 1000

8

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные.

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму

9

Письменное деление на однозначное число.

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму

10

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль.

11

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

Читать и строить столбчатые диаграммы

12

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

13

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление».

 Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»

Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность; проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. Пользоваться вычислительными навыками; решать составные задачи.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (11 ч)

14

Анализ контрольной работы. Нумерация. Класс единиц и класс тысяч.

Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.

Собрать информацию о своем городе (селе) и на этой основе создать математический справочник «Наш город (село) в числах».

Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

 

15

Чтение многозначных чисел.

Читать числа в пределах миллиона

16

Запись  многозначных чисел.

Записывать числа в пределах миллиона

17

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста

18

Сравнение многозначных чисел.

Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности

19

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.  

                   

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз

20

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда

Выделять в числе общее количество единиц любого разряда

21

Класс миллионов и класс миллиардов.

Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах                                1 000 000 000 . Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи

22

Страницы для любознательных Наши проекты «Числа вокруг нас»

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи

23

Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел»                    

24

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч)

25

Анализ контрольной работы. Единицы длины. Километр

Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

Переводить одни единицы времени в другие.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.

26

Таблица единиц длины

27

 Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади

28

 Таблица единиц площади

Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними

29

 Определение площади с помощью палетки

Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

30

 Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы

Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям

31

Контрольная работа за 1 четверть

32

 Единицы времени. Определение времени по часам

Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям

33

 Единицы времени. 24 часовое исчисление суток

34

Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события

35

Единицы времени. Секунда.

Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям. Переводить единицы времени в другие.

36

Единицы времени век

37

Таблица единиц времени.

38

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

39

Страницы для любознательных. Задания творческого и поискового  характера.

40

Проверочная работа « проверим себя и оценим свои результаты» ( тестовая форма)

Ар/дикт.

41

Контрольная работа   по теме «Величины»

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

Проверять усвоение изучаемой темы, контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Выполнить работу над ошибками.

42

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание         (11 ч)

43

Устные и письменные приёмы вычислений.  

Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание значений величин.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

44

Письменные приемы вычислений

.

45

Нахождение неизвестного слагаемого

46

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.

Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

47

Нахождение нескольких долей целого.

Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

48

Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле

Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур

49

Сложение и вычитание величин

Выполнять сложение и вычитание величин

50

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией

51

Странички для любознательных. Задачи - расчеты.

Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией

52

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

53

Контрольная работа  по теме «Сложение и вычитание»

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

Числа, которые больше 1000.  Умножение и деление (51 ч)

54

Умножение многозначного на однозначное .

.

Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Выполнять письменно умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное.).

составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние.

Переводить одни единицы скорости в другие.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и решать такие задачи.

Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки.

Собирать и систематизировать информацию по разделам.

Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и  трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

Решать задачи на нахождение  неизвестного по двум разностям.

Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. трехзначное число

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Выполнять  письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

55

Письменные приёмы умножения

Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

56

Умножение на 0 и 1.

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

Использовать свойства умножения при выполнении вычислений.

Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями

57

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

 

58

Деление на однозначное число. Деление с числами 0 и 1

Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений

59

Письменные приемы деления.

Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением

60

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

Применять полученные знания для решения задач

61

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0.

Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление. Решение текстовых задач арифметическим способом

62

Задачи на пропорциональное деление.. к/р за 1 полугодие?

Применять полученные знания для решения задач

63

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0.

Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений

64

Решение задач на пропорциональное деление.

Решение текстовых задач арифметическим способом

65

Деление многозначных чисел на однозначные.

Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений

66

Закрепление и систематизация знаний по теме «Умножение и деление на однозначное число»

Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением

67

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

68

Анализ контрольной работы.  Скорость. Единицы скорости.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

69

 Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

 

70

 Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

71

Умножение числа на произведение.

Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом

72

Устные приемы умножения вида 18*20 , 25*12

Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

73

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

74

Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями.

75

Решение задач на встречное движение.

Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление

76

Перестановка и группировка множителей.

Применять свойства умножения при решении числовых выражений

77

Странички для любознательных Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

Соотносить результат   проведенного самоконтроля с целями,  поставленными  при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

78

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились

«Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».

79

Деление числа на произведение

Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом

80

Взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления

81

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком

.

82

Решение задач на пропорциональное деление.

Применять полученные знания для решения задач

83

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на

84

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

85

Приёмы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями.

86

Приёмы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями

87

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях

88

Решение задач на  одновременное встречное движение .

89

Закрепление и систематизация знаний по теме «Деление и умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями

90

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях

91

Анализ контрольной работы. Наши проекты «Математика вокруг нас»

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст

92

 Умножение числа на сумму

Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи.

93

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел

94

 Письменное умножение на двузначное число

Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное

95

 Письменное умножение на трехзначное число

96

Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям

Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи

97

Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям. Закрепление

Применять полученные знания для решения задач

98

Письменное умножение на трехзначное число

Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число

99

Алгоритм письменного умножения  на трехзначное число

100

Закрепление приемов умножения на двухзначное число

Объяснять приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда в записи обоих множителей встречаются нули

101

Закрепление приемов умножения на трехзначное число

102

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление

103

Контрольная работа  №8  по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число»

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

104

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление

Числа, которые больше 1000.  Умножение и деление (продолжение 20 ч)

105

Письменное деление на двузначное число

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Выполнять  письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление

Проверять выполненные действия: умножение делением, деление умножением

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.

Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.

106

 Письменное деление с остатком на двузначное число

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком . Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

107

 Алгоритм письменного деления на двузначное число

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное

108

Письменное деление  многозначного числа  на двузначное .

.

109

Письменное деление на двузначное число (цифра частного находится подбором)

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора

110

Письменное деление на двузначное число

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное

111

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное.

112

Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное

113

Письменное деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное когда в записи частного есть нули

114

Письменное деление на двузначное число

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное

115

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

116

Контрольная работа  по теме «Деление на двузначное число»

117

 Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное

118

Письменное деление на трехзначное число

119

Проверка деления умножением

120

Проверка умножения делением

121

Деление с остатком

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку

122

Деление на трехзначное число закрепление

123

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

124

Контрольная работа  по теме «Деление на трехзначное число»

контрольная работа

Числа, которые больше 1000.  Итоговое повторение (12 ч)

125

Нумерация

.

Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность.

126

Выражения и уравнения

Решать числовые выражения и уравнения

127

Арифметические действия: сложение и вычитание

Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, которые больше 1 000

128

Арифметические действия: умножение и деление

Использовать приёмы умножения и деления чисел, которые больше 1 000

129

Правила о порядке выполнения действий

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений

130

Величины в ходе решения задач и выражений

Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений

131

 Виды геометрических фигур. Выполнение их чертежей.

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

132

  Решение задач изученных видов.

Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов

133

Итоговая промежуточная аттестация по  изученным темам

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

134

Анализ тестовой работы.  Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

135

Распознавание и названия геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовление моделей куба, пирамиды.

Называть геометрические фигуры. Изготовлять модели  геометрических фигур.

136

Обобщающий урок –игра «В поисках клада»

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

Материально-технического обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование и др.).

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная  доска.

Телевизор.

Видеомагнитофон.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Экспозиционный экран.

Сканер. Принтер лазерный (струйный, струйный цветной),фотокамера цифровая,

видеокамера цифровая со штативом.

Демонстрационные пособия.

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел.

Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная).

Экранно-звуковые пособия.

Видеофрагменты и другие информационные объект (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики.

Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими

знаками).

Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел.

Игры.

Настольные развивающие игры.

Конструкторы.

Электронные игры развивающего характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. УМК "Школа 2100" 2 класс

Календарно-тематическое планирование по УМК "Школа 2100" на 2 класс. ...

Календарно тематическое планирование УМК "ШКОЛА РОССИИ" 2 класс

Календарно тематическое планирование 2 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"...

Календарно - тематическое планирование УМК "Школа России" 1 класс

Календарно-тематическое планирование к учебникам: Математика - автор  М И Моро Обучение грамоте и Письио - автор ВГ Горецкий Окружающий мир - ААПлешаков...

Календарно-тематическое планирование по "Школе России" 2 класс

В работе представлено планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....

Календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" 2 класс

Календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" 2 класс:по математике, русскому языку, литературному чтению, изо, технологии...

Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100"1 класс.

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте.УМК "Школа 2100". Соответствует ФГОС.8 часов в неделю(4 чтение, 4 письмо). Уроки с 1 по 18 ( добукварный период)...