Технологическая карта урока "Столько же" (к учебнику Л. Г. Петерсон, 1 класс, раздел "Состав числа")
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ермолаева Мария Анатольевна

Урок математики в 1 классе разработан в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО студента

Ермолаева Мария Анатольевна

Школа, класс

МБОУ СОШ № 101, 1А

Тема урока

Столько же

Место урока в разделе

Сравнение и счёт предметов (12 часов) 8

Тип урока

Комбинированный.

Цели урока

Формирование умение сравнивать предметы по количеству с помощью знаков «=»,«≠»

Задачи урока

  1. Учить сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью знаков «=», «≠»;
  2. Закреплять знание состава чисел до 5, умение выполнять действия сложения и вычитания в пределах 5;.
  3. Развивать речь, внимание, память, вычислительные навыки..

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научиться:

Раскрывать значение понятия: «столько же»»,  различать понятия: «равно» и «неравно». Сравнивать группы предметов, записывать результат сравнения с помощью знаков «=» и «», схематически и знаково изображать количественные свойства, складывать и вычитать на числовом отрезке, применять состав чисел в пределах 5.

Ученик получит возможность научиться:

Познавательные УУД

Совершенствовать умения в решении заданий на сравнение.

Регулятивные УУД

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; элементарным навыкам самоконтроля результатов своей учебной деятельности

Коммуникативные УУД

Использовать математическую речь при объяснении своих действий; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.

Ученик получит возможность:

Повысить мотивацию учения и формировать личностный смысл учения; понимать необходимость осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник «Математика» 1 класс, 1 часть, Л.Г. Петерсон

Поурочные разработки по математике к УМК Л.Г. Петерсон

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Межпредметные связи

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Организационный этап:

1 мин.

Поприветствовать учащихся; проверить готовность к уроку.

Проверка готовности класса к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас есть на столах.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с необходимыми предметами на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выражать в речи свои результаты и действия.

Актуализация знаний:

2 мин.

Вспомнить материал предыдущих уроков

-Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

-Послушайте и решите задачу.

-В огороде пугало

Рукавами машет,

В огороде пугало

Разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке,

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит,

Очень храбрая она!

-Сколько всего было птиц?

Как получили 5?

Как ещё можно получить 5?

-Какие знания с предыдущих уроков вам помогли решить эту задачу?

 Какое свойство предметов обозначает число 5?

 Сегодня вы продолжите изучение количественных свойств предметов. Как же вы изучаете новое?

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с доской

 

-Слушают учителя.

- 5

3+1+1=5

Ученики повторяют состав числа 5.

-Знания о числе и цифре 5, состава числа 5.

-Количество.

-Главное понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть новое знание.)

Актуализация знаний раннее изученным темам

Постановка цели и задач урока:

4 мин.

Определить тему урока.

-Ребята постройтесь, пожалуйста, парами: мальчик-девочка.

-Кого в классе больше: мальчиков или девочек?

-Если всем хватает пары, то мальчиков столько же сколько и девочек. Число мальчиков равно числу девочек: М=Д.

-Если без пары остаются мальчики, то мальчиков больше, чем девочек, и наоборот.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Предлагаю сравнить по количеству две группы фигур. Можем ли мы сравнить количество фигур, не пересчитывая их?

-Кто-то догадался, что необходимо сделать? Вспомните начало урока.

 Как вы теперь сможете ответить на вопрос, равно ли количество кругов и треугольников?

 Какой знак вы поставите между буквами К и Т?

 Когда ставиться знак «≠»?

 Как это установить?

 Когда же ставиться знак «=» при сравнении по количеству?

 Как это установить?

 Как нужно изменить группы предметов, чтобы стоял знак «=»?

 Проверьте ваше открытие. Откройте учебник: урок 28, стр. 46, посмотрите эталон

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Внимательно слушают учителя

- Сравнивать предметы и рассматривать понятия равно и неравно.

-Нет.

-Чтобы сравнить количество фигур, нам нужно соединить их в пары.

-Да, сможем, кругов больше.

-Знак неравно.

-Когда каким-то предметам нет пары.

- Должен остаться предмет без пары.

-Когда предметов столько же.

-Нужно соединить предметы сравниваемых групп парами.

-Нужно убрать один из предметов или добавить.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Первичное усвоение

5 мин.

Физ.мин.

 1 мин.

Знакомство с заданиями по теме урока.

-Откройте учебник на странице 46 №1.

 -Посмотрите на картинки.

-Прочитайте задание с первой картинки.

-Какой стоит вопрос?

-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?

- У всех ли зайчиков есть домики?

-Почему?

-Посмотрите на вторую картинку. Прочитайте вопрос.

-Какой стоит вопрос у второй картинки?

-Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-У всех ли малышей есть игрушки? Почему?

-В каком случае группы равны по количеству предметов, а в каком – не равны?

- Проверьте себя, прочитав правило ниже.

- Как же мы можем сравнить количество предметов?

-Какой знак мы поставим, если предметы равны?

-Какой знак мы поставим, если предметы не равны?

-Прочитайте задание №2. Что вам нужно сделать?

-Что вы можете сказать о утках и утятах?

-Почему?

-Какой знак вы поставите между числами 2 и 2?

-Что вы можете сказать про грибы?

-Почему?

-Какой знак вы поставите между числами 1 и 1?

-Посмотрите на последние картинки.

-Что вы можете сказать о деревьях?

-Почему?

-Какой знак вы поставить между числами 2 и 3?

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем вместе повторять.

Один да четыре будет … (пять)

Два да три тоже … (пять)

Три да два, один да четыре –

Всю пятерку изучили

А теперь мы отдохнем

И опять считать начнем

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с учебником

-В задании стоит вопрос: «У всех ли зайчиков есть домики?»

-Нам нужно найти пары зайчик и домик.

Нет, число зайчиков не равно числу домиков.

 -Потому что зайчиков больше на 1, чем домиков.

-У всех ли малышей есть игрушки?

-Нам нужно найти пары малыш и игрушка.

Да, потому что число игрушек равно количеству малышей

-Если всем предметам в группах хватает пары, то числа, выражающие количество предметов в каждой группе, равны, а если остаются лишние предметы, то эти числа неравны.

-Сравнить по количеству предметов с помощью составления пар.

- «=»

- «≠».

-Нам нужно сравнить числа, используя знаки «=» и «≠».

- Число уток равно числу утятам.

- Потому что всем хватает пары.

-Мы поставим знак «=».

- Они равны.

-Потому что есть пара, и нет лишних предметов.

- Мы поставим знак «=».

-Они не равны.

Потому что после соединения пар остаются предмет без пары.

-Мы поставим знак «≠».

Знакомство с понятиями «равно» и «неравно».

Первичная проверка понимания

8 мин.

Решение заданий по теме урока.

-Прочитайте задание №3. Что вам нужно сделать?

-Чтобы было быстрее рисовать предметы, будем их представлять в виде геометрических фигур.

-Какие числа нам даны?

-С помощью, какой геометрической фигуры вы изобразили цифру 3?

-Сколько кругов нужно нарисовать?

- А с помощью чего изобразили цифру 2?

-Сравним числа 3 и 2. Они равны или неравны?

-Почему?

-Какой знак мы поставим между числами 3 и 2?

-Как будет выглядеть запись?

Прочитайте эту запись.

-Посмотрите на следующую пару чисел.

-Какие числа вы видите?

-С помощью, какой геометрической фигуры вы изобразите первое число 4?

-Сколько прямоугольников вам нужно нарисовать?

- С помощью, какой геометрической фигуры вы изобразите второе число 4?

-Сколько треугольников вам нужно нарисовать?

-Сравним числа 4 и 4. Они равны или неравны?

-Почему?

-Какой знак мы поставим между числами 4 и 4?

-Как будет выглядеть запись?

-Прочитайте эту запись.

-Сделайте оставшиеся пары самостоятельно.

-Проверяем

-Как вы представили пару чисел 5 и 3?

-5 кругов равно или неравно 3 квадратам?

-Почему?

-Какой знак вы поставили между числами 5 и 3?

-Как выглядит запись?

-Прочитайте её.

-Следующая пара.

Как вы представили числа 1 и 4?

-Эти числа равны или неравны?

-Какой знак вы поставите между числами 1 и 4?

-Как будет выглядеть запись?

-Прочитайте её.

-У кого всё правильно поставьте себе +.

-Посмотрите на №4. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

-Кто догадался, что нам поможет в составлении выражения? Откуда мы будем начинать и к чему должны прийти?

Решите это задание по вариантам. Первый вариант составляет первое выражение, второй вариант – второе.

-Проверяем.

-Какое выражение получилось у первого варианта?

-Как вы его получили?

-Какое выражение получилось у второго варианта?

-Как вы его получили?

-У кого всё правильно поставьте себе +.

-Прочитайте задание №5. Что вам нужно сделать?

-Посмотрите на первый пример.

-Как вы думаете, что нам нужно сделать?

-Какой пример у вас получиться, чтобы найти первое слагаемое?

-Какое число вы запишите в квадрат первого примера?

-Проверим его с помощью числовой прямой.

-Рассмотрим второй пример.

-Что нужно сделать здесь?

-Какой пример получиться, чтобы найти уменьшаемое?

-Какое число мы запишем в квадрат второго примера?

-Проверим с помощью числовой прямой.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с учебником

- Нам нужно нарисовать рисунки, сравнить числа с помощью знаков «=» и «≠».

Нам даны числа 3 и 2.

-Мы изобразили цифру 3 с помощью круга.

-Нам нужно нарисовать 3 круга.

-Мы изобразили с помощью 2 квадратов.

-Они неравны.

-Потому что при соединении пар, остаётся лишний предмет.

Мы поставим знак «≠».

3≠2

-Три неравно двум.

-4 и 4

-С помощью прямоугольника.

-Нам нужно нарисовать 4 прямоугольника.

-С помощью прямоугольников.

-Нам нужно нарисовать 4 треугольника.

-Они равны.

Потому что прямоугольников столько же сколько и треугольников.

Мы поставим знак «=».

-4=4

-Четыре равно четырём.

Выполняют работу самостоятельно.

-Мы представили с помощью 5 кругов и 3 квадратов.

-Неравно.

-Потому что при соединении всех пар остаются 2 круга без пары.

-Мы поставили знак «≠».

-5≠3

-Пять неравно трём.

-Мы представили с помощью 1 прямоугольника и 4 треугольников.

Они неравны.

-Мы поставим знак «≠».

-1≠4.

Один неравно четырём.

-Нам нужно по рисункам составить выражения и вычислить их.

-Нам помогут стрелки. Мы будем начинать от точки и двигаясь по стрелкам придём к ответу.

Решают по вариантам.

- 5-1-3=1

-Точка находиться на цифре 5,следовательно, это начало выражения, по стрелочке двигаемся на 1 единицу влево, это второе число выражения, приходим к цифре 4, от цифры 4 двигаемся ещё на 3 единицы влево, где 3 это третья цифра выражения и приходим к ответу  выражения, к 1.

- 2+3-2=3

-точка находиться на числе 2, следовательно это начало выражения, двигаемся по стрелочке на 3 единице вправо, это второе число выражения, приходим к числу 5, от числа 5 двигаемся по стрелке влево на 2 единице, это третье число выражения и приходим к ответу 3.

-Нам нужно найти пропущенные числа.

- Чтобы найти первое слагаемое нам нужно из суммы вычесть второе слагаемое.

-5-4=1

-Мы запишем число 1.

-Начинать будем от 1 и двигаться на 4 единицы вправо, получим 5.

-Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.

-2+3=5

-5

-Начинать будем от числа 5 и двигаться на 2 единицы влево, получим число 3.

Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.

Первичное закрепление

 5 мин.

Разминка для пальчиков.

 1 мин.

Закрепление изученного материала.

-Посмотрите на фигуры №6 и скажите, что у них общего?

-Перерисуйте их в тетрадь.

-У кого получилось перерисовать фигуры поставьте себе +.

-Прочитайте задание №7. Что вам нужно сделать?

-Какие же это способы?

-Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с учебником

-Все фигуры состоят из 5 квадратов.

- Нам нужно найти способы, чтобы заплатить 5 рублей.

-Мы модем заплатить 5 рублей: 1) одной монетой – 5 рублей

2) тремя монетами -2 рубля, 2 рубля и 1 рубль

3)четырьмя монетами – 1 рубль, 1 рубль, 1 рубль и 2 рубля

 

Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 6 мин.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 46. Выполните №2 самостоятельно.

-Проверяем.  Какую запись мы получили?

-Почему?

-Как мы это узнали?

-Какой способ ещё существует для сравнения фигур по количеству?

-Какой способ займёт меньше времени?

-У кого всё правильно поставьте себе +.

-Прочитайте задание №3. Выполните его самостоятельно.

Проверяем.

-Сколько предметов нарисовали в первом прямоугольнике?

-Сколько предметов нарисовали во втором прямоугольнике?

-Какой знак поставили между числами 3 и 2? Почему?

-Сколько предметов нарисовали в первом прямоугольнике?

-Сколько предметов нарисовали во втором прямоугольнике?

-Какой знак поставили между числами 2 и 2? Почему?

-Какое число написали под первым прямоугольником?

-какое число написали под вторым прямоугольником?

- Какой знак поставили между ними? Почему?

-У кого всё правильно поставьте себе +.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Выполняют №2 самостоятельно.

-К≠Т

-Потому что кругов больше на один.

-Мы соединили пары круг треугольник.

-Мы можем посчитать треугольники и узнаем число, потом посчитать круги и узнать число, а потом сравнить.

-Способ, предложенный в учебники, соединив две группы предметов в пары.

-Выполняют №3 самостоятельно.

-3

-2

-Мы поставили знак ≠, потому что при образовании пар остаётся один лишний предмет.

-2

-2

- Мы поставили знак =, потому что в первом прямоугольнике предметов столько же, сколько и во втором.

-3

-4

-Мы поставили знак ≠, потому что при образовании пар остаётся один лишний предмет.

Развитие речи и навыки самоконтроля.

Подведение итогов

2 мин

Домашнее задание.

1 мин

Рефлексия:

 2 мин.

Уметь оценивать себя на уроке.

- Что узнали нового на уроке?

- Как выполнить сравнение групп предметов по количеству?

- Что особенно понравилось на уроке?

- По желанию выполните задание в учебнике на странице 47 №5 третий пример и №8. В рабочей тетради страница 46 №1 и №4.

-Вы ставили себе плюсы после каждого правильно выполненного задания? Посчитайте сколько у вас плюсов? Напишите цифру на полях.

- Ребята, на столах у вас лежат круги с цифрами 3, 4, 5. Поднимите цифру в зависимости от того сколько у вас плюсов.

- Вы все большие молодцы! Те у кого 5 очень сильно старались и выполнили все задания правильно. Те у кого 4, 3 не расстраивайтесь на следующем уроке у вас обязательно всё получиться!

-Благодарю вас за работу! Урок окончен! Можете идти на перемену.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

-Мы соединяли предметы парами.

Оценивают свою работу и знания на уроке.

Адекватно оценивать себя, свою работу и знания по пройденной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе "Множественное число существительных"

Данный дидактический материал может быть использован учителями иностранного языка на уроках, при подготовке к открытым мероприятиям, олимпиадам  и конкурсам....