«Единица времени – век».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Плисова Анастасия Владимировна

«Единица времени – век».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю:__________

Допускаю:__________

Оценка за урок:__________

План-конспект

Урока по математике,

проведенного в 4 «Б» классе

12. 11.2020г.

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________


Тема: «Единица времени – век».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для первичного усвоения единицы времени «век». 

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новой единицей времени «век»;
  • повторить знания детей о единицах времени «секунда», «минута», «час», «сутки», «неделя», «месяц», «год»;
  • учить учащихся устанавливать соотношения между единицами времени. 

Развивающие:

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать умение наблюдать, рассуждать.
  • способствовать развитию эмоциональной сферы личности;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать словесно-логическое мышление, посредством схемы;
  • способствовать развитию умения переносить знания в новую ситуацию.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать интерес к математике, посредством загадок.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

Коммуникативные УУД:

  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию.

Познавательные УУД:

  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

Предметные:

- систематизировать знания учащихся об единицах времени, развивать умения преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот;

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, схема, числовой луч, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку пять!

  1. Актуализация знаний

У: Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки.

  1. Чего нельзя купить
    Ни за какие сокровища?
  2. Что возвратить нельзя?
  3. Что идет без ног?
  4. Без ног, а бежит, не кончается

          Никогда назад не возвращается.

(Время)

Об: Тема нашего урока: «Время».

Пробегут часы, минутки
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, —
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять
Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, —
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, —
Убежали сутки прочь.

 

У: О чем это стихотворение?

Об: Это стихотворение о  времени.

У: О каких единицах времени говорит автор?

Об: Автор говорит о минутах, часах, сутках.

У: А зачем нужно человеку знать время?

Об: Время нужно, чтобы вовремя приходить в школу, на работу, успевать на поезд или самолет, чтоб не нарушать порядок жизни всего общества.

Время - такая величина, которая характеризует длительность тех или иных событий.

Год - единица времени, равная 12 месяцам.

Неделя - единица времени, равная 7 суток.

Сутки - единица времени, равная 24 часам.

Час - единица времени, равная 60 минутам.

Минута - единица времени, равная 60 секундам.

Я говорю утверждение, если вы согласны то показываете класс, если не согласны, то вниз.

Блиц-опрос.

  1. Самый короткий месяц – февраль. +
  2. Високосный год составляет 365 дней. –

-А сколько? Почему? (366 дней, т. к. в високосном году в феврале 29 дней)

  1. Високосный год бывает раз в 4 года. +
  2. Декабрь – первый месяц в году. –

-А какой? (январь)

  1. Земля делает один оборот вокруг Солнца за год. +
  2. Весенние месяцы: апрель, май, июнь. –

-Что не так?

  1. В году 12 месяцев. +
  2. 1 час – это 50 минут. –

- А сколько? (60 минут)

  1. Один век это 10 лет.-

  1. Открытие новых знаний и умений.

У: Как вы думаете, сколько лет он объединяет?

Об: Он объединяет 100 лет.

Век– промежуток времени, равный 100 календарным годам.

У: Как ещё можно называть век? 

У: Существует ещё одна крупная единица времени, в народе её называют «столетие».

У: В каком веке мы живём?

Об: Мы живём в 21 веке.

У: Сколько лет составляет 20 век?

Об:  20 век - это 2000 лет.

Запишем: 20 век = 2000 лет. Посмотрите, в записи нынешнего года (2020) отсутствуют сотни. Давайте попробуем разобраться с помощью числового луча.

– Много веков назад люди договорились об условной точке отсчёта времени. Обозначим её как 0. (Её наличие не говорит о том, что до этого момента ничего не происходило). Мы говорили о годах нашей эры и годах до нашей эры. Итак, покажем на числовом луче 100 лет, 200 лет.

– Назовите годы, которые проходили до первого штриха. Какой это шёл век? (1 век)

– Значит, когда заканчивался 100 год, заканчивался и первый век. Дальше начинался второй век.

– Назовите годы, которые проходили с первого до второго штриха. Какой это шёл век? (2 век)

  1. Проверка первичного понимания

У: Теперь давайте покажем часть луча, который охватывает ближайшие к нам века:

– Какой век закончится 31 декабря 1900 года? (19 век)

– А 31 декабря 2000 года? (20 век)

– Какой век начался 1 января 2001 года? (21 век)

– Значит, мы записали дату верно, и никакой ошибки нет. Просто 21 век только идёт и нельзя сказать, что прошло уже 2100 лет.

  1. Первичное закрепление

 У: Откройте тетради, от предыдущей работе отступите 4 клетка вниз. Посередине запишите число. Сегодня 12 ноября. Ниже- классная работа.

(Слайд 1)

Сейчас вы выберете себе задание. Зеленый - это легкие задания,  желтый - средней сложности, красный – сложные.

Выполняете их в тетради.

Зеленая карточка

Задание: Перевести года в века.

 Например: 680 лет- 7 век.

345-4 век

471-5 век

101-2 век

218-3 век

324-4 век

Желтая карточка

Задание: Перевести года в века.

 Например: 680 лет- 7 век.

459- 5 век

668-7 век

1443-15 век

889-9 век

1203-13 век

Красная карточка

Задание: Перевести года в века.

 Например: 680 лет- 7 век.

1856- 19 век

1642-17 век

2023-21 век

1305-14 век

1718-18 век

Сверяются со слайдом.

Критерии оценивания.

0 ошибок- 5 баллов;

1-2 – 4балла;

3-4 – 3 балла.

        

Составление и запись таблицы

1 минута = 60 секунд

1 час = 60 мин

1 сутки = 24 часа

1 неделя=7суток

1 месяц=30 или 31 день

1 год = 12 месяцев=365 или 366 дней.

1 век = 100 лет.

Работа с учебником (стр.51 №250, 1.).

Чтение задачи.

Читает учитель, а теперь прочитайте задачу про себя.

У: О чем говорится в задаче?

Об: В задаче говориться о возрасте бабушке, дедушке, сестре, брате, папе, маме.

У: Что нам известно?

Об: Нам известен возраст бабушки, дедушки, сестры, брата, папы, мамы.

У: В каком году родилась бабушка?

Об: Бабушка родилась в 1949 году.

У: В каком году родился дедушка?

Об: Дедушка родился в 1947году.

У: Как узнать на сколько лет дедушка старше бабушки?

Об: Надо от 1949-1947=2

У: На 2 года бабушка моложе дедушки.

У: В каком году родился папа?

Об: Папа родился в 1975 году.

У: В каком году родилась мама?

Об: Мама родилась в 1978 году.

У: Как узнать на сколько лет папа старше мамы?

Об: Надо от 1978-1975=3

У: На 3года папа старше мамы.

У: В каком году родился брат?

Об: Брат родился в2001 году.

У: В каком году родилась сестра?

Об: Сестра родилась в 2005 году.

У: Как узнать на сколько лет брат старше сестры?

Об: Надо от 2005-2001=4

У: На 3года папа старше мамы.

2). Выполняют самостоятельно.

Индивидуальная работа.

Тест:

1) В какой записи век не соответствует году?

А) 1478г. – 15 век

Б) 1602г. – 16 век

В) 1961г. – 20 век

2) Сколько минут в 3-х часах:

А) 300;

Б) 150;

В) 180.

3) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно:

А) 1 век > 207 лет;

Б) 2 мин. 50 с. < 200 с.;

В) 2 ч. > 100 мин.

4) Занятия начинаются в 8ч. З0мин. утра – 4ч. в классе и 1ч. в спортзале. В какое время заканчиваются занятия?

А) 12ч. 30мин.

Б) 14ч.

В) 13ч. 30мин.

Самопроверка.

Критерии оценивания.

0 ошибок- 5 баллов;

1-2 – 4балла;

3-4 – 3 балла.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуть, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сядь.

  1. Первичное закрепление знаний и умений(продолжение).

Работа в парах.

Работа с учебником (стр.51).

№247.

3 века- 300 лет.

10 веков-1000лет.

19 веков- 1900 год.

600лет- 6 веков.

1100- 11 веков.

1700 лет- 17 веков.

2000 лет-20 веков.

21 век наступил в 2001году.

Проверка фронтальная

№248

1147 год-12 век.

№249

Родился 1799-18 век.

Умер 1837- 19 век.

Карточки для парной работы.

1. Решите задачи, пользуясь правилом.

А) Экскурсия в музее началась в 11 ч. и продолжалась 1 ч. 40 мин. Когда экскурсия закончилась?

Решение:__________

Ответ: экскурсия закончилась________

Б) Фильм начался в 12 ч., а закончился в 13 ч. 30 мин. Сколько длился фильм?

Решение:_____________

Ответ: фильм длился________

В) Урок длился 45 мин. и закончился в 11 ч. 20 мин. В котором часу начался урок?

Решение:________

Ответ: урок начался______

Правильный ответ:

А) Решение:11 ч. + 1 ч. 40 мин. = 12 ч. 40 мин.

Ответ: экскурсия закончилась в 12 ч. 40 мин.

Б) Решение: 13 ч. 30 мин. - 12 ч. = 1 ч. 30 мин.

Ответ: фильм длился 1 ч. 30 мин.

В) Решение: 11 ч. 20 мин. – 45 мин. = 10 ч. 35 мин.

Ответ: урок начался 10 ч. 35 мин.

  1. Итог урока.

Критерии оценивания.

20-18 баллов – 5

17-15 баллов – 4

14-12 баллов – 3

У: С какой единицей времени мы сегодня познакомились?

Об: Сегодня мы познакомились с единицей времени - веком.

У: Чему она равна?

Об: Она равна ста годам.

  1. Инструкция по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание стр. 51, № 253.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Плисова Анастасия Владимировна

Тема урока   «Единица времени – век».

Класс  4

Цель урока: организация деятельности обучающихся для первичного усвоения единицы времени «век».

Задачи урока:

 

Образовательные

 

 

  • познакомить учащихся с новой единицей времени «век»;
  • повторить знания детей о единицах времени «секунда», «минута», «час», «сутки», «неделя», «месяц», «год»;
  • учить учащихся устанавливать соотношения между единицами времени. 

Развивающие

 

 

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать умение наблюдать, рассуждать.
  • способствовать развитию эмоциональной сферы личности;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать словесно-логическое мышление, посредством схемы;
  • способствовать развитию умения переносить знания в новую ситуацию.

Воспитательные

 

 

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать интерес к математике, посредством загадок.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Образовательная технология

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

Организационный этап 

 

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную работу.

 Мотивация учебной деятельности:

  • актуализация знаний
  • фиксация индивидуальных затруднений
  • постановка учебной задачи

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную работу

Мотивируются на учебную деятельность.

Учащиеся оценивают свой настрой на урок 

Ф 

 

 

 

 

формирование положительного отношения и интереса к изучению математики 

Актуализация знаний

Проверка ранее усвоенных знаний.

 Активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе (с помощью загадок).

Метод обучения: словесный(объяснение)

 

 Организует работу по выполнению блиц-опроса

Слушают учителя.

Выполняют блиц-опрос

Ф

Проверка фронтальная

К (умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

П(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи)

Открытие новых знаний и умений

Создание условий для постановки учебной задачи.

Метод обучения: словесный (объяснение), практический (выполнение задания).

 Организует работу по выполнению задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Фронтальная проверка

познакомить учащихся с новой единицей времени «век»;

К (умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

П(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи)

развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

Проверка первичного понимания

.

Метод обучения: словесный (объяснение)

  Фронтальный опрос

Отвечают за вопросы учителя

Ф

Фронтальная проверка

Работа с определением вводных понятий.

П (проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

Р(планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

К( умение строить простые рассуждения)

Личностные УУД:

формирование математической компетентности, определение личностного смысла изучения темы

Первичное закрепление

повторить знания детей о единицах времени «секунда», «минута», «час», «сутки», «неделя», «месяц», «год».

Метод: практический

Организует работу  по выполнению дифференцированного задания.

Организует работу по составлению и записи таблицы.

Работа с учебником (стр.51 №250, 1.).

Организует работу по выполнению теста.

Обучающиеся выполняют задания.

Составляют и записывают таблицу.

Работают с учебником под руководством учителя

Выполняют тест.

И

Ф

Ф

И

Карточки для индивидуальной работы

Таблица

Учебник

Карточки для индивидуальной работы

Фронтальная проверка

Фронтальная проверка

Фронтальная проверка

Самопроверка

- систематизировать знания

учащихся об единицах времени, развивать умения преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот;

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

К: принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства.

Р: проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;

навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Физкультминутка

 

Метод практический

Организует работу по выполнению физминутки

Выполняют физминутку

Первичное закрепление знаний и умений(продолжение

Практический метод

Организует работу с учебником

Стр51.№247-249.

Организует работу по выполнению заданий на карточках.

Выполняют задания.

Выполняют задания на карточках.

П

П

Учебник

Карточки для парной работы.

 Фронтальная проверка

Фронтальная проверка

систематизировать знания

учащихся об единицах времени, развивать умения преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот;

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

К: принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства.

Р: проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;

навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Рефлексия

Проводит рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"

Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  ди...

Конспект урока по математике Измерение времени. Единицы времени

Данный материал представляет собой конспект урока по математике по теме "Измерение времени. Единицы времени"...

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Конспект урока по математике "Единица времени-век.Таблица единиц времени"

Цель урока: познакомить с единицей времени – веком.Задачи урока:- развивать умение преобразовывать крупные единицы измерения времени в мелкие и наоборот, выполнять вычисления  с именованным...