Методическая разработка "Написание чисел от 1 до 10"
методическая разработка по математике (1 класс)

Светлана Леонидовна Шмикк

Методическая разработка "Написание чисел от 1 до 10" включает в себя:

1) Методические рекомендации  по обучению написанию цифр 

2) Методический комментарий к написанию цифр

3) Работа  над  составом  чисел  первого  десятка

4) Презентацию "Пиши цифры правильно"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  по обучению написанию цифр

К концу первого года обучения все учащиеся должны овладеть навыком письма цифр. Практика показывает, что написание цифр вызывает у школьников определенные трудности.  Шестилетний ребенок видит цифру в целом, не выделяя в ней элементов. Отсюда искажение цифр и их элементов на письме.

Поэтому так важно на первых этапах обучения письму цифр уделять внимание начальному анализу и синтезу каждой цифры, сравнению и сопоставлению одинаковых элементов разных по конфигурации цифр.

Методика обучения письму цифр включает следующие этапы:

1. Анализ образца

Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать детям ее образец, вместе рассмотреть его, выяснить, из каких элементов состоит цифра (палочки, закругления, волнистая линия), в каких цифрах эти элементы уже встречались.

2. Демонстрация учителем наглядного написания цифр

Показ учителем написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, какая линия проводится, где она начинается, в каком направлении ведется и где заканчивается, какой будет следующая линия.

3. Подготовка к написанию цифр
а) «письмо в воздухе» - дети, взяв ручки, в воздухе повторяют порядок и последовательность написания цифры, что позволяет запомнить общее движение руки;
б) письмо по кальке или пластмассовому трафарету – следующий этап, помогающий первокласснику перейти к написанию цифры нужного размера.

4. Письмо цифр учащимися

За написанием первых цифр педагог должен понаблюдать, чтобы своевременно подкорректировать правильность написания.
Приступая к обучению написанию цифр, учителю необходимо помнить следующее:
• все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее половине и «опираются» на правую ее сторону;
• ширина цифры должна быть примерно в 2 раза меньше ее высоты.

Гигиенические правила письма:


• Сидеть надо прямо, не касаясь грудью стола.
• Ноги должны стоять всей ступней на полу или подставке.
• Голову при письме необходимо склонять чуть влево (для тех, кто пишет правой рукой) и вправо (для тех, кто пишет левой рукой).
• Ручку следует держать тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец при этом необходимо подогнуть к ладони. Пальцы от стержня располагаются на расстоянии 1-1,5см.
• Тетрадь лежит под углом к краю стола. Начало строки на странице, где идет работа, приходится на середину груди.
• Нельзя менять наклон тетради во время письма.

Шестилетний ребенок во время письма быстро утомляется, так как еще не в полной мере окреп его позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Перед письмом, во время, а также после письма ему требуется подготовить руку, расслабить мышцы, изменить позу. В этом могут помочь следующие упражнения:
• Соедините руки ладонями вместе и вытяните их вперед. Разведите кисти рук в стороны, не размыкая запястий.
• Сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы получился кулак. По одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой рукой.
• Вытяните руки вперед перед грудью. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы правой руки. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы левой руки. Выполняйте попеременно.
•Ладони вместе, пальцы сцеплены в замок. Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы;
• Руки с разведенными пальцами положите на стол. Поочередно постукивайте по столу каждым пальцем то одной, то другой руки.
В каждую физкультпаузу необходимо включать 2-3 упражнения.



Предварительный просмотр:

Методический комментарий к написанию цифр

Цифра 1

 Состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Цифра 2

Состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию (вверх, вниз, вверх).

Цифра 3

Состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Начало написания первого элемента цифры 3 очень похоже на первый элемент цифры 2. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего.

Цифра 4

Состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.

Цифра 5

Состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут малый правый полуовал такой же, как второй элемент у цифры 3. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (слегка прогнутая вниз палочка). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.

Цифра 6

Состоит из большого левого и малого правого полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляя ее влево немного выше середины клетки.

Цифра 7

Состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры 2 (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней линии клетки, а у семерки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку примерно посередине.

Цифра 8

Состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать ее немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.

Цифра 9

Состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки (примерно там, где и начало цифры 6), ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

Цифра 0

Представляет собой овал. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается написание цифр 6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведется вверх к исходной точке.

Примечание: Нельзя добиваться от первоклассников устного воспроизведения последовательности написания цифр. Взрослый помогает ребенку проговаривать вслух производимые действия: отступаю 2 клетки вниз, одну клетку в сторону, веду линию из уголка на середину нижней стороны клетки, вверх, вниз, вверх и т.д.



Предварительный просмотр:

Работа  над  составом  чисел  первого  десятка

Для изучения каждого числа,  мы различаем следующие этапы работы:

1. Образование данного числа из предыдущего. Умея считать до пяти, ребенок еще далек от понимания основного закона образования числового ряда. Следует, кроме того, подчеркнуть, что в числовых представлениях семилетки отсутствует сознательное отношение к двойственной природе числа.

Для знакомства с числами первого пятка (от 1 до 5), так и второго пятка  ( от 6 до 10) мы используем:

1)Ряды предметов, тогда яснее выступает порядковое значение числа.

2)Числовые фигуры, которые помогают охватить данную группу в целом и тем самым овладеть количественным значением числа.

Это помогает понять, что каждое новое число образовано из предыдущего и единицы.

Для отработки  используют такие упражнения, которые проводятся фронтально:

- счет по слуху числа хлопков;

- удары  карандаша по столу;

- счёт числа шагов.

Такие упражнения вырабатывают сознательное отношение к числу, учат

устанавливать  порядковый номер числа в группе  и вместе с тем показывает  количество чисел  всей группы до последнего названного элемента включительно.  В индивидуальной работе, дети воспроизводят ряд и фигуру у себя на партах, пользуясь палочками, кружками и квадратиками и другими предметами.

2. Восприятие числа на естественных группах. Сюда относятся такие группы, как два глаза, две руки, три стороны треугольника, четыре стороны квадрата (дети складывают эти фигуры из палочек), пять пальцев, пять лепестков у цветка и т. д.


3. Знакомство с печатной цифрой.

Цифра выставляет на наборном полотне против соответствующей группы предметов. Дети должны рассмотреть и уметь назвать элементы, из которых составлена каждая цифра: стоячая палочка, лежачая палочка, овал, полуовал, точка.

4.Отработка счёта чисел.

 Работа с числами на проводится:

- по плакатам, картинкам, иллюстрациям с изображением группы предметов, которые иллюстрируют  число;

- по учебникам;

Дети рассматривают рисунки и составляют к ним рассказики с числами. Здесь еще нет ни действий, ни изучения состава числа, работа  ограничивается со счетом чисел.

5. Уточнение связей между числами. 

Зная, что каждое число получается из предыдущего, если к нему прибавить единицу, дети плохо понимают, что каждое число больше предыдущего на единицу, какое число следует, предшествует или стоит между данными числами. Дети плохо понимают значение слов «следует, предшествует или стоит между». Лучше использовать такие слова с предлогами «стоит после», «стоит перед».

6. Знакомство с письмом цифр.

Что касается начертания цифр, их размеров и наклона, то нет надобности  излагать здесь соответствующие стандартные требования, поскольку они приводятся в любом методическом руководстве.

7. Выяснение состава числа.

Действие демонстрируется на предметах, а затем воспроизводится учащимися на дидактическом материале из индивидуальных наборов.


8. Систематизация  в работе над пройденным  материалом. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПИШИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНО!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку математики для 2 класса. Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»

Презентация к уроку.Тип урока: закрепление изученного.Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»Цель: закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд.Зад...

Учебно - методическая разработка интегрированного урока "Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Повторение. I класс, 5 вид коррекции"

Повторение сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. Развитие творческих способностей, самомассаж с помощью шишек. Инсценеровка задачи....

Методическая разработка урока математики. Тема: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)

Методическая разработка урока математики. 4 класс. Тема:  «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)...

Методическая разработка урока "Сравнение трёхзначных чисел" 3 класс

Урок «открытия» нового знания  по учебнику математики Моро 3 класс с использованием ИКТ....

Авторская методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разработка урока  предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Начальная школа XXI века". Большое внимание на уроке уделено здоровьесберегающей технологии, используются фи...

методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))

Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...

Учебно- методический комплект по математике на тему:«Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.» 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по математике на тему:«Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.»...