Урок "Таблица умножения и деления на 7"
методическая разработка по математике (3 класс)

Лонгортова Мавра Ильинична

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_3_klass.docx59.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Таблица умножения и деления на 7».

Цель: составить и выучить таблицу умножения  и деления на 7.
Задачи
1) Формировать умения применять таблицу умножения и деления на 7.
2) Закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.
3) Закреплять умения в решении задач разными способами и выборе рационального способа.
4) Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Оборудование

1Математика.  УМК Часть 2. – М.:Просвещение, 2013.
2) Компьютер, мультимедиа проектор, экран

                                                                 Ход урока:

Организационный  этап  урока.

психологический настрой                                       


Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!

Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель:                                                                                    

Ребята,  на  доске  девиз  нашего  урока:  

– Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

«С хорошим настроением принимайся за работу!»
–– Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
– А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? 
(Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу.) 
 – Давайте мы тоже настроимся на работу. 
Работа в тетрадях: Запишите число. Классная работа.
Учитель:

-Послушайте  задачу:

Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему семь ребят.

 Сколько  ребят шли ему навстречу? (ответ: 7)

Минутка  чистописания                                            

– Давайте  повторим правильное написание цифры 7.  

(После объяснения и показа учителем, дети прописывают, чередуя число 7 с числом 77,  устно  дают  характеристику  написанным  числам).

Прочитайте загадку.


Нас 7 братьев:
Годами все равны,
А имена разные.
Угадайте, кто мы?

 -    О чём идет речь? (О днях недели.)
-    Сколько дней в неделе? (7.) Назовите.
Учитель открывает на доске изображение дней недели: 

Описание: http://samarapedsovet.ru/_ld/0/s34232697.jpg

-    Вот они, 7 братьев. Вспомните, где ещё встречается число 7? (7 цветов радуги, 7 нот, и т. д.)
-    Вы догадались, почему они все разного цвета? (Каждый день недели соответствует какому-либо цвету радуги.)
-    Что интересного в их внешности? (Носик – это номер дня.)
-    Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Знак вопроса, точка, двоеточие.)
-    Какие из них похожи на математические знаки? (На знак действия умножения и деления.)

Описание: http://samarapedsovet.ru/_ld/0/51501779.jpg
-    Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению числа 7. Делению на 7.

   С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-    Вы сказали, что в неделе 7 дней. Я для вас приготовила 7 заданий.
С обратной стороны каждого человечка (дня недели) задание.
1) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.

-    Как называется первый день недели? (Понедельник.) 
Учитель переворачивает карточку с изображением первого человечка и читает задание:

Описание: http://samarapedsovet.ru/_ld/0/44640835.jpg

Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях:

5 · 7 = 35

7 · 5 = 35

35 : 5 = 7

35 : 7 = 5

-    Какими правилами вы воспользовались при составлении этих равенства? (Правилом взаимосвязи умножения и деления.)
Учитель открывает на доске эталон.
a × b = c                                в × а=с      с: а = в          с: б = а

2) Тренинг вычислительного навыка.
-    Какой второй день недели? (Вторник.)
Учитель переворачивает карточку с изображением второго человечка и читает второе задание: (Слайд №5)
-    Найдите значения следующих выражений.
Учитель открывает на экране задание:

Описание: http://samarapedsovet.ru/_ld/0/s12180772.jpg

-    Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)
-   Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)
-    Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 • 7.)
-    Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще  раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)
Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 • 6.
-    Найдите значения данных выражений.
Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску. Получается ряд чисел:

35, 28, 14, 21, 7, 42


-    Расставьте данные числа в порядке возрастания.
Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.
-    Что интересного вы заметили? (Числа кратны семи, увеличиваются на 7.)
-    Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)
3) Пробное действие.
-    Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)
-    Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
-    Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
-    Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
-    Какой следующий день недели после вторника? (Среда.)
-  Что вы можете сказать об этом дне? (Это середина рабочей недели.)
-    Вот мы с вами подошли к середине нашей работы.
-    Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
-    Какой следующий шаг на нашем уроке? (Самим «открыть» новое знание.)

Физминутка (Слайд 7)
3. Построение проекта выхода из затруднения.
-    Итак, переходим к следующему этапу нашего урока – будем сами находить способ.
-    Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)
-    С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)
-    С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)
-    Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 7.)
-    Что еще нужно составить. Вспомните, что мы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
-    Значит, сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
-    Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)

4. Реализация построенного проекта.
-    Откройте учебники на странице 33 №2  и составьте таблицы .
Вариант комментирования:
-    Так как 7 умножить на 6 будет 42, то 7 умножить на 7 будет 49. Поэтому 49 разделить на 7 будет 7.
-    Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
-    Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице умножения.
-    Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на 7.)
Учитель открывает на доске эталон.

7 • 7 = 49
7 • 8 = 56
7 • 9 = 63

-    Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
-    Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 7.)
-    Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа. 
-    Какой следующий день после среды? (Четверг.)
Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого человечка и показывает номер задания. (Слайд 8)
№ 4 (а), стр. 38
-    Найдите № 4 на странице 38.
-    Выполним вычисления по первому алгоритму.
Учитель заранее выносит первый алгоритм на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
-    Выполняю алгоритм при а равном 0. 0 умножить на 7 будет 0. Задаю вопрос: 0 больше 35? Отвечаю – нет. Значит, прибавляю 5, получаю 5. Записываю 5 в таблицу.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 4 (б), стр. 38
-    Теперь я вам предлагаю поработать в парах. Повторите правила работы в парах? (Нужно работать тихо, разговаривать в полголоса, не спорить, при завершении работы поднять руку.)
-    Выполните вычисления по второму алгоритму в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу на экране. (Слайд № 9)
-    Проверьте свои результаты.
-    Кто из вас ошибся?
-    В чем ошибка?
-    Исправьте ошибки.
-    Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
-    Какую по счету карточку нужно перевернуть? (Карточку номер пять.)
-    Какой это день недели? (Пятница.)
Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания.
№ 6, стр. 4
-    Найдите № 6 на этой же странице.
-    Прочитайте задание.
-    Что значит, числа кратные 7? (Эти числа делятся на 7.)
-    Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону на экране. (Слайд 10)
-    Кто из вас ошибся?
-    В каком случае? (...)
-    Исправьте ошибку.
-    Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
-    Кто не ошибся?
-    Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

7. Включение в систему знаний и повторение.
-    При выполнении, каких заданий нам нужно будет выполнять умножение и деление на 7? (В примерах, в задачах.)
-    Номер задания для повторения записан на обратной стороне карточки с шестым человечком.
Один из учащихся переворачивает карточку и показывает номер задания.
№ 7, стр. 39
-    Найдите № 7 на странице 39.
-    Прочитайте задание.
-    Что нужно сделать? (Решить задачу двумя способами.)
-    Прочитайте задачу.
Один из учащихся вслух читает задачу. (Слайд 11)
-    Выполните это задание.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
-   Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)
-    Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)
-    Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:

(5 + 2) · 6 = 42 (шт.)

-    Найдем иной способ решения задачи. Шарики, каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)
-    Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики – это части, а все шарики- это целое.)
-    К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)
-    Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
-    Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)
-    Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:

5 · 6 + 2 · 6 = 42 (шт.)

-    Какой способ вам показался удобным? Почему?
Несколько учащихся обосновывают удобство каждого способа.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-    Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)
-    Что это за день недели? (Воскресенье.)
-    Что это за день? (Это выходной.)
-    Что вы делаете в воскресенье? (Отдыхаем.)
-    Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.
-    Какова была цель сегодняшнего урока? (Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)
-    Удалось ли достичь цели?
-    Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
-    Посмотрите в свои карточки, тетради. Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?
-    Какой сегодня день недели? Пожалуйста, приготовьте ваш маленький день. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите веселый шарик. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите серьезный шарик. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите грустный шарик.
Учащиеся оценивают себя с помощью карточек смайликов. (Слайд 12)
-    Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Будем учить таблицу умножения и деления на 7, выполнять задания, …)
Далее идет обсуждение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Таблица умножения и деления на 2. Закрепление. Взаимосвязь умножения и деления."

Данный материал служит для работы по математике  во2 классе по УМК "Перспектива". К плану занятия прилагается презентация "Скоро каникулы"....

«Умножение и деление. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление на 0. Повторение, закрепление»

Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Задачи:• повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, • способствовать воспитанию акт...

Презентации по математике для учащихся 2 класса по теме: "Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление".

Презентации  к урокам математики   во 2 классе по теме: " Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление"....

Урок математики. 3 класс. УМК "Перспектива".Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание. Умножение и деление изученных случаев табличного умножения и деления. Решение задач.

Цель: проверить знания и умения, полученные при изучении раздела «Сложение и вычитание», закреплять умения решать задачи изученных видов, повторение изученных случаев табличного умножения ...