РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 4 б, 4в класс
рабочая программа по математике

Вера Викторовна Просекова

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике    4 б, 4в  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Приложение к основной образовательной

программе начального общего образования

приказ от 30.09.2018 №399

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по            математике        

(учебный предмет, уровень изучения)

           4 б, 4в  класс        

(класс)

           136 часов        

(количество часов)

Составитель: Просекова В.В., Васильева Р.Н.

учитель начальных классов

Согласовано

протокол заседания методического совета

от 29.09.2018г.  № 1

Согласовано  методист

______________Е.С. Бабайлова

                                                                                                      2020-2021 учебный год

Урай

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 4 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

При составлении рабочей программы по математике за основу взята авторская программа М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебником математики 4 класса УМК «Школа России» (М., «Просвещение», 2015).

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.

Цели курса:

- математическое развитие младших школьников;

- формирование системы начальных математических знаний;

- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Задачи курса:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

-  развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

-  развитие пространственного воображения;

-  развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

-  формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

-  формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

-  развитие познавательных способностей;

-  воспитание стремления к расширению математических знаний;

-  формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);

- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.

Математика» 4 класс. Выпускник научится:

читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

пользоваться изученной математической терминологией;

записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, 8г,

b:2, a+о, со, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

выполнять вычисления с нулём;

выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;

решать уравнения вида х±60 =320, 125+х =750, 2000х=1450, х12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

решать задачи в 1-3 действия;

находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

узнавать время по часам;

выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;

строить заданный отрезок;

строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон;

выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);

выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;

определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;

формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;

выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;

развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;

осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;

сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;

формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений табличные случаи умножения и деления внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.),
  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе вместимости,
  • определения времени по часам часах и минутах).

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса по математике:

По разделу «Работа с задачами»:

иметь представление: 

  •  о различных способах краткой записи задачи;
  •  о различных способах оформления решения задачи;
  •  о рациональных и нерациональных способах решения задачи;
  •  об алгебраическом способе решения задачи;
  •  о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям;
  •  о задачах, имеющих не одно решение;

знать: 

  •  структуру текстовой задачи;
  •  условные обозначения, используемые в краткой записи задач;

уметь: 

  •  определять, является ли текст задачей;
  •  преобразовывать текст, не являющийся задачей, в задачу;
  •  выделять составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;
  •  устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой;
  •  проанализировать задачу, начиная от ее вопроса, установить количество и порядок действий, необходимых для ее решения, обосновать выбор действий;
  •  записывать решение задачи по действиям с вопросами или комментариями, а также сложным выражением

По разделу «Изучение величин»:

иметь представление: 

  •  о связи метрических мер измерения величин с десятичной системой счисления;
  •  об особенностях построения системы мер времени;

знать:

  •  единицы измерения длины, площади, массы, времени и соотношения между ними;
  •  формулы определения площади прямоугольника: S = а·в, треугольника S = 1/2а·в; объема четырехугольной призмы V = а · в · h и произвольной прямой призмы V= S0CH · h;

уметь:

  •  чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита;
  •  измерить длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
  •  находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника,
  •  использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях;
  •  определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
  •  определять объем прямой четырехугольной призмы, произвольной прямой призмы;
  •  определять объем прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующую формулу;
  •  выражать изученные величины, используя разные меры их измерения.

По разделу «Изучение элементов алгебры»:

иметь представление об основных свойствах равенств;

уметь решать уравнения, требующие 1-4 тождественных преобразований.

По разделу «Изучение элементов геометрии»:

иметь представление об объеме, способах его определения и единицах измерения;

знать: 

  •  свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая - квадрата; - свойство радиусов одной окружности и соотношение между радиусом и диаметром; 3) уметь чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита.

По разделу «Изучение действий»

иметь представление об умножении дроби на натуральное число;

знать: 

  •  названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, законы и свойства изученных действий;
  •  таблицы сложения и умножения;
  •  особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;
  •  порядок выполнения .действий в сложных выражениях без скобок и со скобками;
  •  изменение результатов действий при изменении их компонентов;

уметь: 

  •  выполнить сложение и вычитание многозначных чисел;
  •  выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное и многозначное число;
  •  находить значение сложных выражений, содержащих 3-5 действий;
  •  выполнять изученные действия с величинами.

По разделу «Изучение чисел»

иметь представление: 

  •  о принципах построения десятичной позиционной системы счисления;
  •  о точных и приближенных числах и источниках их возникновения;
  • о целых числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и расположении этих чисел на координатной прямой;

уметь:

  •  читать и записывать любое натуральное число в пределах класса миллионов;
  •  определять место каждого из них в натуральном ряду;
  •  устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения при помощи знаков;
  •  читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;
  •  сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями и с равными числителями, но различными знаменателями.

Календарно-тематический план. 4б, 4в  класс                                                          Учитель: Просекова В.В., Васильева Р.Н.

№ п/п

Тема

Дата прохождения

Скорректированные

сроки

4б,4в

Числа от 1 до 1000– 14 часов

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

01.09

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

02.09

Нахождение суммы нескольких слагаемых

04.09

Алгоритм письменного вычисления трехзначных чисел

07.09

Умножение трехзначного числа на однозначное

08.09

Вход контрольных работ. Свойства умножения

09.09

Работа над ошибками. Алгоритм письменного деления

11.09

Приемы письменного деления

14.09

Приемы письменного деления

15.09

Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

16.09

Диаграммы

18.09

Нумерация многозначных чисел.

21.09

Приемы письменного умножения и деления.

22.09

Закрепление пройденного.

23.09

Числа, которые больше 1000 – 109 часов

Нумерация – 11 часов

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы.

25.09

Чтение многозначных чисел

28.09

Запись многозначных чисел

29.09

Разрядные слагаемые

30.09

Сравнение чисел

02.10

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

05.10

Закрепление изученного

06.10

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились

1210

Класс миллионов. Класс миллиардов

13.10

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»

14.10

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

16.10

Величины – 11 часов

Величины.Единицы длины. Километр

19.10

Единицы длины. Закрепление изученного

20.10

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

21.10

Таблица единицы площади

23.10

(26.10-08.11.20г каникулы в связи с карантином)

Измерение площади с помощью палетки

26.10

Единицы массы. Тонна, центнер

27.10

Единицы времени. Определение времени по часам

28.10

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.

30.10

Век. Таблица единицы времени

02.11

Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного.

03.11

Контрольная работа по теме «Величины»

04.11

Сложение и вычитание -12 часов

Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений

06.11

Нахождение неизвестного слагаемого

09.11

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

10.11

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

11.11

Нахождение нескольких долей целого

13.11

(16.11-22.11каникулы)

Решение задач

23.11

Решение задач

24.11

Сложение и вычитание величин

25.11

Решение задач

27.11

Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного.

30.11

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

01.12

Анализ контрольных работ. Задачи-расчеты

02.12

Умножение и деление – 76 часов

Умножение и деление. Свойства умножения

04.12

Письменные приемы умножения

07.12

Письменные приемы умножения

08.12

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

0912

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

11.12

Деление с числами 0 и 1

14.12

Письменные приемы деления

15.12

Письменные приемы деления

16.12

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

18.12

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»

21.12

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

22.12

Закрепление изученного. Решение задач

23.12

Закрепление пройденного. Проверим себя и свои достижения.

25.12

Закрепление изученного.

28.12

Умножение и деление на однозначное число. Закрепление.

29.12

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

30.12

(01.01-10.01.21 каникулы)

Решение задач на движение

11.01

Решение задач на движение

12.01

Решение задач на движение

13.01

Странички для любознательных. Проверочная работа

15.01

Умножение числа на произведение.

18.01

Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями

19.01

Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями

20.01

   72

Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями

23.01

   73

Решение задач

25.01

74.

Перестановка и группировка множителей

26.01

75.

Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного.

27.01

76.

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число.»

29.01

77.

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

01.02

78.

Деление числа на произведение

02.02

79.

Деление числа на произведение

03.02

80.

Деление с остатком на 10, 100, 1000

05.02

81.

Решение задач

08.02

82.

Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями

09.02

83.

Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями

10.02

84

Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями

12.02

85.

Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями

15.02

86.

Обобщение по теме «Умножение и деление на числа оканчивающиеся нулями»

16.02

87

Закрепление изученного по теме «Умножение и деление на числа оканчивающиеся нулями»

17.02

88.

Решение задач

19.02

(20.02-28.02.21г каникулы)

   89.

Что узнали. Чему научились.

01.03

90.

Закрепление пройденного.

02.03

91.

Умножение числа на сумму. Наши проекты.

03.03

92.

Умножение на двузначное  и трёхзначное число число

05.03

93.

Умножение числа на сумму.

09.03

94.

Письменное умножение на двузначное  число

10.03

95.

Письменное умножение на двузначное  число

12.03

96

Решение задач

15.03

97.

Решение задач

16.03

98.

Письменное умножение на трехзначное число

17.03

99.

Письменное умножение на трехзначное число

19.03

100

Закрепление изученного

22.03

101

Закрепление изученного

23.03

102

Что узнали. Чему научились

24.03

103.

Обобщение «Умножение на двузначное число»

26.03

104.

Закрепление по теме: «Умножение на двузначное число».

29.03

105.

Письменное деление  на двузначное число

30.03

106.

Алгоритм письменного деления на двузначное число

31.03

107.

Письменное деление на двузначное число

02.04

108.

Письменное деление на двузначное число

05.04

109.

Закрепление изученного

06.04

110.

Закрепление изученного. Решение задач

07.04

111.

Закрепление изученного

09.04

112.

Письменное деление на двузначное число. Закрепление

12.04

113.

Закрепление изученного. Решение задач

13.04

(14.04-18.04.21г каникулы)

114.

Закрепление изученного. Решение задач

19.04

115.

Обобщение по теме «Деление на двухзначное число»

20.04

116.

Письменное деление на трехзначное число

21.04

117

Письменное деление на трехзначное число

23.04

118.

Письменное деление на трехзначное число

26.04

119.

Закрепление изученного

27.04

120.

Деление с остатком

28.04

121.

Деление на трехзначное число. Закрепление

30.04

122

Что узнали. Чему научились

04.05

123.

Что узнали. Чему научились

05.05

124

Обобщение по теме «Деление на трёхзначное число»

Повторение – 12 часов

125

Закрепление по теме «Деление на трёхзначное число»

07.05

126

Нумерация

11.05

127

Закрепление изученного

12.05

128

Арифметические действия: сложение и вычитание

14.05

129

Арифметические действия: сложение и вычитание

17.05

130

Выражения и уравнения.

18.05

131

Правила о порядке выполнения действий

19.05

132.

Правила о порядке выполнения действий

21.05

133.

Геометрические фигуры

24.05

134.

Решение задач.

25.05

135

Решение задач.

26.05

136.

Решение задач.

28.05

Итого: 136 часов


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплекс:

Образовательный процесс по математике организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

•        урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

•        урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

•        урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

•        урок-проектирование – место для решения проектных задач;

•        учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;

•        групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

•        самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

– задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

– задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

– творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои лингвистические знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

Материально-техническое оснащение предмета

  1. Аудиокассеты, видеокассеты, электронные энциклопедии
  2. Компьютер
  3. Интерактивная доска
  4. Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru
  5. Математические таблицы, в том числе и электронные
  6. Наглядные пособия. (компакт-диск) Демонстрационные таблицы. Математика-Издательство «Учитель», 2012
  7. Словари (орфографические, толковые)
  8. Лотос предметными картинками, цифрами, дробями, математическими знаками действий

Литература

  1. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы,Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2011 г.
  2. М.И. Моро, М.А.Бантова учебник Математика в 2-х частях – изд. –М. Просвещение,2015
  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика: рабочие программы. 1-4 классы М.: Просвещение 2015
  2. С.В. Савинова, В.А. Савинов Поурочные разработки по курсу «Математика» 1-4 классы к УМК М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой М.: ВАКО 2016

Интернет-ресурсы

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info|about|193
  • Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http:// www.school2100.ru

http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...