Технологическая карта к уроку математики 4 класс "Скорость, время, расстояние"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Журавлева Альбина Вячеславовна

В технологической карте урока даны подробные этапы урока с видами деятельности учителя и учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Скорость, время, расстояние46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тама урока: Скорость.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Открыть вместе с учащимися  знания  о скорости движения

Задачи по содержанию:

  • Познакомить учащихся с понятием “скорость движения”;
  • Научить устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения;
  • Разработать алгоритм применения полученных умений для решения задач на движение;
  • Воспитание чувства уважения при работе в малых группах, интереса к предмету;
  • Учить детей самооценке, умению анализировать свою работу на уроке.

Задачи по способу работы:

  • Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
  • Выработать у учащихся умение различать понятия “скорость движения”, “расстояние” и “время движения” и их зависимость друг от друга;
  • Развивать умение решать задачи на нахождение скорости движения по алгоритму.
  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

  1. Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний:

(На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Формируются личностные УУД)

Открытие новых знаний.

Постановка проблемного вопроса:

Открытие знания. Знакомство с понятием «скорость»

Первичное закрепление  с проговариванием:

Построение алгоритма нахождения скорости.

Первичный контроль, отработка действия по алгоритму.

Итог урока:

–Сегодня у нас необычный урок математики, Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз:

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ вывод

Сегодня работаем в парах  и в группах.  Вспомним правила работы в парах.( Прислушиваться к мнению соседа, помогать друг другу, взаимопроверка)

ну а чем мы будем заниматься, вы узнаете, решив  числовые выражения  и  отгадаем  зашифрованное слово.

http://festival.1september.ru/articles/597857/img1.gif

Подпишите соответствующие буквы.

 72

 64

 51

 42

 35

 21

18 

16 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какое слово получилось?  

Учитель обращает внимание обучающихся на Слайд 1 презентации. <Презентация 1>
На экране появляется заставка “ Урок известного путешественника Филеас Фогга.

– Сегодня на уроке математики мы с вами будем изучать процесс движения

-Где вы в жизни встречаетесь с понятием « Движение»?

-Как вы понимаете, что такое движение?

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока ? Поможет нам в этом английский  путешественник Лорд Филеас Фогг. Придумал и рассказал нам о его необыкновенном путешествии вокруг света за 80 дней известный писатель Жюль Верн (фотография на экране)

Слайд фото Жуль Верна.

. Я надеюсь, что вы обязательно прочитаете захватывающие приключенческие произведения этого автора. А сейчас… Англия, XIX век, лорд Филеас  Фогг готовится к своему путешествию и думает, какой же путь ему предстоит преодолеть. Поможем знаменитому путешественнику.(Слайд  Англия)

На экране Слайд 2 с 5 величинами:

189 м; 40 000 км; 627 дм; 425 кг; 38 см

Найдите “лишнюю” величину и объясните почему именно она является лишней.

Расстояние принято обозначать латинской буквой (вывешивается знак на доску).

Расположите остальные величины в порядке возрастания.

– Как вы думаете, ребята, какая из приведённых величин соответствует пути, который надо преодолеть путешественнику вокруг Земли? 

– Все ли величины длины мы вспомнили?

(Учитель вывешивает на доску величины, в которых измеряется длина: мм, см, дм, м, км, обобщая ответы детей.

Сделайте вывод, что такое расстояние?

СЛАЙд( анимация: поезд проезжает путь 240 км от одного города до другого)

Итак:РАССТОЯНИЕ –это одна из величин, характеризующая движение.

-А какие еще величины могут характеризовать движение?

(Слайд).         Продолжите ряд величин:

3 ч, 240 мин, 5 ч, 360 мин, …                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

7 ч, 480 мин, 9 ч, 600 мин.

Именно 10 часов пришлось Филеасу Фоггу добираться из Лондона в Париж.

– С какими величинами мы сейчас работали?

Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t (Знак вывешивается на доске)

– Все ли величины измерения времени мы с вами вспомнили? Назовите отсутствующие.

И так, КАКАЯ ЖЕ еще величина характеризует движение?

Перед вами лежат жёлтые листочки. Рассмотрите выражения и найдите их значения, результат запишите на этот же листок и сверьте ответы со своим товарищем в паре.

7 дм 2 см + 4 см = 7 дм 6 см 
35 км : 5 ч = ?
46 сек – 15 сек = 31 сек
9 м 8 см * 3 = 27 м 24 см
42 м : 7 сек = ?
6 мин 9 сек + 51 сек = 7 мин

– Вы нашли значения всех выражений? Нет? Почему?
– Проверим (идёт проверка вместе со слайдом на экране)  

– На какие группы можно разделить полученные значения выражений?

(единицы длины, единицы  времени)

Какова наша с вами цель сейчас на уроке?

Узнаем ,кто из ребят прав..

К концу сегодняшнего урока мы сможем найти значения оставшихся выражений и в этом на поможет следующее задание от лорда Фогга.

На экране слайд с анимированной задачей.

От старта до финиша 150 метров. Заяц эту дистанцию пробежал за 10 сек, а Щенок это же расстояние – за 15 сек. Кто из них бежал быстрее? 

Почему вы смогли определить, кто бежал быстрее, не выполняя никаких вычислений?

Молодцы, вы правы, дело в том, что расстояние было одинаковым.

На экране слайд со второй анимированной задачей.

Щенок пробежал 120 метров за 12 сек, а заяц пробежал 180 м за 10 сек. Кто из них бежал быстрее?

(При затруднении учитель может задавать наводящие вопросы)

Чем эта задача отличается от предыдущей, какие будут предложения? (подвести к выводу, что необходимо узнать расстояние за 1 сек.

- Как же нам узнать, кто из животных бежал быстрее? 

– Ребята, в наименовании очень долго писать метров в секунду, поэтому мы будем привыкать к такому сокращению м/сек.

– Как узнать, сколько метров заяц пробежал за одну секунду, если за 10 секунд он пробежал 180 м? (Вызвать ребёнка записать решение на доске)

Что скажете, кто же из них бежал быстрее? 

- С какой величиной связана быстрота движения?

Итак:

Быстрота движения связана с величиной, которая называется скоростью. Она обозначается латинской буквой V (вешается знак на доску). В каждую секунду Щенок пробегал 10 метров, то есть он бежал со скоростью 10 м/сек (м/сек на доску). М/сек – это единица скорости.

Третья величина, характеризующая движение – это скорость.

 Другими единицами скорости являются: м/мин, км/мин, км/ч, могут быть и другие, мы с ними познакомимся в процессе нахождения скорости движения различных объектов.

– Давайте сделаем вывод, с какими же величинами связан процесс движения?

Задание 1. Объясните смысл высказывания: (слайд)

Самолёт  летит   со скоростью  800 км/ч
Машина  едет  со скоростью  60 км/ч
Катер  плывёт  со скоростью 22 км/ч
Улитка ползёт со скоростью 50 см/мин

Задание 2. Угадайте, с какой скоростью движется каждый из предложенных объектов.(слайд)

Задача от Филеаса Фогга.  СЛАЙД

Задание № 3.( Решение на доске и в тетрадях)

За 3 часа поезд прошёл 240 км. С какой скоростью он шёл?

– Что такое 240 км? (Расстояние.)
– В какую группу величин вы отнесёте 3 часа? 
(Время.)
– Как узнать скорость движения поезда, если известен весь путь (расстояние) и время движения поезда?

Сделайте вывод: Как найти скорость движения любого объекта?

Попробуем составить формулу нахождения скорости

Самостоятельная работа.

Теперь вы знаете, как определять скорость движения. И наш путешественник хочет убедиться в этом. Перед каждым из вас лежат разноцветные карточки с задачами.

Оранжевую карточку может выбрать тот ученик, который отлично понял сегодняшнюю тему и хочет испытать себя на более сложном материале.

Розовую карточку возьмут те из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения.

А задачу с зелёной карточки будут решать те из вас, кто не уверен, что досконально разобрался в данной теме.

1-й вариант.

Трактор за 4 часа проезжает  60 км, а грузовая машина это же расстояние преодолевает за 2 часа. Во сколько раз скорость грузовой

машины больше скорости трактора?

2-й вариант.

Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 секунд 72 метра, а ёж бежит со скоростью 2 м/сек. Кто из них бежит быстрее и на сколько?

3-й вариант.

Лошадь пробежала 46 м за 2 мин. Вычислите скорость движения лошади.

Поднимите  руку, кто решал задачу на оранжевой карточке?

 Кто на розовой?

 А кто на зеленой?

Спасибо за работу, я проверю ваши работы, а обсудим решение на следующем уроке.

А сейчас мы вернёмся к выражениям, в решении  которых мы сомневались в начале урока ,увидим ,кто из ребят был прав.(слайд).и  теперь вы с ними справитесь все. Запишите в тетрадь и решите эти выражения. Что мы узнаем в результате?

35 км : 5 ч = 7 км/ч
42 дм : 7 сек = 6 дм/сек
24 м : 6 сек = 4 м/сек

Как вы думаете, кто может двигаться со скоростью 7 км/ч?  ( Ходьба спортсмена , 6дм/сек  (Школьник).

Проблемный вопрос на слайде:  Выбери правильное утверждение  и по команде подними карточку .1,2 или 3.

 Скорость –это …….

Мы с вами сейчас проделали большую работу и мне интересно узнать ваше впечатление от урока.

Нарисуйте у себя в тетради соответствующий смайлик.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

- Ученики записывают примеры и располагают ответы у себя в рабочих тетрадях

 

-Движение

Отвечают на вопросы учителя. Ставят цель:

(Узнать как можно больше о движении)

Работают в группах,

В процессе выделения лишней величины выяснить, что все остальные – это величины длины или расстояния

Работают в группах:

38 см; 627 дм; 189 м; 40 000 км

40000км.

Нет, не назвали мм.

Расстояние – это путь, который надо преодолеть. 

время

работают в группах, проверяют с доски по слайду

Величинами измерения времени).

сек, мин, ч, сутки, неделя, месяц, год, век).

Время.

Узнать, кто из ребят прав, какие значения выражений должны получиться.

Рассуждают. Отвечают на вопрос.

– Щенок и заяц пробежали одно и то же расстояние. Но заяц затратил меньше времени, чем щенок. Значит, он бежит быстрее щенка. Щенок на то же расстояние затратил больше времени, чем заяц, следовательно он бежал медленнее.

Делают предположения.

Рассуждают, делают вывод:

Щенок и заяц пробежали разные расстояния и затратили разное время. Чтобы получить возможность сравнивать, надо узнать, сколько метров пробегал Щенок и сколько метров пробегал в каждую секунду.  Это для нас важно,потому что 1 секунда – это одинаковое количество времени. Если окажется, что кто-то из них в каждую секунду пробегал большее расстояние, то это значит, что он бежал быстрее

 

Разное расстояние и разное время движения.

120 : 12 = 10 (метров в секунду)

180 : 10 = 18 (м/сек)

Так как заяц в каждую секунду пробегал большее расстояние, то он бежал быстрее.)

Со скоростью.

Скорость, время, расстояние.

Объясняют, рассуждают

Надо 240 : 3 и получится 80 км/ч (запись на доске и в тетради).

Надо расстояние разделить на время.

S : t = V

Выбирают карточку, решают задачу в тетради.

Проверяют, иправляют, делают вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку математики:"Письменный приём сложения вида 43+28"

Открытый урок по математике. Детям понравилось. Коллеги взяли себе для работы...

Разработка технологической карты проведения урока математики во 2 классе

1.Рассмотреть табличные случаи умножения числа 3, составить таблицу умножения числа 3 на однозначные числа; учить вычислять значения произведений; повторить и закрепить знание и умение применять перем...

Технологическая карта урока математики "Скорость, время, расстояние"

Технологическая карта урока математики "Скорость, время, расстояние", 3 класс, УМК "Перспектива".Может быть использована в других УМК по этой теме...

Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...

Технологическая карта интегрированного урока математики и внеклассного чтения "Математика в гостях у сказки" по теме "Сложение и вычитание числа 3. Закрепление"

Технологическая карта интегрированного урока математики и внеклассного чтения "Математика в гостях у сказки" по теме "Сложение и вычитание числа 3. Закрепление"...