Урок по теме "Задача и её решение".
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Через сравнение и наблюдение познакомить с понятием "задача", со структурой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zadacha.docx111.07 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Кусочкина Елена Валерьевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Организация: «МОУ Волоколамская школа-интернат основного общего образования».

Название: урок математики.

Тема урока: «Знакомство с задачей».

Класс: 1.

Цель: через сравнение и наблюдение познакомить с понятием «задача», со структурой задачи (условие, вопрос).

Планируемые результаты:

Предметные:

- записывать решение и ответ задачи;

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.

Регулятивные:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- оценивать себя, границы своего знания и незнания;

- работать в паре и оценивать товарища.

Познавательные:

- научатся выполнять анализ задачи;

- выделять задачи из предложенных текстов;

Коммуникативные

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

- принимать участие в работе парами и группами;

Оборудование: карточки для групповой работы, картинка героя- Незнайка, учебник.

Ход урока

I Организационный момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

II. Актуализация знаний.

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

- Давайте, ребята, учиться считать!

На доске примеры:                                                                         рис. 1

4+2=      д

3-3=       а

8-6=       ч      

5-1=       а

4+5=      з

3+4=      а

- Посмотрите на доску, даны примеры, их нужно посчитать,  а результаты выложить в кассе цифр.

- Чем вы будете пользоваться, чтобы выполнить это задание? (числовым рядом)

- Впишите правильные ответы в примеры. (один ученик работает у доски: проверка, самопроверка).

- А теперь полученные числа поставьте в порядке их убывания. (работа в кассе).

- Проверим вашу работу. Для этого нужно записать полученный порядок в таблицу (один ученик работает у доски).

- У примеров даны буквы, они помогут проверить правильность выполнения этого задания учеником. (учитель подставляет буквы)

9

7

6

4

2

0

З      а      д     а     ч      а

- Кто прочитает получившееся слово? Оцените работу ученика. (смайлики)

- Кто скажет о чём пойдёт речь на уроке?

IIIСамоопределение к деятельности.

- В гостях Незнайка. Он придумал к данному рисунку 4 рассказа:            рис.  2          

1) У Тани 4 гриба.                                                                                                                                                                                  

2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба.

3) На сколько рыжиков больше, чем маслят?

4) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?

- Помогите Незнайке найти задачу. Какой рассказ будет являться задачей?(проблемный вопрос)

- Вопрос я вам задавала один, а мнений получилось несколько.

- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?

Постановка учебных задач:

- Сегодня на уроке мы должны узнать:

- что такое задача;

- из каких частей состоит задача;

- чем отличается задача от обычной истории;

IV.Работа по теме урока. Решение проблемы.

  1. Знакомство со структурой задачи.

- В толковом словаре русского языка задача-то, что требуется найти, узнать, решить.

вопрос

- А для того, чтобы что-то узнать, на что-то дать ответ, что должно быть в любой задаче? (вопрос). Учитель выставляет карточку:

- Незнайка приготовил для вас вопросы. Дайте на них ответ.

- Сколько карандашей в коробке?

- Сколько яблок в вазе?

условие

- Значит, в задаче должно быть то, что известно:( условие.)

- Сделаем 1 вывод: в любой задаче есть условие и вопрос.

- Вернемся к Незнайкиным рассказам. Попробуйте снова найти задачу.

- Итак, задача – это рассказ, у которого есть условие и вопрос.

- А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Сосчитайте, сколько грибов у Тани и у Саши вместе.

- Как вы это узнали? (4+2)

- Составьте это выражение у себя в кассе.

решение

- Это решение задачи.

- Ещё раз назовите вопрос задачи и ответьте на него. (6 грибов)

ответ

- Это ответ задачи.

V Физкультурная минутка.

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке,

А ещё кружился смело.

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой –

К маме – курочке рябой.

2.Работа по учебнику.

- Сейчас будем учиться записывать задачу в тетрадь. Откройте рабочие тетради и учебник на с.88 №3.

- Прочитайте, что известно в задаче. (Слава сделал 5 корабликов. Он отдал товарищу 2 кораблика.)

- Как называется то, что вы сейчас прочитали? (условие)

- Прочитайте, что нужно узнать.

- Как называется то, что вы сейчас прочитали? (вопрос)

- Составим рисунок к задаче: что рисуем сначала?                                      

- Что с ними сделал Слава?(2 отдал)

- Как это показать на рисунке? (зачеркнуть 2 кружка)                                //

- Какую часть задачи вы сейчас изобразили? (условие)

-Повторите вопрос задачи. Где его обозначим на рисунке?            

- Объясните решение задачи. (Слава кораблики отдал, их стало меньше, поэтому из 5 вычитаем 2.)

- Как это записать? 5-2=3

- Ответьте на вопрос задачи. (У Славы осталось 3 кораблика.)

- И последнее запишем ответ. (Ответ: 3 к.)

VI.Закрепление изученного материала.

1.Работа в группе:

Дети получают 4 карточки с названиями частей задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

- Послушайте задачу, а затем назовите в ней то, что соответствует вашей карточке.

«В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2 карандаша. Сколько всего карандашей?»

« У Толи было 5 марок, 2 он отдал другу. Сколько марок осталось у Толи?»

2.Работа в тетради на печатной основе. С.33.

VII.Рефлексия                                                                              Рис.3.

5+2=7

Ответ: 7 шаров.

Учитель показывает карточку.  

- Составьте задачу, которая решается так:

- Как вы поняли новую тему? Оцените свои знания с помощью смайликов.

VIII. Подведение итогов урока.

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

- Для чего нужно уметь решать задачи?

Домашнее задание.

Спросить у родителей, где им приходится решать задачи.

Список литературы:

  1. учебник «Математика». 1 класс. Авторы М.И. Моро, С И. Волкова, С.В. Степанова. Москва «Просвещение», 2011 г.;
  2. Бантова, М. А. Математика. 1 класс четырехлетней начальной школы: методическое пособие для учителя к учебнику «Математика. 1 класс» / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова.
  3. М.В.Беденко, Математика: «Быстрые и занимательные задания», 1 класс, -М.:5 за знания, 2009. – 128 с.

Анализ урока

Урок проводился в занимательной форме, что способствовало вовлечению всех учащихся класса в процесс обучения. Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. Каждый этап урока имел свою завершённость и имел свой логический переход к другому этапу. Учащиеся данного класса имеют низкий, средний, высокий уровень обученности.

Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовали познавательной активности учащихся. Материал излагался доступно. Задания соответствовали программным требованиям.

На уроке были использованы разные формы обучения. Дидактическая игра «Составь слово». На основе проблемного вопроса определили границы незнания материала и работали над его решением, использовалась групповая работа. Также использовала индивидуальную и дифференцированную работу как со слабыми, так и с сильными учениками. Это просматривается через постановку вопросов, через взаимопроверку. На уроке побуждала учащихся к самопроверке, самоанализу. Добиваясь полных ответов, развивалась монологическая речь учащихся. В конце урока были подведены итоги работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе "Решение и преобразование задач"

На основе одного условия рассматриваются все виды изученных во 2 классе задач путем преобразований....

Урок математики в 4 классе "Решение задач с величинами "цена, количество, стоимость". (Урок повторения и закрепления) Цели:

Урок направлен на формирование  представлений о величинах «стоимость», «цена», «количество», выявление зависимости между ними, закрепление  знаний таблицы умножения и деления, закреплен...

Урок математики в 3 классе по программе «Школа 2100» Урок 9 (§ 1.9). Тема: Решение задач (Повторение и обобщение ранее изученного материала)

Урок математики в 3 классе по программе «Школа 2100» Урок 9 (§ 1.9). Тема: Решение задач (Повторение и обобщение ранее изученного материала) Цели:  1. Повторять последовательность натур...

Урок математики 2 класс .Тема: «Решение задач. Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Самостоятельная работа». Тип урока: закрепление (Образовательная система Л. Г. Петерсон "Учусь учиться" )

Математика2 класс Тема: «Решение задач. Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Самостоятельная работа". Образовательная система  Л. Г. Петерсон "Учусь учиться"...

Методическая рекомендация. Технологическая карта урока по математике по теме :" Решение задач" Урок №3 часть 2 к учебнику Л.Г. Петерсона УМК "Школа Россиии".

Технологическая карта урока  по математике  по теме :" Решение задач" Урок №3 часть 2  к учебнику Л.Г. Петерсон...

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...