План-конспект урока на тему: "Слагаемое. Слагаемое. Сумма"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Шапкина Анна Викторовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab._uroka_1_klass_zadacha.docx19.44 КБ
Файл litr.docx31.97 КБ
Файл слагаемое53.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по теме «Задача»

(УМК «Школа России»)

Цель: Познакомиться с понятием «задача», научиться выделять части задачи.

Задачи:

Предметные:

  • - Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
  • - Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • - Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Метапредметные: 

Личностные УУД:

  • -формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
  • - формировать представление о значении математики в жизни человека;
  • - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • -формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • - формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • - овладевать умениями выполнять учебные действия в устной  речи;
  • -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
  • - формировать умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • - проговаривать последовательность действий на уроке;
  • - работать по коллективно составленному плану;  
  •   - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • -  высказывать своё предположение 

Познавательные УУД:

  • -формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
  • - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
  • - под руководством учителя  осуществлять  обобщение, выводы (подведения под понятие);
  • -строить небольшие  математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
  • - давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
  • - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

  • - принимать участие в работе парами и группами;
  • - понимать задаваемые вопросы;
  • -выражать свою точку зрения;
  • -адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Оборудование: И К Т и мультимедийная система, диск, карточки с названиями этапов исследования, карточки с выражениями, набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи,  тексты задач.

Ход урока:

I. Орг. момент.  Мотивация к учебной деятельности.                                      

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь  открывать.

– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

 Девиз нашего  урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? (Появляется запись на доске)                Уметь                   

                                                                 - сравнивать;            

                                                               - исследовать;

                                                               - рассуждать;

                                                               - решать;

                                                              - обобщать,

                                                              - делать выводы…

И так, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.

  1. чему равна сумма чисел 3 и 2;    4. чему равна сумма чисел 4 и 2;
  2. 8 уменьшить на 2;                        5.  увеличить на 2;
  3. 10 уменьшить на 2;                      6. 9 уменьшить на 2

II. Подготовка к работе на основном этапе.

Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

-Послушайте два рассказа и сравните их:

1 .Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери?

2  Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка

– звери, потому что  их тело покрыто шерстью.

-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? (ответы детей)

Такие рассказы в математике называются задачами.

 III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Формулирование темы и цели урока.      

-  Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей)

- А какие цели урока вы себе поставите? (ответы детей)

 - Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами и понять, почему не все рассказы могут быть задачей.

IV. Физкультминутка. «Открывай скорее книжку»

V. Открытие нового знания                                                                                  

-  Юные мои математики, не хотите ли узнать ещё что-то о задаче и её составных частях? С этой целью предлагаю провести    исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием  "Задача".

- Давайте наметим наш план действий.

Работа в группах.

1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!")

2 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)

3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)

4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)

- Все этапы понятны? Желаю удачи!

1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!")

 -  Найдите задачу! Обсудите свой выбор. Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках - УСЛОВИЕ, ВОПРОС).

- Давайте проверим это знание вторым этапом.

2 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)

- Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из учебника). С.88 Исследуйте эту страницу и найдите подсказку (чтение по учебнику чему должны научиться).

- Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА.

- Закрепим это знание. Послушайте внимательно (объяснение с диска).

VI. Физкультминутка. «Вновь у нас физкультминутка»

- Давайте выясним точно, что является какой частью задачи. Для этого давайте прочитаем №1 с.88.  Закрепим это знание.

3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)

- Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?(ответы детей)   - Давайте  решим их.

4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)

На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ

- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу?

- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?

 - Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока

Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос.  А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить.

Памятка

  1. Прочитать задачу
  2.  Узнать о чём (ком) задача.
  3. Что об этом известно.
  4. Найти вопрос задачи.
  5. Написать краткое условие.
  6. Решить задачу.
  7. Написать ответ.

Работа в группах: 

СОЕДИНИ ВОПРОС С УСЛОВИЕМ ЗАДАЧИ

4 медвежонка                                                      РЕШЕНИЕ

На поляне играли 6 медвежат,

 2  медвежонка убежали                                        ВОПРОС

Сколько медвежат осталось играть                     ОТВЕТ

  6-2=4                                                                 УСЛОВИЕ

VII. Систематизация и самооценка полученных знаний.  

       - Какие новые знания вы получили на уроке?                            

1. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях на странице 33.

2. Контроль. Сверьте свою работу с работой на доске.

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?

- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.



Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по теме «Литр»

(УМК «Школа России»)

Цель урока: познакомить с новой величиной – вместимостью и единицей ее измерения – литром; развивать умения решать задачи и примеры изученных видов.

Задачи:

Предметные:

- содействовать формированию понятия величины вместимости литр;

- формировать умения решать практически нестандартные задачи с новой величиной;

- развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;

- формировать представления о связи математики с жизнью;

Регулятивные УУД:

- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;

Познавательные УУД:

-  сравнивать сосуды по вместимости;

- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;

- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в индивидуальной и групповой  работе ;

- высказывать свою точку зрения;

- уважительно относиться к чужому мнению.

Оборудование: сосуды для измерения разной вместимости: двухлитровая и  2 литровых банки, стаканы, кастрюля, разные сосуды литровой вместимости (бутылка, пакет из-под сока, кружка),  листочки с практическими заданиями, веера, рисунки разноцветных чашечек (для настроения).

Ход урока

I. Организационный момент.

    Ты готов начать урок?                      Беритесь, ребята,

    Все ль на месте,                                 Скорей за работу,

    Все ль в порядке,                               Учитесь считать,

    Ручка, книжка и тетрадка?               Чтоб не сбиться со счета.

II. Актуализация знаний. 

    1. Индивидуальная работа (двое учеников работают у доски).

        3 + 6 = □             9 – 5 = □

       □ + 5 = 7                □ – 2 = 7

        4 + 6  = □           10 – 4 = □

      2 + □ = 8                8 - □ = 3

    2. Логическая разминка.

        - Если суп горячее чая, то чай …

        - Если ночь короче дня, то день …

        - Если куст ниже дерева, то дерево …

        - Если река шире ручья, то ручей …

        - Если сестра старше брата, то брат …

        - Если арбуз тяжелее дыни, то дыня …

        - Если стержень тоньше ручки, то ручка …

    3. Устный счет.

        - Я буду читать вам задачи в стихах, а вы показывайте ответ веером.

          За тетради Михаил три рубля заплатил,

          А за новенький пенал шесть рублей отдал.

          Сколько, дети, заплатил за покупку Михаил?

                                                                  (9)

          Два снегиря и пять  синиц.

          Ребята, сколько будет птиц?

                                                (7)

         У меня четыре книжки,                           У меня и Аллочки

         Три машинки и три мишки,                      Десять счетных палочек.

         Кто ответит побыстрей,                       Две из них сломались

         Сколько у меня вещей?                             Сколько их осталось?

                                       (10)                                                          (8)

    4. Работа над задачами.

        1) Масса котенка и щенка 5 кг. Масса котенка 1 кг.

        Какова масса щенка?

        2) Масса двух одинаковых арбузов 6 кг. Какова масса одного арбуза?

        3) Что легче килограмм фруктов или килограмм сухофруктов?

III. Самоопределение к деятельности.

       (На доске схема)

                                                                                         

                                                                                                                                               

 - Рассмотрите  схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.

- Какое слово здесь лишнее? Почему? Кубик – это предмет, а остальные слова обозначают свойства предметов). Слово «кубик» зачеркиваю.

- Поработаем по схеме с оставшимися словами. Послушайте предложения и назовите свойства, о  которых шла речь.

* Стол прямоугольный, а зеркало круглое. (Форма.)

* Одуванчик желтый, а василёк синий. (Цвет.)

* Лимон кислый а малина сладкая. (Вкус.)

* Гусь тяжелый, а цыпленок легкий. (Масса.)

* Дерево высокое, а трава низкая. (Длина.)

- Какие из свойств можно измерить? (Длину, массу.)

-В чем измеряется длина? (В сантиметрах.)

- В чем мы научились измерять массу на прошлом уроке? (В килограммах.)

- Соединим эти свойства со словом в овале. Как они называются? (Величины)

- Посмотрите на рамку с вопросом. Здесь тоже должна быть величина. Попробуйте догадаться какая. Наверное, вам приходилось покупать в магазине молоко, сок, квас, газированную воду. Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в тетрапакет и в пластиковую бутылку?

Почему?

- Кто уже догадался с какой новой величиной мы познакомимся? Верно.

Тема нашего урока: «Единица вместимости – литр».

Физкультминутка.

IV. Работа по теме урока.

      Практическая  работа.

- 1 литр жидкости вмещается вот в эти сосуды (показываю): литровая банка, пакет из-под сока, бутылка.

- А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если ее измерять стаканами?

     Опыт № 1. Три ученика выходят к доске и выливают  воду из литровых сосудов в стаканы.

- Сколько стаканов вам потребовалось? (5) Сделайте вывод.

      Вывод: Литровый сосуд вмещает 5 стаканов жидкости.

-  Об этом говорится  в задаче из учебника № 4 на с. 38. Прочитайте задачу.

      Решение задачи.

 - Как вы думаете, куда поместится воды больше: а кастрюлю или в банку? (Сосуды одинаковой вместимости). Как это сделать? (Нужно измерить вместимость кастрюли и банки).

      Опыт № 2. Два ученика выходят к доске. Литровыми банками они заполняют кастрюлю и банку. Какой вывод можно сделать?

      Вывод: Кастрюля и банка вмещают одинаковое количество воды.

      Опыт № 3. Два ученика выходят к доске, и один наполняет банку стаканом, а другой наполняет кастрюлю литровой банкой.

- Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды? Кто догадался, почему так получилось? (Ответы детей)

       Вывод:  вместимость нужно определять одинаковой меркой.

- Измеряют вместимость (или по-другому – объем) сосудами в литрах. Вспомните, с какими литровыми сосудами мы проводили  опыт № 1.

Сокращенно слово литр записывают так:  (на доске: литр – л).

 Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

     1.   Работа по учебнику

      № 3, с. 38 (устно). Задача состоит из цепочки двух задач.

      2.  Работа в тетради № 2. (Правила посадки)

      № 1(Самостоятельно. Взаимопроверка)

      3.   Работа в группах.

Задание 1-й группе. На карточках изображены емкости  различной вместимости. Расположите картинки с надписями в порядке возрастания вместимости этих емкостей.

 (  стакан, литровая банка,  бутылка – 2л, пятилитровая кастрюля, ведро)

- В каком случае ведро будет на последнем месте?

Задание  2-й группе. Задача на смекалку. Тетрадь № 2, с. 22, № 3

Задание 3-й группе. Составить слова, а из слов – предложение.

             Жизнь – знь + д + кость =

             Извоз – воз + мера – а + ить =

             Лил – л + тр =

Проверка выполненной работы.

VI. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Где пригодятся вам новые знания.

- На нашей классной доске висит поднос. Сейчас вы поставите на него чашечки со своим настроением. Если у вас отличное настроение, поставьте красную чашечку, хорошее – желтую, плохое – синюю.



Предварительный просмотр:

Урок математики по теме «Слагаемые. Сумма»

Тема: «Слагаемые. Сумма»

Цели: Познакомить с понятиями «слагаемые», «сумма».

Задачи предметные:

  • познакомить учащихся с понятиями «слагаемые», «сумма».
  • научить читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);  
  • организовать работу по закреплению вычислительных навыков сложения.
  • развивать логическое мышление, внимание, речь.

Метапредметные задачи:

Личностные: создать условия для формирования интереса к математике, уважения и внимания к мнению других.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, оценивать свою учебную деятельность;

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами, контролировать свои действия в классе, выражать свою точку зрения.

Познавательные: понимать информацию в знаково – символической форме, анализ ситуации, приведённой на рисунке.

Оборудование: учебник М.И. Морро «Математика», индивидуальные карточки, иллюстрации белочки и зайчика, «слагаемое», «Слагаемое» «сумма», лесенка успеха.

Ход урока

Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Потянулись, улыбнулись

Всем улыбку подарили

И к работе приступили.

-Сегодня к нам на урок пришла белочка и она в растерянности, потому что многого не знает, но вы же поможете ей справится со всеми трудностями? (Да) Ребята, желаю вам хорошего настроения, чтобы вы с радостью применяли все свои умения, знания, смекалку на уроке.

Актуализация опорных знаний.

- Ребята, посмотрите что белочка принесла нам в своей корзинке.

  1. Веселые задачи.  
  • Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2кг)
  • Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем – сколько найдем? (Нельзя ответить)
  • Вова за 1 час поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить)
  • Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли ещё 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2)
  1. Индивидуальная работа.Поможем белочке собрать шишки, правильный ответ – 1 шишка. (3 ученика у доски заполняют пропуски, остальные ребята решают задание по карточкам).

Задания на доске:

Индивидуальные карточкипо вариантам:

1

  1. Устный счёт. Давайте вместе покажем белочке, как мы умеем считать.

- Сосчитайте: от 1 до 10 и обратно; от 1 до 10 через один (без хлопков); от 1 до 10 через: 1, два хлопка и т.д.(Теперь посчитаем все шишки)

4) Игра «Молчанка»

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (цветы)

- Это не простые цветы, а математические. На каждом лепестке вы видите числа,  в середине 1 цветка +1, в середине второго -1. Суть игры заключается в том, что я буду показывать число, а вы – карточку с ответом. Если вы справитесь с этим заданием, то цветочки зацветут и белочка будет рада.

Самоопределение к деятельности

Ай да белка-мастерица!

Вяжет детям рукавицы.

Извязала три клубка,

Да еще лежат пока.

У  кого ответ готов:

Сколько у нее клубков? (5)

- Как вы узнали? (3+2=5)

- Как можно эту запись прочитать по-разному? (К 3 прибавить 2 – получится 5, 3 увеличить на 2 – получится 5, 3 да еще 2 – будет 5)

- Можно ли по-другому прочитать запись?

- На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока. (Запись остается на доске)

Работа по теме урока. Практическая работа

- Ребята, а у белочки есть друг зайчик.Давайте ему тоже поможем? Послушайте внимательно!

- Зайчик пошел в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. (Положите на парту столько же кругов.) Потом он дошел до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину 3 морковки. (Положите столько же треугольников.)

- Что делает зайчик с овощами? (Складывает в корзину)

- Какое действие выполняет? (Сложение)

- Что он складывал? (2 кочана капусты и 3 морковки)

- Как это записать? (2+3)

- Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.

- Назовите первое слагаемое. (2) Назовите второе слагаемое. (3) Сколько овощей в корзине у зайчика? (5) Сколько фигур у вас на столе? (5) Дополните свою запись. (2+3=5)

- Как можете назвать число 5? (Ответ, то, что получилось, результат и т.д.)

В математике все эти слова заменяются одним словом – сумма. (Вывешивается  слово «сумма» на доске, учащиеся хором читают). А теперь прочитайте запись, используя термины «слагаемое» и «сумма».(Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5.)

Физкультминутка

Кустик гнется на ветру,

И роняет он листву.

Ветерок его качает,

Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок –

Кустик ветками взмахнет.

Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику

- Откройте учебник на с.86 (восемь, шесть). Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке. Кто уже запомнил, как называются числа при сложении? (слагаемые, сумма) Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали. (Сумма – это не только результат, но и выражение)

- Прочитайте выражение 4+3=7 по-разному (Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, сумма 7. Сумма чисел 4 и 3 равна7)

- Выполним №1. Кто сможет прочитать выражение? (Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6)

2. Работа в парах. (Каждой паре выдается карточка с заданием на сложение, необходимо решить и проговорить друг другу запись используя изученные слова «слагаемое», «сумма».Проверка 3-4 пары.)

3. А теперь поможем зайчику и белочке решить задачу. №3 Прочитаем её. Что известно в задаче? (У Васи было 6 книг.Ему подарили ещё 2 книги.) Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.) Что обозначено зелеными квадратами? (Сколько книг было) Что обозначено желтыми квадратами? (Сколько книг подарили) Ответьте на вопрос задачи (У Васи стало 8 книг) Как вы узнали? (6+2=8) Прочитайте запись разными способами.

4. Работа в группах. Каждой группе вручается конверт с иллюстрацией, необходимо составить запись и прочитать, используя изученные слова «слагаемые», «сумма». (1 группе – зайчики на поляне: 1+3=4; 2 группе – белочки на ветке: 2+1=3) Полученную запись читают представители от каждой группы.

Подведение итогов урока.

- Какие математические термины вы сегодня узнали? (Слагаемое, сумма)

- Что называем слагаемым? (Числа, числа которые складываем)

- Что называем суммой? (Ответ и выражение)

- Давайте теперь ответим на вопрос, который был задан в начале урока! Сможем мы теперь на него ответить? (Да)

Рефлексия.

- Посмотрите на рисунок и скажите, кто ошибся? (Зайчик)

- В чем его ошибка? ( Знак + показывает, что нужно двигаться вправо)

Лесенка успеха: возьмите свои цветы, прикрепите на соответствующую ступень.

Нижняя ступень – на уроке я испытывал затруднения, мне необходима помощь учителя.

Вторая ступень – сначала я испытывал затруднения, но в конце урока все стало понятно.

Верхняя ступень – мне все было понятно, я не испытывал затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе "Слагаемые. Сумма"

Представленный урок – урок изучения новой темы и закрепление предыдущей, на котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность.  Взаимодействия в паре, друг с другом, дети ...

Урок по теме "Слагаемые. Сумма"

Урок изучения нового материала усвоение понятия «слагаемые», «сумма». Также с целью развития познавательной активности и самостоятельности, практическая работа с использованием раздаточного материала....

Урок по теме "Слагаемое"

Урок по математике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями развивающего обучения Л. В. Занкова и ФГОС НОО.Основу урока составляют совреме...

Урок на тему "Слагаемые. Сумма"

Урок изучения новой темы и закрепление предыдущей, на котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Повторить предыдущие темы и изучить новый материал способствуют разнооб...

Урок на тему: "Слагаемые. Сумма"

Урок по математике 1 класс...

План-конспект урока математики 1 класс "Вычитание суммы из числа"

Конспект урока математики УМК «система Л. В. Занкова» 1 класс (Учебник «Математика» 2 часть, с. 9...