Конспект урока по математике "Устная нумерация чисел от 11 до 100
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Колосова Марина Владимировна
Формировать умение определять разрядный состав числа; повторить, как образуются числа второго десятка; закреплять знание названий чисел, состоящих из круглых десятков; продолжать формировать умение складывать и вычитать числа, состоящие из десятков; развивать навыки счета, внимание, наблюдательность, аккуратность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4
Тема: УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ ОТ 11 ДО  100 (С. 7)

Цели деятельности учителя

Формировать умение определять разрядный состав числа; повторить, как образуются числа второго десятка; закреплять знание названий чисел, состоящих из круглых десятков; продолжать формировать умение складывать и вычитать числа, состоящие из десятков; развивать навыки счета, внимание, наблюдательность, аккуратность

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, выполнять действия с числами 1–20, вести счет десятками и сотнями, определять разрядный состав числа; знают, как образуются числа второго десятка, названия чисел, состоящих из круглых десятков; умеют складывать и вычитать их, распознавать, формулировать и анализировать простые задачи, употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ).

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приемами решения, строить логическую цепочку рассуждения, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе, работать с учебником; регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания; коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают начальными навыками адаптации в обществе; проявляют внимательность, наблюдательность, активность

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные
ресурсы

Волина В. В. Праздник числа [Текст]. – М. : Знание, 1993

http://www.prozagadki.ru/9-zagadki-pro-romashku.html – Сайт про загадки

http://www.razumniki.ru/desyatka.html – Раннее развитие детей

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08a.shtml – Психологический центр «Адалин»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz – Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка

Приветствие учащихся, проверка готовности
к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Кал-

лигра-фичес-кая минутка

Правильная запись числа 10; объяснение состава числа; название цифр, необходимых для записи числа

Читает стихотворение-загадку.

Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек

Для лисят и для лисичек.

– Сколько всего грибов несла лисичка?

– Что вы знаете о числе 10? Как записать число 10?

Прописывает образец на доске: 10 10 10 10 10

– Запишите число 10 в тетрадях

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число
в тетради

Фронтальная

Регулятивные: контролируют

и оценивают свою деятельность.

Познавательные: выделяют

необходимую информацию.

Коммуникативные: точно выражают свои мысли.

Личностные: принимают
и осваивают социальную роль обучающегося

Уст-

ные ответы,

наблюдение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Уст-

ный счет

Отработка вычислительных умений
в устном счете

1. Отгадайте загадку:

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белые реснички.

(Ромашки.)

– Сегодня две такие сестрички у нас на уроке.

– Найдите значения сумм и разностей в каждой ромашке.

2. Рассмотрите числа, записанные на доске: 30, 20, 10, 90, 60, 70, 50, 40. Что заметили?

– Расположите эти числа в порядке возрастания.

– Образуют ли данные числа отрезок числового ряда? (Нет.) Почему?

Слушают учителя; отгадывают загадку; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; располагают числа

в определенном порядке; отвечают

на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; контролируют и корректируют свою деятельность и деятельность партнеров.

Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают, что такое числовой ряд, отрезок числового ряда. 

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать
и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Уст-

ные ответы

IV. Под-

готовка к восприятию учебного

Мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала.

Читает стихотворение:

Шла десятка в магазин

С целым ворохом корзин.

Там купила десять книжек,

Десять маковых коврижек,

Десять кубиков купила,

Десять кружек не забыла,

Регулятивная: выделяют

и осознают

то, что знают

и что предстоит усвоить.

Фронтальная

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Уст-

ные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

материала

Сообщение темы урока

и постановка целей учебной деятельности

Десять розовых тарелок

И зачем-то десять грелок.

Десять спелых сочных груш,

Наступила в десять луж,

Еле-еле дотащила,

Чуть добро не уронила!

Занесла она багаж

На десятый свой этаж.

А потом себя спросила:

– И зачем я все купила?

И. Гурина

– Как десятка покупала все предметы? (По 10.)

– Посчитайте, сколько предметов она купила всего.

– Будьте внимательны и назовите, сколько это единиц. (3 десятка, 5 десятков, 7 десятков, 2 десятка, 1 десяток, 8 десятков, 9 десятков, 6 десятков, 4 десятка, 10 десятков.)

– Вы уже знаете, как считать десятками.

Познавательная: слушают учителя, находят в тексте необходимую информацию для ответов

на вопросы учителя.

Коммуникативная: вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Личностная: имеют учебную мотива-цию

Познавательные: выделяют

и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес

к изучаемому предмету

– Посчитаем и сейчас десятками до 100 обратно.

– Вы умеете считать до 10 и обратно? А десятками до 100 и обратно?

– Чему будете учиться сегодня, попробуйте догадаться. Стихотворение-загадка, которое я вам прочитаю, поможет вам в этом.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Читает стихотворение-загадку:

Яблоки с ветки упали.

Падали, падали, слезы роняли,

Таня в лукошко их собрала,

В подарок друзьям своим принесла.

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое – маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

– Сколько у Тани друзей? Сколько всего яблок собрала Таня? Как получить число 11?

– Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (Мы повторим, как образуются числа второго десятка.)

– Правильно! А еще мы будем разгадывать математические загадки, которые нам загадают сами числа. В этом нам поможет знание разрядов числа

V. От-крытие новых знаний

Развитие умения определять разрядный состав числа, числа второго десят-

– Присчитывайте по одному, начиная с числа 10

до числа 20.

– Сколько десятков в числе 11? Сколько единиц?

(В числе 11 – 1 десяток и 1 единица.)

– Как получили число 11? (10 + 1.) 

– Сколько десятков в числе 12? Сколько единиц?

Определяют разрядный состав чисел второго десятка; узнают число по заданному  

Фронтальная.

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции. 

Уст-

ные ответы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ка по количеству десятков и единиц.

Работа с учебником:

задание 1 

(с. 7 учебника, ч. 1);

задания (с. 7 учебника, ч. 1 «Н»).

– Как получили число 12? (10 + 2.) И т. д.

– Сколько палочек на каждом рисунке? (На первом рисунке, 13 палочек, на втором рисунке 31 палочка.)

– Сколько в каждом из этих чисел десятков? Сколько единиц? (В числе 13 – 1 десяток и 3 единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица.)

– А теперь загадки от самих чисел. Они просят вас назвать число, в котором: 1 десяток 8 единиц; 3 десятка 1 единица; 2 десятка 5 единиц; 10 десятков.

количеству десятков и единиц.

Выполняют задания: присчитывая по одному, образуют числа от 20 до 100.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; анализируют и сравнивают объекты; делают выводы, строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их

с действиями учителя и одноклассников

Физкультминутка

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Выполняют

элементарные физические упражнения (в соответствии
с текстом стихотворения), повторяя их за учителем: наклоны влево-вправо,
 глубокий присед, вращение туловища вправо-влево,

Фронтальная

Наблюдение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Вот и кончилась игра,

Нам за парты сесть пора

ходьба на месте с замедлением темпа, бег на месте

VI. Пер-

вичное закрепление знаний

Развитие умения сравнивать числа
от 11 до 100.

Устное задание

Предлагает сравнить числа, которые записаны

на доске:

4 дес. * 4 дес. 2 ед.

5 дес. * 7 дес.

10 дес. * 9 дес. 9 ед.

3 дес. * 2 дес.

Сравнивают числа, подробно объясняя выбор знака действия; один ученик выполняет работу

на доске

Фронтальная

Регулятивные: контролируют

и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, вносят нужные корректировки.

Познавательные: создают алгоритм деятельности, структурируют знания.

Коммуникативные: понимают партнеров по речевому общению; уважают их мнение

Уст-

ные ответы,

наблюдение

VII. Ра-

бота над задачами

Решение простых задач изученных видов:

задания 3, 4

(с. 7 учебника, ч. 1)

– Прочитайте тексты из обеих задач.

– Какой из прочитанных вами текстов является задачей? Какой нет? (Оба текста – задачи.)

– Почему так считаете? (В каждом тексте есть условие и вопрос, есть данные и искомые числа.)

– Чем похожи задачи? (Данными числами.)

– Чем различаются?

– Для решения задач вы выберете одно и то же арифметическое действие? (Нет.) Почему?

– Решите задачи по вариантам. Как выполните краткую запись?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данные тексты является задачами; составляют краткую запись, самостоятельно

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают собственную деятельность.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказы-

Уст-

ные ответы,

наблюдение

 

Задача 3.  Девочек – 7 чел.

Мальчиков – ? на 2 чел. больше

7 + 2 = 9 (мальчиков).

Ответ: на прогулку вышло 9 мальчиков. 

Задача 4. Мальчиков – 7 чел.

Девочек – ? на 2 чел. меньше

7 – 2 = 5 (девочек).

Ответ: 5 девочек каталось на карусели

решают задачи, дают ответ на поставленный вопрос; осуществляют самопроверку

(с доски)

ванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные: осознают важность получаемых знаний

и приобретаемых умений

VIII. Са-

мостоятельная работа обучающихся

Решение числовых выражений:

задание 5 

(с. 7 учебника, ч. 1)

Комментирует задания.

– Если кто-то из вас затрудняется в выполнении задания, можете воспользоваться числовой прямой.

Самостоятельно находят значения числовых выражений, осуществляют взаимопроверку.

Индивидуальная, групповая (пар-

ная).

Регулятивные: способны к проявлению волевых усилий.

Познавательные: анализируют с целью выделения существенных признаков; выбирают основания для сравнения, логически рассуждают.

Коммуникативные: четко выражают свои мысли; умеют работать в группе (паре), обосновывать свою точку зрения, регулировать спорные вопросы.

Личностные: овладевают навыками адаптации, сотрудничества, самостоятельности, личной ответственности

Наблюдение.

Уст-

ные ответы

Выполнение задания

по образцу 

(с. 7 учебника, ч. 1, на полях)

– Рассмотрите внимательно узор.

– Какую закономерность его построения вы увидели?

– Продолжите узор и затем раскрасьте его в тетради

Анализируют узор, выявляют закономерность его построения, выполняют и раскрашивают узор в тетради

Фронтальная

 IX. Реф-

лексия учеб-ной

дея-тель-

ности

Обобщение
полученных

на уроке сведений, оценивание

– Чем запомнился вам урок?

– Для кого урок оказался полезным и чем?

– Что бы вам хотелось выполнить еще?

– Чью работу на уроке могли бы отметить как самую активную, справедливо заслуживающую высокой оценки, безошибочную?

– Как еще охарактеризовать работу своих одноклассников?

Отвечают

на вопросы,

делают выводы, обобщения.

Определяют свое эмоциональное

состояние

на уроке

Фронтальная

Регулятивные: осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Нумерация чисел второго десятка"

Цели данного урока: 1. Повторить  счет до 20 и обратно, закреплять знания нахождения неизвестного числа, компонентов чисел,  умения решать задачи изученных видов, уравнений. 2. Познаком...

Урок сказка Закрепление нумерации чисел 1-10,1 класс

Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует технологиям обучения по программе .   Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечива...

Конспект урока по математики "Нумерация чисел"

Предмет: МатематикаКласс: 3 аТема урока: Письменная   нумерация  чисел  в  пределах  1000.Цели урока: учить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе.Планируемы...

конспект урока по математике "Нумерация чисел в пределах 1000"

урок математики в 3 классе, программа Школа России...

конспект урока по математике "Нумерация чисел второго десятка"

Давался открытый урок на Педагогической ассамблеи по теме "Инновационный характер базового образования: обновление содержания и технологий, компетентностный подход"...

Конспект урока математики. Устная нумерация в пределах 100. Образование и названия 3-х чисел. 3 класс.

Тема урока: Устная нумерация чисел в пределах 1000. Образование и названия трёхзначных чиселЦель: ·        познакомить с образованием и названиями трёхзначных чисел...