Конспект урока ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Плетнева Анна Николаевна

Урок математики  "ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0" 1 класс УМК "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_chislo_0._tsifra_0.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Плетнева Анна Николаевна учитель начальных классов

Класс: 1 Г

УМК: Школа России

Тема: ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: создать условия для ознакомления с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; развития навыков счёта в пределах 10; закрепления знаний состава изученных чисел

Оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Мотивация к учебной деятельности

Итак, друзья! Внимание!  Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

– Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Они хотят посмотреть, чему вы научились за 1 четверть. Так давайте покажем, что мы уже умеем.

Присаживаются на места.

Звучит спокойная музыка про осень. На слайде листопад

2. Актуализация знаний

1.        Сколько солнышек на небе? (1)

2.        Сколько глаз у совы? (2)

3.        Сколько огней у светофора? (3)

4.        Сколько времен года? (4)

5.        Сколько пальцев у перчатки? (5)

6.         Сколько лапок у насекомых? (6)

7.        Сколько дней в неделе? (7)

8.         Какого числа отмечают международный женский день? (8)

9.        Эта цифра непростая: не то головастик, не то запятая (9)

- В каком порядке стоят числа? Назовите их. Назовите эти числа в обратном порядке.

- Чтобы работать было веселее и интереснее, нужно работать вместе. Предлагаю поработать в парах.

- Для следующего задания нам потребуются карточки с цифрами.

- Покажите, какое число стоит за числом 2. (3)

-  Какое число стоит перед числом 7. (6)

- Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

- Покажите соседей числа 3 (4,5)

- Сколько получится, если к 4 прибавить 1? (5)

- Сколько получится, если из 3 вычесть 2? (1)

Я дублирую на веере.

- Заселите домики.  Работать будем в группе. Перед этим повторим правила работы в группе.

Отвечают по поднятой руке

В прямом, в порядке возрастания

Вспомним правила работы в парах.

•        Работать должны оба.

•        Один говорит, другой слушает.

•        Свое несогласие высказывай вежливо.

•        Если не понял, переспроси.

Показывают карточки

В группе заселяют домики, по одному представителю к доске, остальные сигнализируют цветами (красный/зеленый)

На экране появляются цифры

3. Постановка цели

- Сегодня я расскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек.

Вот такой (слайд)

- Он жил на дереве. У него было много - много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот пришла осень, и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья. Отправился в путь и наш листочек со своими братьями и сестрами.

- Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой в тетради.

- Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой в тетради.

И т.д.

- Проверим, что у вас записано

- В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания)

- Вот упал последний листок. Сколько листочков осталось на веточке?

- Ноль – это сколько предметов?

- Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

-Назовите тему урока.

-Назовите цели нашего урока продолжив фразы…

Записывают

Взаимопроверка со слайда (5 4 3 2 1)

-Число и цифра ноль

4. Открытие нового знания

- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

Но как его не назовем,

Он называется ….нулем.

- Ребята, чем отличается круг от цифры ноль?

- Чем будем сейчас заниматься?

Правила посадки, разминка «Пальчики здороваются».

-Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.

- В Венгрии поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Памятник высокий – целых 3 метра. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

- Ребята, Ноль хочет знать, где его место в числовом ряду. Почему?

- - Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.

Сколько лет в яйце цыплёнку,

Сколько крыльев у котёнка,

Сколько в алфавите цифр,

Сколько гор проглотит тигр,

Сколько мышка весит тонн,

Сколько в стае рыб ворон,

Сколько зайцев съела моль,

Знает только цифра… (ноль).

Физминутка

- Листочек предлагает немножко отдохнуть.

Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов (4).                                                                                     Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем хлопков (6).                                                                                                     Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки (10).                                                                                                Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (8).

 - Что значит ноль? (Ничего, нисколько).

- Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

- Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

- А если ноль поставим слева от числа, то получим странные числа.

- Где в жизни мы встречаемся с этими числами

- Дети с улицы домой,

Хлынул дождик проливной,

Застучал по крыше:

Дождик, дождик, тише.

- На наш березовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось?

- Как записать числовым выражением? (2-1=1)

- И другая капелька высохла, сколько осталось?

- Запишем числовым выражением. (1-1=0)

- На соседний листок упали 4 капельки.

(показываю листок с четырьмя капельками)

- Все капельки высохли. Сколько осталось?

- Как запишем? (4-4=0)

- Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?

 - Приведите свои примеры таких числовых выражений.

Ответы детей

- Ноль овальный и пишется в наклон.

- Будем учиться писать цифру ноль. Пишут в тетради.

-Перед 1. Он меньше 1

(ответы детей)

Пробуют создать число 10 без нуля

- 01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба

Называют

Записывают числовые выражения

ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.

5. Закрепление учебного  материала

- Ветер листок подхватил и понёс дальше. Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

- Листок упал на гриб.

- Вот и грибочки. Предлагаю вам задания на выбор.

Грибы с коричневой шляпкой – неравенства.

Грибы с красной шляпкой – используя рисунки, записать выражения.

Грибы с оранжевой шляпкой – соотнести картинку с нужным числом. (Дети получают картинки-грибы с заданиями)

- Гриб

6. Итог

- Какая тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили перед собой на урок?

- Что вы нового и интересного узнали о числе «нуль» и цифре 0?

- Что мы должны для себя запомнить? (Если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль»).

Отвечают

7. Рефлексия

- Наш листочек в ваших тетрадках оставил свой след.

Если сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями, вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя, то раскрасьте листок зеленым цветом.

Если были затруднения, помарки, но вы смогли с ними справиться, исправить их, раскрасьте листочек желтым цветом.

Если у вас были затруднения и вы не смогли с ними справиться, красным.

-Что необходимо сделать, если вы не смогли справиться с затруднениями?

Раскрашивают

- Повторить и потренироваться дополнительно.