Урок математики в 4 классе "Числовые выражения"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Никологорская Екатерина Александровна

"Числовые выражения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx55.78 КБ

Предварительный просмотр:

Никологорская Е.А., учитель начальных классов, Гимназия Ковчег
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. 4 А КЛАСС

Тема. Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

Цели деятельности учителя

Создать условия для организации и проведения повторения порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; определять границы знания и «незнания»; способствовать развитию интереса к предмету «Математика»

Тип урока

Закрепление знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; владеют навыком решения примеров и задач.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика.4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2018 – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

2. http://narod.ru/disk/60977327001.6a18e44262bd6338f66f5af839aa646c/14364.zip.html

Оборудование

экран, компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Порядок действий, выражения со скобками и без скобок

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Моти-
вация

(самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел звонок и смолк ,начинается  урок ,на меня все посмотрели и на место тихо сели.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

(Ю. Яковлев)

Какое настроение у вас перед уроком?

Записываем число, классная работа .

Чистописание.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблю-дение за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из учебных текстов; используют знаково-символические средства для решения практических задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.Р – принимают и сохра-

Наблюдения учителя.

Владение вычислительными навыками
(табличное умножение и деление, сложение и вычитание в пределах 100).

2. Устный счет:

1) Вычисление цепочки примеров и нахождение следующего числа в ряду ответов.

Выполняют задание.

Фронтальная.

2)Задачи на смекалку.

  1. Задачи на смекалку.(Слайды)
  1. Что тяжелее - 1кг железа или 1кг ваты?

Ответ: Они равны.

  1. Между пятью людьми надо разделить пять яблок, и все-таки одно яблоко должно остаться в корзинке. Как это можно сделать?

Ответ: Одному дают яблоко в корзинке.

  1. Летели галки, увидели палки. Если на каждую палку сядет по галке, то для одной галки палки не хватит. А если на каждую палку сядет по две галки, то одна палка останется без галок. Сколько было палок и сколько галок?

Ответ: Четыре галки и три палки.

  1. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц?

 Ответ: 4 минуты.

  1. В семье пять сыновей, у каждого из них по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ: 6 детей.

Записывают решение задачи выражением

Индивидуальная,

фронтальная

няют учебные задачи,

ориентируются в учебнике; планируют, контроли-руют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью по-

лучения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

Решение текстовых арифметических задач

III. Целеполагание

Какие арифметические действия вы знаете? Сложение

Вычитание

Деление

Умножение

– Найдите значение выражений.

(Запись на доске: (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4).)

– Что общего в этих выражениях?

– А есть какое-то отличие?

– А почему получились разные ответы?

– Сегодня на уроке мы с вами и будем повторять порядок действий в выражениях

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают

Фронтальная, индивидуальная

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику, в тетради: повторение порядка действий в выражениях.

– Откройте учебник на странице 6. Прочитайте вводную статью.

Знакомство с порядком действий.

Выполнять действия в следующем порядке:

1) действия, записанные в скобках;

2) умножение и деление;

3) сложение и вычитание.

Открывают с. 103 
и читают правила о порядке выполнения действий в выражениях.

Индивидуальная.

Работа
с учебной статьей.

№ 11.

Проверяет правильность рассуждений уча-щихся:

320 : (60 – 52) · 6

– В этом выражении есть скобки. Значит,
первое действие надо выполнять в скобках,

а затем по порядку слева направо: деление,
а потом умножение.

60 – 52 = 8, 320 : 8 = 40 и 40 · 6 = 240.

Решают с комментированием примеры.

Записывают в тетрадь.

Фронтальная.

Выполнение действий в выражениях со скоб-

ками, знание порядка действий в выражениях со скобками.

230 + (170 + 40 : 2).

– В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках.
Но в скобках два действия: сложение и деление. По правилу сначала надо выполнить
деление, а потом сложение: 40 : 2 = 20,
170 + 20 = 190 и 230 + 190 = 420.

Аналогично объясняют решение еще двух примеров.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений согласно инструкции учителя

V. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

2.Решение уравнений

Прочитайте задачу. Кто знает как её решить?

№ 13.

1) 5 · 8 = 40 (р.) – составляют 8 монет.

2) 50 + 40 = 90 (р.).

Ответ: 90 рублей всего.

Задачу № 13 решают самостоятельно после совместной записи
условия.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют

Устные ответы, записи
в тетради.

№ 14.

В 1 вагоне

Кол-во
вагонов

Всего мест

Одинаково

2 в.

120 м.

7 в.

? м.

10 в.

? м.

1) 120 : 2 = 60 (м.) – в 1 вагоне.

2) 60 · 7 = 420 (м.).

3)60· 10= 600 (м.)

Ответ: 420 мест в 7 вагонах,  600 мест в 10 вагонах.

Один учащийся решает задачу с комментированием у доски.

Фронтальная, индивидуальная.

поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); строят логическую цепь рассуждений, доказательство; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – выражают свои
мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют
речевые средства для
решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; исполь-

Решение текстовых арифметических задач.

№ 18 (с. 7).

– Прочитайте задачу. Объясните, что означают выражения.

Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что означают выражения, необходимо сделать краткую запись.

Масса
1 пакета

Количество пакетов

Общая
масса

Астры

5 г

?

250 г

Гвоздики

8 г

?

240 г

1) 250 : 5 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр.

2) 240 : 8 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик.

3) 250 : 5 + 240 : 8 – узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.

– Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус».

– Запишите решение задачи.

Выполняют задания.

– На сколько пакетов
с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик?

Фронтальная, индивидуальная.

№16. Устно.

2. Индивидуальные разноуровневые задания.

1-й уровень

2-й уровень

13 – 2

25 + 26

108 : 6

98: 14

65 : 5

46 + 47

15 · 9

60 : 15

36 : 2

30 – 18

144 : 9

145 + 38

14 – 3

62 – 45

17 – 6

231 – 68

Выполняют задания.

Индивидуальная.

зуют критерии для обоснования своего суждения

Владение вычислительными навыками (сложение и вычита-

ние в пределах

100
(1000), внетабличное умножение и деление)

3. Задания
из электронного приложения к учебнику

Выполняют задания

Индивидуальная

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Повторите порядок выполнения действий.

– Перечислите типичные ошибки при решении примеров со скобками и без скобок.

Проверим, как вы усвоили порядок действий.

Найдите  значения выражений :

    4*4:2+(30-15):3

    45+7*4-(32+10)

Какую цель на уроке вы ставили?

Достигли ли мы цели?

Что повторяли сегодня? (Мы решали примеры и задачи, уравнения)

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Что вам понравилось, что было трудным?

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Нарисуйте «лесенку знаний».

- На какой ступеньке знаний вы находитесь сейчас?

Выставление оценок. Все на уроке  хорошо работали. Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес
к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 7, № 19, 21

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

Самоанализ урока

Урок математики по теме «Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий»  был проведён в 4 «А» классе..

Тип урока: изучение нового материала.

На данный урок были определены следующие цели:

  1. Образовательные:
    – ознакомить с правилами порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками;
    – сформировать умения определять порядок действий в числовых выражениях без скобок и со скобками.
  2. Развивающие:
    – 
    совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
    – развивать внимание, познавательные способности учащихся;
    – формировать коммуникативные умения и навыки.
  3. Воспитательные:
    – воспитывать интерес к изучению математики;
    – воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.

На уроке использованы следующие методы обучения:

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические. 
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа. 
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, физкультминутка.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

Педагогические приемы: “Ситуация успеха”.

Для эффективной реализации целей и задач урока были использовано следующее оборудование и оснащение урока:

Информационные учебно-наглядные пособия:
– презентация к уроку для учащихся по теме: «Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий»

Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий:
– разноуровневые карточки – задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы;
– карточка для рефлексии.

Реализация поставленных целей урока на каждом этапе.

I. Организационный момент. (1 мин.)

Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.

“Презентация к уроку для учащихся”. 

На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем.

Цель на данном этапе урока была достигнута, ребята быстро включились в учебную деятельность и настроились на работу.

Методы обучения: словесный.

Педагогический приём: “Ситуация успеха”.

II. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний. (10 мин.)

2.1. Повторение нумерации чисел.

Задача: повторение нумерации чисел, закрепление умения читать и записывать числа, знания их десятичного состава, а также порядка их следования в натуральном ряду чисел.

2.2. Совершенствование вычислительных навыков.

Задача: отработка приёмов табличного и внетабличного умножения и деления, сложения и вычитания трёхзначных чисел.

На данном этапе совершенствуются приёмы устных вычислений. Ученики смотрят на экран и устно выполняют задания. На экране появляются правильные ответы.

Методы обучения: наглядный, словесный, фронтальный контроль

III. Физкультминутка. (2 мин.)

Задача: релаксация.

Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.

IV. Постановка цели и задач урока. (3 мин.)

Задача: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.

4.1. Создание проблемной ситуации.

Задача: сравнить порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

Предлагаю сравнить выражения и результаты. Что заметили?

Дети заметили, что выражения одинаковые, а результаты разные.

– Что нужно сделать, чтобы во втором выражении получился такой результат?

Делается вывод: в выражениях со скобками и без скобок порядок выполнения действий разный.

Ребята принимали участие в определении темы урока. Сделали вывод, что на уроке мы будем говорить о правилах порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них. Были определены задачи урока: познакомиться с правилами выполнения арифметических действий, научиться определять порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них и применять полученные знания на практике.

Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный.

V. Изучение нового материала. (10 мин.)

Задача: познакомить с правилами порядка выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления.

Для настроя обучающихся на восприятие нового материала предлагаю следующие строки:

Внимательно слушайте – и всё услышите!
Внимательно смотрите – и всё увидите!
Думайте – и всё обязательно поймёте!

Математика — наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выражениях особый: Сначала выполняются действия в скобках (если они есть в выражении), затем действия умножения и деления, а потом действия сложения и вычитания.

Предлагаю обучающимся определить порядок выполнения действий и найти значение 2 выражений.

Сделали вывод: Правило 1. В выражениях без скобок, содержащих только действия сложения и вычитания или умножения и деления выполнять действия надо только по порядку слева направо. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.

Задание усложняется.

В выражениях есть все четыре действия – сложение, вычитание, умножение и деление. Обучающиеся определяют порядок арифметических действий, вычисляют значение выражений.

Сделали вывод: Правило 2. В выражениях без скобок считай по порядку слева направо сначала действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.

Обучающимся предлагаются 2 выражения со скобками. Задание такое же: определить порядок арифметических действий и вычислить значение выражений.

Выводим правило 3: в выражениях со скобками сначала выполняются действия вскобкам по правилам 1 и 2, затем по порядку слева направо действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.

Методы обучения: беседа, объяснение, частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный.

VI. “Гимнастика для глаз”. (2 мин.)

Задача: предупредить зрительное утомление у учащихся, снятие усталости глаз, профилактика близорукости и улучшение зрения.

VII. Закрепление нового материала. (12 мин.)

7.1. Работа по учебнику.

Задача: закрепить правила выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления.

По учебнику стр. 6 , задание учащиеся устно объясняют порядок выполнения действий и находят значение выражений. Задание № 11 (1 столбик) учащиеся с комментированием у доски объясняют в каждом выражении порядок выполнения действий, а потом вычисляют его значение.

7.2. Практическая работа по карточкам. 

Задача: проверить уровень сформированности знания и умения каждого ученика применять правила выполнения действий на практике.

Практическая работа даёт возможность проверить знания и умения каждого ученика. Дети выбирали себе карточку по уровню сложности: желтая карточка содержит выражения, значение которых находим, используя правило 1, в карточке зелёного цвета – выражения, значения которых находим, используя правило 2, в карточке синего цвета – выражения, значение которых находим, используя правило 3.

Самоконтроль..

7.3. Решение задачи.

Задача: совершенствование умения решать сложные задачи, используя выражение.

Обучающиеся читают задачу в учебнике на стр. 6. Задание № 14 и наглядно видят условие задачи на слайде. Детям дана установка: решить задачу, составив выражение.

Проверка решения задачи.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, словесный, практическая работа, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимоконтроль, самоконтроль

VIII. Домашнее задание. (2 мин.)

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить методику его выполнения.

Стр. 7, № 19, № 21

Метод обучения: объяснение.

IX. Итоги урока. (3 мин.)

– Рефлексия.

Задача: осознание уровня усвоения нового материала.

На этапе рефлексии каждый учащийся по карточке сделал самооценку уровня усвоения нового материала по новой теме.

– Подведение итогов урока

Методы обучения: объяснение, рефлексия.

Вывод:

Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.

Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков  (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностные).

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий и дифференцированного подхода в обучении, благодаря которым обеспечивается формирование учебно-информационных  и наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации (модальность – для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика), с этой целью на уроке применялась мультимедийная компьютерная презентация и осуществлялся дифференцированный подход в подаче учебного материала – карточки-задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза, гимнастика для глаз.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.

Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме: "Выражение"

Презентация по теме:" Выражение", 2 класс ( УМК " Школа 2100")...

Урок математики по теме "Выражения", 1 класс, "Школа 2100"

Изучение математики на ступени начального общего образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта направлено на достижение целей формирования первоначальных представлени...

Урок математики на тему "Выражения", 1 класс. УМК "Школа 2000"

Урок математики на тему "Выражения", 1 класс. Учебник Л.Г. Петерсон...

Урок математики «Составление числовых выражений».

Урок с презентацией к устому счету....

Урок математики по теме "Выражение" с использованием ЦОР.

Урок математики  составлен по теме "Выражение.Значение выражения. Равенство." для 1 класса с исползованием цифровых образовательных ресурсов....

Урок математики по теме "Выражение"

Урок математики по теме "Выражение" в 1 классе .На уроке используется мультимедийная презентазия, работа в парах(группах)....

Урок математики. Тема: Числовые выражения. Урок закрепления

Урок по новым стандартам вначальной школе...