Конспект урока по математике 1 класс "Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Познакомить с использованием сантиметра для измерения длины, упражнять в измерении отрезков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_1_klass.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»                                  «Утверждаю»

 на заседании ШМО                          Зам. директора по УР                      Директор МОУ «СОШ №2»

 учителей начальных классов          _______Т.В.Стадник                        г.Истра Московской области

 Руководитель ШМО                         « _» _______________2017г.           _________И.И.Власов

 ________ Л.В.Салычева                                                                             « _» _____________2017г.

  « _» _______________2017г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Истра

Урок математики по теме «Сантиметр»

Составитель:

учитель начальных классов

Мансурова Гульнара Аликовна

        

        2017-2018 уч.год

Тема: Сантиметр.

Цели и задачи:

 Познакомить с использованием сантиметра для измерения длины, упражнять в измерении отрезков.

Развивать логическое мышление, память, математическую речь, кругозор учащихся

 Воспитывать интерес к математике, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблица (геометрический материал), игра «называй», отрезки, сказочные герои, линейка, рулетка, сантиметровая лента, угольник, картинки с девочками, ТСО.

ХОД УРОКА

Орг. момент

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя                                    Очень строгая наука,

Это математика!

Устный счёт

  1. Индивидуальная работа ( по карточкам)
  2. Работа с « веерами»

  • Какое число идёт при счете сразу за числом 6, 9.
  • Какое число идёт при счёте перед числом 2, 5, 8.
  • Покажи соседей числа 2, 7, 10.
  • Покажи число , которое на 1 больше, чем 8.
  • Покажи число, которое на 1 меньше, чем 7.
  • Какое число находится между числами 2 и 4, 1 и 3.

3.        Игра « Называй — не зевай»
4                     9

    7         2        8

          5                    1

Покажи числа по порядку, начиная с наименьшего, затем с наибольшего.

    4. Геометрический материал

      •     Какие фигуры видите?

  • Сколько кругов? Квадратов?
  • Сколько красных фигур?
  • Сколько синих фигур?
  • Сколько всего фигур?
  • На какие группы можно разделить фигуры?
  • Что означает запись 2+3=5?

    5. Сравни отрезки.

__________________                _________________

__________________                ______________

      6. Задачи для смекалистых.

  • Сколько хвостов у семи котов? ( 7 )
  • Сколько носов у двух псов? ( 2)
  • Сколько пальчиков у двух мальчиков? ( 40)
  • Сколько ушей у пяти малышей ? (10)
  • Сколько ушек у трёх старушек? ( 6)
  • Во дворе играли 9 чистых мальчиков. Когда несколько мальчиков
    выпачкались с головы до ног, во дворе осталось 3 ещё чистых мальчиков.
    Сколько мальчиков уже выпачкались? (6)

  • Почему нельзя ходить грязными?
  • Когда нужно мыть руки?
  • Все эти задачи написал автор Г. Остер.

Новый материал

Г. Остер написал не только «Вредные советы» и задачи, но и сказку. ( Показ иллюстрации)

•  Каких героев видим? (герои из мультфильма «38 попугаев»)

 •  Вспомните, как измеряли длину удава герои? ( В попугаях. Удав был равен 38 попугаям)

Проблемная ситуация

•        А можно измерить длину класса шагами? (Можно)

(Учитель и учащиеся измеряют длину класса, получая разное количество шагов)

  • Так сколько шагов длина нашего класса?
    (Нельзя ответить точно, так как шаги у всех разные)
  • Что же делать?

•        Чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения
длины. Одной из них является сантиметр.

На доске     САНТИМЕТР

СМ

Один см занимает в тетради 2 клетки.

  • А как называется инструмент, с помощью которого ученики измеряют длину
    отрезков? (Линейка)
  • А на стройке рабочие? Ведь линейкой им не измерить? ( Рулетка)

•        А портной? (Лента сантиметровая)
(Учитель показывает инструменты)

Физминутка  ( Музыка из мультфильма)

Руки на пояс поставьте сначала,                                     Влево и вправо качайте плечами.                                  Вы дотянулись мизинцем до пятки                                            Если сумели - всё в полном порядке.

Закрепление

1. Работа по учебнику стр. 60

  • Сколько см укладывается в верхней полоске? (4)
  • Сколько см в нижней полоске? ( 10)
  • Чему равна длина отрезка? (8 см)
  • Сколько см уложилось в фиолетовом отрезке?
  • Какое число поставили в пустую клетку? (7 см)
  • Что можно сказать о длине зелёного отрезка? ( Она равна длине
    фиолетового отрезка, значит его длина 7 см)
  • Чему равна длина красного отрезка? (6 см)

Практическая работа (в парах по рядам)

  1. ряд. Измерьте длину карандаша.
  2. ряд. Чему равна длина отвёртки.
  3. ряд. Измерьте длину болта.

Повторение (Картинка)

Аня и Лена были одинакового роста. За время летних каникул Аня выросла на 5 см, так как занималась спортом, а Лена лежала на диване и выросла только на 2 см. Кто стал выше? На сколько см выше? На сколько см выросли обе девочки?

  • Почему Аня выросла больше?
  • Только ли летом надо заниматься спортом?
  • А для чего надо заниматься спортом?

Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся,                       Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся. Аккуратно одевайся,                           В школу смело отправляйся!

Итог

  • Чему учились на уроке?
  • С какой единицей измерения познакомились?

    Оценивание


Цель урока
: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,   путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи:  - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) –                                    сантиметром;

         - научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить                  отрезки заданной длины);

        - показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего            применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные:   научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся:  «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор»,

Оборудование для учителя:  образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, задача в картинках, презентация (слайды) - использование единиц длины в жизненных ситуациях (рост людей, одежда, строительство, рамка для фото и т.д.), большой «светофор»;  электронное приложение (СD) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др.

Ход урока:

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

-Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

 Друг на друга посмотрели,

 Улыбнулись, тихо сели.

- Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Устный счет.

- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете  много нового и интересного, хотите? Тогда сначала  повторяем то, что знаем:

а)   - Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)

б)  Работа в парах.  

 - Посчитайте от 1 до 10 и обратно по очереди. Пара,  выполнившая задание, поднимает «светофор».  (Проверка: вслух считает первая  и последняя пара).

- Молодцы, ребята! Следующее задание.

в)  Работа с «веером» (обратная связь).

- Покажите число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; кот. след. за ч.7; стоит перед ч.2; между числами 5 и 7; справа от ч.8; слева от ч.5.  Назовите  состав числа 4.

- Хорошо, молодцы! Работаем дальше.

 г) Задачи в стихах: (выбрать выражение, соответствующее решению задачи; выражения заранее написаны на карточках)

                                Серый ёж по лесу шёл,

                                На обед грибы нашёл:

                                Пять – под берёзой,

                                Два – под осиной.

                                Сколько их будет в плетёной корзине?  (5+2=7)

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят.

Сколько в снег свалились?  (4 -2 =2)

        

        Шесть весёлых медвежат

        За малиной в лес спешат.

        Но один малыш устал,

        От товарищей отстал.

        А теперь ответ найди –

        Сколько мишек впереди?  (6-1=5)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три зелёных. Сколько их?  (5+3=8)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы  не зря вспомнили и эти знания нам сегодня ещё пригодятся, а для чего узнаете позднее. Но только после минутки отдыха.

  1. Физминутка.
  1. Изучение нового материала

1) Практическая работа ( проблемная ситуация)

- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)

Работа в парах и малых группах.

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать?  (Работа в парах:  совместить полоски путем наложения друг с другом)              

 - Совпали? -  да   (доказали).

- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось?  (Число мерок на полосках у всех разное).

- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые?  (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).  (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить  положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).

(Внимание! На данном этапе урока  используется электронное приложение (диск) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ):

- Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? (анализ ситуации на слайде)

- Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).

- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске  карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

-  Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует  их).

5. Первичное усвоение новых знаний

1) Знакомство с линейкой. 

- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

        Загадка:    Я люблю прямоту,

        Я сама прямая.

        Сделать ровную черту

        Вам я помогаю.

        Что-нибудь без меня

        Начертить сумей-ка.

        Угадайте-ка, друзья,

        Кто же я? - … (линейка)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)

2)  Работа с учебником.

- Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.

Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)

- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?

- Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?

- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как  могут быть использованы отвертка и шуруп?

         Далее, если время урока позволяет можно выполнить задания учебника на повторение и закрепление изученного ранее материала (составление задач, работа с числовым рядом, геометрическим материалом).

  1. Первичная проверка понимания.

Зарядка для глаз и кистей рук.

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по усмотрению учителя)

- Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства.  (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).

Вывод: - С помощью  какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

  1. Физминутка.
  1.  Закрепление.
  1. Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).

Самостоятельная работа.

- Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.

- Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.

- Продолжите узор в нижней части страницы тетради.

  1. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики?  (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

 (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

- Домашнее задание: привести  примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)

- С какой единицей длины мы познакомились?  

- Чему учились на уроке? Чему научились?

- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

  1.   Итог урока.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

конспектурока-проекта "Конструирование на основе геометрических фигур. «Периметр и площадь многоугольников».

Тип урока: урок обобщения изученного материала и практическая работа.Технология построения урока: проблемно-диалогическая.Тема урока: Конструирование на основе геометрических фигур.«Периметр и п...