Урок по математике в 4 классе.ТЕМА: «Деление числа на произведение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Оболешева Елена Александровна

урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Деление числа на произведение».

Цели:

  • познакомить учащихся с различными способами деления числа на произведение;
  • развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, чувство взаимовыручки, внимание;
  • воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

  • Обеспечить осознанное восприятие нового материала
  • Организовать деятельность учащегося по выбору оптимального решения из нескольких возможных
  • Отрабатывать грамотное употребление в речи терминов: произведение, множитель, делимое, делитель, частное
  • Создать условия для формирования умения составлять алгоритм своих действий и следовать ему
  • Воспитывать культуру поведения при совместной работе

Формируемые УУД:

Личностные:

  • Понимать смысл поставленной задачи
  • Проявлять инициативу, активность при решении задачи

Регулятивные:

  • Понимать суть алгоритма; уметь действовать по предложенному алгоритму
  • Оценивать и корректировать свои действия

Познавательные:

  • Умение видеть математическую задачу в жизненной ситуации

Коммуникативные:

  • Уметь выражать свои мысли, участвовать в продуктивном диалоге; сотрудничать с учителем и одноклассниками

Тип урока: урок открытия нового знания

Основные понятия:

Частное, делимое делитель, множитель, произведение, алгоритм

Оборудование: учебник «Математика» 4 класс, ч. 2,  презентация «Деление числа на произведение», 3 полоски бумаги длиной 18 см, интерактивная доска.

  1. Организационный момент.
  1. Мотивационный настрой.

- Дети, встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, улыбнитесь.  Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке, чтобы наш урок прошел интересно, и  вы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова:  «Умеешь сам - научи другого».

- давайте сотрудничать, дружно  работать вместе.

- А теперь открыли тетради и записали сегодняшнее число, классную работу.

  1. Планирование работы.

Знакомство с карточками  оценивания работы.

     __________________________________

1.

Решение задач на нахождение v, t, s.

2.

Работа в парах с.25 №74

3.

Самостоятельная работа. Нахождение удобного способа решения.

4.

                               

                            на отлично усвоил материал

                       хорошо усвоил материал, но остались вопросы

              было трудно, осталось много вопросов

2.Актуализация знаний.

- Ребята, начнем наш урок с математической разминки.

        Решение задач на нахождение v, t, s.

-Вспомните, как найти скорость?Время?Расстояние?

- Предлагаю решить вам задачи на нахождение и скорости, и времени и

расстояния.

- Чему равна скорость реактивного самолёта, пролетающего 900 км за 3 ч?

- Найдите расстояние, которое пройдёт лыжник за 6 ч, если его скорость 12 км/ч.

- За какое время поезд, двигающийся со скоростью 70 км/ч, пройдёт расстояние в 280 км?

- Найдите скорость черепахи, которая  проползает 4 м за 2 мин.

- Сколько потребуется времени пешеходу для преодоления пути в 30 м, если скорость его движения 2 м/с ?

Работа в парах: проверка и оценивание в карточках.

Ответы: 300 км/ч, 72 км, 4 ч, 2 м/мин, 15 сек.

- Молодцы! Справились с заданием.

Какое действие вы выполняли чаще во время арифметического диктанта? (Деление)

- О каком арифметическом действии мы сегодня будем углублять знания?

3. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

- Перед вами лежат полоски бумаги. Измерьте их длину.(Ученики выполняют задание.) Чему равна длина полоски? (Длина полоски равна 18 см.)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Разделите эту полоску на 6 равных частей. Объясните, как вы это можете сделать?

Работа в парах. Выслушиваются гипотезы учащихся.

 (Полоску разделить на две части и каждую часть еще разделить на три части.)

- Как вы практически подтвердите свое предположение? Согнуть полоску на две равные части и еще согнуть на три части.

(Учащиеся практически доказывают свое предположение, то есть сгибают полоску сначала на две части и каждую часть сгибают еще на три части.)

- А как проверить равенство этих частей? Равенство можно проверить измерением.

- Измерьте длину одной шестой части полоски. Чему она равна?

(Учащиеся измеряют линейкой.) Каждая часть равна 3 см.

- А как еще можно разделить полоску бумаги на 6 частей? Полоску разделить на три части и каждую часть разделить еще на две части.

- Как практически это можно показать? Согнуть полоску на три равные части и еще согнуть на две части. (Учащиеся сгибают полоску на три равные части и еще сгибают на две части.)

- Измерьте длину одной шестой части полоски. Чему она равна? (Учащиеся измеряют линейкой.) Каждая часть равна 3 см.

- А как еще можно разделить полоску бумаги на шесть частей? Можно разделить полоску сразу на шесть одинаковых частей.

- А как практически вы подтвердите свое предположение? Можем ли полоску сразу согнуть на шесть равных частей? Нет, не можем.

- Какие ваши предположения? Измерить на полоске отрезок длиной 3 см. и по длине этого отрезка согнуть остальные части.

(Учащиеся выполняют задание.)

- Какие способы деления полоски на шесть равных частей использовали?

(Выслушиваются ответы детей.)

- Как можно разделить число на произведение? Запишем выражениями.

18:2:3=3   18:3:2=3     18:(3х2)=3

- Чем похожи выражения? (одинаковые числа, ответы, знаки действия)

- Чем отличаются? (порядком действия, скобками)

-  Используя третье выражение, определите тему урока?

Тема урока: Деление числа на произведение.

- Посмотрите ещё раз на третье выражение, определите цель урока? ( Научиться делить число на произведение разными способами)

5. Открытие новых знаний.

- Вернемся к нашим выражениям. Как можно разделить число на произведение?

18:(3х2)=3 (18:3):2=3 (18:2):3=3

- Разделить число на произведение можно разными способами. Составьте

алгоритм деления числа на произведение. (по 1 ученику желающие)

Составление алгоритма.

1. Разделить число на первый множитель и результат разделить на второй множитель.

18:(3х2)=(18:3):2=6:2=3

2. Разделить число на второй множитель и результат разделить на первый множитель.

18:(3х2)=(18:2):3=9:3=3

3. Вычислить произведение и разделить на него число.

18:(3х2)=18:6=3

- Чем похожи эти выражения? Во всех этих выражениях число делим на

произведение.

- Соотнесите наш вывод с выводом учебника. Откройте уч. на стр. 25. Прочитайте вывод. Верно ли мы рассуждали, когда делили число на произведение? Верно

6.Первичность закрепления во внешней речи.

Работа по учебнику.

Коллективная работа—стр.25 №73, объяснить способы решения.

Стр. 25 № 74

-Выберите самые  удобные способы  решения и запишите их.

23 : (3х4)=(24 : 4):3=2

32 : (2х4)=32:8=4

С.25, №74. Работа в парах

Объяснить способы решения.

- Как вычислить удобным способом  значение выражения 90:(5х2)? )? (Удобно сначала найти произведение двух множителей:5 и 2, а потом разделить число 90 на 10) 90:(5х2)=90:10=9

- Как вычислить удобным способом значение выражения 150:(6х5)? (Удобно сначала разделить число на второй множитель 5,а потом разделить на первый множитель 6.) 150:(6х5)=(150:5):6=30:6=5

- Как вычислить удобным способом значение выражения 210:(7х6)?(Удобно сначала число разделить на первый множитель,а потом разделить на второй множитель. )210:(7х6)=(210:7):6=30:6=5

7.Самостоятельная работа.

- Под красной чертой – решите удобным способом, проверим усвоение вами новой темы:

84: (2*6)= (84:2):6=42:6=7

210: (7*6)= (210:7):6= 30:6=5

400: (10*8)=(400:10):8=40:8=5

Самопроверка по эталону.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Выполнение задания 75 на стр.25.

Можем ли мы сразу решить задачу? Почему? Не знаем сколько килограммов сыра и масла получится из 20 тонн молока.

- Можем ли мы это узнать? Как? (83 · 20)

- А масла? (45· 20)

- А теперь запишем решение этой задачи выражением.

I способ. (83 20)-(45· 20)=760(кг)

- Подумайте, как можно эту задачу решить другим способом? (Решает другой ученик) Можно узнать разницу в 1 тонне и умножить на 20т

II способ. (83-45)·20=760(кг)

(У доски второй ученик)

- Сформулируйте и запишите ответ самостоятельно.

- Сравните эти способы. Какой способ вы считаете более рациональным?

8.Рефлексия деятельности.

- Какая тема урока?  Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли целей, которые ставили в начале урока?

-Что оказалось сложным?

-Что получилось лучше всего?

- Над чем надо еще поработать?

 - А теперь вы оцените сами свою работу на уроке.

Посмотрите, на партах у вас лежат лесенки. По ним вы должны оценить то, как вы лично работали на уроке.

1 ступень –  было трудно, осталось много вопросов

2 ступень – хорошо усвоил материал, но остались вопросы

3 ступень – на отлично усвоил материал

 9.Домашнее задание.

Стр.25 № 77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс Тема: "Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями"

В данном материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включена дидактическая игра для интерактивной доски....

Конспект открытого урока по математике 4 класс тема: "Деление многозначного числа на однозначное."

Технологическаа карта открытого урока математика 4 класс.Тема "Деление многозначного числа на однозначное." УУД....

Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по математикеТема: «Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с приёмом деления, ...

Конспект урока по математике (3 класс). Тема: Таблица умножения и деления с числом 5. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять таблицу умножения и деления с числом 5 и работать над ее запоминанием. Планируемые результаты:Предметные: знать алгоритм составления табл...

Конспект урока по математике 4 класс. Тема: «Табличная форма описания величин. Деление на однозначное число». Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя:формирование представлений о табличной форме описания величин; формирование способности деления на однозначное число.Планируемые результатыПредметные:Знать табличную форму оп...

Конспект урока по математике 4 класс тема "Умножение многозначного числа на трехзначное число"

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.Цель урока: повторить, закрепить знаний по умножению многозначного числа на трехзначное число, применять знания на практике....

Конспект урока по "Математике", 4 класс, тема: Письменное деление на трехзначное число. Закрепление.

Класс: 4АУМК: Школа России.Тема: Письменное деление на трехзначное число.Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.Цель: совершенствовать вычислительные навыки деления и умножения ...