Открытый урок по математике в 4 классе на тему "Движение в одном направлении"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Короткина Людмила Алексеевна

Этот урок разработан по программе Школа 21 века к метапредщметной неделе. Материал рассчитан для закрепления материала, обобщения знаний по теме движение в противоположных направлениях и навстречу друг другу. Вводится новый материал Движение в одном направлении. Предусмотрена работа по группам, в которой прослеживается связь математики с окружающим миром. Повторение Природных зон и их представителей, позволяет расширить область примененя знаний с урока математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_v_odnom_napravlenii.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 4 классе.

ЧУОО Школа «Екатерининский лицей»

Тема: Решение задач на движение в одном  направлении.

Цели урока:

  • совершенствование умения устанавливать связь между величинами (скорость, время, расстояние) с помощью решения задач;
  • закрепить  навыки  решения задач на  встречное движение и на движение в противоположных направлениях;
  • выработать  навыки решения задач в одном направлении;
  • развивать  логическое мышление;
  • формирование навыков работы в малых группах.

Задачи урока: 

  • развивать логику суждения учащихся;
  • уметь решать задачи на движение разными способами;
  • совершенствование умения выстраивать отношения при совместной работе.
  • Технология: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ

                                           

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

                 Учащиеся собирают пословицы:

Счастье тому бывает, кто в труде да ученье ума набирает.

Если за день ничему не научился, зря прожил день.

Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Где дисциплина и четкая задача, там успкхи и удача.

О чем эти пословицы? Если с детства вырабатывать в себе терпение, настойчивость и трудолюбие, можно многого достичь.Доброта и труд живут рядом.

Тише едешь, дальше будешь.

Объясним смысл этой пословицы.

- Чем лучше и больше мы думаем над задачей, не бросаясь в её быстрое решение, тем качественнее будет результат. Не нужно спешить на контрольной или при выполнении обычного задания, ведь так можно сделать много ошибок и получить неудовлетворительную оценку.

К решению задач на какую тему мы можем отнести эту пословицу в прямом значении?

Решение задач на Движение

Расположите числа в порядке возрастания

«Движение»

II. Быстрый счет.

Посмотрите на примеры. Удобно ли нам складывать числа в том порядке, в котором они записаны?

Какое свойство сложения мы можем применить для удобства?

Применяем и считаем.

Назовите соответствия:

Черепаха                          4 м/мин

Автомобиль                     80 км/ч

Лодка                                15 км/ч

Кенгуру                            50 км/ч

Вертолет                           250 км/ч

Орел                                  30 м/с

III. Первичная актуализация.  (ЭОР)

- Посмотрите на экран.    

- Какие величины не используются в задачах на движение?

- По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы?

-  Подумайте, ребята! Зачем вам нужны  умения решать задачи на движение?

 (чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать  время выхода,  рассчитать  скорость движения,  чтобы не было аварий, и т.д.)  

  - Какова тема нашего урока?  Чему мы будем учиться?  (Ответы учащихся).

- Задача.

 Поезд проехал путь 180 км за 3 часа. С какой скоростью ехал поезд?

    - Какие знания вам помогут решить задачу?

    -Умение находить t;  v;  S.

    - Как можно  самостоятельно составить задачу на движение?

       (Выбрать объекты движения,  направление движения, место отправления, задать значение измерения величин, определить, что будет искомым)  

                         

IV. Работа по теме.

Решение задач.

Вспоминаем, как найти скорость? Время? Расстояние?

Движение двух объектов. В каком направлении могут двигаться объекты? Как называется такое движение?

-  Что  общего у всех  задач на движение?   

  (есть объекты движения,   есть величины: скорость, время, расстояние)

     -  А какие различия? (Направление движения объектов, место отправления, значения величин и единицы их измерения.)

      - Продолжаем учиться решать задачи.

      - Определите  вид задачи по чертежу.

- Задача на движение в одном направлении.

 

- Чем эта задача отличается от хорошо знакомых вам задач на движение?

- Направлением движения: поезда двигаются в одном направлении.

- Какую цель ставим? 

Научиться решать задачи на движение в одном направлении.

- Задачи:

Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и имеющиеся знания;

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

V.Физкультминутка

VI. Работа по теме                                                  

- Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в одном направлении. Скорость первого автомобиля 80 км/ч, а скорость второго – 40 км/ч.

В каком направлении движутся автомобили?

- Увеличивается или уменьшается расстояние между ними каждый час?

(Увеличивается).

-На сколько километров желтый автомобиль отстал от синего за 1 час? (на 40 км)  (чертеж)

- На сколько километров желтый автомобиль отстанет от синего за 2 ч, если их скорости не изменятся? (40*2=80(км)) (чертеж)

-  За 3 часа?(40*4=120км)  (чертеж)

- Что нужно узнать в задаче?

-  Через сколько часов расстояние между ними будет равно 200 км?

(чертеж)

(200:40=5 (ч.)) (чертёж)

- Проверка решения по образцу.

- Какие знания помогли вам решить задачу на движение в одном направлении?

VII. Выводы:

1) В задачах на движение в одном направлении при одновременном начале движения объектов полезно использовать понятия «скорость сближения» и «скорость удаления».

2) Скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием меньшей скорости из большей.

VIII. Работа по теме урока

Работа в группах

Вспомним правила работы в группе

  • Работаем дружно
  • Важно мнение каждого
  • Распределяем обязанности
  • Объясняем свою точку зрения
  • Уважаем мнение всех членов группы
  • Работаем тихо, чтобы не мешать другим

На одних карточках записаны названия животных, на других – скорости передвижения.

- Подумайте, по какому принципу можно объединить животных в одну группу.

- Первая группа: Природная зона Смешанные леса.

- Вторая группа: Природная зона Степи

- Третья группа: Природная зона Тундра

Карточки

IХ. Физминутка. (Стоя)

        Мы на пояс руки ставим, локти в стороны расставим.

        Повороты начинаем. Правый локоть наблюдаем, теперь левый замечаем.

        Правый, левый, правый, левый. Плечики не поднимаем, головою лишь вращаем.

        Перед грудью руки сводим, пальцы глазками находим.

        Руки плавно поднимаем, глазками их провожаем.

        Опускаем,  поднимаем,  только глазками вращаем, голову не поднимаем.

        Воздух плавно выдыхаем.

Х. Закрепление.

- Работа по учебнику - стр. 25, обсуждение задачи (№1, №2)         

- Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке.

      ХI. Итог урока:

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Расскажите, чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Запишите домашнее задание:

  • Учебник стр. 25 (правило)
  • Рабочая тетрадь – стр. 16, н. 45, 46, стр. 17, н.47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"...

Открытый урок по математике 1 класс Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

Тип урока: открытие нового  знания.Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины....

Открытый урок по математике 4 класс.Тема урока: Решение примеров и задач с применением таблицы умножения чисел 7 и 8.

В данном файле вы сможете найти решение примеров и задач с приминением таблицы умножения чисел 7 и 8....