Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
проект по математике (2 класс)

Плисова Анастасия Владимировна

    Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.

    Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.

       Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей. Проект имеет прагматическую направленность на результат/продукт, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис проектной деятельности.

       Участие в проекте смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности и способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. И здесь главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника Плисова Анастасия Владимировна

Класс  2

Предмет – Математика

Тема – «Оригами».

Тема проекта – «Оригами и математика».

Исследуемый объект – оригами в математике.

Цель проекта: формировать повышенный интерес к математике, посредством знакомства с искусством оригами и выполнения изделия в данной технике.

Продукт проекта – бумажное изделие «Лиса», выполненное в технике оригами

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

  • знают, что такое  оригами, историю возникновения;
  • достижение личностных и метапредметных результатов.

Метапредметные:

Коммуникативные

  • умеют отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая  другие аргументации;
  • умеют слушать и слышать собеседника;
  • умеют работать в группах;
  • умеют ставить вопросы и формулировать ответы.

Регулятивные

  • умеют выбирать тему проекта;
  • умеют составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • умеют выполнять проект самостоятельно;
  • умеют работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
  • умеют использовать основные и дополнительные средства;
  • умеют оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

  • проводить анализ и исследование оригами по предложенному плану;
  • оформлять результаты анализа и исследований по теме «Оригами и математика» в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • исследование возможности техники оригами.

Личностные:

  • демонстрируют желание создавать фигурки оригами;
  • проявляют интерес к исследовательской деятельности;
  • проявляют  желание участвовать  в процессе групповой работы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Читает загадку о бумаге. Дает определение слову оригами.

Задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, что такое «оригами»?  Как с японского переводится слово оригами?»

История оригами.

На основании ответов, спрашивает: «А как вы думаете, как связаны слова «оригами» и «математика»?

«Так какая же тема нашего проекта?»

Слушают загадку. Записывают понятие «Оригами» и его определение.

Отвечают на вопросы учителя.

Родина оригами – Япония. На японском языке ОРИ – сгибать, ГАМИ – бумага. Если сложить эти два слова, получится ОРИГАМИ – искусство сгибать бумагу.

Слушают историю возникновения оригами.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Оригами и математика».

Сформулирована тема: «Оригами и математика».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представленные работы оригами.
Задает вопросы: «Что вы видите на картинках? Как вы считаете, оригами поможет повысить интерес к математике? Почему?»

«Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?»

После формулирования проблемы,  задает вопрос:

 «Что мы можем сделать, чтобы проверить гипотезу? Почему так важно осознавать, что математика очень интересная и творческая наука и можно ли с помощью работы в технике оригами узнать это?»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить».

Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Бабочки; рыбки, попугаи, цветы, звёздочки, сердечки».

Затем определяют проблему проекта: «Помогает ли оригами повысить интерес к математике?»

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Узнать, можно ли повысить интерес к математике, используя технику оригами».

Определена проблема проекта: «Восприятие математики как неинтересной и нетворческой науки». Сформулирована цель: «Посредством знакомства с искусством оригами узнать, что математика творческая и созидательная наука».

1.3 Постановка задач

Задает вопрос: «Какие задачи мы перед собой поставим, чтобы достичь цели?»

Предлагает ученикам  сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

  1. Изучить историю происхождения оригами и связь этого искусства с математикой.
  2. Выяснить, что наука математика интересная и творческая.  
  3. Научиться складывать фигурку оригами своими руками.
  4. Выполнить изделие в технике оригами.

1.4 Формулировка гипотезы

(На слайде фигурки, выполненные в технике оригами.)

Что вы видите на слайде? Что вы можете сказать о них?

Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса: «Можно ли узнать, что математика – интересная и творческая наука, если использовать оригами»

Записывает ответы учеников на доске.

Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта.

На слайде представлены фигурки, выполненные в технике оригами. Они состоят из геометрических фигур.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу.

Сформулирована гипотеза проекта: «Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения» или «Если делать фигуры оригами, то можно повысить интерес к математике»

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно об оригами? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности,   выбрать срок презентации и  форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Составлен план реализации  проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Оригами в математике».

2. Провести исследование связи математики и оригами  записать выводы.

3. Оформить результаты проекта(изделие «Лиса»).

4. Защитить и оценить проект.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет  список методов, объясняет  (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), наблюдение, ее анализ, обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.  

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: раздаточный материал.
  2. Для исследования взаимосвязи оригами и математики: бумага, ножницы.

3. Информационно-операционный  / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы об оригами  они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами оригами, записать сходства и различия.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое оригами?

2. Какие виды оригами бывают? Чем они похожи и чем отличаются?

3. Зачем нужно оригами?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на проведение исследования, с помощью демонстрации выполнения фигур в технике оригами, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опыта, наблюдения, фиксации результатов.

3. Помогает разделиться на группы.

4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на выполнения опыта: «Какие геометрические фигуры вы видите по мере выполнения работы?»

5. Помогает сформулировать и записать выводы.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают  выводы:

Опыт: Выполняют изделие в технике оригами. По ходу проведения опыта,  выявляют связь оригами с математикой, отмечают, повышается ли интерес к изучаемому предмету.

 

1. Определена цель исследования: «Посредством знакомства с искусством оригами узнать, что математика творческая и созидательная наука».

2 Поставлены задачи исследования:

- Изучить технику выполнения.

- Провести опыт.

- Сделать выводы.

- Определить, в чем польза выполнения работ в технике оригами.

3. Определена гипотеза: техника оригами доказывает, что математика – творческая наука.  

4. Определены методы исследования: наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- С помощью выполнения работ в технике оригами можно понять, что математика интересный и созидательный предмет.

- В изделиях, выполненных в технике оригами есть геометрические фигуры.

6. Общий вывод: выполнение работ в технике оригами осознать, что учить математику и заниматься ей –интересно и полезно. 

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица,  стикеры, схемы и т.д.).

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами.

2. Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Оригами — это искусство из Японии по созданию различных моделей цветов, предметов, животных, птиц методом определенного сгибания листа бумаги. Бытует мнение, что первые фигурки появились из техники драпировки ткани, необходимой при изготовлении японской одежды. С древних времен, ни одно поколение внесло свой вклад в данное искусство, передавая от поколения к поколению умения складывания листа бумаги в изящную фигурку, совершенствуясь с каждым годом и отбирая для потомков самые лучшие творения. Мы выяснили, что оригами напрямую связанно с математикой. Ведь чтобы создать любое изделие в технике оригами нужно знать геометрические фигуры. В свою очередь, данная техника повышает интерес к изучаемому предмету». 

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в оформлении изделия.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют изделие.

2. Готовятся к защите.

1. Изделие.

2. Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлено изделие.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.

Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Трудности в организации групповой проектной деятельности (из опыта работы)

Статья написана на основе личного опыта работы учителя по исследовательской и проектной деятельности. В ней упоминается важность этого вида деятельности для достижения положительных результатов в форм...

Выступление на региональном семинаре :«Организация внеурочной проектной деятельности в СКОШИ VIII вида»

Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Практика показала что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявлять себя и реа...

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

Дорожная карта по математике 2 класс . Тема: "Математика и оригами"...

Дорожная карта внеурочной проектной деятельности "Оригами и математика"

Дорожная карта внеурочной проектной деятельности "Оригами и математика"Продукт проекта: бумажное изделие "Лиса", выполненное в технике оригами...