Выступление на региональном семинаре :«Организация внеурочной проектной деятельности в СКОШИ VIII вида»
статья по теме

Суманева Вера Васильевна

Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. 

Практика показала что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявлять себя и реализовывать свои, пусть и ограниченные , возможности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_organizatsiya_vneurochnoy_proektonoy_deyatelnosti.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на региональном семинаре

«Коррекционно-развивающие задачи внеурочной деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении»

 Тема выступления:

«Организация внеурочной проектной деятельности в СКОШИ VIII вида»

Учитель начальных классов: Суманева В.В.

2015г.

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.                                                 Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. 

Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. В своих работах он не употребляет термин «проект», а пишет о педагогическом методе решения проблем. С начала 20 века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе [9].

Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».

Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции (учебно-познавательные, коммуникативные, информационные), выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте.

 Проектная деятельность относится к области детской самостоятельности, а значит, она личностно ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить», – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная деятельность развивает у школьников

общеучебные умения, навыки и одновременно решает коррекционные задачи:

1. Рефлексивные умения:

•  Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

•Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

•Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

•Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

5. Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

 Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

При организации проектной деятельности в классах необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности учеников.

Классификация проектов.

По доминирующей деятельности учащихся.

1) Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или

внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города. Составление памятки дежурного.

2) Исследовательский.

Он включает обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее

проверкой и обсуждением полученных результатов.

3) Информационный.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её пополнения и представления для широкой аудитории.

4) Творческий.

Предполагает максимально свободный подход к оформлению

результатов. Это могут быть и театрализация и произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

5) Экскурсионный.

Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсий. Итоги обсуждаются, дети пишут отзывы.

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. Любой проект – исследовательский, точно так же, как любой – творческий или информационный. Поэтому речь в этой классификации идет не о единственной, а о доминирующей деятельности участников проекта.

По продолжительности.

1) Мини-проект (один урок).

2) Краткосрочный (неделя, месяц).

3) Долгосрочный (четверть, полгода).

По организационной форме.

1) Индивидуальные (результат работы одного человека).

2) Групповые (работа в малых группах – выставки, сценки, макеты, игры).

3) Коллективные (концерт, праздник с общей подготовкой и репетицией).

Слайд 17:

Этапы работы методом проектов.

Роль учащихся меняется в работе над проектом. Ученик становится субъектом деятельности.

Работа над проектом предусматривает следующие этапы работы:

1-й – погружение в проект.

2-й – организация деятельности.

3-й – осуществление деятельности.

4-й – презентация результатов и рефлексия.

1-й этап – погружение в проект (учитель-учащийся)

Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема. Значимый проект для одного ребёнка может стать значимым для всего класса.

2-й этап – организация деятельности

Серьёзной задачей для учителя является само формирование проектной группы. Чтобы группа успешно справилась с работой, среди её участников должны быть распределены роли:

¬ генератор идей – тот, кто придумывает

¬ эрудит – тот, кто много знает

¬ критик – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет

Также должны быть лидеры и исполнители. И ещё, дети должны сотрудничать.

На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.

Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.

Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.

Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы.

Слайд 20:

3-й этап – осуществление деятельности

На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет- ресурсами, консультируются с учителями и специалистами по теме проекта, посещают библиотеки, архивы, музеи, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.

4-й этап – презентация результатов и рефлексия

Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Также ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.

Презентации проекта могут быть представлены в виде:

рисунка, книги, научного отчёта о проведённом эксперименте, макета, газет, коллекции,

гербария,- игры, наглядного пособия, сувенира-поделки, фотоальбома, экскурсии,

праздника.

Завершающим моментом работы над проектом является рефлексия. Для формирования умения самостоятельной работы необходимо учить детей анализировать свою деятельность с помощью шаблона.

Анализ (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает ребят для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Трудности при использовании проектной технологии:

 возрастает нагрузка на учителя;

 ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

 психологические коммуникативные проблемы;

 проблема субъективной оценки проекта.

В чём достоинства метода проектов?

Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. 

Совместная работа учеников, учителей и воспитателей.

1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.

3. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

Например: при выполнении проекта «Жилище человека от пещеры до небоскрёба» ученица 3 класса решила, что в будущем будет архитектором.

4. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Методические рекомендации по формированию проектной деятельности младших школьников.

• При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

• Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей.

• После выбора темы начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.

• Длительность выполнения проекта целесообразно ограничивать одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий.

• В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.

• При выполнении проектов дети могут работать группами.

• Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся, удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.

• В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.

• Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

• Помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.

• Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, который создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом.

Критерии успеха работы над проектом.

1) Достигнут конечный результат.

2) Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

3) Результат проекта может быть использован другими коллективами.

4) Информация о проекте широко распространена.

5) Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

6) Получено удовольствие от своей деятельности.

Теперь все, выше изложенное, хочу представить в виде примеров проектов.

  1. 1 класс: интеграция учебных предметов труда и окружающего мира, продукт проекта «Гербарий листьев».
  2. 2 класс: учебный предмет труд, продукт проекта «Технологическая карта выполнения аппликации», «Образцы тканей».
  3. 3 класс: интеграция учебных предметов труда и окружающего мира, продукт проекта «Выращивание зелёного лука (комнатного растения, рассады цветов)».
  4. 4 класс: интеграция учебных предметов математики и письма, продукт проекта «Помогатор» (памятки по изученному материалу).
  5. Творческие проекты по учебным предметам: стенгазеты на предметных неделях. В прошлом году мы с ребятами создали коллективную проектную работу в рамках недели математики, продуктом которой была стенгазета «Математический городок».

Уже в 4 классе начинаю  вовлекать детей в разработку, выполнение и презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Особенностью моей работы  над проектами  является тесное сотрудничество с родителями.

Использовались следующие источники:

1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.

circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html

4. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 3 класса СКОШ VIII вида

Урок - игра «Путешествие по планете Математика». Задачи :- закреплять табличное умножение чисел 2,3,4,5 в пред...

Рабочая программа по трудовому обучению. 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...

Духовно- нравственное развитие обучающихся СКОШИ VIII вида в рамках урочной деятельности.

laquo;Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и бесп...

Проектные задачи. Выступление на региональном семинаре.

  Данная проектная задача рассчитана на обучающихся 1 класса и проводится в течение одного урока (30-35 минут) в первом полугодии. Данная проектная задача связана с освоением учащимися пре...

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

Дорожная карта по математике 2 класс . Тема: "Математика и оригами"...

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

  Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использоват...