Конспект урока по математике "Площадь. Способы сравнения фигур по площади".
план-конспект урока по математике (3 класс)

Данный материал содержит конспект урока математики в 3 классе по теме: "Площадь. Способы сравнения фигур по площади. (Первый урок из шести по данной теме) " и технологическую карту урока по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_ploshchad_figur.zip187.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок разработала:

Самойлова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Степанцевская сош» Вязниковского района.

Предмет: Математика

УМК «Школа России», автор М.И. Моро

Класс: 3

Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади. (Первый урок из шести по данной теме)

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: включить учащихся в учебную деятельность, направленную на ознакомление с понятием площадь фигуры и способами сравнения фигур по площади.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучаемой теме;
  • создать условия для проявления мотивации к применению полученных знаний в практической деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные

  • включить учащихся в деятельность, направленную на осознание проблемы и поиск выхода из нее путем практического решения;
  • содействовать развитию умения формулировать тему и задачи урока;
  • способствовать развитию умения применять полученные знания о новом способе сравнения площади фигур в новых условиях;
  • обеспечить условия для осознания учащимися результата учебных действий и описания результатов действий, используя математическую терминологию;
  • способствовать формированию понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности, направленной на ознакомление с понятием площадь фигуры и способами сравнения фигур по площади.

Познавательные

  • создать условия для усвоения представлений о базовых межпредметных понятиях: величина, площадь;
  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы при знакомстве с новой величиной – площадь.

Коммуникативные

  • обеспечить условия для восприятия и обсуждения различных точек зрения и подходов к выполнению задания при  сравнении площадей различных фигур;
  • обеспечить условия для включения учащихся в работу в парах и группах, формирования умения распределять роли в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию уважительного ведения диалога с товарищами при работе в парах, группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • актуализировать знания учащихся по теме «Величины. Единицы измерения величин»;
  • создать условия для включения учащихся в деятельность по ознакомлению с новой величиной «площадь» и способами сравнения фигур по площади;
  • организовать деятельность учащихся по первичному проговариванию нового знания о величине «площадь» и способах сравнения фигур по площади;
  • способствовать использованию учащимися нового знания, способа действия в практической деятельности при сравнении фигур по площади;

Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды)

- компьютер, интерактивная доска,

-презентация в программе «Смарт»,

-карточки для игры «Суета»,

-лист самооценки каждого ученика

-карточки для групповой работы;

-конверты с набором геометрических фигур, лист белой бумаги;

-маркеры;

- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. – М.: «Просвещение», 2018г.

Конспект урока

1.  Организационно-мотивационный этап

- (На фоне музыки «Осень») Осень, каникулы, путешествия. Какие эмоции вызываю у вас эти слова? Какие впечатления остались о прошедших каникулах?  Кто из вас путешествовал?

- Сегодня на уроке мы тоже отправимся в необычное путешествие по стране Математика.

- А путешествовать лучше вместе с друзьями.

2. Актуализация

- Помощниками в нашем путешествии будут (имена детей, 4 чел.)

Игра «Суета». Командиры-помощники выбирают детей по карточкам и формируют группы.

- По какому признаку вы объединились в группы? (длина, время, масса, объем)  

- Как эти понятия назвать  одним словом? (величины)  

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? (величины)  

- Но вы уже знаете эти величины. Сделайте предположение о том, что нового можно узнать о величинах. (Разные предположения детей: познакомиться с новой величиной, ….)

3. Постановка учебной проблемы.

- Новый материал нам всегда приносит Знайка. А сегодня он прислал нам свои фотографии, которые сделал во время осеннего путешествия. Рассмотрите их. Вам знакомы эти места? Назовите.

(фото – Красная площадь в Москве, Соборная площадь во Владимире, Площадь Победы в Муроме)

- Чем они похожи? Какая площадь самая большая? Маленькая? Как вы это узнали? (мнения разделились)

- В чем ваше затруднение? (Мы не смогли сравнить площади.)

- Уточните тему  нашего урока? С какой новой величиной мы познакомимся на уроке? (площадь) Что надо научиться делать, чтобы сравнить площади представленные на фотографиях? (Сравнение площадей)

- Какова цель? (узнать, что такое площадь; как сравнить площади фигур)

- Определите учебные задачи урока. (будем учиться сравнивать площади фигур, будем учиться оценивать свою работу, будем учиться работать в группе, ….) – запись на доске.

4. Открытие нового знания.

1) Понятие «площадь». Работа в группе.

- Возьмите карточку №1 (зеленая). Установите соответствие между рисунком и высказыванием.

Площадь – это незастроенное большое и ровное место (в городе или селе).

?

Площадь – это помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией

Площадь – это большое, ровное место, пространство.

- Проверка с помощью документ-камеры.

- Рефлексия (Сравнить по образцу, поставить «плюс – минус»)

- К какому высказыванию вы не смогли выбрать рисунок? Догадайтесь, каким может быть рисунок? Ваши предложения.  

- Нарисуйте геометрическую фигуру, про которую можно сказать, что она имеет площадь.

- Взаимопроверка в группе.

- Сделаем вывод: В математике говорят: площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.

- Какую учебную задачу мы решили? (Узнали, что такое площадь.) – отметим это на доске.

- Какую еще учебную задачу мы поставили перед собой? (узнать, как сравнить площади фигур)

2) Сравнение фигур по площади

2.1. На  уроках технологии нам часто необходимо изготовить различные геометрические фигуры.

(На партах индивидуальные конверты с геометрическим материалом и лист белой бумаги.)

C:\Users\vipkro\Desktop\Рисунок6.jpg

- Необходимо подумать и проверить на изготовление, каких фигур хватит белого листа? Какими приёмами сравнения можно воспользоваться?

Работа с текстом. Чтение с остановками. (Если учащиеся не ответят на предыдущий вопрос)

- Возьмите карточку №2 (желтая). Поработайте самостоятельно с текстом и подготовьте ответ на вопрос: Какие способы сравнения фигур предлагает Знайка?

- Зафиксируйте эти способы с помощью маркера. Сравните выводы в группе. (на глаз, наложением)

- Хватит ли у вас листа белой бумаги, чтобы изготовить желтую фигуру? (используют способ сравнения на глаз)  

- синюю фигуру? (способ наложения)

- красную фигуру? (не могут решить задачу)

3). Поиск выхода из затруднения.

-  Где можно найти решение проблемы? (обращаются к учебнику)

а) Работа с тестом учебника. (с.56)

- Прочитай два последних абзаца.

- Каким способом предлагает воспользоваться Знайка? (разбить фигуры на квадраты)

- Построим план действий.

  • Разбить каждую фигуру на квадраты
  • Сосчитать количество квадратов в каждой фигуре
  • Сравнить число квадратов
  • Сделать вывод о том, площадь какой фигуры больше, меньше.

б) пробное действие (даны красные фигуры одинаковой формы и площади, но размеры мерки различные)

- Командиры  групп,  возьмите на моем столе фигуры, которые уже  разбиты на квадраты. Определите в группах площадь этих фигур.

- Озвучьте ваши результаты. Покажите свои фигуры. Какое противоречие возникло? (одинаковые фигуры, разное числовое значение площади.)

- В чём причина? (разные мерки)

- Что надо сделать? (договориться о единой мерке)

- Какие изменения следует внести в алгоритм наших действий? (разбить каждую фигуру на одинаковые квадраты.)

- Попробуем воспользоваться одинаковыми мерками. Работать будем в парах. Возьмите новую мерку (учитель выдает каждой группе одинаковые мерки) и измерьте ею площадь фигуры на цветной стороне листа, обводя мерку простым карандашом.

- Озвучьте результаты. Почему получили одинаковый ответ?

Вывод: при измерении площади фигур надо использовать одинаковые мерки.

5. Проговаривание нового знания.

- С какой новой величиной мы познакомились на уроке? (площадь)

- Какой новый способ сравнения площадей открыли? (разбить площадь на квадраты, посчитать и сравнить их количество)

- Какие мерки используем при измерении площади фигур?

- Можем ли мы теперь определить, хватит ли белого листа на изготовление фигуры красного цвета?

- Что для этого надо сделать? (Учитель проговаривает алгоритм действий. Учащиеся, действуя по алгоритму,  приходят к выводу о том, что из белого листа можно сделать красную фигуру)

6. Закрепление.

- Выполнить задание  на с.56. Сравни площади фигур. (фронтально)

- Задание №1 на с.57 (самостоятельная работа с последующей проверкой)

7. Итог урока.

- Назовите тему нашего урока. Какие цели мы ставили? Какие учебные задачи решали?

8. Рефлексия.

- Оценим свои успехи в изучении новой темы.

- Что вас сегодня удивило? Что вам удалось? Что осталось непонятным? Кто сам может воспользоваться новым способом сравнения площадей?

9. Домашнее задание.

- Пользуясь этим планом действий, выполни задание по выбору:

  • с. 57 (под чертой) – сравни площади фигур.
  • Построй свои фигуры и сравни их площади.

- Реши примеры на табличное умножение и деление №2 с.57, эти умения  помогут нам при изучении темы следующего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Математика. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. (Стр.50 - 51)

3 класс. Математика.  Площадь. Способы сравнения фигур по площади.  (Стр.50 - 51) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

Проект урока. Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

Предмет Математика Класс 3 УМК  "Школа России" Тема: Табличное умножение и деление 56 ч. Урок № 33 Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Урок соответствует ФГОС НОО...

Конспект урока по математике. Тема: «Площадь. Способы сравнения фигур по площади» (УМК "Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление о площади фигур, учить сравнивать площади фигур тремя способами.Планируемые результатыПредметные:– иметь представление о понятиях "площ...

Технологическая карта урока математики "Площадь. Способы сравнения фигур по площади" 3 класс

Технологическая карта рука с оздана с использованием материала с сайта РЭШ (Российская электронная школа)...