Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления"
рабочая программа по математике (4 класс)

Адаптированная индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для учащегося 4 а класса надомного обучения (ФИО) представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель  МО

_______    /Л.В.Полякова/

Протокол  №  _____

от «___»  __________2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ "СОШ п. Пробуждение "

_________   /И.Н.Куличкова/

«___»  _______________2019 г.

«Утверждаю»

Директор  МОУ

"СОШ п. Пробуждение "

__________   /Ю.Г.Кузнецова/

Приказ  №  _____  

от  «___»  ___________  2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по учебному предмету

«Математические представления»

для учащегося 4 а  класса

Яненко Ивана

на 2020 - 2021 учебный год

                                       

                                                                       Составитель:

                                                                Головко Оксана Николаевна,

                                                                учитель начальных классов

                                                                высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Адаптированная индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для учащегося 4 а класса надомного обучения Яненко Ивана представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

и следующих  нормативно -  правовых документов: 

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью»;
  • Образовательная программа МОУ «СОШ п. Пробуждение».

Индивидуальная рабочая программа составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого Яненко Ивана.

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

- формировать  элементарные математические представления о форме, величине, цвете;

-формировать представления о количестве, числе, цифре;

-формировать пространственные, временные представления;

-формировать способность пользоваться математическими знаниями необходимыми для решения соответствующих возрасту житейских задач;

      -развивать познавательную деятельность средствами математики с учетом индивидуальных возможностей;

     - учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками - определять время по часам

 - учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах - решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц,

- создание условий для возникновения речевой активности и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

-формирование учебной мотивации и интереса к уроку.

Программный материал включает следующие разделы:

«Количественные представления»

«Представления о форме»

«Представления о величине»

«Пространственные представления»

«Временные представления»

Место предмета в учебном плане 

Учебный предмет «Математические представления» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы и входит в образовательную область, является частью учебного плана.

Количество часов: в неделю -2 ч, в год - 68 ч. (для обучающихся на дому).

Возможные планируемые результаты:

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • освоение доступной социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

Пространственные представления:

  • умение ориентироваться в схеме тела (правая, левая рука, нога), в пространстве, на плоскости (на листе бумаги).
  • умение ориентироваться в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.
  • умение определять отношения порядка следования: первый, последний,

крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определять,

  • месторасположения предметов в ряду.

Представления о величине:

  • умение различать и сравнивать предметы по величине.
  • умение измерять с помощью мерки (линейки).

Представление о форме:

  • умение различать и сравнивать предметы по форме.
  • умение построить фигуру по точкам с применением линейки.

Временные представления:

  • умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.

Количественные представления:

  • умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
  • умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  • умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
  • умение обозначать арифметические действия знаками.
  • умение решать задачи простые задачи.
  • умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

Учебно-тематический план

I

Темы разделов

Количество часов

1.

Количественные представления.

28 ч

2.

Представление о величине.

10 ч

3.

Представление о форме.

10ч

4.

Пространственные представления.

11 ч

5.

Временные представления.

9 ч

Всего

68 ч

Содержание учебного предмета «Математические представления»

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

 Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Знание отрезка числового ряда 1-10. Определение места числа в числовом ряду. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Счет в прямой (обратной) последовательности.

 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 10.

Представления о величине

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.

Представление о форме

Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

Пространственные представления

Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Различение времен года. Узнавание, различение месяцев. Знание порядка следования сезонов в году. Сравнение людей по возрасту.

         

Коррекционная направленность:

Через формирование учебных навыков корректировать недостатки внимания, памяти, мелкой моторики рук, развитие зрительно-слухового внимания, ориентировочных реакций, понимания элементарных инструкций.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, рассматривание картин.

 А также используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образу, по словесной инструкции;

- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;

- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

 Формирование математических знаний ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить ребенку радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. Выбор методов и приемов обучения на каждом занятии зависит от новизны изучаемого материала.

Календарно-тематический план

по предмету «Математические представления»

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

урока

Наименование тем  уроков

          Дата проведения

по плану

корректировка

1 триместр

1.

Первый десяток. Повторение. Счёт предметов.

02.09

уч.с.6 №10

2.

Числовой ряд. Последующее и предыдущее числа.

07.09

с.8 №20 (3). 21(3)

3.

Повторение состава чисел в пределах 10. Состав числа 5 из двух слагаемых..

09.09

с.9 №25

4.

Состав числа 6 из двух слагаемых. Понятие: «поровну», «столько же».

14.09

с. 12 №37

5.

Состав числа 7 из двух слагаемых.

16.09

с. 13 №41

6.

Состав числа 8 из двух слагаемых. Присчитывание и отсчитывание по 2.

21.09

с. 14 №47

7.

Состав числа 9 из двух слагаемых. Присчитывание и отсчитывание по 3.

23.09

с.16 №54

8.

Состав числа 10 из двух слагаемых..

28.09

с. 18 №61

9.

Образование числа 0.

30.09

с.19 №67

10.

Контрольная работа:  «Числа первого десятка».

05.10

11.

Работа над ошибками. Сравнение и сопоставление чисел в пределах 10.

07.10

с.22 №12

12.

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

12.10

с.23 №18

13.

Решение задач по рисунку и краткой записи.

14.10

с.24 №24

14.

Сравнение чисел.

19.10

с.25 №1

15.

 Сравнение отрезков по длине. Черчение отрезков разной длины.

21.10

с.26 №5

16.

Преобразование 10 единиц в 1 десяток и 1 десятка в 10 единиц.

09.11

индивидуальная карточка

17.

Контрольная работа

 « Сложение и вычитание в пределах 10».

11.11

18.

Работа над ошибками. Нумерация второго десятка.

Числа 11, 12, 13

16.11

с.31 №14

19.

Числовой ряд от 1 до 13. Сравнение чисел.

18.11

с.34 №25, с. 35 №26

20.

Числа: 14,15,16. Предшествующее и предыдущее числа.

23.11

с.36 №34

21.

Решение задач с краткой записью.

25.11

с.38 №40

22.

Состав чисел 14,15,16. Сравнение чисел.

30.11

с.39 №46

2 триместр

23.

Числа 17, 18, 19.

02.12

индивидуальная карточка

24.

Разложение двузначного числа на десятки и единицы.

07.12

с.44 № 68

25.

Сравнение чисел в пределах 19.

09.12

с. 46 №79

26.

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

14.12

с.46 №81

27.

Число 20. Числовой ряд от 1 до 20.

16.12

индивидуальная карточка

28.

Однозначные и двузначные числа.

21.12

с.50 №101

29.

Сложение десятка и единиц и соответствующие случаи вычитания.

23.12

с.52 №110,114

30.

Мера длины – дециметр. Обозначение: 1 дм, 1дм=10 см

25.12

с. 54 №121

31.

Контрольная работа по теме «Решение примеров и задач в пределах 20»

26.12

с.58-59 №6, 10

32.

Работа над ошибками. Мера длины – дециметр. Закрепление.

11.01

с.62-63 №9, 10

33.

Увеличение числа на несколько единиц. Понятие «больше на».

13.01

с. 65 № 16

34.

Простые арифметические задачи на увеличение числа.

18.01

с. 66 №17

35.

Решение примеров и задач на увеличение числа.

20.01

с. 70 № 9

36.

Уменьшение числа  на несколько единиц. Понятие «меньше на»

25.01

с.71 №13

37.

Простые арифметические задачи на уменьшение числа.

27.01

с.73 № 20

38.

Решение примеров и задач на уменьшение числа на несколько единиц.

01.02

с. 75 № 28

39.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

03.02

с.77 № 38

40.

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

08.02

индивидуальная карточка

41.

Преобразование чисел при измерении одной, двумя единицами длины. Луч.

10.02

42.

Контрольная работа по теме «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц».

15.02

с. 81 № 4

43.

Название компонентов и результатов сложения.

17.02

с.83 №10

44.

Сложение двузначного числа с однозначным. Сравнение пар примеров вида: 5+3, 15+3

17.02

с. 85 № 18, 20

45.

Переместительное свойство сложения. Сравнение именованных чисел.

22.02

с. 88 №10

46.

Вычитание однозначного числа из двузначного. Название компонентов и результатов вычитания

24.02

с. 90 № 20

3 триместр

47.

Сравнение пар примеров вида: 6-3, 16-3

01.03

с.92 № 16

48.

Получение суммы 20, вычитание из 20.

03.03

с. 95 №26

49.

Сравнение чисел в пределах 20. Самостоятельная работа по теме «Действия в пределах 20»

10.03

с. 97 № 5

50.

Вычитание двузначного числа из двузначного.

15.03

с.98 №10

51.

Вычитание в пределах 20.

17.03

с. 100 № 15

52.

Вычитание двузначных чисел из 20.

22.03

карточка

53.

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

05.04

с. 101 № 21

54.

Сложение чисел с числом 0. Число 0 как компонент сложения.

07.04

с.104 №33

55.

Сложение и вычитание чисел,

полученных при измерении одной мерой длины.

12.04

с.108 № 16

56.

Угол. Решение примеров и задач.

14.04

с. 110 № 7

57.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода».

19.04

58.

Сложение и вычитание чисел,

полученных при измерении. Работа над ошибками.

21.04

с.111 № 6

59.

Решение задач и примеров с мерами длины.

23.04

с. 115 № 25

60.

Мера массы – килограмм.

26.04

с. 117 № 34

61.

Мера ёмкости – литр.

28.04

с.120 № 48

62.

Меры времени: сутки, неделя.

03.05

с. 120 № 50

63.

Неделя – семь суток. Порядок дней недели

05.05

с.122 № 9

64.

Мера времени – час. Обозначение: ч.

10.05

с.123 № 14

65.

Определение времени по часам с точностью до 1 часа.

17.05

с.126 № 23

66.

Определение времени по часам с точностью до 1 часа. Закрепление.

19.05

индивидуальная карточка

67.

Закрепление изученного материала.

21.05

68.

Повторение  изученного материала.

24.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. АООП для детей с нарушением интеллекта
  2. Математика. 3 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.
  3. С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015.
  4. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями  в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Математические представления»:

  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
  • наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
  • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
  • пазлы вкладыши;

мозаики;

касса цифр

  •  игрушки разных размеров;
  •  шнуровки;
  • пирамидки разные по величине, высоте;

-пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
  • цветные карандаши;
  • листы бумаги;
  • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
  • карточки с цифрами;
  • презентации по темам;
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
  • Счетный материал (палочки, фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цифры, линейки, веер цифр, карточки
  •  цифры, бабочки, самолеты, круги, елочки, белочки, яблоки, апельсины; игрушки: зайчки-10 шт, грибочки – 6шт., мышки -10 шт., муляжи-фрукты)
  • Дидактические игры «Форма», «Цвет», «Свойства», «Учимся считать», «Почтовый ящик», «Сложи цифру». Вкладыши объемные: «Геометрические фигуры», «Цветные колечки», «Резиновые кубики с цифрами», «Мозаика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО  первого года обучения...

Рабочая программа по учебному предмету ""Математика (математические представления и конструирование)"" для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление», 1 класс (СИПР)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление» для индивидуального обучения на дому учащейся  1 класса  (СИПР)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год

Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного об...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»

Главной целью математики служит:- повышение уровня общего развития обучающихся;- подготовка к овладению доступными профессионально - трудовыми навыками;- социальная адаптация и реабилитация.Обучение м...