Конспект урока по математике на тему «Письменное умножение на двузначное число»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Мазяркина Елена Владимировна

Коспект  урока по математике 4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematika.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мазяркина Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №9» г. о. Саранск

Предмет: Математика

Класс: 4 «В» класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Письменное умножение на двузначное число»

Цель урока: создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа; формирование универсальных учебных действий.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

- Познакомить с алгоритмом письменного умножения на двузначное число;

- Умение письменно умножать на двузначное число;

- Решение задачи изученных видов.

Личностные:

- ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания;

- способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

Метапредметные:

- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  

- способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД)

- способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

- способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)

Оборудование к уроку: учебник «Математика» 4 класс 2 часть  М. М. Моро.

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

  1. Организационный момент

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной

- Громко прозвенел звонок.

     Начинается урок.

     Наши ушки – на макушке,

     Глазки широко открыты.

     Слушаем, запоминаем,

     Ни минуты не теряем.

- Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

  1. Актуализация опорных знаний

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового способа действия.

- А сейчас проверим насколько вы внимательные. Проведём математический диктант.

- Отступите вниз две клеточки, поставьте точку, где начнёте писать. Слушайте внимательно, повторяю два раза.

- Записывайте только ответ через запятую:

1. 320 уменьшить в 8 раз. (40)

2. Найдите произведение чисел 50 и 5. (250)

3. Произведение чисел 900 и 9?(8100)

4. Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400)

5. Найдите частное чисел 720 и 9.(80)

6. Делимое 450, делитель 5. Найдите частное. (90)

7. Найдите разность чисел 500 и 492. (8)

8. Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)

9. 70 увеличить в 8 раз. (560)

- Поменяйтесь с соседом тетрадями. А теперь проверьте записи с доски.

- Кто не допустил не одной ошибки, поднимите руки.

- Молодцы, поставьте на полях +, если допустили хоть одну ошибку –.

- Давайте решим примеры.

100 • 275 =27500               35 • 7=245          

240 • 30= 7200                   46 • 73=3358      

(Возникает проблема при решении последнего примера 46• 73 =)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Умение корректировать свои действия на основе его оценки (регулятивные УУД)

Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

(познавательные УУД)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы темы урока, построению плана достижения цели.

  •  В чем трудность, почему не решили пример? (Не решали такие примеры, не получается решить тем способом, который нам знаком.)
  •  Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше? (Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце)
  • Итак, какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число)
  • Сформулируйте тему урока? (Умножение на двузначное число)

Открываем учебник на с.44

- Посмотрите, верно ли мы определили тему урока? (да)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке; определять и формулировать цель с помощью учителя (регулятивные УУД)

  1. Изучение нового материала

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме алгоритма письменного умножения на двузначное число

- Возвращаемся к нашему примеру. Какие у вас есть предложения по решению проблемы?

46•73=

- Как же быть, пример необходимо решить. Какие еще способы нам знакомы? (Нужно представить одно из чисел в виде суммы разрядных слагаемых, а потом умножать. Сначала первый множитель умножим на двузначное число, затем второй, а потом полученные результаты сложим.)

- Какое свойство умножения мы при этом будем использовать? (Умножение числа на сумму. Распределительное.)

- Хорошо! А теперь давайте подумаем, поможет ли этот способ умножения в других подобных примерах? Повторите еще раз последовательность операций.

Проговаривают алгоритм действий:

Множитель 73 представим в виде суммы разрядных слагаемых

Умножим число 46 на70.

Умножим число 46 на3.

Полученные результаты сложим

46•73= 46• (70+3)=46 • 70+46 • 3=3220+138=3358

- Посмотрите, какой длинный путь пришлось проделать, чтобы найти значение выражения.

- Подумайте и скажите, может, есть запись выполнения решения короче? (Можно попробовать записать в столбик)

- Совершенно верно, вычисление можно записать короче, в столбик.

- Зная письменное умножение на однозначное число, составьте алгоритм умножения на двузначное число 34 • 23=782

Вывешиваю на доску алгоритм:

1. Запиши пример.

2. Умножу первый множитель на число единиц;

3.Получу первое неполное произведение;

4.Умножу первый множитель на число десятков;

5.Получу второе неполное произведение;

6.Начну подписывать второе неполное произведение под числом десятков;

7.Сложу неполные произведения;

8.Читаю ответ.

- А сейчас немного отдохнём.

Познакомить с алгоритмом письменного умножения на двузначное число

Умение работать по коллективно составленному плану (регулятивные УУД)

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

  1. Физкультминутка

Цель. Предупреждение переутомления, восстановление умственной работоспособности

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты)

Создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

  1. Закрепление изученного материала

Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом.

1. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 44, рассмотрите запись в столбик.

- С сегодняшнего дня мы будем пользоваться записью умножения на двузначное число в столбик.

- Давайте подведем первые итоги: как же умножать в столбик на двузначное число. (Чтобы умножить многозначное число на двузначное, нужно умножить это число сначала на единицы, а затем на десятки и полученные произведения сложить)

с.44 № 156 Объясни по данным записям. Как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Решение с комментированием.

С.44 №157 Примеры с комментированием у доски.

1) 42*27. Записываю пример. 42 умножаю на 7, получаю первое неполное произведение 294, записываю его. Умножаю 42 на 2, получаю второе неполное произведение 84, записываю его под десятками. Складываю произведения, получаю 1134.

2) 89*41. Записываю пример. 89 умножаю на 1, получаю первое неполное произведение 89, записываю его. Умножаю 89 на 4, получаю второе неполное произведение 356, записываю его под десятками. Складываю произведения, получаю 3649.

3) 75*34. Записываю пример. 75 умножаю на 4, получаю первое неполное произведение 300, записываю его. Умножаю 75 на 3, получаю второе неполное произведение 225, записываю его под десятками. Складываю произведения, получаю 2550.

4) 93*46. Записываю пример. 93 умножаю на 6, получаю первое неполное произведение 558, записываю его. Умножаю 93 на 4, получаю второе неполное произведение 372, записываю его под десятками. Складываю произведения, получаю 4278.

2. Самостоятельная работа.

- Ребята, это задание выполняем в парах. Посмотрите на доску. У меня рассыпалось слово. Его нужно собрать. Для этого мы должны решить примеры.

- Решите три числовых выражения.

Проверка.

- Полученные значения произведения поставьте по возрастанию, и вы узнаете какой вид работы мы будем выполнять следующим. 1368 - ЗА, 884 – ДА, 828 – ЧА. (Это слово ЗАДАЧА)

3. Работа по учебнику. Решение задачи №158.

К условию задачи делаем чертеж.

Решают самостоятельно. Один учащийся решает на закрытой доске, а потом производят проверку.

1) 270 : 10 = 27 (км/мин) скорость удаления самолётов

2) 27 – 15 = 12 (км/мин).

Ответ: 12 км/мин скорость второго самолёта.

4. Самостоятельная работа

- Ребята, кот Матроскин тоже учится решать примеры. Он хочет похвалиться, что научился решать их быстрее вас. Проверьте его решение. Для этого разделитесь на группы и найдите ошибки в его решении.

Умение письменно умножать на двузначное число

Решение задачи изученных видов.

Умение письменно умножать на двузначное число

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)

  1. Рефлексия

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

 - Какая тема сегодняшнего урока? (Умножение на двузначное число)

- Какую цель мы ставили? (Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число)

- Достигли мы цели? (Да)

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

Учащиеся рассказывают о своих достижениях и отмечают трудности, возникавшие в ходе работы на уроке.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД)

  1. Домашнее задание

Цель. Провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

С. 44, № 159

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Ребята, есть что-то, что вам не совсем понятно?

- Спасибо всем. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме « Письменное деление на двузначное число (закрепление)» 4 класс.

Цель урока: закрепление умения выполнять деление на двузначное число;Задачи: Образовательные :  - совершенствовать вычислительные навыки;-  закрепить умение решать задачи на движе...

Конспект урока по математике на тему:"Письменное умножение на двузначное число" 4 класс Школа России

Конспект урока по математике на тему:"Письменное умножение на двузначное число" 4 класс  Школа России...

Конспект урока по математики на тему " Письменное умножение на двухзначное число" 4 класс

Конспект урока по математики на тему " Письменное кмножение на двухзначное число" 4 класс...

Конспект урока по математике на тему «Письменное деление на двузначное число», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное, где в записи частного есть нули; закрепление умений пользоваться алгоритмом письменного деления на ...

Конспект урока по математике на тему «Письменное деление на двузначное число. Закрепление», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное, где в записи частного есть нули; развитие умений пользоваться алгоритмом письменного деления на дву...

Конспект урока по математике на тему: "Письменное деление на двузначное число с остатком "

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Письменное деление на двузначное число с остатком » Цели деятельности учителя: ознакомление с письменным приемом деления трехзначного числа на...

Технологическая карта урока математики по теме «Письменное умножение на двузначное число. Закрепление» - 4 класс

Тип урока: урок методологической направленностиЦель урока: закрепление полученного навыка работы с приёмом письменного умножения на двузначное число.Задачи урока:Дидактические:1....