Конспект урока математики «Письменное деление с остатком на трехзначное число» (4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Куплевацкая Валерия Валерьевна

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления многозначного числа на трехзначное, когда в частном получается остаток и совершенствования навыка решения текстовых задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать алгоритм деления на трехзначное число;
  • уметь выполнять деление на трехзначное число;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Математика»: 4 класс, 2 часть, М. И. Моро, М. А. Бантова, учебная презентация, раздаточный материал.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_na_trehznachnoe_chislo_s_ostatkom.docx470.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                        ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.

Школа: Лебединский филиал                                                                                        ФИ студента: Куплевацкая В.        

Класс:4                                                                                                                ФИО методиста: Серебренникова С.В.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: «Письменное деление с остатком на трехзначное число»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления многозначного числа на трехзначное, когда в частном получается остаток и совершенствования навыка решения текстовых задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать алгоритм деления на трехзначное число;
  • уметь выполнять деление на трехзначное число;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Математика»: 4 класс, 2 часть, М. И. Моро, М. А. Бантова, учебная презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2021 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок

На планеты посмотри,

Ничего не упусти.

Назовите космические тела, которые вы знаете.

Как называется ближайшая к Земле звезда?

(приветствуют учителя)

-Планеты, звезды, астероиды, кометы.

-Солнце.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Практический – проверка домашнего задания)

(Практический – арифметический диктант)

5 минут

(проверка домашнего задания)

№284

№287

Задание: выскажите как можно больше утверждений, связанных с датой сегодняшнего дня, числом «18»

-Изучением космического пространства занимаются космонавты. Живя на орбитальных станциях, они наблюдают за поверхностью Земли и за другими планетами, проводят эксперименты в открытом космосе. Космонавт – это очень интересная и увлекательная профессия, требующая многочисленных физических и умственных тренировок.

Посмотрите на слайд:

Делимое

Делитель

Значение частного

Остаток

678

135

2042

255

513

412

913

152

6

1

-Что необычного в этой таблице вы заметили?

(проверяют домашнее задание)

-Это произведение чисел 6 и 3, сумма чисел 10 и 8, 15 и 5, 16 и 2, разность чисел 24 и 6, если справа приписать 0, то число 18 увеличится в 10 раз, это день моего рождения и т.д.

-В этой таблице имеется столбец «Остаток», значит, при делении этих чисел на трехзначные, будет получатся остаток.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

3-4 минуты

-Догадайтесь, какая у нас сегодня тема урока?

Какие цели поставим себе на урок?

-узнать…
-научиться…
-поупражняться…

-Повернитесь друг к другу и пожелайте соседу успеха на уроке.

-Деление многозначного числа на трехзначное с остатком.

(формулируют цели на урок)

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа)

10-12 минут

Ребята, вспомните, какое требование всегда предъявляется к остатку?

Молодцы, не забывайте это правило.

Задача 1.После прилета на Землю космонавты дают интервью для журналистов. Для такой вот пресс-конференции были сшиты 8 одинаковых пальто и несколько одинаковых костюмов. Было израсходовано всего 61 м материи. На каждое пальто расходовали по 3 м 25 см материи, а на каждый костюм – на 25 см больше, чем на пальто. Сколько костюмов сшили для космонавтов?

Что известно по условию задачи?

Что требуется определить?

Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

Составим краткую запись:

Решите задачу самостоятельно.

1) 61м - 3м 25см *8 м = 35 м на 8 пальто

2)3 м 25 см +25 см =3 м 50 см на 1 костюм

3)3500/350= 10 костюмов сшили.

Задача 2. На пресс-конференции космонавты рассказали о том, что в Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом - это Сатурн. Если мы найдем закономерность, то узнаем очень интересный факт о кольце.

1966 1981 1996 2011

Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер.

Вычислите, в каком году в очередной раз исчезнет кольцо.

-Остаток всегда должен быть меньше делителя.

-Было сшито 8 пальто, на каждое пальто израсходовали 3 м 25 см материи. На каждый костюм израсходовали на 25 см больше материи, чем на каждое пальто. Всего израсходовали 61 м материи.

-Сколько костюмов сшили.

-Нет, потому что мы не знаем, сколько израсходовали ткани на каждый костюм.

(решают задачу самостоятельно в тетради)

- Каждое последующее число на 15 больше предыдущего.

-В 2029 году.

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ.

Л: синтез.

V. Первичное закрепление во внешней речи 

(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа)

5-6 минут

Кольцо Сатурна состоит из многочисленных метеоритов и ледяных глыб. Один такой метеорит 16 февраля упал на нашу планету, на территорию Российской федерации Челябинскую обл. При падении он раскололся на множество осколков. Для их поиска из г.Челябинска одновременно в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость одного из них 65 км/ч, а другого – на 6 км/ч больше. Сколько километров будет между ними через 3 часа?

Что известно по задаче?

Какого вида задача? Что нужно узнать в первую очередь?

Как определим скорость второй машины?

Что значит 3 часа?

Сможем узнать расстояние между автомобилями?

Какая из этих чертежей подойдет для решения нашей задачи?

https://fs00.infourok.ru/images/doc/222/17616/2/img6.jpg

Решите задачу самостоятельно. Один ученик работает у доски.

1) 65+6=71 (км/ч) скорость второй машины

2) 65*3=195 (км) проехал первый автомобиль за 3 часа

3) 71*3 = 213 (км) проехал второй автомобиль за 3 часа

4) 195+213=408 (км) будет через три часа между автомобилями

Ответ: 408 километров

Проверим ваше решение и решение вашего одноклассника.

Как еще можно было записать решение задачи?

Кто может выполнить запись у доски?

-Известно, что скорость первого автомобиля 65 км/ч, а другого – на 6 км/ч больше.

-Задача на движение в противоположных направлениях. Нужно узнать, с какой скоростью двигается второй автомобиль.

-К 65 прибавим 6.

-Время, за которое автомобили удалились друг от друга.

-Сможем, если найдем сначала скорость второй машины.

-Второй.

(работают самостоятельно в тетрадях и у доски)

(выполняют самопроверку и взаимопроверку)

-Можно было выполнить запись выражением.

(выполняют запись у доски)

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, фронтальная работа)

5-6 минут

Нам надо получить данные еще о некоторых планетах, разделимся для этого на группы, ребята у которых красные карточки – предоставят нам информацию о красной планете, Марсе. (сильным учащимся)

Команда работающая по коричневым карточкам , расскажут нам о царе планет Юпитере.(средний уровень).

О ближайшей к Солнцу планете – Меркурии, мы узнаем благодаря команде работающей по желтым корточкам. (низкий уровень)

Красные карточки.

1)Продолжительность года на Марсе, узнаете решив уравнение: 6240: 3 + Х = 2767

2) Вычислите во сколько раз Марс меньше Земли: 8643: (111-68)-194

Коричневые карточки.

1). Реши уравнение и ты узнаешь во сколько раз Юпитер больше Земли: 675+х= 795

2)Найди значение выражения, чтобы узнать, скольким земным годам равен год Юпитера: 7176:46- 72*2

Желтые карточки.

1) Чтобы, узнать сколько земных суток составляет год на Меркурии, реши уравнение: 600-х=512

2) Узнай во сколько раз по объему Земля больше Меркурия: (220-20):100*10

Проверим вашу работу, сверяясь со слайдом. Если все верно – поставьте на карточке «5», если имеется одна ошибка «4».

Оцените каждого участника группы и выставите каждому отметку.

(выполняют работу самостоятельно на карточках)

П:структурирование знаний;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа)

5 минут

Выполним тест, подпишите листочки. Отметьте только букву ответа.

1.Не выполняя деления, определи количество цифр в частном: 3968:124

А)2 б) 3 В) 1 Г)4

2. Выполни деление: 6472:809

А)9 Б)8 Г) 81 Д)93

3. Отметь правильное решение задачи: Самолет пролетел 1890 км со скоростью 378 км/ч. Сколько времени он был в пути?

А)1890+378=2268(ч)

Б)1890-378=1612(ч)

В)1890х378=714420(ч)

Г)1890:378=5(ч)

4. Отметь правильный ответ: Площадь прямоугольника 536кв.м, длина 134м. Найдите ширину прямоугольника.

А)13 Б)4 В)7 Г)9

Сдайте листочки, пожалуйста.

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, вспомните, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель на урок мы ставили? Достигли ли цели?

Какое требование предъявляется к остатку?

Предлагаю вам закончить данные фразы:

-На уроке сегодня я…

-Для меня эта тема…

-Мне кажется, что…

-Мне было трудно…

Спасибо вам за урок, до свидания.

-«Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное»

(высказывают мнение)

-Остаток всегда должен быть меньше делителя.

(проводят самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. Тема: «Деление на двузначное и трехзначное число.»

Урок закрепления деления на двузначное и трехзначное число....

Конспект урока математики "Проверка деления с остатком" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков деления с остатком; формирование навыков соблюдения порядка выполнения действий со скобками и без скобок; формирование умения решать пройденные зад...

Технологическая карта урока. Тема: письменное деление многозначных чисел на трехзначное число 4 класс Школа России.

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 4Тема: письменное деление многозначных чисел на трехзначное числоЦель: развитие культуры вычислений младших школьников.Задачи: 1. Образовательная:п...

Конспект урока математики "Письменное деление с остатком на двузначное число" (4 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование умения выполнять деление на двузначное число с остатком; совершенствовать вычислительные навыкиПланируемые результатыПредметные:-знать алгоритм деления в столби...

Конспект урока математики "Письменное деление на трехзначное число" (4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с письменным приёмом деления на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыкиПланируемые результатыПредметные:-знать письменные приёмы деления на трех...