Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Измеряем отрезки"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Малова Ирина Владимировна

В данном материале дана технологическая карта урока математики в 1 классе по УМК "Планета знаний " в соответстии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Класс: 1 (УМК «Планета знаний»)

Тема урока: Измеряем отрезки

Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Деятельностная цель урока: способствовать формированию умений строить отрезки и измерять их длину с помощью линейки.

Содержательная цель урока: создать условия для знакомства с единицей измерения длины «сантиметром».

Задачи

Планируемые результаты

Познакомить с единицей измерения длины «сантиметр»;

составить правило измерения отрезков.

получит возможность:

познакомятся с названием измерения длины (сантиметр);

должны научиться измерять длину заданного отрезка в сантиметрах, чертить с помощью линейки отрезок заданной длины.

Прививать интерес к познавательной деятельности; создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей;    осуществлять рефлексию своей деятельности.

Формировать умение работать в паре (уметь слушать собеседника и вести диалог).

Технологии: проблемное обучение, технологии личностно-ориентированного, проблемного обучения; педагогики сотрудничества)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная

Оборудование: М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Математика. Учебник, 1 часть. – Дрофа, 2017.;  М.Г.Нефёдова. Рабочая тетрадь №1  к учебнику М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой «Математика».- Астрель: Москва, 2020;  проектор, листы  с изображением геометрических фигур, мерка 10 см, конверты: изображение отрезка длиной 6см, мерка 2 см, мерка 3 см , карточки «САНТИМЕТР», «СМ», карточка для самостоятельной работы.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап

Эмоциональный настрой на работу.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Проверка готовности рабочего места

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

 Организует работу в парах.

- На ваших партах лежат листочки. Что на них изображено?

- Подумайте, на какие группы можно разделить эти фигуры? Возьмите карандаш и разделите фигуры на группы.

- Проверим.

(открывает Слайд, на которой изображены те же самые геометрические фигуры.)

- Покажите, какие группы у вас получились.

(Один ученик показывает у доски)

-Почему ты так разделил? По какому признаку?

Вступают в учебный диалог

 Классифицируют фигуры по разным признакам

Объясняют выбор основания для классификации

 - В одной группе линии, а в другой – отрезки. У линии нет начала и нет конца, а отрезок – это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон.

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

 

 - Давайте сравним отрезки по длине (рассматриваем отрезки на слайде). Как вы думаете, какой отрезок длиннее?

(Визуально отрезки сравнить сложно)

- Как определить какой отрезок длиннее?

(Разные варианты ответов: можно приложить веревочку или книжкой, карандашом, ручкой  и т.д.)

-То есть необходима мерка.

 - У меня есть мерка. Как с её помощью измерить отрезок?

Рассказывает и показывает, как с помощью мерки определить длину отрезка. 

(на доске начерчен отрезок, с помощью мерки 10 см. показывает, как измерить отрезок с помощью мерки): приложить мерку к началу отрезка, поставить метку карандашом, передвинуть мерку к метке, поставить следующую. Посмотреть, сколько раз помещается мерка в отрезке.

Организует  формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи.

- Что мы сейчас пытались сделать?

 -Кто попробует сформулировать тему урока?

(Тема урока – Измерение отрезков)

 - Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке?

Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки.

Сравнивают отрезки по длине визуально.

Строит речевое высказывание, слушает других

Проговаривают последовательность действий по измерению отрезков меркой

 - Пытались измерить отрезок.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Узнать, как измерить длину отрезка.  

- Научиться измерять и сравнивать длину отрезков

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.

Физкультурно-оздоровительная пауза

- У каждого из вас на парте лежит конверт. В нем изображение отрезка и мерка. Достаньте все из конверта. Измерьте длину отрезка при помощи мерки.

- Поменяйтесь с соседом по парте мерками. Еще раз измерьте отрезок. Что заметили?

-Почему получились разные результаты измерений?

-Как сделать так, чтобы результаты были одинаковые у вас и у соседа?

-Правильно. Существует мерка, которая является общей для всех измерений, она принята во всем мире.

 - Измерить длину отрезка можно с помощью инструмента.

Отгадайте загадку:

Кто я, если прямота –

Главная моя черта? (линейка)

-Возьмите в руки линейку. Рассмотрите, что на ней за цифры и деления? (Слайд с изображением линейки)

- Где сейчас мы можем увидеть эту единую мерку? (На линейке)

-Вы правы. Посмотрите на линейку.

- 0 - начало отсчета, расстояние между цифрами одинаковое, равное одному сантиметру.

(карточка САНТИМЕТР вывешивается на доску)

Эту единицу длины принято сокращенно обозначать СМ (карточка вывешивается на доску)

-Возьмите в руки свою линейку. Рассмотрите. Найдите 1 см. Покажите это расстояние пальчиками.

- Сколько сантиметров помещается на ваших линейках?

-Измерьте свой отрезок линейкой. Учимся правильно измерять.

 - Возьмите линейку. Нужно совместить 0 на линейке с началом отрезка и посмотреть, с каким числом совпадает конец отрезка. Конец отрезка совпадает с числом 6, значит длина данного отрезка… 6 см. Слово сантиметров в ответе пишется сокращённо см.

 -Чему равен отрезок? (6см)

-Поменяйтесь линейками с соседом. Измерьте свой отрезок линейкой соседа. Что заметили?

(Результаты измерений одинаковые)

-Почему сейчас у вас одинаково получилось, хотя линейки у вас разные: красные, синие…?

ФИЗМИНУТКА (Слайд )

Елочки зелёные на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Сколько елочек зелёных,

Столько сделаем наклонов (5)

Сколько точек видим в круге,

Столько раз поднимем руки (7)

Измеряет длину отрезка при помощи мерки.

Определили, что получились разные результаты.

Отметили, что мерки разные.

Предлагают взять одну и ту же мерку

Получают представление о сантиметре как общепринятой единице измерения.

Анализируют устройство линейки

Знакомятся с алгоритмом измерения отрезка с помощью линейки.

Делают вывод: результаты измерений одинаковые, так как все пользовались одинаковыми мерками

Делают упражнения

5 Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Организует работу с учебником

 - Откройте учебники на с. 60 №3.

Рассмотрите рисунок.

 -  Какую длину имеет отрезок?

-Как определили длину отрезка?

 

- Измерьте с помощью линейки длины отрезков.

 - Чему равна длина синего отрезка? Красного?

 - А теперь  определим, какой отрезок длиннее.

 - Мы уже умеем сравнивать числа, это нам поможет при сравнении длины отрезков.

 - Какие знаки для сравнения мы используем?

 - Чему равна длина синего отрезка? (6 см) Красного отрезка? (5 см)

- Можно сравнить длины этих отрезков? (Да)

- Какой отрезок длиннее? (Синий)

- Почему? (Его длина 6 см, а длина красного отрезка 5 см).

- Докажите, что 6 больше 5 (6 находится дальше от начала числового ряда).

Записать можно так: (карточка) 6см > 5см

-Где может пригодиться умение измерять отрезки?

 - Какие ещё инструменты для измерения длины знаешь?

Показывает рулетку, мягкую сантиметровую ленту, штангенциркуль (для измерения мелких деталей)

Ориентируются в учебнике

Вступают в учебный диалог

Проговаривают алгоритм измерения отрезка при помощи линейки

Измеряют отрезки и определяют, что длина синего отрезка – 6 см, а красного – 5 см.

Контролируют результат своей деятельности

Находит ответы на вопросы, опираясь на свой опыт

6. Первичное закрепление нового знания

Организует работу фронтальную работу.

Работаем в РТ с.36 №1

- Можно ли сразу выполнить задание?

 - Что нужно сделать сначала? (измерить длину отрезков, показать как подписать длину отрезка)

 - находим отрезок длиной 6 см, обводим его зелёным цветом.

- Какую длину имеет самый длинный отрезок? (8 см). Обведите его красным цветом.

- Какую длину имеет самый короткий отрезок? (4 см). Обведите его синим цветом.

Выполняют задание в РТ под руководством учителя.

Вступают в учебный диалог

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону

Организует самостоятельную работу.

 - Кто повторит алгоритм измерения длины отрезка с помощью линейки.

(Нужно совместить 0 на линейке с началом отрезка и посмотреть, с каким числом совпадает конец отрезка.)

Организует проверку по эталону (Слайд)

Выполняют задание в индивидуальной карточке по измерению длины отрезков.

Сравнивают результат работы с эталоном.

8. Включение в систему знаний и умений

Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

1) Выполняем №4 уч.с.60, выполняем это задание в РТ с.36 (стрелка №4)

2)Выполняем задание №5 (устно)

- Измерьте стороны квадрата? Что заметили?

 - Измерьте стороны прямоугольника? Что заметили?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, аргументируют свою точку зрения.

Все стороны квадрата одинаковые, равны 2 см.

Противоположные стороны равны: 3см,3см,2см,2см.

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ.

Оценивает результаты работы учащихся на уроке.

Организует подведение итогов урока.

- Какие учебные задачи ставили в начале урока?

 - Все ли задачи решили?

- Что нового узнали на уроке?

 - Назовите единицу измерения отрезков.

 - Как правильно измерить длину отрезка?

 - Чему на уроке научились?

- Какое задание понравилось больше всего?

 - Что вызвало затруднение?

Оцените себя с помощью «Светофора»

Все получилось, все понятно – зелёный.

Все понятно, но были трудности – жёлтый.

Ничего не понял, с заданиями не справился – красный.

Анализирует работу учащихся.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики 4 класс "Деление отрезка на 2,4,8 равных частей"

Технологическая карта урока математики 4 класс "Деление отрезка на 2,4,8 равных частей"...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....