Урок математики в 1 классе "Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Демидова Анжела Викторовна

На уроке математики (1 четверть) обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, использовать линейку для измерения длин отрезков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики 1 класс сантиметр24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере.

Задачи: познакомить с единицей длины (универсальной меркой) –                                 сантиметром; научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки); показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего            применения единиц длины в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные:   научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся:«веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор».

Оборудование для учителя: платформа «А-класс»

Ход урока:

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

 Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

 Друг на друга посмотрели,

 Улыбнулись, тихо сели.

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Устный счет.

- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете  много нового и интересного, хотите? Тогда сначала  повторяем то, что знаем:

а)  Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно

б)  Работа в парах.  

 - Посчитайте от 1 до 10 и обратно по очереди. Пара, выполнившая задание, поднимает «светофор».

в) Игра «Засели домик» (повторяем состав числа 10

в)  Работа с «веером».

- предыдущее 5,8,10

- последующее 3,6,9

- назови число , стоящее между 5 и 7, 8 и 10, 3 и 5

г) Задачи в стихах: (записать выражение, соответствующее решению задачи, на раздаточных досках)

                               Серый ёж по лесу шёл,

                                На обед грибы нашёл:

                                Пять – под берёзой,

                                Два – под осиной.

                                Сколько их будет в плетёной корзине?  (5+2=7)

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят.

Сколько в снег свалились?  (4 -2 =2)

        

        Шесть весёлых медвежат

        За малиной в лес спешат.

        Но один малыш устал,

        От товарищей отстал.

        А теперь ответ найди –

        Сколько мишек впереди?  (6-1=5)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три зелёных. Сколько их?  (5+3=8)

  1. Физминутка.

  1. Изучение нового материала

1) Практическая работа ( проблемная ситуация)

- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)

Работа в парах и малых группах.

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать?  (Работа в парах:  совместить полоски путем наложения друг с другом)              

 - Совпали? -  да   (доказали).

- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось?  (Число мерок на полосках у всех разное).

- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые?  (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).  (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить  положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).

(Внимание! На данном этапе урока  используется электронное приложение (диск) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ):

- Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? (анализ ситуации на слайде)

- Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).

- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске  карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

-  Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует  их).

5. Первичное усвоение новых знаний

1) Знакомство с линейкой. 

- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

        Загадка:       Я люблю прямоту,

        Я сама прямая.

        Сделать ровную черту

        Вам я помогаю.

        Что-нибудь без меня

        Начертить сумей-ка.

        Угадайте-ка, друзья,

        Кто же я? - … (линейка)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)

2)  Работа с приложением А-класс

Слайд 3

Если метр помогает нам измерить длину, то что мы можем использовать для ее измерения?

Метр как прибор – это большая линейка.

Ее длина – ровно один метр.

Обычная линейка может быть разной длины, она короче и меньше метра.

Есть еще и рулетка. Это гибкая и очень длинная линейка.

Слайд 4

Метр – очень большая единица измерения, которой не всегда удобно

пользоваться. Поэтому люди придумали сантиметр и дециметр.

Если вы посмотрите на свою линейку, то сантиметры там отмечены числами.

Видите, какие они маленькие по сравнению с метрами?

Дециметр – это десять сантиметров. Когда между числами на линейке поставить десять отсечек, то это и будет дециметр.

Слайд 5

Давайте найдем на наших линейках сантиметры и дециметры.

3)Работа в тетради на печатной основе (с.24)

Сейчас мы с вами научимся измерять длины отрезков линейкой. Возьмите линейку и приложите к отрезку . Ноль на линейке

должен указывать на начало отрезка. Какова длина красного, зелёного,чёрного, синего отрезка?

4)  Работа с приложением А-класс

Физминутка (дети стоя считают)

Устный счет.

Назовите числа, которые будут на единицу меньше указанных ( на счет «И» вдох,

на счет «Раз» - отвечаем хором. Руки за спиной).

Ученики отвечают:

- Два, шесть, пять, один, четыре, семь.

Слайд 9

Посчитайте, сколько монет в желтом кошельке? Сколько в нем рублей? В красном

кошельке сколько монет? Сколько рублей?

В зеленом кошельке сколько монет? Сколько рублеЙ7

В последнем (синем) кошельке сколько монет?

В каком из этих кошельков самое большое количество монет?

А в каком больше всего денег?

Ученики отвечают:

В желтом кошельке три монеты и пять рублей.

В красном кошельке четыре монеты и четыре рубля.

В зеленом кошельке одна монета и пять рублей.

В синем кошельке пять монет и пять рублей.

Самое большое количество монет в синем кошельке, а рублей больше всего в

синем, зеленом и желтом (одинаковое количество).

Слайд 10

Сколько необходимо вычесть из четырех, чтобы получилось три?

(таким образом учитель проходит все примеры с детьми)

Ученики отвечают:

Чтобы получить три, нужно из четырех вычесть один.

Чтобы получить два, нужно из пяти вычесть три.

Чтобы получить два, нужно из четырех вычесть два.

Чтобы получить один, нужно из трех вычесть два.

Слайд 11

Примеры можно решать не только с числами, но и с длинами!

Когда мы складываем сантиметры, ответ мы получаем тоже в сантиметрах.

Решите примеры, поднимите руку и я выберу отвечающего. Правильно

называйте ответ!

Ученики отвечают:

1. три сантиметра плюс пять сантиметров равно восемь сантиметров

2. четыре сантиметра плюс один сантиметр равно пять сантиметров

3. семь сантиметров минус шесть сантиметров равно один сантиметр

4. девять сантиметров плюс один сантиметр равно десять сантиметров

5. шесть сантиметров минус три сантиметра равно три сантиметра

         

  1. Первичная проверка понимания.

Зарядка для глаз и кистей рук.

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по усмотрению учителя)

- Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства.  (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).

Вывод: - С помощью  какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

  1. Физминутка.

  1.  Закрепление.

  1. Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).

Самостоятельная работа.

- выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.

- Продолжите узор в нижней части страницы тетради.

  1. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики?  (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

 (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

- Домашнее задание: привести  примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)

- С какой единицей длины мы познакомились?  

- Чему учились на уроке? Чему научились?

- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

  1.   Итог урока.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.

Аннотация

к уроку математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».

        Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа России». Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий: здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: положительный эмоциональный настрой, мотивация, развитие познавательного интереса, проведение физминуток, работа в парах и малых группах, использование компьютера, практическая работа, связь с жизнью.  Для учащихся урок с применением ИКТ – переход в иное психологическое состояние (разнообразие, интерес, (некоторые дети становятся смелее, свободнее), зрительное восприятие материала легче, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, и, конечно, скорость работы.

        Такой урок способствует развитию  творческих способностей и личностных качеств: оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нужно дать возможность научиться наблюдать, понимать, успевать, систематически повторять и закреплять учебный материал, чтобы на уроке справляться с предложенным, довольно большим, объёмом учебного материала. Кроме того, в ходе решения задач важным является не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли.        

        Данный урок свободно можно провести в реальных условиях повседневной школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...