Урок математики 1 класс Л.Г. Петерсон Тема Решение составных задач.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ермолаева Нина Ивановна

 Сценарий урока. Решались следующие задачи:

  1. Актуализировать способы решения простых задач «на целое и части», разностное сравнение.
  2. Обеспечить выявление учащимися общих признаков и различий простой и составной задачи.
  3. Организовать работу для построения учащимися  способа решения составной задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна.

        4. Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

        5. Организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ решать составные задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна и зафиксировать трудности, которые остались,  способы их преодоления;

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Ермолаева Нина Ивановна (учитель начальных классов)  

Математика.

Класс: 1.

Тема: Решение составных задач.

Основная цель:

 Сформировать представление о составной задаче, актуализировать  способность к решению составных задач на сложение и вычитание в 2 действия (не известно целое и одна из частей).

Индикаторы: к концу урока учащиеся научатся:

отличать простую задачу от составной,

составлять схему составной задачи,

следуя алгоритму, решать составные задачи на сложение и вычитание в 2 действия (не известно целое и одна из частей).

Задачи урока:

  1. Актуализировать способы решения простых задач «на целое и части», разностное сравнение.
  2. Обеспечить выявление учащимися общих признаков и различий простой и составной задачи.
  3. Организовать работу для построения учащимися  способа решения составной задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна.

4. Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

5. Организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ решать составные задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна и зафиксировать трудности, которые остались,  способы их преодоления;

1. – На какие группы можно разделить схемы к задачам?  (Задачи на нахождение целого и неизвестной части и задачи на разностное сравнение).

На доске:

                 ?

                                                                ?

                                                                                                                                                         ?

                                       ?

                     

                                                                                                                                  ?

                                                                           

                                       

                                                             ?

Схемы располагаются по группам. Над каждой группой фиксируется отличительный признак: «На разностное сравнение» и «На нахождение целого или части».

План решения простой задачи:

 

Я буду зачитывать задачи. Необходимо к каждому условию подобрать нужную схему, «одеть» ее, записать решение.

Задача 1. Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня – на 2 яблока больше. Сколько яблок Рита съела сегодня?

Проводится поэтапная проверка правильности выполнения задания. Учащиеся показывают выбранную «одетую» схему. Проводится анализ:

- Какую вы выбрали схему? Почему? (Эта задача на «разностное сравнение», так как в условии говориться на 2 больше.)

- Проверьте, как вы «одели» схему. Кто из вас допустил ошибку? В чем она? Вы ее исправили?

- Кто выполнил верно?

- Покажите решение этой задачи.

Учащиеся поднимают планшетки, на которых записано решение этой задачи.

- Каким правилом вы воспользовались? (В данной задаче нужно найти большое число. Чтобы его узнать нужно к меньшему прибавить разность.)

 

эталон: Б = М + Р  

Выберите схему к задаче:

Задача 2. Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня – 5. Сколько всего Рита съела яблок за 2 дня?

Проводится поэтапная проверка аналогично предыдущей задаче.

 - Почему вы выбрали именно эту схему? ( Потому что в задаче не известно целое)

- Вспомните, как найти целое. (Чтобы найти целое, надо сложить части)

эталон: Ц = Ч1 + Ч2  

- Сравните эти задачи. Чем эти задачи отличаются? (Эти задачи разных типов.)

- Чем эти задачи похожи? (В этих задачах описывается одна и та же ситуация, эти задачи решаются по одному плану.)

- Перечислите шаги этого плана.

План решения задачи:

1 . Внимательно прочитать задачу.

2. Известно … Надо найти …

3. Заполнить схему.

4.Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …, так как …

5.Запишу решение и ответ: …

Задачи, которые мы с вами сегодня решали, называются простыми. Почему их так назвали? А вот почему: достаточно понять, что неизвестно, применить правило, записать решение, выполнить вычисление и ответ готов. В решении всего одно действие.

- Что вы повторили? (План решения задачи, изученные типы простых задач.)

- Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)

2.Выберите схему к задаче:

Задача 3

Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня – на 2 яблока больше. Сколько всего яблок съела Рита за 2 дня?

Прочитайте задачу.

Учащиеся читают задачу про себя, один ученик вслух.

- Что нового в этой задаче?

Учащиеся могут новое не выделить, так как задача объединяет в себе две предыдущие, знакомые детям.

- Попробуйте заполнить схему и решить эту задачу.

- В предложенных вариантах правильного ответа нет. (Мы не можем решить задачу

обращаю внимание детей на то, что схемы, которые могли использовать учащиеся, заполнены не полностью или неверно, а так же обратить внимание, что для решения задачи недостаточно одного действия.

- Какое задание вы выполняли? (Решали задачу.)

- Чем эта задача отличалась от известных вам видов? (Эта задача объединяет в себе сразу две задачи – задачу на «целое и части» и на разностное сравнение.)

- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Планом решения задачи.)

- В чем возникло затруднение? (В выборе схемы, в ходе решения не получается одно действие.)

- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа решения таких задач.)

3.Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ решения таких задач.)

- Вы, верно, отметили, что эта задача состоит из двух задач. Подумайте, как вы можете назвать такие задачи?

Учащиеся предлагают свои варианты названий, учитель может предложить название «Составная задача». Тема урока уточняется.

-

Какие средства нам помогают решать задачи? (Схема и правило нахождения неизвестного)

- Значит, чтобы  цель достигнуть,  нам надо построить схему к составной задаче и найти способ решения, т.е. составить алгоритм решения составной задачи.

- Могут помочь известные схемы и правила?  (Обязательно)

- Как же вы будете действовать? С чего начинается решение задачи? (С заполнения схемы.)

- У вас есть схема, которую надо заполнить? (Нет, такой схемы нет, её надо составить новую схему.)

- Какую схему возьмете за основу? (Схему к задаче на разностное сравнение.)

- Что после этого? (Дополним эту схему новыми значками и постараемся определить ход решения.)

Работа в группах.

 Учащиеся заполняют схему данными из задачи и вносят на схему новые обозначения.

Группы представляют свои проекты. На них должна быть готовая заполненная схема.

В случае затруднения у групп, учитель организует подводящий диалог:

- Что вы можете уже отметить на схеме? (Количество яблок, которые съела Рита вчера, и разницу, насколько больше съела сегодня.)

- Запишите эти данные.

- Все ли вам известно? Что надо поставить на схеме? (Мы должны поставить знак вопроса над количеством съеденных яблок сегодня, так как мы это количество не знаем.)

- Что еще необходимо занести на схему? (Вопрос «Сколько всего съела Рита яблок за два дня?)

- В математике уже принят знак, который показывает объединение. Это «фигурная скобка».

Учитель демонстрирует знак на схеме.

- Нарисуйте его на своих схемах.

- Все ли данные вы нанесли на схему? (Да.)

- Сколько вы видите знаков вопроса? (Два.)

- Какой же главный? (Вопрос из задачи.)

- Обозначьте его.

Учитель предлагает взять главный вопрос в «кружок» .

- Какой следующий шаг? (Мы должны определить ход решения.)

- Можем ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, мы не знаем, сколько яблок съела Рита сегодня.)

- Можем ли вы это узнать? (Да, по правилу нахождения большего числа.)

- Итак, что вы должны узнать в первом действии? (Мы узнаем количество яблок, съеденных Ритой сегодня.)

- Что узнаете во втором действии? (Все количество яблок за два дня.)

- Запишите решение.

Один из учащихся у доски записывает решение задачи по действиям с наименованием и пояснением.

- Сколько у вас знаков вопроса в схеме? (Два.)

- Сколько действий? (Два.)

- Итак, удалось ли вам справиться с затруднением? (Да.)

- Такие задачи в математики называют «составными», как вы думаете, почему? (В этих задачах два действия.)

- Сформулируйте план решения такой задачи. Что необходимо сначала узнать? (Сначала нужно узнать неизвестную часть.)

- А потом? (Найти целое, ответить на вопрос задачи.)

Учитель фиксирует поэтапно план решения составной задачи на доске

Алгоритм решения составной задачи:

 Нахожу неизвестную часть.

 Нахожу целое.

- Проверьте ваше «открытие» по учебнику стр.20

- Что позволяет этот план делать? (Решать составные задачи.)

4.Работа по учебнику стр.20 №2

Катя сделала 6 закладок, а Даша на 4 закладки меньше. Сколько закладок сделали Катя и Даша вместе?

Учитель открывает на доске заранее заготовленную схему к задаче Один ученик решает задачу с комментированием у доски. При этом он пользуется планом комментирования в эталоне В случае необходимости, учитель помогает подводящими вопросами.

Ход решения:

- Внимательно читаю задачу.

Ученик вслух читает задачу.

- Известно, что Катя сделала 6 закладок, а Даша – на 4 закладки меньше. Заполню схему. Больше закладок сделала Катя, поэтому больший отрезок обозначу буквой «К», а меньший – буквой «Д». Нам известно большее число 6, и разность 4. Меньшее число нам неизвестно, ставлю знак вопроса. Требуется узнать все количество закладок. Рисую фигурную скобку и ставлю знак вопроса. Это главный вопрос задачи, поэтому я его подчеркиваю.

Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно количество закладок сложить. Я этого сделать не могу, так как не знаю количество Дашиных закладок. Это количество я могу узнать, из большего числа вычту разность.

Итак, первым действием, вычитанием, я узнаю количество закладок у Даши, а вторым, сложением, узнаю все количество закладок у девочек.

Запишу решение и ответ.

В итоге у детей в тетрадях образец оформления составной задачи.

5. Работа в парах по учебнику

 3, стр.20.

- Прочитайте задание. Придумайте задачи к схемам.

Учащиеся составляют задачи по схемам. Несколько составленных условий проверяются фронтально.

- Решите задачи по схемам.

Учащиеся в парах решают задачи с комментированием. После выполнения организуется проверка по образцу

а)        1) 4 + 1 = 5 (кг) – во 2      мешке

                        2) 5 + 4 = 9 (кг) -всего

       Ответ: всего 9 кг

б)        1) 5 – 2 = 3 (л) – во 2      сосуде

                        2) 5 + 3 = 8 (л)- всего

       Ответ: всего 8 л

- У кого есть ошибки в решении задачи?

Учащиеся поднимают руки.

- В чем они? (Не правильно или не полностью заполнили схему, неправильно нашли часть, допустили вычислительные ошибки и т.п.)

- Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.

- У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (Мы можем решать такие задачи в парах.)

Самопроверка и самооценка учащимися умения применять способ решать составные задачи на нахождение целого.

 4, стр. 20 по учебнику

- Решите задачу, заполнив схему.

Учащиеся самостоятельно решают задачу в учебнике.

Проверка проводится по эталону для самопроверки

- Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

- У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

- Проверьте по подробному образцу правильность своего решения.  Кто поставил плюс, проверьте правильность оформления решения. А те, кто поставил знак вопроса, найдите место своей ошибки.

- Поднимите руку те, кто из вас решал правильно, но допустил вычислительную ошибку? Над чем вам надо поработать? (Потренироваться в  вычислениях)

- Кто неверно выбрал действие, ошибся в ходе решения? Вы поняли причину своей ошибки?   (…)

- И вы, ребята, молодцы, вы поняли причину своей ошибки! Повторите правила.

-Поднимите руку те, кто из вас не ошибся в ходе решения, но допустил вычислительную ошибку? Над чем вам надо поработать? (Потренироваться в  вычислениях)

- Кто выполнил всё правильно? Поднимите руку.

- Вы все, ребята, молодцы! Можно ещё потренироваться в решении, чтобы ошибка не повторилась.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель вы поставили перед собой на уроке? ( Узнать, как решить составную задачу и научиться решать составную задачу)

- Вы достигли цели?  (Да)

- Докажите. (Мы составили алгоритм решения составной задачи, правильно выполнили самостоятельную работу…)

- Проговорите алгоритм решения составной задачи. ( Надо сначала найти неизвестную часть, а потом найти целое)

Оцените свою работу

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте «глазик светофора тем цветом, как ты оцениваешь свою работу сегодня на уроке (зелёный-я собой доволен, жёлтый-не очень уверен, надо потренироваться, красный-самостоятельно, пока не справлюсь)

А,чтобы обосновать свою оценку, закрась любым цветом, выбранную тобой фигурку.

Лист самооценки

Использованная литература:

  1. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности»:  

1 класс, Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др.

  1. Учебное пособие «Мир деятельности»: 1 класс, Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др.
  2. Методические рекомендации к учебнику. Математика. 1 класс.Петерсон Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике по теме "Решение составных задач"

Проблемный урок по математике по теме "Решение составных задач"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ 1 КЛАСС ОС ШКОЛА 2100 Т.Е. ДЕМИДОВА, С.А. КОЗЛОВА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ" УРОК № 83

ДАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. ТИП УРОКА - УРОК РЕФЛЕКСИИ. НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНОООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ....

Конспект открытого урока по математике.Тема: Решение составных задач.

Цель урока:- ознакомить учащихся с задачей в 2 действия;- формировать вычислительные навыки;- развивать умение сравнивать, рассуждать....

Технологическая карта урока математики в 1 классе на тему " Решение составных задач"

Технологическая карта урока содержит следующие моменты: этапы урока, используемые современные образовательные технологии, методы и приёмы работы, подробный конспект урока, формируемые УУД....

урок математики 3 класс Тема: "Решение составных задач"

Материал содержит презентацию, в которой олимпийские талисманы помогают детям при устном счете, и конспект урока....

Урок математики в 3 классе по теме "Решение составных задач".

Методическая разработка урока математики в 3 классе по решению составных задач с использованием тематики Зимней Олимпиады....