Рабочая программа по математике
методическая разработка по математике (1 класс)

Артемьева Мария Юрьевна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г. Гусиноозерска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________Коохо О.Ш

Протокол № ___ от

«___»____________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ ООШ № 3

___________Н.Н.Будунова

«___»______________2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ ООШ № 3

____________Н.В.Давидовская

«___»_______________2020 г.

Рабочая программа

по математике

1 класс

Составил: Артемьева М.Ю

учитель начальных классов.

г. Гусиноозерск

2020 г.


Ⅰ. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике 1 класса составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми инструктивно – методическими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года №1664 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от !7 декабря 2010 года № 1897.

4. Примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

5. Авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.   УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011.

6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ №3 г. Гусиноозерска, республики Бурятия.

7. Положение о рабочей программе МБОУ ООШ №3.

Основными целями обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • Развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • Развитие пространственного воображения;
  • Развитие математической речи;
  • Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • Формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • Развитие познавательных способностей; проектной деятельности;
  • Воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • Формирование критичности мышления;
  • Развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Специфика. В основе построения данного курса лежит авторская концепция наиболее полного использования специфики учебного предмета. Математика для интеллектуального развития личности, которая предполагает большие возможности этого учебного предмета как в формировании особого способа мышления детей (логического, алгоритмического), так и в освоении ими универсального языка описания многочисленных явлений и процессов окружающего мира. Содержание учебника строится на основе универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, позволяющей формировать у учащихся основы целостного восприятия мира и выстраивать модели его отдельных процессов и явлений. Учебник ориентирован на овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) и предметными результатами, обеспечивающими интеллектуальное развитие ребёнка, которое включает в себя накопленные знания по предмету и развитую способность к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний, новых способов действий, что составляет основу умения учиться.

Особенность рабочей программы заключается в обучений младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Усвоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при усвоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Формы и методы организации учебного процесса.

Уроки деятельностной направленности:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Нетрадиционные формы уроков

урок – коммуникации;

урок – практикум;

урок – игра;

урок – исследование.

Интегрированный урок и др.

Достижение целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

Активные и интерактивные методы обучения;

Технология развития критического мышления через чтение и письмо;

Метод проектов;

Технология уровневой дифференциации;

Информационно-коммуникационные технологии;

Игровые технологии;

Здоровьесберегающие технологии и др.

Сроки реализации программы: 1год, 4 часа в неделю, 132 часа

ⅠⅠ.  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

ⅠⅠⅠ. Содержание учебного предмета.

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8ч)

Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и формы (круглый, квадратный, треугольный и др.)

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа, перед, за, межу, рядом.

Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу  вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…

Числа от 1 до 10 и число 0 (28ч)

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше». «равно»

Состав чисел 2, 3, 4,5. Монеты в 1р., 2р., 5р., 1к., 5к., 10к.

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.

Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).

Числа 1-10. Сложение и вычитание (53ч)

Конкретный смысл и название действий сложения и вычитания. Знаки +, -, =.

Название компонентов и результатов сложений и вычитания. Нахождение значений

числовых выражений в 1-2 действия без скобок.

Переместительное свойство сложения.

Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. Решение текстовых задач.

Числа от 1 до 20. Нумерация (14ч)

Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание вида 10+7, 17 – 7, 17 – 10

Сравнение чисел с помощью вычитания.

Единица времени час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.

Единица массы: килограмм. Единица емкости: литр.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (29ч).

 Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.

Таблица сложение и соответствующие случаи вычитания.

Решение задач в 1-2 действия на сложении и вычитание.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Ⅳ. Тематическое планирование. (4 ч. х 33 нед. = 132 ч.)

№ темы

Количество часов

Тема раздела

Теория

Практика

1

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления

2

28ч

Числа от 1 до 10 и число 0

3

53ч

Числа 1-10. Сложение и вычитание

4

14ч

Числа от 1 до 20. Нумерация

5

29ч

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание 


Ⅴ. Календарно учебное планирование

п/п

№ урока

Количество часов

Тема урока

Запланированная

Фактическая

1

1

Раздел.  Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8ч). 

Счёт предметов.

2

2

Пространственные представления.

3

3

Временные представления.

4

4

Отношения «столько же», «больше», «меньше».

5

5

На сколько больше (меньше)?

6

6

На сколько больше (меньше)?

7

7

Странички для любознательных.

Проверочная работа.

8

8

Что узнали, чему научились.

9

9

Раздел.  Числа от 1 до 10 и число 0 (28ч). Понятия «много», «один». Письмо цифры 1.

10

10

 Числа 1,2. Письмо цифры 2.

11

11

Число 3. Письмо цифры 3.

12

12

Знаки +, −, =. «Прибавить», «вычесть», «получится»

13

13

Число 4. Письмо цифры 4.   Проверочная работа № 2

14

14

Длиннее. Короче. Одинаковые по длине

15

15

Число 5. Письмо цифры 5

16

16

Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых

17

17

Странички для любознательных.

18

18

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч.

19

19

Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.

Проверочная работа

20

20

Закрепление. Числа от 1 до 5

21

21

Знаки: > (больше), < (меньше), = (равно)

22

22

23

Равенство. Неравенство.

Проверочная работа

23

24

Многоугольники.

24

25

Числа 6, 7. Письмо цифры 6

25

26

Закрепление. Письмо цифры 7.

Проверочная работа

26

27

Числа 8, 9. Письмо цифры 8

27

28

Закрепление. Письмо цифры 9

28

29

Число 10. Запись числа 10

29

30

Числа от 1 до 10. Закрепление

30

31

Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках».

31

32

Сантиметр.

32

33

Увеличить на… Уменьшить на…

33

34

Сложение и вычитание с числом 0.

34

35

Что узнали, чему научились.

Проверочная работа № 6

35

36

Странички для любознательных.

36

37

 Раздел.  Числа 1-10. Сложение и вычитание (53ч). Описание: 15 + 1, Описание: 15  - 1.  Знаки +, − , = (плюс, минус, равно)

37

38

Описание: 15 + 1 + 1,  Описание: 15  - 1 - 1.

38

39

Описание: 15 + 2,  Описание: 15  - 2. Приёмы вычислений.

39

40

Слагаемые. Сумма.

40

41

Задача (условие, вопрос)

41

42

Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.

42

43

Описание: 15  ± 2. Составление и заучивание таблиц.

43

44

Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление.

44

45

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).

45

46

Странички для любознательных.

46

47

Что узнали, чему научились.

47

48

Странички для любознательных.

48

49

Описание: 15 + 3, Описание: 15 - 3. Приёмы вычислений.

49

50

Описание: 15 + 3, Описание: 15 - 3. Приёмы вычислений.

50

51

Измерение и сравнение отрезков.

51

52

Описание: 15  ± 3. Составление и заучивание таблиц

52

53

Присчитывание и отсчитывание по 3. Закрепление.

53

54

Решение задач.

54

55

Решение задач.

55

56

Странички для любознательных.

56

57

Что узнали, чему научились.

57

58

Тест «Проверим себя и свои достижения»

58

59

 Описание: 15  ± 1, 2, 3. Решение задач. Закрепление

59

60

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

60

61

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

61

62

Описание: 15 + 4, Описание: 15 − 4. Приемы вычислений

62

63

Закрепление. Решение задач и примеров.

63

64

На сколько больше? Насколько меньше?

64

65

Закрепление. Решение задач и примеров.

65

66

Описание: 15 ± 4. Составление и заучивание таблиц

66

67

Закрепление. Решение задач и примеров.

67

68

Перестановка слагаемых и ее применение для случаев Описание: 15 + 5, Описание: 15 + 6, Описание: 15 + 7, Описание: 15 + 8, Описание: 15 + 9

68

69

Перестановка слагаемых и ее применение для случаев Описание: 15 + 5, Описание: 15 + 6, Описание: 15 + 7, Описание: 15 + 8, Описание: 15 + 9

69

70

Описание: 15 + 5, Описание: 15 + 6, Описание: 15 + 7, Описание: 15 + 8, Описание: 15 + 9 (таблица)

70

71

Закрепление (сложение и соответствующие случаи состава чисел)

71

72

Закрепление. Решение задач и примеров.

72

73

Странички для любознательных.

73

74

Что узнали, чему научились.

74

75

Что узнали, чему научились.

Проверочная работа.

75

76

Связь между суммой и слагаемыми

76

77

Связь между суммой и слагаемыми

77

78

Закрепление. Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач.

78

79

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

79

80

6 − Описание: 15, 7 − Описание: 15. Состав чисел 6, 7

80

81

6 − Описание: 15, 7 − Описание: 15. Состав чисел 6, 7. Закрепление.

81

82

8 − Описание: 15, 9 − Описание: 15. Состав чисел 8, 9.

82

83

Подготовка к введению задач в 2 действия

83

84

Вычитание вида 10 - *

84

85

Учимся работать по таблице.

85

80

Килограмм.

86

87

Литр

87

88

Что узнали, чему научились. Проверочная работа.

88

89

Тест «Проверим себя и свои достижения».

89

90

Раздел. Числа от 1 до 20 (14ч). Решение задач и примеров.

90

91

Нумерация. Названия и последовательность чисел.

91

92

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц

92

93

Запись и чтение чисел

93

94

Дециметр

94

95

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации

95

96

Закрепление. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20.

96

97

Странички для любознательных.

97

98

Что узнали, чему научились.

98

99

Что узнали, чему научились. Проверочная работа.

99

100

Учимся дополнять условия задач и сравнивать величины.

100

101

Учимся решать задачи.

101

102

Составления задач в 2 действия, запись решения.

102

103

Решение задач в 2 действия.

103

104

Раздел. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (29ч). Сложение и вычитание. Табличное сложение.

104

105

Сложение вида * + 2, * + 3 с переходом через 10

105

106

Сложение вида * + 4

106

107

Сложение вида * + 5

107

108

Сложение вида * + 6

108

109

Сложение вида * + 7

109

110

Сложение вида * + 8, * +9.

110

111

Таблица сложения.

111

112

Странички для любознательных.

112

113

Что узнали, чему научились.

113

114

Табличное вычитание. Общий приём вычитания с переходом через десяток.

114

115

Вычитание вида 11 - *

115

116

Вычитание вида 12 - *

116

117

Вычитание вида 13 - *

117

118

Вычитание вида 14 - *

118

119

Вычитание вида 15 - *

119

120

Вычитание вида 16 - *

120

121

Вычитание вида 17 - * , 18 - *

121

122

Закрепление.

122

123

Странички для любознательных.

123

124

Что узнали, чему научились.

124

125

Тест «Проверим себя и свои достижения».

125

126

Проект «Числа вокруг нас»

126

127

Что узнали, чему научились в 1 классе?

127

128

Складываем и вычитаем числа.

128

129

Решение задач.

129

130

Геометрические фигуры.

130

131

Тест. Проверим себя и свой достижения.

131

132

Итоговая контрольная работа


Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

2020 - 2021 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

запланированная

фактическая

Продления срока школьных каникул

Уплотнение программы

Объединение тем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...