Открытый урок по математике в 3 классе по теме "Доли"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Кармеева Альфия Назымовна

Развернутый поурочный план урока,проведенного в третьем классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение СОШ с.Решетино

 

Открытый урок по математике в 3 кл на тему:

«Доли».

Подготовила: учитель начальных классов

I квалификационной категории

Кармеева  Альфия  Назымовна

17. 12. 2019 г.

Открытый урок математики в 3 классе по теме "Доли" с использованием ИКТ

Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.

Цели:

Дидактическая:

-Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.

-Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.

-Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.

-Работать над расширением математического кругозора.

Воспитательная:

-Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

-Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.

Развивающая:

-Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.

-Развитие речи, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

-Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины.

-Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг;  учебник М.И. Моро «Математика».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Выполняемые задания

Комментарии

1.Орг. момент

Создадим хорошее настроение.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки?

– На месте.

– Ноги?

– Локти?

– У края.

– Спина?

– Прямая.

2.Актуализация знаний

На доске запись:

27 : 3 > 9                           24 : 4 > 8

28 : 8 = 4                           20 : 4 < 5

14 : 1 = 14                         21 : 7 = 3

- Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки.

- Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений.

- Чем отличаются данные выражения друг от друга? - На какие две группы можно разбить данные выражения?

- Какое действие с числами выполняли?

Учитель ответы фиксирует на доске.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин.

- На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки)

- Кто знает, что это такое?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

- В математике такие равные части от целого называются доли.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?

- Значит тема нашего урока …

- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось.

- Как распилили бревно бобры?

- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)

А

В

- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

- Молодцы!

-Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? Какую долю бревна взял бобер?

- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

- Значит, какая цель стоит перед нами?

Презентация «Мы делили апельсин»

Вернуться в начало презентации 1. (дольки)

«Доли» - (появляется слайд в презентации 1 и табличка на доске).

Варианты записи фиксируются на доске:

1:5;

рядом с записью появляется знак ?

-научиться записывать доли и читать их (записать на доске). 

4.«Открытие» нового знания. Из истории дробей.

- Давайте разберёмся с этим вопросом.

А) - Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части.

- Что сделали с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

Б) – А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)

- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На доске дети видят следующую запись:  

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

-Красным мелом выделяется одна вторая от целого.

делили

показать на запись с актуализации

новый вид чисел.

ВЗ: Кому первому я дам яблоко и почему? (первой даете яблоко маме, потому что она старше и она женщина, затем -  папе – он старше, а последнюю часть вы возьмете себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний)

5. Первичное закрепление.

- Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?

-Вернёмся к презентации.

- Сколько было апельсинов?

- На сколько равных частей разделили апельсин?- Какая доля апельсина досталась ежу?

- Что мы делали с апельсином?

- да

Вернуться в начало презентации 1 «Мы делили апельсин»

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Дружно встали – 1, 2, 3!

Мы теперь все молодцы!

А теперь пришла пора –

Разомнется детвора.

Комплекс упражнений для глаз, для снятия утомления с мышц туловища

6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.

- Сейчас мы вместе выполним такую работу.

А) - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)

- Какие это части? (равные)

- Получили … (½).

- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?

- А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)

- А как записать? (¼)

- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)

- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).

- Сколько четвертых долей в половине?

- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)

- Как это записать? (½ > ¼)

Б) - У вас на партах лежат полоски бумаги.
- Согните её на три части, а потом пополам.

-Разверните.

- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)?

- Закрасьте одну такую долю полоски.

- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?

- Другую полоску разделите на три равные части. Получили … (⅓).

- Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте накладыванием.

Алгоритм обозначения долей.

Сравнение долей. Вывод: ½ > ¼

7.Закрепление пройденного. Работа с учебником.

- На сколько долей вы разделили свою полоску?

- Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски.

- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4.

Аналогично с другой полоской.

Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)

- А как записать?

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

- Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n?

- Как эта запись читается?

- Так, что же такое “доли”?

- Приведите свои примеры долей

Закрепим полученные выводы. стр. 80, № 1,2.  обвести долю 

4записали, (один человек у доски) 

целое разделили на 4 равные части и одну из них закрасили (если дети не смогли ответить, вернуться к модели)

учебник с. 80

- убираем знак ? 

8.Работа в группе с демонстрационным материалом

Задание на сообразительность: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.

- Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха?

- Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа?

- Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать?

- Какая доля торта досталась каждому?

Презентация «Доли»

Показывается на слайде, затем выдаётся модель торта.

9.Самостоятельная работа. Самооценка

Стр. 81 № 3. На доске верное решение.

- У кого такие же результаты?

- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?

- Кто не справился с заданием?

Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.

На доске верное решение

молодцы

я думаю, что сейчас мы разберёмся с вашими ошибками. Таких нет

Самоконтроль и самооценка

10.Итог урока. Рефлексия.

-- Какую часть конфитюра взяли обезьянки?

- Что обозначает цифра 1, 3 в записи числа?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Что такое доли?

– У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите

- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?

- У кого ещё есть затруднения? В чём?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Достиг ли наш урок цели?

- Спасибо за урок. Вы молодцы.

Презентация – пирог-конфитюр, кольцо, сыр

Научиться записывать доли и читать их.

- показывают мордашки

11. Домашнее задание.

с.81 № 5,7

Дополнительно: Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Рефлексия:

Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.  

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…    



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Решетино.

Методическая разработка

Тема разработки: Критические записки учителя, проводившего

                               открытый урок по математике в 3 классе.

Форма проведения дела: (урок)

Адресат: (учителя начальных классов)

    Автор, разработчик, составитель: Кармеева Альфия Назымовна,

                                          учитель   начальных классов

2019 г.

Аннотация

            В данной методической разработке приводится анализ одного поурочного конспекта: недостатки и преимущества. На основе анализа составляются рекомендации для составления поурочного плана с учетом психологического анализа развития детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Критические записки по этапам урока.

1.Общий обзор конспекта.

2.Актуализация знаний.

3. «Открытие» нового знания. Из истории дробей.

4. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.

5.Методические рекомендации.

                  В этой работе мы проанализируем план урока, которую я провела перед учителями района. Конспект урока приводится в конце этой методической разработки (смотри методическую разработку.)

                  В целом конспект написан посредственно, но качество его можно несколько повысить: если в начале математического урока показать мультипликационный фильм «Апельсин», в котором «персонажи» делят апельсин на доли. (Тема урока «Доли».)

                 Таким образом, мы улучшили поурочный план добавлением технических средств обучения, которые с самого начала позволяют включить зрительную и другие виды памяти, а также мыслительную деятельность.

             

   Рассмотрим некоторые модели развития памяти и мышления:

          Посмотрели мультипликационный фильм, включаются в деятельности все виды памяти и все компоненты этой модели, хотя у каждого ученика уровень по компонентам разная. Ведь ученики делятся по усвоению знаний на слабых, средних, сильных.

        Таким образом, при просмотре мультфильма оптимально работает мозг каждого ученика.

        Не так эффективен презентация, но у каждой формы работы есть плюсы и минусы.

        Учитель располагает уровнями памяти и мышления каждого ученика, с учетом всех своих данных он и составляет план урока. И конечно на уроке он импровизирует, всего предусмотреть невозможно. Подбирает оптимальные содержания, формы, средства, методы и целей обучения.

           Рассмотрим другую модель. Хотя в фильме апельсин не пахнет и нельзя рукой дотянуться и вырвать апельсин, у ребенка включается обонятельная и вкусовая памяти. В данном случае математические задачи являются средством для развития разных видов памяти и наоборот.

          Например, вот задача на запоминание цифр, придуманная психологами, а в математике все задачи на развитие памяти, просто учитель должен видеть это.

развитие памяти на цифры, буквы, слова     Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру: 6   2

2   8   3

3   7   1   4

6   3   9   1   5

8   1   4   9   2   6

7   4   1   8   3   9   2

Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок.

     Далее предложите ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором  слуховую)    В третьей серии попробуйте научить ребенка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребенок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребенка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например, какое то число совпадает с возрастом ребенка, какое - то - с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд. Продолжите подобную тренировку, но пусть ребенок сам пытается найти какие - либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

            В математике каждая задача для развития памяти и мышления. Учитель должен видеть это и применять, что поможет ему для дальнейшей преподавательской работе.

       Используя эти модели легко заметить, какие компоненты задействованы.

       Теперь рассмотрим сам конспект урока и решим задачу: как улучшить содержание конспекта.

     

 Рассмотрим эту часть в подлиннике:

На доске запись:

27 : 3 > 9                           24 : 4 > 8

28 : 8 = 4                           20 : 4 < 5

14 : 1 = 14                         21 : 7 = 3

- Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки.

- Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений.

- Чем отличаются данные выражения друг от друга? - На какие две группы можно разбить данные выражения?

- Какое действие с числами выполняли?

Учитель ответы фиксирует на доске.

 

           Не все ученики участвовали в решении первой части задачи. И даже после того, как сильные ученики выполнили, некоторые смотрели недоуменно. Но если часть учеников не поняли, необходимо учителю что-то предпринять. В данном случае учитель может организовать на этом этапе групповую работу. В группе есть сильные, слабые, средние. Для групповой работы предоставляются аналогичные новые задания.

          Теперь рассмотрим 5 часть конспекта: «Открытие» нового знания. Из истории дробей.

- Давайте разберёмся с этим вопросом.

А) - Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части.

- Что сделали с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

Б) – А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)

- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На доске дети видят следующую запись:  

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

-Красным мелом выделяется одна вторая от целого.

делили

показать на запись с актуализации

новый вид чисел.

ВЗ: Кому первому я дам яблоко и почему? (первой даете яблоко маме, потому что она старше и она женщина, затем -  папе – он старше, а последнюю часть вы возьмете себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний)

   Этот этап урока несложный, но и в нем могут быть препятствия в усвоении знаний детьми. Каждый вопрос - это задача, требует определенного уровня мышления.

   Учитель подводит  к «главному» наводящими вопросами:

-Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

-Как мне это сделать, ведь яблоко одно?

-Как это записать?

      В объяснении нового материала конспект составлен с учетом «Зоны ближайшего развития»

       Составитель конспекта сделал все правильно, потому что ученики в основном поняли объясняемую тему.

        Далее разбираем часть «Открытие нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.

       Итак, каждый вопрос - это задача. В сложных вопросах некоторые ученики затрудняются, причина заключена в возможностях учащихся в «операциональной мыслительной деятельности».

                « ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ»

Общее название Пиаже для когнитивных принципов, участвующих в конкретных операциях и формальных операциях. Обратите внимание, что сторонники Пиаже ограничивают использование термина операциональный этими двумя когнитивными стадиями, на которых дети демонстрируют модели поведения, которые обнаруживают мышление, управляемое логической системой. См. и ср. с предоперациональным мышлением. Также называется иногда операторным мышлением; см. статью операциональный о замечаниях по поводу употребления.

Рассмотрим некоторые модели «Операциональной мыслительной деятельности».

       

          В силу следующих причин, которые описываются в этой модели, дети не могут решить некоторые задачи. Решить эту проблему можно расчленив сложные задачи на простые. Этот ход необходим для данной категорий учащихся. И наоборот, можно усложнить более простые задачи в сложные.

          Структурирование материала. Материал воспринимается и запоминается лучше, если он преподносится в структурированном виде. Для этого необходимо выделять части параграфа или элементы материала, показывать и фиксировать связи между ними. Этот процесс можно облегчить выделением ключевых, или опорных слов, которые отражают сущность той или иной части материала (можно использовать схемы, образы, ассоциации и т. д.). Особо следует отметить необходимость выделения главного в информации. Педагог должен стремиться выделить наиболее существенное всеми средствами: голосом, словами, рисунками, дополнительными упражнениями и т. д.


          Или другое мнение на этот счет. 

          Гештальтпсихологи на основе экспериментальных данных пришли к выводу, что лучше запоминается материал, удовлетворяющий критериям «хорошей формы» в отношении упорядоченности, простоты и симметричности. Поэтому в процессе запоминания, там, где это возможно, целесообразно объединение материала в структуру посредством его слияния и последующего объединения путем ритмизации, симметричного расположения и т. д.

       

     В итоге, чтобы решить возникшие проблемы при проведении урока учитель должен обладать определенными качествами.

     

   

        Методические рекомендации:

       1.Среди целей поурочного плана должна быть главная цель, на котором учитель более концентрирует свое внимание.

        2.Содержание, методы, формы, средства, цели обучения должны рассматриваться как единое целое.

        3.Преодолеть трудности в обучении нужно расчленив трудные задачи на простые и наоборот.

        4.Чтобы оптимально решить проблемы в обучении необходимо учителю саморазвитие.

        5.Составление поурочного плана необходимо сочетать с психологическим анализом развития детей.

                     Литература:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Лабиринт, 2012. — С. 25-33.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Лабиринт, 2012. — С. 44—47.
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика - Пресс, 1999. — С. 74.
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика - Пресс, 1999. — С. 173.
  5. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. — М, 1989
  6. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М.: Педагогика, 1977. — 208с.

 

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"...

Открытый урок по математике 1 класс Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

Тип урока: открытие нового  знания.Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины....

Открытый урок по математике 4 класс.Тема урока: Решение примеров и задач с применением таблицы умножения чисел 7 и 8.

В данном файле вы сможете найти решение примеров и задач с приминением таблицы умножения чисел 7 и 8....