Конспект урока по теме "Прямоугольник."
план-конспект урока по математике (2 класс)

Калиева Лиана Шамтиевна

Конспект открытого урока в рамках конкурса "Учитель года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_pryamougolnik.docx114 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:2

Предмет: математика

Тема урока: «Прямоугольник»

УМК: «Школа России»М.И.Моро, М.А.Бантова,  Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы, в 2 частях, часть 2.

Цель: формировать  представление  о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые.

Задачи: изучить свойства прямоугольника;

закреплять знания о геометрических фигурах;

развивать  умение чертить геометрические фигуры с прямым углом;

совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Планируемые результаты:

Предметные:

научить выделять  отличительные признаки  прямоугольника и квадрата;

познакомить с терминами «длина», «ширина»; «противоположные стороны»; закрепить умение строить фигуры с прямыми углами; совершенствовать навыки устного счета; выполнять задания поискового характера.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную цель и задачи урока, планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников в группе.

познавательные:  уметь анализировать с целью выделения существенных признаков, сравнивать и делать выводы, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи,осуществлять информационный поиск.

коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи,уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Развивать логическое мышление, воображение, внимание, интерес к занятиям математикой, умение применять полученные знания и умения в жизни.

Тип урока – открытие нового знания.

Оборудование:

Для учителя: проектор, интерактивная доска, угольник, компьютер.

Для обучающихся: конверт с геометрическими фигурами, оценочные листы, цветные карандаши, угольник, линейка, карандаш, рисунки из геометрических фигур.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность

учащихся

Деятельностьобучающихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте,ребята.Сегодня урок математики проведу я. Меня зовут Лиана Шамтиевна. Садитесь.

-Ребята, для чего нужно изучать математику в школе?

Математика нужна, математика важна,

  Потому что для ума как гимнастика она.

Скажите  какой урок нас сегодня ожидает?Назовите слова, которые начинаются на каждую букву слова УРОК?(успешный,увлекательный,

разнообразный,отличный,креативный,классный)

Создаёт условия для положительной мотивации учащихся. Активизирует внимание.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Придумывают и называют слова.

Коммуникативные  УУД:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог.

Личностные УУД:понимать и принимать значение знаний для человека проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность.

2.Актуализация знаний.

В мире много интересного

 Нам порою неизвестного

 Миру знаний нет предела

 Так скорей, друзья, за дело.

 - Какой инструмент я держу в руке? (угольник)

-Подумайте, каким образом угольник может быть связан темой нашего урока?

- У него есть угол. Какой?(Прямой)

 -Назовите фигуры,вназваниях  которых спряталось это слово.(треугольник,четырехугольник, шестиугольник,многоугольник,прямоугольник….)

-Назовите их одним словом.

- Геометрические фигуры.

- Какие еще геометрические фигуры вы знаете?

-Предлагаю поработать с ними в группах. Советую работать дружно, не мешая остальным ребятам, отвечать поднимая руку, выслушивать ответы других групп, не забывать про взаимопомощь. У командиров группы есть оценочные листы.Они будут отмечать вашу работу.

У каждой группы свое задание. Найдите сумму и разность чисел.

1группа –работает с числами в фигурах желтого цвета

2 группа-работает с числами  вголубых фигурах

3 группа- с  числами в треугольниках.

4 группа -с числами  в кругах

5 группа- с числами во всех четырёхугольниках

Командиры будут оценивать ваши ответы.

Учитель демонстрирует детям угольник

Напоминает правила работы в группе.

Дает задания устного счета, демонстрирует их через презентацию.

Слушают, отвечают на вопросы

Вспоминают геометрический материал,

называют фигуры.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать других.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге.

Предметные УУД

закреплять знания о геометрических фигурах.

уметь выполнять арифметические действия с числами,

закреплять навыки устного счета.

Регулятивные УУД:

умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Предметные  УУД:

применять изученные знания, уметь вычислять в уме.

3.Постановка проблемы

-Ребята, какие были фигуры у 5 группы?

В царстве геометрических фигур жил-был прямоугольник.Он все время завидовал квадрату.

-Я такой неуклюжий!-жаловался он. Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. А если лягу набок,становлюсь низким и толстым. А ты всегда остаешься одинаковым,-говорил  он квадрату.

-Да уж!-с гордостью отвечал квадрат. У меня все стороны равны!

И квадрат переворачивался с боку на бок, но никак не менялся.

 -Урок посвятим этой фигуре(показываю на прямоугольник)

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

Отвечают

Регулятивные УУД:

 принимать и сохранять учебную задачу.

4.Формулировка темы урока, постановка целей и задач урока.

-Назовите тему урока.

-Какие задачи  должны решить сегодня?

-Откройте с.14 в учебнике. Составим план урока

1. Узнаем, что такое прямоугольник.

2.Будем чертить фигуры.

3.Решать задачи и примеры.

Уточняет задачи урока:

1)изучитьсвойства прямоугольника;

3)развивать умение чертить фигуры;

4) закреплять умение решать задачи.

Формулируют тему урока и определяют задачи.

Регулятивные УУД:

ставить цель, задачи и  планировать свою работу

5. Знакомство с новым материалом

-Раздайте фигуры из конверта.

  1. Сколько сторон у прямоугольника?

-У квадрата?

  1. Сколько углов у прямоугольника?(4)

- У квадрата?(4)

3)-Проверим все  углы (все углы прямые)

Значит, квадрат является прямоугольником.

4)Как называются стороны, которые лежат друг против друга? (противоположными).

Давайте измерим  длинные стороны. Что вы скажете? (Они равны).

-Измерьте две короткие стороны. (Они равны)

-Так что можно сказать о противоположных сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны прямоугольника равны)

5)Кто знает, как называется большая сторона у прямоугольника? (Длина)

-А меньшая? (Ширина)

- Можно утверждать, что прямоугольник является квадратом? (нет)

–У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные.

- Прочитайте наш вывод громко.

Прямоугольник:

•четырёхугольник;из 1 гр

•все углы прямые;из 2 гр

•две противоположные стороны равны;  из 3 гр.

•большая сторона – длина  из4 гр.

•меньшая сторона – ширина из 5 гр

Вот какая интересная фигура – прямоугольник.

-_Прочитайте определение прямоугольника на с.14 в учебнике.

Командиры групп, не забудьте оценить работу группы.

Рассмотрите в задание  №1.

-Найдите фигуры с прямым углом.

- Это фигуры 1.3.5.

-Ребята, а в классе есть предметы, имеющие прямоугольную форму?

-Назовите их. (Окно, доска, дверь и т.д.)

Проводит практическую работу

Демонстрирует, как можно измерить прямой угол с помощью чертёжного угольника.

Обсуждает результаты практической работы и подводит учащихся к определению понятия «прямоугольник»,

Знакомит со свойствами прямоугольника.

Начинает предложение перед ответом учеников

Выслушивает ответы нескольких учеников.

Находят сходство и различие между прямоугольником и квадратом.

Отвечают на вопросы.

Читают по цепочке.

Соотносят новые знания с определением в учебнике.

Приводят примеры, используя жизненный опыт

Познавательные УУД:

уметь проводить коллективное исследование, анализиро-вать, рассуждать, доказывать, осуществлять работу по выполнению отдельных операций.

Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания, работать в коллективе, уважать мнения одноклассников.

6.Физминутка.

Ребята, наступивший 2021 год главой республики Р.Хабировымобьявлен годом здоровья,поэтому не забываем про свое здоровье.

-Вы ,наверное,устали

И поэтому все встали

Дружно вытянули руки

Время для физминутки.

-Я показываю фигуры. Если есть прямой угол- приседаете. Если нет- поднимаете руки.

-Нарисуйте с помощью зрачков прямоугольник, треугольник, круг.

ЛичностныеУУД: иметь установку на здоровый образ жизни.

7.Закрепление изученного

№2 (учебник)

-Следующее задание прочитает ….-

-Предлагаю выполнить их по группам.

1-2 группа  чертят треугольник с прямым углом.

2-3 группа- четырехугольник,у которого все углы прямые.

3 группа- четырехугольник,у которого 2 угла прямые.

Командирам групп надо оценить и это задание.

Задания от Учи.ру

-Ребята,в Учи.ру тоже есть интересные задания по теме «Прямоугольник»

Сейчас некоторые из них рассмотрим вместе на уроке. Решать их   можно до понедельника.

Предлагает работу в группах, чертить геометрические фигуры с прямым углом.

Напоминает об оценивании

Организует повторение знаний и  умениевыполнять задания самостоятельно.

Приглашает по 1 ученику от каждой группы.

Работают согласно инструкции:

чертят фигуры в тетради,. При необходимости  1 группа пользуется образцом.

По порядку выходят к доске, решают задания на интерактивной доске.

Выполняют

задания на Учи.ру. «Найди прямоугольник», (4 задания)

«Собери прямоугольник»

Коммуникативные УУД

умение слушать и понимать других, работать в группе,

обмениваться мнениями, уметь слушать друг друга.

Предметные УУД

закреплять умение чертить фигуры с прямым углом.

Личностные УУД:

Развивать логическое мышление, внимание, интерес к занятиям математикой.

Познавательные УДД:

уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, умозаключения, делать выводы.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока.

-Что открыли нового для себя?

-Где могут пригодиться знания о прямоугольнике? (изготовление кормушки, шкатулки для мелочей…)

Проанализируйте свою работу на уроке и оцените ее.

-Ребята, на партах лежат рисуночки. Если понравился урок, вы все поняли и все у вас получилось, то вы красите  предметы прямоугольной формы;

- если вы хорошо поработали, но что-то не получилось или остались вопросы,то раскрашиваете предметы круглой формы.

- если вам было трудновато,  красите предметы треугольной формы.

Предлагает вместе сделать вывод  поизученной теме и перечислить  ситуации, в которых необходимо будет применить полученные знания.

Делают вывод о необходимости полученных знаний, и называют,  в каких обстоятельствах воспользуются изученным на уроке.

Личностные УУД:

формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

9.Домашнее задание.

-Выполнить №6 (решить примеры в тетради).

Для самых трудолюбивых в классе-превратить прямоугольник в треугольник, четырехугольник, пятиугольник с помощью линейки, карандаша и ножниц.

Предлагает творческое задание как дополнительную работу.

Записывают задание в дневник

Личностные УУД:

самостоятельность в изучении учебного материала.

10.Контроль и оценка знаний

-Работу  групп оцениваю на отлично и хорошо.

За активность и правильность ответов оценки за урок получают. ..

Всем спасибо за урок.

Собирает оценочные листы, ставит оценки.

Регулятивные УУД:

осуществлять  контроль по

результату, формировать

самопроверку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...