Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах посредством технологии «Математический театр»
статья по математике

Егорова Мария Сергеевна

Как развивать математические способности детей и необходимые для решения олимпиадных задач навыки? Курс "Математический театр" - проект,  направленный на формирование устойчивой мотивации к решению олимпиадных задач у всех учащихся, готовит к правильному восприятию задач повышенного уровня сложности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipz.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Технология подготовки победителей олимпиад в начальной школе по ФГОС НОО

Егорова Мария Сергеевна,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

МБОУ «Гимназия №5», г. Королёв, Московская область, РФ

Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах посредством технологии «Математический театр»

   Умение решать олимпиадные задачи всегда являлось одним из показателей математической одарённости ученика. Без сомнения, наибольших успехов в олимпиадах добиваются дети с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями. Как развивать математические способности детей и необходимые для решения олимпиадных задач навыки? На мой взгляд, для этого требуется сочетание следующих важнейших факторов:

  • Знание материала школьной программы - самая первая и базовая ступенька. Если у ученика есть даже незначительные пробелы в базовых знаниях, то ни о какой победе на олимпиаде и речи быть не может.
  • Наличие комфортной образовательной среды, устойчивой ситуации успеха при решении задач повышенного уровня сложности.
  • Сформированность навыков, необходимых для решения нестандартных задач: способность к планированию собственной деятельности, к её самоанализу и самоконтролю, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, вариативность мышления, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость.
  • Практика. Только при наличии системной олимпиадной подготовки, постоянной практики в решении задач разных форм, видов, тем, ученик сможет полноценно подготовиться к олимпиаде.

Существует много различных олимпиадных курсов с различным интересным содержанием, методических пособий, предлагающих большое количество олимпиадных задач. Однако, зачастую их отличает несистемный характер, случайный подбор заданий, ориентированных на работу только с одарёнными детьми. А нам необходима системная подготовка, как средство развития творческого потенциала каждого ребёнка. Важно, чтобы предлагаемый инструментарий отличала полнота подготовки (то есть были затронуты все направления олимпиадной математики), и дети осваивали общие стратегии решения интеллектуальных задач за рамками школьной программы, а не решали их «случайно».

Очень хорошее решение существующих проблем в олимпиадной подготовке предлагает учебно-методический комплекс, который разработан в НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной подготовки» в рамках проекта «Олимпиадная математика». Комплекс разработал инструментарий, который ориентирован не только на системную подготовку к олимпиадам, но и на повышение мотивации всех детей к изучению математики. Комплекс олимпиадной подготовки синхронизирован с курсом «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон, с программой этапов ВОШ. Этот курс системный, непрерывный (3-9 класс), обеспечивает связь урочной и внеурочной деятельности.

В рамках курса разработан проект «Задача дня» - первый шаг к олимпиадной математике. Этот проект направлен на формирование устойчивой мотивации к решению олимпиадных задач у всех учащихся, готовит к правильному восприятию задач повышенного уровня сложности. Задание повышенной сложности учитель может брать из учебника математики (таких там много), или из любого другого методического пособия. Задача предъявляется в начале дня всем ученикам класса (можно разместить утром в уголке математики). Ученики самостоятельно решают задачу в течение дня, фиксируют свой продвижение в её решении. Затем на уроке (или на внеурочном занятии) учитель организует разбор решения задачи, ученики записывают согласованный вариант решения. Так дети постепенно привыкают к решению нестандартных задач.

Ещё один проект, разработанный Институтом СДП, - курс «Математический театр». Основная идея «Математического театра» - вовлечь детей в математическую деятельность, создать непрерывную систему формирования интеллектуальных способностей всех детей. Курс согласован с содержанием уроков по математике и содержанием заданий олимпиад разного уровня. Он предлагает посредством метода ролей осваивать стратегии и способы решения задач через ролевую игру. Роли выбираются не случайно, а в соответствии с мыслительными действиями по решению математических задач и позволяют глубже погрузиться в этапы решения. Например, «фотограф – разведчик» - анализирует текст задачи, строит образ задачи в целом. Эта роль очень важна, ведь без понимания условия и требований к задаче она не может быть решена. «Переводчик» строит схему, модель задачи. «Навигатор» занимается поиском способов решения, «мастер» выполняет построенный план и фиксирует решение, а «эксперт» проверяет его правильность, формулирует ответ. Роль «оформителя» - аккуратно и понятно представить результат.

В каждом занятии курса выделены разделы:

  • «Творческая мастерская». На этом этапе учитель предлагает учащимся ключевую задачу по изучаемой теме. В ходе решения ключевой задачи учитель подводит детей к самостоятельному обобщению способа её решения. Этот способ дети карандашом фиксируют в тетради как «совет» - содержательный ориентир для поиска решения задач по данной теме. Затем в ходе обсуждения выводится общая версия «совета», сравнивается с «карандашным» вариантом, а итоговый «совет» аккуратно записывается ручкой. Решается ещё 2-3 задачи по теме. Именно на этом этапе дети работают в командах, распределяют между собой роли, готовятся к представлению на «сцене» своего решения.
  • «Выход на бис» - этап, на котором предлагаются аналогичные тренировочные задания. При этом ученик по своему желанию может выбрать одно или несколько заданий, а после их выполнения - проверить себя по «эталону» (подробному образцу решения).
  • «Зеркало». Завершая работу по каждой теме, учитель организует рефлексию учениками своей учебной деятельности: «Что нового узнали? Какие задачи показались сложными? Какие победы сегодня удалось одержать? Довольны ли своей работой?». Можно предложить детям нарисовать знаки для характеристики задач («пушинка» - лёгкая, «гиря» - сложная, «солнышко» - понравилась и т.д.). Свои выводы по занятию и советы самому себе ученик может записать в рамочке «Зеркало».
  • «За кулисами». Этот этап содержит задания, предназначенные для дополнительной самостоятельной работы ученика. Это задания, как правило, более высокого уровня сложности для тех детей, которые работают быстрее и, решив все задания на занятии, хотят потренироваться дома.

Итак, при работе в технологии «Математический театр» дети учатся работать в команде, преодолевать трудности, учатся грамотно работать с текстами и выполнять мыслительные действия по решению нестандартных задач. Задачи предлагаются разного уровня сложности, что позволяет каждому ученику выстроить свой индивидуальный маршрут продвижения. В пособии предлагаются «эталоны» - образцы для самопроверки для каждого задания (не только решение, но и «путь к решению» - алгоритм самопроверки, который позволяет выявить места затруднений, разобрать их и больше не допускать ошибок в решении). Задачи курса затрагивают все направления олимпиадной математики, много дополнительных заданий и вопросов со *. Разбирая разные варианты решения и записывая «советы», дети постепенно создают «умный решебник», который поможет им подготовиться к математическим соревнованиям разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар «Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах»

На данном семинаре рассматривается актуальность олимпиадного движения, т.к. олимпиады являются одним из основных направлений работы с одаренными детьми в школе. Учителям были предложены этапы подготов...

Презентация Теоретический семинар «Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах»

В данной презентации отображаются основные моменты теоретического семинара "Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах"...

Основные принципы подготовки младших школьников к участию в олимпиадах по английскому языку

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Преимущества систематического обучения детей иностр...

Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы.

Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы....

Памятка для родителей обучающихся 4-х классов по подготовке детей к участию во Всероссийских проверочных работах

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации проводит Всероссийские проверочные работы (ВПР). (...

Методическая разработка по подготовки обучающихся к участию в муниципальной научно-практической конференции.

Наш проект мы назвали «Безопасность школьников на дорогах наукограда Кольцово». Выполнил ученик 4 «Г»  класса МБОУ «Лицей Технополис» Ильичев Ярослав.ВведениеМ...

Рабочая программа по подготовке к участию в олимпиадах учащихся начальной школы

Актуальность программы Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребё...