План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока
план-конспект урока по математике (1 класс)

Гордиенко София Романовна

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России».

Предмет: математика.

Тема: «Задача».

Класс: 1.

Цель: организация деятельности обучающихся для формирования и усвоения понятия «Задача» и ее структуры, совершенствование навыков сложения и вычитания.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с понятием «Задача» и ее структурой; совершенствование навыков сложения и вычитания; научить применять полученные знания по теме «Задача» на практике; формировать умение различать условие задачи и вопрос, правильно оформлять условие задачи.

Развивающие:  способствовать развитию вычислительных навыков, наблюдательности, внимания, наглядно-действенного мышления, оперативной памяти, формирование грамотной математической речи, познавательной активности мотивации к дальнейшему изучению математики.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры поведения; умения отстаивать собственную точку зрения; воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать; воспитывать целеустремленность.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умеет ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного ранее, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель,задачи; составляет план работы, осуществляет оценку результативности.

  Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи.

Предметные: формировать представление о  структуре текстовой задачи, правила оформления и  решения задачи в тетради, умение различать условие задачи и вопрос, умение составлять схему к задаче.

Оборудование: учебник, тетрадь, дидактический материал, презентация.

Ход урока

  1. Организация начала урока
  1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут София Романовна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

  1. Проверка готовности к уроку.

У: У вас на столе должен лежать дневник, учебник, тетрадь, наглядный материал. Приготовим наглядный материал карточки и разложим их от 1 до 10 и геометрические фигуры, счетные палочки.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

У: Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

  1. Актуализация знаний.

Устный счет.

У: Сегодня на уроке математики нас ждёт увлекательное путешествие в страну Знаний. А с кем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В полотняный балаган

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка?

(«Буратино»)

У: Много трудностей нам придётся преодолеть, чтобы попасть в страну Знаний. Но они нам не страшны, потому что девиз нашего класса: «Один за всех и все за одного!»

1) Игра «Составь поезд».

У: Поедем мы туда на поезде, номера которого зашифрованы с помощью примеров. Вычислите и поставьте вагоны в порядке возрастания номеров.

https://compendium.su/mathematics/1klass_1/1klass_1.files/309x36ximage100.jpg.pagespeed.ic.Ny68wuuQJD.jpg

2)

У: Ребята, Буратино принес нам задания, давайте решим их.

У: 1 да еще 2 - это … (3)

У: Уменьши 10 на 1. (9)

У: Увеличь 5 на 3. (8)

У: Сумма чисел 4 и 2. (6)

У:  Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2,чему равна сумма?

3) На доске примеры 6 + 2 и 5 + 2.

У: Чем похожи выражения?

О: Знаком действия, вторым числом – слагаемым.

У: Разным будет ответ или одинаковым?

О: Разным.

У: В каком выражении ответ будет больше?

О: В первом.

У: Как проверить?

О: Посчитать.

У: Посчитайте.

У: Прочитай примеры  по-разному: используя и новые слова.

(«плюс», «слагаемое», «увеличить»).

4) Какая фигура следующая? (стр. 89 учебника).

Дети открывают учебник на стр. 81 

  У: Рассмотрите фигуры на правой странице справа. Подумайте, какая  фигура будет следующая. Постройте фигуру из палочек.

У: Сколько палочек в первой  фигуре? Во второй? В третьей?

О: Сигнализируют карточками.

У: Сколько же будет в четвертой?

О: Сигнализируют карточками.

второй? В третьей? Сколько же будет в четвёртой?

5) Геометрические фигуры.

У: А теперь посмотрите на доску и ответьте, что вы видите?

О: Геометрические фигуры.

У: На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры? По каким

признакам?

О: По форме, по цвету, по размеру.

  1. Открытие нового знания. Целеполагание.

У: Ребята, расшифруйте запись и узнайте тему сегодняшнего урока:

арЗитпАануысчгеимпДыфвкпапАсмизлоиЧыфцуоА

О: Задача.

1. Знакомство со структурой задачи.

У: Правильно, сегодня мы узнаем, какой рассказ называется задачей, из каких частей он состоит.

(Учитель вывешивает табличку «ЗАДАЧА»).

У: Что известно в задаче?

О: На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты.

У: На языке математики это называется условием задачи.

(Учитель вывешивает табличку «УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ»).

У: Что нужно узнать?

О: Сколько всего овощей купили.

У: Это вопрос задачи.

(Учитель вывешивает табличку «ВОПРОС ЗАДАЧИ»).

У: Сосчитайте, сколько овощей купили.

О: 2 + 7 = 3 (ов.).

У: Это решение задачи.

(Учитель вывешивает табличку «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ»).

У: Еще раз прочитайте вопрос и ответьте на него.

О: Купили 3 овоща.

У: Это ответ задачи.

(Учитель вывешивает табличку «ОТВЕТ ЗАДАЧИ»).

2. Работа с учебником.

У: Прочитайте на с. 88 № 1, что мы должны узнать сегодня на уроке.

О: Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ.

У: Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи?

О: Это то, что нам известно.

У: Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи?

О: Это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать.

У: Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением.

О: Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать.

У: Прочитайте ответ задачи.

У: Молодцы! Прочтите задание № 6 (с. 89).

- Объясните, как составлены равенства в первом столбике.

О: К 1 прибавили 2, получилось 3. Значит, 3 — это 1 и 2. Если из 3 вычесть 2, получится 1.

У: Какое еще равенство можно составить по этому рисунку?

О: 3 – 1 = 2.

(Второй и третий столбики обучающиеся по аналогии разбирают в парах.)

У: На странице 89 под 7 упражнением есть задание. Прочитаем его.

У: Теперь каждый сам придумывает свою задачу и записывает в тетрадь и составляет схему.

  1. Физкультминука.

Упражнения для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

  1. Закрепление нового знания.

1. Работа в тетради с печатной основой.

У: Откройте рабочую тетрадь на странице 33. Прочитайте условие первой задачи.

О: У кошки 3 белых котенка и 2 черных.

У: Нарисуйте схему, изобразив котят синими и красными кругами.

У: Прочитайте вопрос задачи.

О: Сколько всего котят?

У: Как ответить на вопрос задачи?

О: 3 + 2 = 5 (к.).

У: Назовите ответ задачи.

О: Всего 5 котят.

(По аналогии разбирается вторая задача. Следующее задание учащиеся выполняют самостоятельно. Проверка).

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока

- вспомнили о….

- узнали о …

- познакомились с особенностями…

- учились…

У: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.

У: Мне очень интересно, со всеми ли заданиями вы справились, были ли какие-то трудности. Выяснить это можно необычным и интересным способом. Я раздам вам карточки самооценки. Вам необходимо оценить свою работу на уроке.

Лист самооценки

Фамилия, имя:

Расставьте стрелочки:

  1. Информация о домашнем задании.

У: Молодцы, наш урок подходит к концу. Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок. На странице 88 задание 3. Вам нужно будет написать условие задачи, решение и составить схему.

- Спасибо вам за прекрасный урок, дорогие ребята. Мне очень понравилось, как вы работали сегодня. Урок окончен. До свидания!

САМОАНАЛИЗ УРОКА   ПО ФГОС

Раздел программы: «Сложение и вычитание».

Тема урока: «Задача».

Тип урока: открытия нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся для формирования и усвоения понятия «Задача» и ее структуры, совершенствование навыков сложения и вычитания.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с понятием «Задача» и ее структурой; совершенствование навыков сложения и вычитания; научить применять полученные знания по теме «Задача» на практике; формировать умение различать условие задачи и вопрос, правильно оформлять условие задачи.

Развивающие:  способствовать развитию вычислительных навыков, наблюдательности, внимания, наглядно-действенного мышления, оперативной памяти, формирование грамотной математической речи, познавательной активности мотивации к дальнейшему изучению математики.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры поведения; умения отстаивать собственную точку зрения; воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать; воспитывать целеустремленность.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умеет ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного ранее, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель,задачи; составляет план работы, осуществляет оценку результативности.

  Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи.

Предметные: формировать представление о  структуре текстовой задачи, правила оформления и  решения задачи в тетради, умение различать условие задачи и вопрос, умение составлять схему к задаче.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На данном уроке применялся деятельностный подход в обучении.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На этапе актуализации знаний учащиеся активно работали, формулировали выводы.

В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей ситуации. Используя знаковую систему, учебную задачу зафиксировали на доске.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера (считали по линеечке, работали с геометрическими фигурами), детям надо было вспомнить и использовать уже имеющиеся знания.

При подведении итогов  и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была наглядной и привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. Применялись здоровье сберегающие технологии (физминутка общего воздействия). Все предлагаемые задания направлены именно на развитие детей. 

При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах. Детям  оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока была использована мультимедийная презентация, задействованы все возможные ресурсы кабинета. Урок был очень динамичный, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

Считаю, что урок реализовал поставленные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики на тему "Задачи на противоположное движение". 4 класс

Презентация к уроку математики  с казахским языком обучения. 4 класс. Презентация объемная. Скачать можно со следующей ссылке:http://depositfiles.com/files/bh470kfue...

Урок математики по теме «Задача». (УМК «Школа России», 1 класс)

Урок математики по теме «Задача». (УМК «Школа России», 1 класс)...

Технологическая карта урока математики по теме ""Задача и её составные части" 1 класс

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Учебник М. И. Моро и другие "Математика. 1 класс" Педагогическая цель урока:...

План конспект урока математики по теме "Задачи на движение" 4 класс.

План открытого урока по теме "Задачи на движение" Связь между скоростью,временем и расстоянием....

План конспект по математике на тему "Задачи в три действия" 3 класс

План конспект по математике на тему "Задачи в три действия" 3 класс...