Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)

             Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»; с модулем воспитательной программы «Школьный урок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx69.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Математика»

Пояснительная записка

             Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

1.Моро. М. И. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - М.: Просвещение, 2021.

Рекомендовано МО и науки РФ.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

•    поиск информации и работать с ней;

  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;

развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

  • сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен
  • постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.); рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
  • система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает  применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально рacпpеделены во времени.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предмет ми, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

Описание места учебного предмета « Математика»

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана» на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

Планируемые  предметные результаты освоения

В результате изучения математики в третьем классе дети научатся:

К концу обучения в третьем классе ученик  должен научиться:

называть:

  • последовательность чисел до 1000;
  • число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
  • единицы длины, площади, массы;
  • названия компонентов и результатов умножения и деления;
  • виды треугольников;
  • правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
  • таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • понятие «доля»;
  • определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
  • чётные и нечётные числа;
  • определение квадратного дециметра;
  • определение квадратного метра;
  • правило умножения числа на 1;
  • правило умножения числа на 0;
  • правило деления нуля на число; сравнивать:
  • числа в пределах 1000;
  • числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
  • длины отрезков;
  • площади фигур; различать:
  • отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
  • компоненты арифметических действий;
  • числовое выражение и его значение;
  • читать:
  • числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
  • результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующие случаев деления;
  • соотношения между единицами длины: 1 м = 100см,1 м = 10дм;
  • соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
  • соотношения между единицами времени: 1 год =12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
  • приводить примеры:
  • двузначных, трёхзначных чисел;
  • числовых выражений;

-    моделировать:

  • десятичный состав трёхзначного числа;
  • алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
  • ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка упорядочивать:
  • числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
  • текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
  • готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способ решения;

классифицировать:

  • треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
  • числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
  • конструировать:
  • тексты несложных арифметических задач;
  • алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:
  • свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
  • готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи:
  • записывать цифрами трёхзначные числа;
  • решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
  • вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
  • вычислять значения простых и составных числовых выражений;
  • вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
  • выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
  • заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:

  • выполнять проверку вычислений;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и них);
  • решать задачи в 1-3 действия;
  • находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
  • выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
  • классифицировать треугольники;
  • умножать и делить разными способами;
  • выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
  • сравнивать выражения;
  • решать уравнения;
  • строить геометрические фигуры;
  • выполнять внетабличное деление с остатком;
  • использовать алгоритм деления с остатком;
  • выполнять проверку деления с остатком;
  • находить значения выражений с переменной;
  • писать римские цифры, сравнивать их;
  • записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать а;
  • сравнивать доли;
  • строить окружности;

-составлять равенства и неравенства

Содержание учебного предмета (136 часов)

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.

Табличное умножение и деление (56 ч)

Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётны нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.

Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на крал сравнение чисел.

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможно деления на 0.

Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Текстовые задачи в три действия.

Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Внетабличное умножение и деление (27 ч)

Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 •  23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20.

Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.

Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + Ь, а - Ь, а • b, с : d (d  0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)

Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)

Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1-3 действия на сложение.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч)

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.

Знакомство с калькулятором.

Итоговое повторение (6 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.

Решение уравнений.

Решение задач изученных видов.

Тематическое планирование с учетом программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы (раздела)

Наименование разделов и тем

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Всего часов

1

Числа от 1 до 100.Сложение вычитание.

 Международный день распространения грамотности.

Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру»)

8

2

Табличное умножение и деление.

Дни финансовой грамотности.

Урок исследований «Методы решения уравнений»

28

3

Числа от 1 до 100.Табличное умножение  и деление.

Урок дидактических игр.

Работа на портале Учи.ру

28

4

Числа от 1 до 100.Внетабличное умножение и деление

Урок дидактических игр по математике.

Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру»)

27

5

Числа от 1 до 100. Нумерация.                                                                        

День Российской науки, открытия в области математики.

Урок проектной деятельности.

13

6

Числа от 1 до 1000. Сложение  и вычитание.

Дни финансовой грамотности. Киноуроки в начальной школе. Урок фантазирования. Урок исследование «Космос — это мы».

10

7

Умножение и деление.

Тематический устный счет.

Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру»,

12

8

Итоговое повторение.

Урок проект: «Вклад математиков в победу».

Урок творчества «За страницами учебников».

Работа на портале Учи.ру.

10

                                                    ИТОГО:

136

Календарно-тематическое планирование

по математике для  3 класса на 2021 – 2022 учебный год

4 часа в неделю,136 часов в год

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

                                       Числа от 1 до 100.Сложение вычитание ( 8ч )

1

Сложение и  вычитание.

2

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом  через десяток.

3

Выражение с переменной. Решение  уравнений с неизвестным слагаемым.

4

Решение уравнений с неизвестным  уменьшаемым.

5

Решение  уравнений с неизвестным  вычитаемым.

6

Обозначение геометрических фигур буквами. «Странички для любознательных».

7

Входная контрольная работа № 1, по остаточным знаниям

8

Работа над ошибками. Повторение  пройденного

«Что узнали.  Чему научились».

Вводная диагностическая работа.

                                                Табличное умножение и деление ( 28 ч )

9

Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения.

10

Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3.

11

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.

12

Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая

масса.

13

Порядок выполнения действий.

14

Порядок выполнения действий.

Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения».

15

Закрепление. Решение задач.

16

«Странички  для любознательных».

Проверочная работа № 1 по теме «Табличное умножение и  деление».

17

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему

научились».

Математический диктант № 1.

18

Контрольная работа № 2 по теме «Табличное умножение и деление».

19

Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления.

20

Закрепление пройденного. Таблица умножения.

21

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

22

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

23

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

24

Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.

25

Задачи на кратное сравнение.

26

Решение задач на кратное сравнение.

27

Решение задач.

Проверочная работа № 2 по теме «Решение задач».

28

Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи

деления.

29

Контрольная работа № 3 за 1 четверть.

30

Решение задач.

31

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

32

Решение задач.

33

Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления.

34

«Странички для любознательных».

Математический диктант № 2.

35

Проект  «Математическая сказка».

36

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Проверочная работа № 3 по теме «Умножение и деление. Решение задач».

                              Числа от 1 до 100.Табличное умножение  и деление ( 28 ч)

37

Площадь. Единицы площади.

38

Квадратный сантиметр.

39

Площадь прямоугольника.

40

Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи  деления.

41

Решение задач.

42

Решение задач.

43

Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.

44

Квадратный дециметр.

45

Таблица умножения.

46

Решение задач.

47

Квадратный метр.

48

Решение задач.

49

«Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант № 3.

50

Промежуточная диагностика.

Тест «Проверим себя и оценим свои достижения».

51

Умножение на 1.

52

Умножение на 0.

53

Случаи деления вида:  а : а;   а : 1 при а ≠ 0.

54

Деление нуля на число.

55

Решение задач. «Странички для любознательных».

56

Контрольная работа № 4  по теме «Табличное умножение и деление».

57

Доли.

58

Окружность. Круг.

59

Диаметр окружности (круга).

60

Решение задач.

Проверочная работа № 4 по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач».

61

Контрольная работа № 5 за 2 четверть.

62

Единицы времени.

63

Математический диктант № 4.

Единицы времени.

64

«Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

                                 Числа от 1 до 100.Внетабличное умножение и деление ( 27 ч)

65

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3.

66

Случаи деления вида 80 : 20.

67

Умножение суммы на число.

68

Умножение суммы на число.

69

Умножение двузначного числа на однозначное.

70

Умножение двузначного числа на однозначное.

71

Решение задач.

72

Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных».

73

Деление суммы на число.

74

Деление суммы на число.

75

Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2.

76

Связь между числами при делении.

77

Проверка  деления.

78

Приём деления для случаев вида 87 : 29,  66 : 22.

79

Проверка  умножения  делением.

80

Решение  уравнений.

81

Закрепление пройденного.

Проверочная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление».

82

«Странички  для любознательных». Что узнали. Чему научились.

Математический диктант № 5.

83

Контрольная работа № 6 по теме «Внетабличное умножение и деление».

84

Деление с остатком.

85

Деление с остатком.

86

Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора.

87

Задачи на  деление с  остатком.

88

Случаи деления, когда делитель больше остатка. Проверочная работа № 6 по теме «Деление с остатком».

89

Проверка деления с остатком. Наш проект «Задачи-расчёты».

90

Контрольная работа № 7 по темам «Решение задач и уравнений. Деление с  остатком».

91

Работа над ошибками.«Странички  для любознательных». Что узнали. Чему научились.

Тест №2 «Проверим себя и оценим свои достижения».

ЧИСЛА от 1 до 1000. Нумерация ( 13 ч)

92

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

93

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

94

Разряды счётных единиц.

95

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

96

Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.

97

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

98

Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.

99

Контрольная работа № 8 за 3 четверть.

100

Сравнение трёхзначных чисел.

Математический диктант № 6.

101

Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000.

Проверочная работа № 7 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000».

102

Единицы массы.

103

Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои  достижения».

104

«Странички для любознательных».

Что узнали. Чему научились.

                                                  Числа от 1 до 1000. Сложение  и вычитание ( 10 ч )

105

Приёмы устных вычислений.

106

Приёмы устных вычислений  вида: 450 + 30, 620–200.

107

Приёмы устных вычислений  вида: 470 + 80, 560–90.

108

Приёмы устных вычислений  вида: 260 + 310, 670–140.

109

Приёмы письменных вычислений.

110

Письменное сложение трёхзначных чисел.

111

Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились».

112

Виды треугольников.

Проверочная работа № 8  по теме  «Сложение и вычитание».

113

Закрепление. Решение задач. «Странички для любознательных».

Тест № 4 «Верно?  Неверно?»

114

Контрольная работа № 9 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел».

                                                     Умножение и деление   ( 12 ч)

 115

Приёмы устных вычислений  вида: 180 · 4,  900 : 3.

116

Приёмы устных вычислений  вида: 240 · 4,  203 · 4,  960 : 3.

117

Приёмы устных вычислений  вида: 100 : 50,  800 : 400.

118

Виды треугольников. «Странички  для любознательных».

119

Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление.

120

Приёмы письменного умножения в пределах 1000.

121

Приёмы письменного умножения в пределах 1000.

122

Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление.

123

Закрепление. Проверочная работа № 9 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное».

124

Приём письменного деления на однозначное число.

125

Приём письменного деления на однозначное число.

126

Проверка  деления. Приём письменного деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.

    Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе ( 9 ч ). Проверка знаний ( 1 ч )

127

Проверочная работа № 10 по теме «Деление многозначного числа на однозначное».

128

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

129

 Повторение приёма письменного деления на однозначное число.

Математический диктант № 7.

130

Контрольная работа № 10 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000».

131

Итоговая диагностическая работа.

132

Нумерация. Сложение и  вычитание.

Геометрические фигуры и  величины.

133

Контрольная работа № 11 за год.

134

Умножение и деление.  Задачи.

Математический диктант № 8.

135

Геометрические фигуры и  величины.

Тест № 5 «Проверим себя и оценим свои достижения».

136

Правила о порядке выполнения действий. Задачи.

Итого: 136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 4 класса, программа "Школа России".

Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягина, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой "Математика" (сборник "Концепция и программы...

Рабочая программа по математике для 1 класса.. Программа "Школа России"

Программа "Школа России"Количество часов в год-132ч.( 4 часа в неделю)...

рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение математике в объеме 4 часа в неделю, всего - 136 часов в год. Для реализации рабочей программы используется учебник Моро М.И.,Бантова М.А. Матем...

Рабочая программа по математике для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по математике ориентирована на использование учебно-методического комплекта:Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. учебник в 2  частях -  Москва, «Просве...

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Школа России" ФГОС

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса математики, ожидаемые результаты,перечень обязательных проверочных работ, требования к уровню подготовки выпускника, перечень ...

рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Математика" для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного раз...

Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Школа России" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....