Конспект урока математики в 3 классе "Доли"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Балышева Наталья Викторовна

Конспект урока математики в 3 классе. Тема урока "Доли". УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок математики в 3 классе "Доли"168.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

2. Актуализация знаний

Ребята, сегодня на уроке мы должны открыть новое знание.

Как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Прописываем число 23. Что мы можем сказать об этом числе? (двузн, 2 дес 3 ед)

Устный счет (Фронтально)

Вспомним таблицу умножения и деления, выполним вычисления (фронтально)

45 : 5        81 : 9            5 х 4

8 х 4         40 : 4            9 : 9

6 х 6          56 : 8           6 х 3

54 : 9        7 х 9             1 : 2

3. Самоопределение.

Ребята, почему возникло затруднение с последними примером?

-Можем ли мы 1: 2?  

Почему?  1<2

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как это можно сделать.

-Вы делили когда-нибудь один апельсин на двоих? (да)

Значит, 1 предмет можно разделить на 2. (показ апельсина, разделенного пополам)

Какой вывод сделаем: 1 можно разделить на двоих, но каждому достанется не предмет, а его часть, доля.(карточка на доску)

Какой целый предмет вам приходилось делить на несколько частей? (яблоко, шоколадку)

- Давайте посмотрим мультфильм как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

(Мультфильм «Апельсин»).1 мин 40 сек

 Анализ мультфильма:

- При делении апельсина что получил каждый из животных? (дольку, часть)

- Кто из вас понял над как темой будем работать на уроке? (ДОЛИ)

- Какова цель нашего урока? (научиться делить на равные части.  Правильно, вы поняли суть. Тема нашего урока Доли )

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться читать, записывать и сравнивать доли) Посмотрите на опорные

4. Работа по теме урока.

 - Как вы думаете, что такое доля? (доля -это часть!!! Карточка на доску!!! предмета или числа)

 - Сколько долей было в апельсине?  (5 долей)

 - Что можно сказать про доли, которые получили животные, какие они? (Они равные!!!)карточка на доску.

- Сделайте вывод, что такое доля? (Доля – это одна или несколько равных частей целого).

  - Сколько долей получил каждый из животных? (1)

 - Из скОльких долей? (Из 5)

(На слайде: 1 доля из 5).

Значит, у каждого из друзей одна из пяти долей или одна пятая доля. Записать это можно так -1/5 «дробная черта -  и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. слайд     

Запишите в тетради: 1 доля из 5   -   одна пятая доля -   1/5 - запись называется дробью . 

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?  (на сколько равных частей (долей) разделили)

- А число над чертой? (сколько таких частей взяли)

СЛАЙД

Посмотрите на круг.  

На сколько частей он разделен? (на 2)

Сколько частей круга закрашено? (1)

Какая получится дробь? ½

Как ее записать?

Пишем 1, проводим дробную черту, под чертой пишем 2

Читаем дробь – одна вторая.

!!!Обратите внимание, дробь мы записываем в 2 клетки.

На сколько частей разделен квадрат? (на 4)

Сколько частей закрашено? (1)

Как записать дробью? (1/4)

5. Первичная проверка понимания изученного.

Перед вами лежит карточка №1

Упражнения в образовании и записи долей. Индивидуальная работа.

Определите, какие доли закрашены в каждой фигуре?

Запишите в тетрадь, с помощью какой дроби можно обозначить эти доли на письме.

1/2 1/3 1/4 1/6 1/8

Проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Сверьте записи в тетради со слайдом.

А как быть, если круг разделен на 8 частей и закрашено 2 части? Какая будет дробь?    2/8   Но это тема следующего урока.

Работа в РТ с. 66 №178 (1)    - самостоятельная работа.

- Проверка фронтальная.

 Назовите № прямоугольника, у которого закрашена 1/6 часть (3), 1/8?(1)

-Назовите мне какая часть закрашена у 2 прямоугольника? (1/4)

Оцените свою работу над этим этапом  в листе самооценки.

Физминутка

Дружно с вами мы считали и про доли рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Доли, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.

6. Применение знаний и способов действий.

Ребята, возьмите карточку №2, прочитайте задачи и запишите в тетради только ответы.

Задача 1. На день рождения Вини - Пуха были приглашены Сова, Пятачок, Иа-Иа, торт разделили на 4 части. Какая часть торта досталась каждому из героев? (1/4)

Задача 2.

Дыню разделили поровну между 6 детьми. Какую часть дыни получил каждый? (1/6)

Назовите, какие у вас получились доли? ¼  и 1/6

Давайте попробуем их сравнить. 

Какая доля больше?

Мнения разделились. И возникает вопрос, кто же из нас прав?

Чему мы сейчас будем учиться, кто догадался? (будем учиться сравнивать доли)

Практическая работа в парах:

Сейчас поработаем в парах.

- У вас на парте лежат 2 круга.

 Сравните эти два круга. Какие они?  (одинаковые)

1 вариант разделите один круг при помощи перегибания на 4 части и закрасьте 1/4 часть.

2 вариант разделите второй круг при помощи перегибания на 2 части, закрасьте 1/2 часть.

Сравните теперь ваши доли.

- Какая доля меньше? (1/4)

Какая больше? (1/2)

- Какой вывод можно сделать?

(Чем больше долей в целом, тем меньше каждая доля)

Заполните карточку

Заполни пропуски в предложениях, используя слова «больше», «меньше».

  • Чем ……………долей, тем ……………. каждая доля.
  • Чем…………… долей, тем ……………..каждая доля.

Сравните ваш вывод с выводом на экране. СЛАЙД

Кто же был прав, когда сравнивали доли ¼ и 1/6?

Вернемся к этому заданию и поставим правильный знак.

Что больше ¼ или 1/6? 1/4

А сейчас попробуем самостоятельно выполнить сравнение дробей

 Спишите дроби в тетрадь и выполните сравнение.  2 ученика с обр стор доски.

¼      1/5

½       ¼

1/6     1/8

1/3     1/5

½        1/3

1/9     1/6

Поменяйтесь тетрадями. Выполним взаимопроверку.

Оцените работу над этапом сравнения в листе самооценки.

Аналогичное задание вам нужно будет выполнить дома.

Развитие умения записывать и называть и сравнивать доли. (Практическая работа в парах)  1 пара работает у доски.

- У вас в конвертах лежат фигуры. Они разрезаны на части, доли. Сложите из долей целое.

- Что можете сказать о получившихся фигурах? (Это круги)

Чем они похожи?  (они равные)

-Чем отличаются?  (Доли разные)

-Покажите одну долю красного круга, назовите и запишите ее. 1/6

(Работа в тетрадях и на доске)

- Покажите одну долю синего круга, назовите и запишите ее. 1/10

- Сравните доли и запишите у себя в тетрадях результат сравнения.

( 1/6 >  1/10  )

Молодцы, ребята.

Итог урока.

- Ребята, чему мы учились сегодня на уроке? (узнали, что такое доли, научились читать и записывать доли, сравнивать их)

Достигли мы поставленной цели?

Рефлексия

Выберите любое предложение и продолжите его.

Я сегодня на уроке узнал…

Мне понравилось задание…

У меня возникли трудности…

Ребята, оцените свою работу на уроке.

Возьмите круги рефлексии. Посчитайте количество + в листках самооценки. Закрасьте одну из частей круга: если вам было легко и интересно – зеленым цветом, трудно, но интересно-желтым, трудно и неинтересно-красным.

- Возьмите листки самооценки. Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок. А я ставлю за урок такие отметки

- Ребята, вы на уроке были внимательными, активными, дружными. Мне хочется вас наградить не просто одной долькой, как в мультике, а целым мандарином.  Не забудьте его разделить на доли и поделиться с друзьями.

 

ОТМЕТКИ ЗА УРОК

Домашнее задание.

Учебник с. 92 № 2 (сравнение долей), с. 93 № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...