Урок математики по теме "Буквенные выражения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Конспект урока по теме "Бкувенные выражения" 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Буквенные выражения»

Дата: 23. 12. 2021

УМК: «Школа России» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюхова «Математика» 2 класс

Тема урока: «Буквенные выражения»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: познакомить учащихся с новым понятием «буквенные выражения»; учить вычислять значение буквенных выражений, совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • обучающиеся научится читать и записывать буквенные выражения, находить их значения;
  • получат возможность совершенствовать вычислительные навыки;;
  • использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств,
  • развивать внимание, логическое мышление.

Личностные: проявлять доброжелательность, внимание, помощь, в ходе учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- проговаривать последовательность действий на уроке,

  • Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую.

  • Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- учить работать в паре, группе, выполнять роли контролёра и исполнителя;

-слушать и понимать речь других.

Основные понятия: читать и записывать буквенные выражения, находить их значения.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» по математике; презентация, таблицы, карточки для учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование умения (УУД)

I.Организационный момент

Приветствие учащихся и гостей, проверка готовности к уроку. 

- Ребята, какая сегодня дата? (23 декабря)

А вы знаете, что 23 декабря 1947 года принят указ об объявлении 1 января нерабочим днем. С этого дня Новый год окончательно стал тем праздником, которому народные традиции придали ни с чем не сравнимое очарование и особый смысл.

- 23 декабря. - Дайте характеристику числа 23. (двузначное, в нём 2 десятка и 3 единицы, у него есть соседи, …)

- Перед вами– ребус. Отгадайте зашифрованное слово. (четверг)- сегодня день недели- четверг.

Как это слово связано с нашим уроком.(сегодня четверг) - Откройте тетради,  запишите число и классная работа.

Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, выполняют задание.


Регулятивные: контролируют свою деятельность, оценивают ее, при необходимости вносят поправки.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли.

(Личностные УУД: заинтересовать учащихся в улучшении способов написания отдельных цифр  и чисел.

Регулятивные УУД: проведение учащимися самоконтроля и самооценки.)

II.Актуализация знаний. Устный счёт.

1.  Предлагаю вам провести небольшое соревнование: нужно найти значения выражений, записанных на листе, выполнив вычисления и записав свой результат,  быстро передать листок  «по цепочке».

Закончив свой этап работы, внимательно посмотрите на экран:

  • Устный счёт (3 группы) по 3 выр-я – наблюдение за взаимосвязью компонентов и результатов…по цепочке

7+5                        9+6             15-6

8+5                        9+5             15-7            

9+5                        9+4             15-8  

  • Что интересного увидели в выражениях первой группы? (изменялось – увеличивалось 1 слагаемое, что должно произойти с результатом?) Назовите следующее выражение, которое могло быть записанным в этом столбике.
  • Что интересного увидели в выражениях второй группы? (уменьшалось второе слагаемое – вывод: сумма должна тоже уменьшиться)
  • Что интересного увидели в выражениях третьей группы? (вычитаемое увеличивалось, значит, значение разности должно уменьшиться, потому что «чем больше берём, тем меньше остаётся»)

Эксперты  сверяют результаты своей группы с ответами на экране. Отчёт: моя группа справилась с заданием….

2. Вставьте вместо звездочек нужный знак, чтобы равенство было верным.

       7 * 8 * 6 = 9
      8 * 5 * 4 = 7
     12 * 6 * 5 = 11
     4 * 3  *  2 = 5
     10 * 7 * 5 = 8

3. Выпишите  двузначные числа  в порядке возрастания. (один ребенок у доски выбирает карточки с числами. Если задание выполнено верно получится слово.

11

13

14

18

21

Б

у

К

В

А

-Что вы знаете про букву?

-Где можем найти нужную букву? Какие алфавиты знаете?

-Все эти знания пригодятся нам сегодня на уроке.

4.    13+21=

       13+22=

       13+23=

       13+24=

Что записано? (числ. выражения) Дайте определение числового выражения – математическая запись, состоящая из чисел, знаков арифметических действий и (иногда) скобок

- Сколько таких выражений с постепенным увеличением второго слагаемого мы можем составить? (очень много)

А сколько времени нам для этого потребуется? (предполагаемый ответ – много)

Это удобно? (предполагаемый ответ-нет)

- Что нам нужно сделать? (найти более удобный короткий способ записи выражений, в котором меняет значение один из компонентов)

У вас на парте лежит полоска бумаги - ПОПРОБУЙТЕ С СОСЕДОМ по парте ПРИДУМАТЬ КАКОЕ-ТО СВОЁ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ЧИСЛА, запишите получившееся выражение (на доске ребята выставляют получившиеся модели (чем больше – тем интереснее)

Посмотрите, сколько разных обозначений для числа, которое меняется, вы предложили. Это и…., и…, и… Молодцы!  

Дети обсуждают решение в парах.

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания. Последнее вызывает затруднения.

Читают выражение и его значение по цепочке, используя математическую терминологию

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости  корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: владеют математическими терминами: прибавить, вычесть, уменьшить , увеличить; владеют навыками сложения и вычитания в пределах 100.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию у учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, логическое мышление

III. Самоопре -деление к деятельности.

Но у нас  получилось много вариантов решения поставленной задачи. Как быть?  (предполагаемый ответ – выбрать ОДИН способ записи) У нас урок математики, и, наверное, не совсем правильным было бы использование в записи…, (если предложены звёздочки, цветочки, сердечки….), поэтому математики договорились, что число, которое в выражении будет изменяться, будут обозначать строчной буквой латинского алфавита

Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Он изучается на уроках математики, физики, химии.

Запишите это выражение с латинской буквой а.

13 + а

Прочитаем полученное выражение. Чтение.

– Как можно назвать выражение, в котором вместо числа пишем букву? (Буквенное выражение) 
– Почему? (При записи вместо цифры используем букву).
– Какова же тема нашего урока? (Буквенные выражения)

 (Открываю тему на доске)

-Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.

-Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 76)

Ответы обучающихся

Вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

выделяют и осознают то, что предстоит усвоить.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; формулируют познавательную цель; строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изученному предмету

IV. Открытие новых знаний

Прочитайте тему и задачи урока на с. 76 учебника.

- Рассмотрите рисунок на с. 76. Какое выражение стоит на пеньке? (2+…).

- Подставьте в окошко число, которое держит ёжик. Прочитайте выражение и вычислите его значение. (2+5=7)

- Какое выражение получится, если подставим число, которое держит зайчик? (числовое)

- Лиса?

- Белочка?

- Что можно сказать о выражении с окошком? (на место окошка можно подставить любое число и вычислить значение выражения).

Учащиеся подставляют числа и вычисляют значения выражений.

V. Физминут ка.

Упражнение « Огонь-вода, воздух-земля»

Выполняют элементарные физические упражнения за учителем

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

VI.Первичное закрепление знаний. Рабо та с учебни ком.

- Откройте учебник на с. 76, №1. Выполняем письменно. Коллективное выполнение по цепочке.

- Почему в последнее выражение нельзя подставить числа 7, 8, 9?

(они больше 6, вычитать нельзя).

- Прочитайте текст рядом с красной чертой.

- Чем в математике заполняют окошки? (маленькими латинскими буквами).

- Учитель записывает на доске буквы a, b, c, k, учащиеся хором читают их.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами латинского алфавита.

a – «а»

b – «бэ»

с – «цэ»

d – «дэ»

k – «ка»

x – «икс»

y – «игрек» и т.д

 ( Самостоятельно в учебнике, с. 77)

Следующее задание будем выполнять в парах – вспомним алгоритм работы в парах.

На экране записаны выражения:

8 + d           7 + 4

c – 5           14 + 6

k + 2            7 +4

7 – x            20 - 5

- Прочитайте друг другу в парах эти выражения. Слушаем. Разделите все выражения на 2 группы и запишите их в тетрадь в два столбика. Записывать будем маленькими письменными буквами. Одна пара у доски.

-Какие два столбика у вас получатся ( числовые и буквенные)

- Проверьте друг  друга, правильно ли вы записали.

Прочитайте выражение : 3-Х и найдите его значение, если х=0,1,2,3 (фронтально)

3.Работа по индивидуальным карточкам

Карточка №1

1.Подчеркни буквенное выражение? 25 + 8 46 – а 44-20

2. Найди значение выражений

20-а, если а= 10, а=7

Карточка № 2.

1. Подчеркни буквенное выражение? 3 + c 7+6 12 – 5

2. Найди значение выражений 36+b, если b=3, b=10

Попробуйте составить алгоритм решения буквенных выражений.  

- Теперь сравните его с тем, который предлагаю я. (слайд)                     

   1. Прочитать.

   2. Записать.

   3. Подставить значение буквы в выражение.

   4. Вычислить.

Выполняют необходимые действия, логически рассуждают

Обучающиеся работают в парах; осуществляют проверку выполненного задания с образцом на экране.

Самостоятельно работают по карточкам

Регулятивные УУД: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи.

Познавательные УУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.)

(Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре.

Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция.

Познавательные УУД: умение чётко структурировать полученные знания.) Личностные УУД: заинтересовать учащихся в расширении знаний и способов действий.

Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ

действия, организация рефлексии по применению нового знания.)

VII. Рефлексия

-Вот и подошел к концу наш урок.

- нам всегда хочется поделиться со своими близкими своими эмоциями по телефону и в соцсетях.  Возьмите «смартфон» и напишите СМС о своей работе на уроке, выберите елочку любого цвета и отправьте сообщение.

Определят свое эмоциональное состояние на уроке

Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и над чем ещё надо работать, прогнозирование своей деятельности

VIII. Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

- Все ли было для вас понятным?

 -Чтобы хотелось выполнить еще?

- Что показалось необычным?

Д/З с.77 №3, №4.

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения

                                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

7+5 9+6 15-6 8+5 9+5 15-7 9+5 9+4 15-8

Слайд 4

7+5=12 9+6=15 15-6=9 8+5=13 9+5 =14 15-7=8 9+5=14 9+4 =13 15-8=7

Слайд 5

7 * 8 * 6 = 9 8 * 5 * 4 = 7 12 * 6 * 5 = 11 4 * 3 * 2 = 5 10 * 7 * 5 = 8

Слайд 6

7 + 8 - 6 = 9 8 - 5 + 4 = 7 12 - 6 + 5 = 11 4 + 3 - 2 = 5 10 - 7 + 5 = 8

Слайд 7

Выпишите двузначные числа в порядке возрастания 11 21 13 18 14 Б А У В К

Слайд 8

11 13 14 18 21 Б У К В А

Слайд 9

13+21= 13+22= 13+23= 13+24=

Слайд 10

13 + а

Слайд 11

а (а), в (бэ), с (цэ), d (дэ), k (ка) х (икс)

Слайд 12

Тема: Буквенные выражения

Слайд 14

17-4 8 + d 7 + 4 c – 5 14 + 6 k + 2 7 – x 20 - 5

Слайд 15

8 + d 7 + 4 c – 5 14 + 6 k + 2 17- 4 7 – x 20 - 5

Слайд 16

3 – Х =

Слайд 17

1.Подчеркни буквенное выражение 25 + 8 46 – а 44-20 2. Найди значение выражений 20-а, если а= 10, а=7 20-10=10 20-7=13

Слайд 18

Подчеркни буквенное выражение. 3 + c 7+6 12 – 5 2. Найди значение выражений 36+b, если b=3, b=10 36+3=39 36+10=46

Слайд 19

Алгоритм решения буквенных выражений 1. Прочитать. 2. Записать. 3. Подставить значение в выражение. 4. Вычислить.

Слайд 20

мне было интересно работать на уроке, но у меня не все получилось ; - хорошо работал, доволен собой; - работа не получилась, не доволен собой

Слайд 21

Домашнее задание с.77, №3, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме: "Выражение"

Презентация по теме:" Выражение", 2 класс ( УМК " Школа 2100")...

Урок математики по теме "Выражения", 1 класс, "Школа 2100"

Изучение математики на ступени начального общего образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта направлено на достижение целей формирования первоначальных представлени...

Урок математики на тему "Выражения", 1 класс. УМК "Школа 2000"

Урок математики на тему "Выражения", 1 класс. Учебник Л.Г. Петерсон...

Урок математики «Составление числовых выражений».

Урок с презентацией к устому счету....

Урок математики по теме "Выражение" с использованием ЦОР.

Урок математики  составлен по теме "Выражение.Значение выражения. Равенство." для 1 класса с исползованием цифровых образовательных ресурсов....

Урок математики по теме "Выражение"

Урок математики по теме "Выражение" в 1 классе .На уроке используется мультимедийная презентазия, работа в парах(группах)....

Урок математики. Тема: Числовые выражения. Урок закрепления

Урок по новым стандартам вначальной школе...