Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Ляликова Татьяна Сергеевна

Подробный конспект и презентация к уроку по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №8 Пушкинского района Ляликова Т. С.

Конспект урока по математике
во 2-м классе

1.

ФИО (полностью)

Ляликова  Татьяна Сергеевна

2.

Место работы

ГБОУ школа-интернат №8 Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга

3.

Должность

Учитель начальных классов

4.

Предмет

Математика

5.

Класс

2

6.

Тема урока

Конкретный смысл действия умножения

Цель: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать и совершенствовать вычислительные навыки;
  • учить применять полученные знания на практике;
  • познакомить с соответствующей терминологией и символикой;
  • повторять и закреплять ранее пройденный материал.

Развивающие:

  • развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Формы работы воспитанников: фронтально-групповая работа, самостоятельная работа, взаимопроверка.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии (равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками), игровые технологии, технология проблемного обучения.

Оборудование: программа «Школа России», учебник по математике М. И. Моро и др. 2 класс, часть 2, карты у каждого ученика, презентация.

План урока:

I. Орг. момент – 1 мин.

II. Актуализация знаний – 6 мин.

III. Самоопределение к деятельности – 5 мин.

IV. Работа по теме урока – 15 мин.

V. Закрепление изученного материала – 10 мин.

VI. Итог – 4 мин

VII. Рефлексия – 2 мин

VIII. Д/З – 2 мин

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Время

(в мин.)

I. Орг. момент

Задача: Психологический настрой на работу.

- Ребята, сегодня на уроке математики мы отправимся с вами в «ИКС»-педицию к математическому полюсу.

- Что в математике чаще всего обозначают латинской буквой «икс»?

- Да! Неизвестное. Значит в нашей «ИКС»-педиции мы узнаем что-то новое, ещё неизвестное нам.

У каждого на парте лежит карта, которая поможет нам держать правильное направление в пути. Посмотрите, карта необычная, в дороге нас ждут различные задания. Но я уверена, что вы с ними справитесь и сделаете новое открытие.

Неизвестное число.

Слайд 1

1 мин.

II. Актуализация знаний

Задачи: развитие логического мышления, операций анализа, синтеза, а также навыков устного счета.

- Итак, чтобы попасть в порт необходимо заполнить пустые кружки. Я вам буду задавать вопросы, а вы записывайте ответы в кружки по порядку.

- Я задумала число. Из него вычла 6 и получила 24. Какое число я задумала?

- Какое число больше 8 на 7?

- Уменьшите 65 на 15.

- Найдите сумму чисел 16 и 5.

- Найдите разность чисел 46 и 15.

(Взаимопроверка)

- Поменяйтесь картами, проверьте правильность выполнения задания.

- Покажите, как вы справились с этим заданием. Зелёный цвет – отлично. Красный – было трудно. (Рефлексия)

- Мы с вами добрались до порта. Отправляемся в путь. Закрыли глазки, досчитали до 3-х: «Раз, два, три – мы в пути!». Так как у нас математическая «ИКС»-педиция экипаж корабля решил проверить ваше умение решать задачи. Внимание! Задача!

При хорошей погоде мы доберемся до острова «Волшебный треугольник» за 48 часов, а при плохой погоде будем в пути на 12 часов больше. Сколько часов на дорогу нам понадобится, если будет плохая погода?

- Молодцы! Пока мы решали задачу наш быстроходный  корабль подошёл к берегам острова «Волшебный треугольник».

Здесь нас ждёт логическая разминка. Посмотрите вам дано три одинаковых фигуры.

- Проведите в каждой фигуре один отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника, используя разные варианты решения.

- Кто уже справился с заданием, поднимите руку.

Давайте проверим.

- Покажите, кто как справился с заданием с помощью светофора. Зелёный – хорошо, красный – было трудно. (Рефлексия)

Физминутка

30.

15.

50.

21.

31.

60 часов нам понадобится на дорогу при плохой погоде.

Каждый работает с картой самостоятельно.

(Проверка у доски)

Слайд 2

(Взаимопроверка)

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

6 мин.

III. Самоопределение к деятельности.

- Определите, куда мы с вами приплывём дальше.

- Сравните данные выражения и объясните, почему выбрали этот знак.

На слайде:

7 + 7 + 7 … 7 + 7 + 7 +7

4 + 4 + 4 … 4 + 4 + 4

9 + 9 + 9 … 9 + 9

1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 … 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1

- Удобно было сравнивать в последнем случае?

- Может кто-нибудь из вас знает, как по-другому можно записать эти выражения?

- Я вам по секрету скажу, что эту запись можно заменить другим действием. Кто догадался, каким?

- Это и будет темой нашего урока.

- Откройте учебник на с. 47 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать.

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая этот раздел.

В страну математических знаков.

Знак меньше. В первом выражении прибавили 3 раза по 7, а во втором – 4 раза по 7.

Знак равно. В обоих выражениях прибавили 3 раза по 4.

Знак больше. В первом выражении прибавили 3 раза по 9, а во втором – 2 раза по 9.

Знак больше. В первом выражении прибавили 11 раз по 1, а во втором 10 раз по 1.

Нет.

Умножением.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

5 мин.

IV. Работа по теме урока.

Задача:

Раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых.

- Посмотрите на карту. Мы с вами, наконец,  добрались до математического полюса!

Математический полюс весь в красных и синих точках.

- Как вы думаете, каких точек больше?

- Как можно узнать, где точек больше?

-Попробуйте это сделать.

- Почему не получается посчитать?

- Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите карандаш и обведите точки в овалы по 5 штук в каждом.

- Сколько получилось групп синих точек?

- Сколько получилось групп красных точек?

- Давайте запишем наши действия на математическом языке. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Что мы делали сначала?

По сколько точек объединяли в группы?

- Сколько групп синих точек получилось?

То есть мы по 5 взяли 8 раз.

На доске запись:

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5

- Посчитайте, сколько синих точек получается.

- Сколько групп красных точек получилось?

- То есть мы по 5 взяли 7 раз.

На доске:

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5

- Посчитайте сколько всего красных точек.

- Посмотрите ещё раз на наши записи. Как вам кажется, удобно ли так записывать?

- Оказывается, в математике существует специальный знак для того, чтобы было удобнее записывать подобные суммы.

На доске появляется запись:

5 * 8 = 40

Такая запись называется умножением, а точка – это знак умножения. Прочитать это выражение можно так: 5 умножить на 8 или по 5 взять 8 раз.

- Повторите.

- Запишите рядом с этим примером.

- А как мы запишем, сколько красных точек?

- Как ещё можно прочитать эту запись?

- Посмотрите внимательно на наши записи.

- Что можно сказать про слагаемые? Какие они?

- Каким действием мы заменили действие сложение?

- Давайте попробуем вместе сделать новое открытие, самостоятельно сформулировать правило.

На слайде:

Сложение … можно заменить новым действием … .

- В каком случае мы можем заменить сложение умножением?

- Итак, какое открытие мы сделали?

- Прочитайте на с. 48 текст рядом с красной чертой.

- Кто запомнил, что такое умножение?

- Как его обозначают при письме?

- Каким действием можно заменить умножение?

- Как прочитать запись

3 * 4 = 12 разными способами?

(на слайде)

- Выполним задание №1.

- Рассмотрите рисунок.

- Сколько треугольников в каждой группе?

- Сколько таких групп?

- Как можно записать общее количество треугольников математическим языком? Прочитайте.

-А сейчас,  опираясь на новые знания, заменим суммы слагаемых умножением.

Запишем и объясним.

На слайде:

2+2+2+2=2x4        5+5+5+5+5=5x5   32+32+32=32x3  

-Что обозначает первое число в выражении? Что такое число 2?

-Что обозначает второе число?

- Прочитайте выражения по-разному.

3 * 4 =

4 *3 =  

- Замените умножение сложением.

Физминутка.

Руки ставим все вразлёт,

Появился самолёт,

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Раз и два, раз и два.

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ответы детей.

Посчитать.

Учащиеся пытаются посчитать количество точек.

Точки расположены в вразброс, трудно запомнить, какие из них мы уже посчитали, а какие нет.

Обводят точки, объединяя в группы по 5 в каждой.

8 групп.

7 групп.

Записывают число.

Объединили точки в группы по 5.

8 групп.

Записывают в тетрадь.

40.

7.

Дети записывают в тетрадь.

35.

Нет, очень длинно.

Читают хором.

5 * 7

По 5 взять 7 раз.

Одинаковые.

Умножением.

Формулируют правило: «Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием умножением».

Если все слагаемые одинаковые.

Если складываем одинаковые числа, то можем заменить сложение умножением.

Читают текст.

Арифметическое действие – сложение одинаковых слагаемых.

Точкой.

Сложением одинаковых слагаемых.

По 3 взять 4 раза, получится 12. 3 умножить на 4, получится 12.

В каждой группе 5 треугольников.

3 группы.

5 + 5 + 5 = 15

5 * 3 = 15

По 2 взяли 4 раза.

По 5 взяли 5 раз.

По 32 взяли 3 раза.

Слагаемое.

Сколько раз взяли это слагаемое.

3 умножить на 4. По 3 взять 4 раза.

4 умножить на 3. По 4 взять 3 раза.

3 * 4 = 3 + 3 + 3 + 3

4 * 3 = 4 + 4 + 4

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22 – 25

Слайд 26

15 мин.

V. Закрепление изученного материала

Задача: Повторять и закреплять ранее изученный материал.

- Пора возвращаться домой!

Путь домой далёкий, будем делать небольшие остановки в математических царствах.

- Где будет первая остановка?

- Правильно! Прочитайте условие задачи, которое вам предлагают жители этого царства.

На слайде:

На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше.

- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

- Решим эту задачу. К доске …

Остальные в тетрадь 2 кл. вниз, пишем задача.

- Что показывает число 12?

- Знаем сколько лип на 2 аллее?

- Но, что нам известно?

- Что нужно узнать в задаче?

- Как показать это в краткой записи?

- Как найти, сколько лип на 2 аллеях?

- Можем сразу посчитать, сколько лип на двух аллеях?

- Почему?

- Можем найти, сколько лип на 2 аллее? Каким действием?

(на доске краткая запись и решение)

- В каком ещё царстве побываем?

- Решите примеры столбиком с объяснением.

29 + 17

61 – 28

В царстве «Задачкино».

Читают условие задачи.

Сколько всего лип на двух аллеях?

Сколько лип на 1 аллее.

Нет.

На 2 аллее на 4 липы меньше.

Сколько лип на 2 аллеях.

Фигурной скобкой.

Сложить количество лип на первой аллее и количество лип на второй аллее.

Нет.

Нам неизвестно, сколько лип на 2 аллее.

Да. Действием вычитанием.

В царстве «Числяндия».

Решают примеры.

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

10 мин.

VI. Итог

- Какое открытие вы сделали сегодня в «ИКС»-педиции?

- В каких из данных выражений сложение можно заменить умножением? Выпишите их и замените.

На слайде:

6 + 6 + 6 + 6

7 + 8 + 7

19 + 19

18 + 28

3 + 3 + 3

12 + 12 + 10

Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.

Выписывают.

6 + 6 + 6 + 6 = 6 * 4

19 + 19 = 19 * 2

3 + 3 + 3 = 3 * 3

Слайд 30

Слайд 31

4 мин.

VII. Рефлексия

Задача: Оценка своих знаний и своей деятельности на уроке.

- Всё ли вам понятно?

- Кому нужна помощь, чтобы разобраться в новом материале?

- Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали хорошо, все поняли -  зеленый цвет, если было трудно – красный цвет.

Оценивают свою деятельность на уроке.

2 мин.

VIII. Д/З

Учебник с. 48 №5, р. т. с. 43 №2, с. 44 №3

Слайд 32

Слайд 33

2 мин.

Презентация к уроку прилагается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИКС»- педиция к Математическому полюсу

Слайд 3

Проверьте!

Слайд 7

7 + 7 + 7 … 7 + 7 + 7 +7

Слайд 8

7 + 7 + 7 < 7 + 7 + 7 +7

Слайд 9

4 + 4 + 4 … 4 + 4 + 4

Слайд 10

4 + 4 + 4 = 4 + 4 + 4

Слайд 11

9 + 9 + 9 … 9 + 9

Слайд 12

9 + 9 + 9 > 9 + 9

Слайд 13

1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 + 1 … 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1

Слайд 14

1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 + 1 > 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1

Слайд 15

Тема урока: «Умножение»

Слайд 18

25 февраля Классная работа

Слайд 19

Сложение … можно заменить новым действием … .

Слайд 20

Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием умножением .

Слайд 21

Как прочитать запись 3 * 4 = 12 разными способами?

Слайд 22

2+2+2+2= 5+5+5+5+5= 32+32+32=

Слайд 23

2+2+2+2=2 x 4 5+5+5+5+5= 32+32+32=

Слайд 24

2+2+2+2=2 x 4 5+5+5+5+5=5 x 5 32+32+32=

Слайд 25

2+2+2+2=2 x 4 5+5+5+5+5=5 x 5 32+32+32=32 x 3

Слайд 26

Прочитайте выражения по-разному. 3 • 4 4 • 3

Слайд 27

На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше.

Слайд 28

На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше. Сколько лип на двух аллеях?

Слайд 29

29 + 17 61 – 28

Слайд 30

6 + 6 + 6 + 6 7 + 8 + 7 19 + 19 18 + 28 3 + 3 + 3 12 + 12 + 10

Слайд 31

6 + 6 + 6 + 6 = 6 • 4 19 + 19 = 19 • 2 3 + 3 + 3 = 3 • 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему "Конкретный смысл действия деления".

Математика. 2 класс. УМК “Школа России”. Тема "Конкретный смысл действия деления"....

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цель урока: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; разви...

Конспект урока по математике на тему: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление» 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление»Цель урока: продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения; совершенство...

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс...

Конспект урока по математике 2 класс. Конкретный смысл действия умножения.

Конкретный смысл действия умножения 1 урок. Школа России 2 класс...

Конспект урока по математике на тему " Конкретный смысл деления. 2 урок" 2 класс

Конспект урока по математике на тему " Конкретный смысл деления. 2 урок" 2 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" (2 класс, УМК "Школа России")

Цель: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых.Планируемые результаты:Личностные: работать самостоятельно, фронтально, в парах;формулировать и аргументирова...