технологическая карта урока
план-конспект урока по математике (4 класс)

технологическая карта урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_uroka_matematiki_4_klass.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область: Математика

УМК: «Школа России»

Класс: 4

Тема урока: Деление числа на произведение

Тип урока:  урок освоения  новых знаний  и способов действия

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по изучению способов деления числа на произведение

Задачи урока:
-
 образовательная: формировать умение делить число на произведение разными способами;

- развивающая: развивать логическое мышление, математическую речь;
-
воспитательная: ответственное отношение за результаты учебного труда;

Планируемые результаты:

Предметные: узнать свойства деления числа на произведение, формулировать его и применять в устных вычислениях;

Метапредметные:

Познавательные – строить речевые высказывания в устной и письменной форме; 
Регулятивные –
ставить учебные задачи, выполнять контроль, коррекцию своих действий;
Коммуникативные –
владеть монологической и диалогической формами речи;

Личностные – понимать значимость учебной деятельности для человека.

Оборудование: презентация;  таблицы и карточки для работы в группе; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Слайд 2. Чтение эпиграфа к уроку и ответы о понимании прочитанного:

«В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми мелкими ошибками. (И. Ньютон)».

Приветствуют. Демонстрируют готовность.

Читают.

Выражают своё мнение.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Устный счет

а) Арифметический диктант:

- Найти произведение 40 и 9.

- Запишите частное чисел  720 и 9.

- Первый множитель 6, второй множитель 900. Найти произведение.

- Делимое 360,  делитель 60. Найти  частное.

- Увеличьте число 70 в 60 раз.

- Найдите произведение двух одинаковых множителей, если первый  из них равен 80.

- Уменьшите число 210 в 30  раз.

- Произведение двух одинаковых множителей равно 4900. Чему равен каждый множитель?

б)  Определение порядка действий, работа со скобками.

На доске запись:

7 · 9 + 12 : 3 – 2 = 23

7 · 9 + 12 : 3 – 2 = 65

7 · 9 + 12 : 3 – 2 = 47

- Внимательно рассмотрите запись, подумайте, что необходимо сделать и сформулируйте задание.

 (Нужно поставить скобки там, где это необходимо, так, чтобы равенства были верными.)

 Проверка.

Читают, сверяют ответы домашнего задания.

Записывают ответы на индивидуальные планшеты, демонстрируют учителю.

Формулируют задания.

Работа в подгруппах, в тетрадях.

Проверка: к доске выходят по одному представителю от каждого ряда, доказывают правильность своего решения.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность
и необходимость изучения математики в жизни человека

Постановка учебной задачи

«Мозговой штурм». Запись на доске.

48 : (2 · 4) = 48 : 2 : 4

42 : (7 · 3) = 42 : 7 : 3

96 : (4 · 8) = 96 : 8 : 4

81 : (3 · 9) = 81 : 9 : 3

- Верны ли все эти равенства?

- Как это проверить?

- Пользуясь правилом порядка выполнения действий, вычислим значения левого выражения от знака равно и правого выражения от знака равно. Если их значения одинаковые, значит, равенство верное.

Итак, проверяем.

- Вы заметили, что все равенства похожи?

А чем они похожи? Верно, во всех случаях мы делим число на произведение.

-Предположите тему нашего сегодняшнего урока?

Чтение название темы в учебнике, стр. 25

Предположение учебной задачи, чтение учебной задачи (Слайд 3)

- Для чего нам необходимо это знать?

Высказывают предположения.

Проверяют вслух по алгоритму.

Высказывают предположения.

Высказывают предположения, формулируют тему урока.

Читают название в учебнике.

Предполагают учебную задачу, читают ее на слайде.

Отвечая на вопрос, высказывают свои предположения.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Открытие нового знания

Работа по рисунку в учебнике на стр. 25

 - Объясните, как здесь по-разному нашли результат деления отрезка длиной 12 см на произведение чисел 3 и 2 .

- На рисунке показали этот способ: отрезок разделили на 6 равных частей. Объясните теперь, как разделили 12 на произведение чисел 3 и 2 вторым способом.

- Посмотрите на второй отрезок. Его разделили красными точками на 3 равные части, а потом каждую часть разделили ещё на 2 равные части. На сколько равных частей разделили отрезок?

- Следовательно, как и в первом случае, здесь тоже разделили число на 6, значит, и так можно разделить число на произведение. Теперь объясните третий способ.

- Посмотрите на третий отрезок. Его разделили красной точкой на 2 равные части, а потом каждую часть разделили на 3 равные части. На сколько равных частей разделили отрезок?

- Значит, и так можно делить число на произведение.

Предлагаю вывести правила (Слайд 4):

 чтобы разделить число на произведение, можно (прошу детей формулировать, опираясь на записи выражений):

- найти произведение и разделить на него число;

- разделить число на 1 множитель и результат разделить на 2 множитель;

- разделить число на 2 множитель и результат разделить на 1 множитель.

Итак, какие новые знания мы открыли?

Первым способом: вычислили произведение чисел 3 и 2, получилось 6, потом 12 разделили на полученное произведение, получилось 2.

Разделили 12 сначала на первый множитель 3, и результат 4 разделили на второй множитель 2, получилось, как и в первом способе, тоже 2.

На 6 равных частей.

Сначала разделили 12 на второй множитель 2, и полученный результат 6 разделили на первый множитель 3, получилось тоже 2.

Тоже на 6 частей.

Формулируют правила, опираясь на записи выражений.

Отвечают на вопрос

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга.

Первичное закрепление

Работа по учебнику:

1. № 73 (1 столбик), работа в подгруппах  (у каждой подгруппы по одному выражению)

- Как разделить число на произведение разными способами? Объясните, опираясь на правила, которые мы сегодня вывели.

Динамическая пауза.

2.  №74

Чтение задания.

- Как удобнее вычислить 1-ое выражение? 2? 3? (запись на доске и в тетрадях)

- Предлагаю вам решить выражение-ловушку:

720 : (90 · 20) =

-  Каким способом  удобнее вычислить значение этого выражения?

(720 : 90 : 2 = 8:2=4)

Работают с учебником, по подгруппам.

Объясняют с опорой на правила.

Выполняют движения под счет, музыку.

Читают.

Решают, записывая на доске и в тетрадях.

Обсуждают, находят нужный способ.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни.

П – проводят анализ,
синтез; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства.

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Примеры с ошибками.

48: (6·4) = 48 : 6 · 4 = 2

48 : (6·4) = 48 · 4 : 6 =2

48 : (6·4) =  48 : 6 : 4= 6

- Решаем примеры по вариантам:

- Проверяем по образцу.

- Кто выполнил работу без ошибок, поставьте «+».

- У кого были трудности?

- С чем это связано?

- Анализ ошибок.

- Не огорчайтесь, у вас будет возможность поупражняться в решении подобных примеров.

Решают примеры по вариантам:

1в. – находит значение выражения  1 способом.

2в. – 2 способом

3в. – 3 способом.

Проверка по эталону.

Самооценка.

Р.: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение.

Включение в систему знаний

1. Решение задачи  № 75.

 Чтение задачи про себя, вслух.

- О чем говорится в задаче? Какие ключевые слова выделите?

Предлагаю оформить эту задачу в виде таблицы.

из 1 тонны

количество тонн

всего кг

сыр – 83 кг

20 т

?       на ? б.    

масло – 45 кг

20 т

?

Составляется план решения задачи.

- Что означает в задаче число 83? 45? 20?

- Каков вопрос задачи? Какое действие можно было бы использовать?

-Можем ли мы сразу решить задачу и ответить на вопрос?

Почему?

(Не знаем,  сколько килограммов сыра и масла получится из 20 тонн молока)

-Можем ли мы это узнать?

Как? (8320)

-А масла? (45·20)

- Как можно записать решение этой задачи выражением?

(8320)-(45·20)=760 (кг)

- Это один из способов решения задачи. Подумайте, как можно эту задачу решить другим способом?

 

II способ. (83-45)·20=760(кг)

-Сформулируйте и запишите ответ самостоятельно.

-Сравните эти способы. Какой способ вы считаете  рациональным? Почему?

Читают задачу, принимают участие в анализе задачи, составлении плана решения задачи.

Записывают решение, ответ.

- Можно узнать разницу в 1 тонне и умножить на 20т.

Записывают решение 2-м способом, формулируют и записывают ответ.

Высказывают предположения.

П – проводят анализ,
синтез; поиск необходимой информации; используют знаково-символи-ческие средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; владеют базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий поискового характера.

Итог урока

-Вспомните эпиграф урока. Как вы его теперь понимаете в рамках сегодняшнего урока?

- Какую тему изучали?

- Как разделить число на произведение разными способами?

Отвечают на вопросы.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Рефлексия деятельности

- Что сегодня на уроке было самым сложным?

- Что получилось лучше всего?(Слайд 5)

 - Выберите предложение (Слайд 6)

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

Анализируют свою деятельность.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес

Инструктаж домашней работы

тпо стр. 26 № 1, 2

Слушают, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...