Конспект урока математики во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс)

Дубинина Елена Владимировна

Конспект урока математики во 2 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики во 2 классе

    Тема урока: «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»

    Цели урока:

Предметные:  

-Создать условия для формирования представлений о кратном сравнении чисел;

- знакомства с практическими приёмами сравнения чисел;

 -закреплять знания табличного умножения и деления в процессе выполнения всевозможных действий;

-развивать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи, речь, логическое мышление, первоначальные навыки самоконтроля, внимание, познавательный интерес, память.

Метапредметные:

регулятивные:

-учить ставить цель на каждом этапе деятельности с помощью учителя,

-планировать свою деятельность, -контролировать её пользуясь эталоном,

 -контролировать результат;

- осуществлять само-  и взаимопроверку работ;

познавательные:

-формировать умение формулировать проблему и находить пути её решения, -формировать умение определять и формулировать правила и законы, на основе которых построены высказывания,

 -формировать умение осуществлять рефлексию

Ориентироваться в учебных заданиях (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание.

 коммуникативные:

-формировать умение формулировать собственное мнение;

- вести диалог;

-  задавать вопросы;

- строить доказательства.

Личностные:

-установить взаимосвязь между знанием таблицы умножения и реальными жизненными ситуациями;

-создать условия для формирования умения   принимать учебные цели, проявлять желание учиться ;  

-признавать собственные ошибки;

- сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Планируемые результаты:

Предметные:

- владеть приёмом сравнения «во сколько раз»;

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; Личностные:  

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Метапредметные:   уметь  определять  и  формулировать  цель  урока, проговаривать  последовательность  действий  на  уроке,  работать  по  плану, оценивать  правильность  выполнения  действия  на  уровне  адекватной ретроспективной  оценки,  планировать  свои  действия  в  соответствии  с поставленной  задачей,  вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после его  завершения  на  основе  его  оценки  и  учёта  характера  сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Уметь  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме,  слушать  и  понимать  речь других.(Коммуникативные УУД) Уметь  ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  от  уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке. (Познавательные УУД)

Методы: словесный, наглядный, самоконтроля, репродуктивный. Формы: индивидуальная , фронтальная , групповая.   

Ход урока

I.Организация класса.

У. Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём их и используем. Давайте улыбнёмся друг другу, откроем этот сундучок и начнём урок.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальная работа.

У. Наступила весна, уже идут дожди, и вот несколько капелек дождя упали к нам в класс. Но капельки эти прихватили с собой числа. Как вы думаете зачем?

 

Д. Может быть, чтобы мы поиграли или придумали с этими числами задания.

У. Давайте составим план, по которому будем работать.

 - Придумай.                        Придумай задание.

- Спроси .                              Спроси решение у товарища.

- Проверь.       (на доске)   Проверь правильность решения.

(Остальные  дети показывают верно или неверно выполнено задание знаками)

Если ответ не верен.

У. - Как ты думаешь, почему ты не справился?

    - Каких знаний тебе не хватило?

-Зачем мы с вами выполняли эти задания? (учились задавать вопросы , чтобы хорошо уметь считать, повторяли, они нам сегодня пригодятся)

 

 У. Ребята, вы так интересно работали, что мне тоже захотелось поучаствовать в этой работе.  Можно? Тогда моё задание:

- У сосны хвоинки живут 2 года, а у ели- 12лет. На сколько больше живут хвоинки у ели, чем у сосны?

(ответы детей) на 10.

- Каким действием выполняли решение? (вычитанием)

- Почему? ( Есть правило, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего вычесть  меньшее)

- Можно ли поставить другой вопрос к задаче? (Да. На сколько меньше живут хвоинки у сосны, чем у ели?)

-Каким действием будете отвечать на этот вопрос? (вычитанием)

На доске 3 эталона.

1                          2                              3

В больше (*)       На больше (+)     На сколько больше      

                                                           На сколько меньше   Б-М

- Какой эталон вы выберите для решения этих задач? (дети выбирают)

_ Почему именно этот?

- Как называются такие задачи? (Задачи на разностное сравнение)  

- Какие знания из сундучка вам пригодились?

(таблица умножения, умение решать задачи на разностное сравнение, умения вычитать, складывать, сравнивать и т.д.)

2.Самооценка.

У детей на листочках шкала самооценки.

У. Оцените свою работу на этом этапе урока по нашей «Волшебной линеечке» Критерии на доске: Умею, сомневаюсь, не умею.

-Кто поставил крестик в верхней части?

-Почему? (справился со всеми заданиями без ошибок)

- В нижней части?

-Почему? (допустил много ошибок)

- Каких знаний не хватило? Какой ты себе дашь совет?

- По середине? Почему?

Ш. Создание проблемной ситуации.

Учитель просит ученика убрать с доски капельки. Из одной капельки падают задания.

_ Что это такое?

Какая активная капелька. О чем же ещё она хочет у нас спросить?

Ученик читает  задания.

  Ребята, прочитайте задания, подумайте, как на них ответить и решения запишите в тетрадь.

1. Самый первый воздушный шар смог подняться над землей на 8 м, а в следующий раз в 7 раз выше. На сколько метров смог подняться воздушный шар во второй раз?  

 

Ученик записывает решение на обратной стороне доски, остальные записывают решение в тетрадях.

  1. Лена решила 12 примеров и 4 задачи. Во сколько раз больше Лена решила примеров, чем задач?

2 ученика на обратной стороне доски решают задачу. Решения разные.

У. Задание одно, а решений несколько.

(Если кто-то решил правильно)

-Докажи с помощью правила .Почему?

Уч. Почему не можете решить задачу? (Не знаем)

Уч. Что нового в этой задаче? (Слова « во сколько раз больше»)

 - А какой ещё вопрос можно задать? («во сколько раз меньше)

С Л О В А  Н А  Д О С К Е:  Во сколько раз больше…

                                                  Во сколько раз меньше…

Дети затрудняются с ответом.

Если кто-то назвал ответ, то спросить: назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали. ( У нас нет правила и эталона)

Уч. Что же нам делать? (Надо остановиться и подумать)

IV. Постановка учебной задачи.

Уч. Какое задание вы выполняли? (Пробовали решать задачу)

- Чем эта задача отличается от предыдущей? (Есть новые слова «во сколько раз»

 

-Где возникло затруднение? (Не знаем, каким действием решить)

- Почему возникло затруднение? (У нас нет правила)

С Т А В И М « ?» на доске рядом со словами.

Уч. Какую цель вы поставите на уроке? (Узнать правило, как решать, если надо узнать во сколько раз больше…, во сколько раз меньше…)

Уч. Когда в задаче есть вопрос «во сколько раз больше или меньше» такое сравнение называют кратным сравнением.

- Как будет звучать тема урока?

(Задачи на кратное сравнение) – вывешивается на доске

-  Так, что вы должны узнать? ( правило, как узнать во сколько раз больше…, во сколько раз меньше…)

Уч. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах и постараться ответить на вопросы, которые у нас  возникли.

V. Открытие нового знания.

Р А Б О Т А  В  Г Р У П П А Х.

Класс делится на 5 групп. Каждой группе раздаются карточки с заданием (задания одинаковые для каждой группы)

Уч. Повторим правила работы в группах.

(Дети по цепочке называют правила)

Вопросы для работы в группах.

  1. Сколько кругов? Сколько квадратов?  (2 круга и 10 квадратов)
  2. Сколько раз по 2 содержится в 10? Покажите это на рисунке  (5 раз)
  3. Во сколько раз 10 больше, чем 2? ( в 5раз)
  4. Во сколько раз 2 меньше, чем 10? ( в 5раз)
  5. Как узнать с помощью вычислений? (10 : 2)

- Как же узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?

(Надо большее число разделить на меньшее)

  1. Составьте эталон.

На работу отводится 5 минут.

Представление результата работы.

Результаты работ вывешиваются на доске.

Одна группа подробно рассказывает о своей работе.

(остальные слушают)

- Если у вас ответы не совпадают, то дайте знак.

1 группа отвечает на 1 вопрос

2 группа отвечает на 2 вопрос

3 группа отвечает на 3 вопрос

4 группа отвечает на 4 вопрос

5 группа отвечает на 5 вопрос

Сравниваются выводы работ в группах.

Уч. Давайте сравним ваш вывод с выводом в учебнике.

Стр.54.

- Как вы думаете мы можем убрать вопрос? (да)

Уч. Составим эталон

Группы представляют свои варианты.

Составляется на доске.

Во сколько раз больше?    Б. : М.

Во сколько раз меньше?

Сравнение эталонов

- Что общего? В чём различие? (дети выделяют опорные слова)

Уч. Вернёмся к задаче, которую не смогли решить.

- Прочитаем задачу ещё раз (дети читают)

- А сейчас сможем её решить? (да)

 Дети решают задачу самостоятельно.

Проверка.

- Какой вопрос был в задаче?

- Как узнали? (Большее число 12 разделили на меньшее число 4)

- А какой ещё вопрос можно было бы задать к этой задаче?

(на сколько задач Лена решила меньше, чем примеров?)

- Какие задачи теперь умеете решать? (задачи на кратное сравнение)

- Вы смогли преодолеть затруднения? (Да)

Уч. А что теперь будем делать? (Тренироваться в решении задач, применять знания)

VI.Первичное закрепление.

  1. Учебник стр. 54, №3

Уч. Предлагаю  выполнить это задание в парах.

Повторим правила работы в парах.

План работы в парах. (на каждой парте)

  1. Прочитай задание каждый про себя.
  2. Обсудите между собой, что нужно сделать в задании.
  3. Подчеркните ключевые слова в задаче.
  4. Договоритесь, как вы будете выполнять задание.
  5. Выполните задание.
  6. Договоритесь, кто будет отвечать.
  7. Оцените свою работу. Если отвечают другая пара, оцените её ответ.

Уч. Прочитаем план работы. Дети читают по цепочке.

Дети работают в парах.

 У доски. Проверка работы в парах. (Один ученик отвечает на первый вопрос, другой – на второй.)

-Как класс оценит работу пары?

- Кто допустил ошибку?

- В чём ошибка?

- Каких знаний вам не хватило?

Физкультминутка

                ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

  1. Исходное положение (далее –и.п.) – сидя на стуле. 1 – 2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 –голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
  2. И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
  3. И.П. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4 – 6 раз, темп медленный.  

  1. Работа по учебнику. Стр. 54, № 4

 Самостоятельная работа.

Уч. Прочитайте задание.

- Что значит похожие? (С вопросом во сколько раз больше? Меньше?)

- Выберите для себя одно выражение и придумайте задачу.

Выполнение самостоятельной  работы учащихся.

Проверка.

Уч. Расскажи задачу. Назови ответ. Оцени себя.

- Оценка класса ответов учеников.

- Кто придумал задачу по этому выражению, но с другим вопросом? Каким?

- Кто испытывал затруднения? В чём? Каких знаний вам не хватило?

- Какие знания вам пригодились, чтобы выполнить это задание?

(жизненные ситуации, правило, таблица умножения и деления)

Уч. Как вы думаете нам ещё надо закрепить новое правило? (да)

  1. На партах карточки с заданием (3 задачи).

Уч. Прочитайте задание.

                       Задание. Прочитайте задачи. Выбери задачу на кратное    

                                         сравнение. Реши её.

                                                            1 вариант

  1. В танцевальную студию ходили14 девочек, а мальчиков в 2 раза меньше. Сколько мальчиков ходили в танцевальную студию?
  2. Коля нашёл 27 грибов, а Люда 9 грибов. Во сколько раз меньше нашла грибов Люда, чем Коля?
  3. Рыбак поймал 20 карасей и 2 щуки. На сколько больше рыбак поймал карасей, чем щук?  

                                   

                            2 вариант.

  1. В выставке собак участвовало 5 болонок, а пуделей в 8 раз больше. Сколько пуделей участвовало в выставке?
  2. В корзине лежало 14 яблок и 7 груш. Во сколько раз больше лежало яблок, чем груш?
  3. У Серёжи 18 марок, а у Коли 6 марок. На сколько меньше марок у Коли, чем у Серёжи?

Проверка самостоятельной работы.

- Какой номер задачи выбрали? (2)

- Почему? (Во сколько раз… Это задачи на кратное сравнение))

Уч.  А теперь проверьте решение.

Учитель не доске показывает решение задачи. Одно неверное.

1 вариант: 27 – 9 = 18(раз)

2 вариант:14 : 7 = 2(раза)

Дети находят ошибку в 1 варианте.

- Какие знания помогли вам найти ошибку?

- А какой вопрос надо было бы поставить к задаче, чтобы у неё было такое решение? (на сколько…)

VII.Самоконтроль и самопроверка.

Уч. Сегодня на уроке мы чему учились? (решать задачи на кратное сравнение)

- Как вы думаете, научились вы решать такие задачи? (да)

- А хотите себя проверить? Тогда послушайте несколько задач и запишите их решение.

На обратной стороне доски дети пишут решение.

1. Маме 32 года, а дочке 8 лет. Во сколько раз мама старше дочери?

2. В саду растёт 18 яблонь и 6 вишен. Во сколько раз вишен меньше, чем яблонь?

Проверка по эталону на доске .

- Проверьте по эталону. Если решили правильно, поставьте «+», если допустили ошибку ?

Самооценка

- У кого все верно?  

 - У кого знак «?»

- в чём ошибка?

- Где вам было трудно?

- Значит, что вам надо делать? (Тренироваться дома)

VIII.Рефлексия.

- Какую цель вы ставили в начале урока? (Научиться решать задачи на кратное сравнение)

- Достигли вы своей цели? (Да)

- Кому удалось сегодня учиться?

- Какие новые знания вы положили сегодня в сундучок? (чтобы узнать во сколько раз… надо большее число разделить на меньшее)

Уч. Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Оцените себя по «Волшебной линеечке»

- Кто поставил крестик в верхней части? Почему?

- В нижней? Почему?

- Что вам надо делать? (Тренироваться дома)

      - По середине? Почему?

      - Что вам надо делать?

Уч. Всем спасибо за работу. Молодцы.

  IX.  Домашнее задание.

  1. Стр. 55, №6 Отрабатываем вычислительные навыки.
  2. № 8 по желанию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...