урок математики в 1 классе "Литр"
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

Урок математики в 1 классе "Литр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_attestatsiyu_ispravlennyy.docx62.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

ФИО: Козлова Кристина Васильевна

Место работы: МКОУ СОШ с.Бельск

Должность: учитель начальных классов

УМК: УМК «Школа России».

Класс 1

Тема: «Единица вместимости- литр».

Цель урока: познакомить с новой величиной – вместимостью и единицей ее измерения – литром; развивать умения решать задачи с изученной величиной.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи:

Образовательная

Познакомить с единицей измерения объема «литр»;

Формировать умение с помощью практической деятельности приходить к решению задачи;

Развивающая

Развивать познавательный интерес;

Развивать навыки устного счета;

Развивать речь, умение работать самостоятельно, в паре, группе;

Воспитательная

Воспитывать уважение к другим;

Воспитывать умение работать в команде;

Воспитывать трудолюбие  и дисциплинированность, любовь к математике.

Планируемые результаты:

Предметные:

- содействовать формированию понятия величины вместимости литр;

- формировать умения решать практически нестандартные задачи с новой величиной;

- развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;

Познавательные УУД:

-  сравнивать сосуды по вместимости;

- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в индивидуальной и парной работе

- высказывать свою точку зрения;

- уважительно относиться к чужому мнению.

Личностные

- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;

- формировать представления о связи математики с жизнью

Методы и формы: 

Педагогические технологии: метод проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая.

Образовательные ресурсы: Моро М. И., Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; сосуды для измерения разной ёмкости: банка 1 литр, кружка, кастрюля и бутылка; карточки для практических заданий; презентация.

Сценарий урока

тапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой

Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Васильевна! И я проведу у вас этот урок математики.

Слайд 1.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Я готова начинать

Секрет новый открывать!

А вы, со мной?

-Сегодня мы совершим путешествие в научный центр «Знания», в котором есть лаборатории. А что такое лаборатория? Что в ней проводится?

-Скажите, кто работает в лабораториях?

-Мы сегодня будем с вами исследователями. И работать будем в нескольких лабораториях. Вот лаборатории, которые мы посетим:

1-я лаборатория «Вспоминалкина»

2-я лаборатория «Узнавалкина»

3-я лаборатория «Эксперементалкина»

4-я лаборатория «Решайкина»

- Отправляемся в путь. Но в лаборатории, должно быть тихо. Там шуметь нельзя! Давайте вспомним правила поведения на уроке? Слайд 2

Приветствуют учителя. Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

-Лаборатория - оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.

-Ученые; проводятся разные эксперименты

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

Регулятивные УУД:

самоопределение,

саморегуляция.

2.Актуализация знаний

 и фиксация затруднений в деятельности

Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними.

1.Устный счет

-Сейчас мы с вами посетим первую лабораторию «Вспоминалкина».  Слайд 3  

-1.Каллиграфическая минутка.

2  6

(письмо в воздухе, в тетради)

-Какие числа можно составить из этих цифр?

-Что вы знаете об этих числах?

- А сейчас предстоит вспомнить счет в пределах 10.

Устный счет.

А задания для УС? Можно связать устный счет со словом ЛАБОРАТОРИЯ (каждой букве = ответ)

  1. Прочитайте слово, которое получилось.
  2. Сколько в этом слове слогов?
  3. Посчитайте количество букв в этом слове?

-Молодцы! Хорошо поработали!

 

Прописывают одну строчку, чередуя цифры.

2,6,22,66,26,62

2 и 6 - чётные числа, однозначные.

-Счет в пределах 10.

-ЛАБОРАТОРИЯ

- 7 слогов

-11 букв

Познавательные УУД

-обобщение

3.Постановка учебной проблемы

Цель: с помощью подводящего диалога сформулировать тему урока, определить цель.

Формы работы:

учебная дискуссия,

подводящий диалог,

работа в паре

Методы:

Словесный,

 наглядный, исследовательский.

Слайд 4.

В следующей лаборатории «Узнавалкина» ученые предлагают нам поработать в паре и выполнить задание.

На столе слова:

длина  

вместимость

сантиметр

масса

килограмм

- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

Проверка:

1.Масса, килограмм.

2.Длина, сантиметр.

- Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?

- Почему слово «вместимость» вы не отнесли ни к одной группе?

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

-Кто знает, где используется это понятие (слово)? (величина, связанная с измерением жидкости)

-У длины есть своя мерка. Какая? (См).

-У массы? (Кг).

- А у вместимости тоже должна быть своя мерка.

-Какой же секрет математики мы сегодня откроем?

-Предположите тему нашего урока.

- Что необходимо узнать? Чему научится?

-Какая тема нашего урока?

-Тема нашего урока «Единица вместимости».

Работают в паре, выполняют задание, делают вывод.

Учащиеся высказывают свои предположения.

-Длина-величина, единица измерения – сантиметр.

 -Масса - величина, единица измерения –килограмм.

-Вместимость.

-Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Под руководством учителя формулируют тему и цели урока.

Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД

- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

Физминутка

Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся

-Ребята, немного отдохнем, выполним физминутку

«Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара

Ручка влево, ручка вправо

Ручки вверх, ручки вниз.

Вдруг присела на карниз,

А с него свалилась вниз.

Учащиеся выполняют упражнения в след за учителем.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание»

Проблемная ситуация.

Практическая работа.

Исследовательская деятельность.

 -Продолжаем работу. Сейчас мы с вами отправляемся в следующую лабораторию «Эксперементалкина». В этой лаборатории мы будем с вами проводить эксперимент.

Слайд 13.

Опыт №1.

-Посмотрите у меня на столе есть разные ёмкости (сосуды).

-Назовите их.

-Они наполнены водой, (во всех ёмкостях её одинаковое количество по 1 л.)

-Помогите мне разобраться, в какой ёмкости воды больше?

-Кто считает в банке, кто в кастрюле, а я думаю-в бутылке?

Проблема!

-Как найти нам выход из этой проблемной ситуации? Что вы предлагаете?

-Хорошо, давайте измеряем.

-А чем можно измерить?

-Я вам предлагаю измерить вот такой банкой (1л)

-Давайте решим эту проблему в ходе исследования.

-Я предлагаю нашим исследователям измерить количество воды банкой.

-Остальные наблюдатели будут делать выводы.

Будьте внимательны, следите за исследованием!

-Что вы заметили?

-Ваши мысли по этому поводу?

-Оказалось, что воды во всех ёмкостях поровну.

- Какую мерку использовали наши исследователи для измерения вместимости жидкости в ёмкостях?

-Литровые банки.  Это литр.

-1 литр жидкости вмещается вот в эти сосуды (показываю): литровая банка, бутылка.

- А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если ее измерять другими емкостями (стакан, литровая кружка)?

- Как вы думаете, куда поместится воды больше: в бутылку или в банку?

Опыт № 2. Два ученика выходят к доске, один наполняет банку стаканом, а другой наполняет бутылку литровой кружкой.

-Что же получается: бутылка и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды? Кто догадался, почему так получилось?

Вывод: вместимость нужно определять одинаковой меркой.

- Измеряют вместимость (или по-другому – объем) сосудами в литрах.

Сокращенно слово литр записывают так: (на доске: литр – л).

-Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?

(показ: пакет молока 1л, пачка сока 1л, бутылка масла)

-Какой секрет математики мы открыли в ходе исследования?

-Банка, кастрюля и бутылка.

Учащиеся высказывают свои предположения.

К доске выходят по 1 человеку с каждого ряда-исследователи (они переливают воду в литровую банку), остальные – наблюдают.

Учащиеся высказывают предположения.

- Измерять одинаковой меркой, а не разной.

- Измеряют вместимость сосудов литрами.

Коммуникативные:

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы.

Физминутка

Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся

- Ребята, предлагаю вам игру на внимание.

Я показываю карточку с названием единиц измерения различных величин, если означает длину - вы шагаете, массу -приседаете, вместимость-хлопаете в ладоши).

10см, 8кг, 5л, 3см, 7л, 4кг

Учащиеся выполняют упражнения.

5. Применение новых знаний (первичное закрепление)

Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний.

 

Слайд

Следующая лаборатория «Решайкина».

-Нам предстоит выполнить практическую работу. Выполнять задание вы будете в парах. Кто будет готов, поднимайте руку.

1) Работа в карточках.

1.Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру?

2. Решение задачи с.38, № 4.

(Один у доски, другие самостоятельно).

Слайд

2) Самостоятельная работа.

1. Решите равенства. Вставьте пропущенные числа.

10л -...= 3л                                 ...л +2л = 10л

 ..л - 4л = 6л                           10л = 5л+ ...л                      

Практическая работа.

Работают в парах. Каждая пара получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к единому мнению.

Оформление схемы и решения задачи в тетради.

Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи.

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

- саморегуляция

Коммуникативные УУД

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

самооценивание.

6. Рефлексия деятельности.

Цель:        

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;        

- оценить собственную деятельность;        

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

-Наше путешествие по научному центру подошло к концу.

-Что сегодня на уроке мы нового узнали?

-Давайте вспомним какую цель ставили на уроке?

(Мы узнали, как называется единица измерения жидкости?)

-Чему научились на уроке?

 - Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?

- Что такое вместимость?

А сейчас посмотрите на слайд 26

Оцените свою работу на уроке с помощью светофора знаний. Я вам раздам кружки, а вы раскрасите их. (приложение 1).

Кружка зеленого цвета-если вам на уроке было всё понятно, и вы работали с удовольствием.

Кружка желтого цвета, если было немного трудно и не всё понятно.

Кружка красного цвета-  если было очень трудно и всё непонятно.

-Поднимите ваши кружечки!

-Хочу поблагодарить вас за урок.  А те, кто работал активно, получают от меня дополнительное солнышко.

Домашнее задание: -Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость.

 Выставление оценок.

-  Спасибо. Урок окончен!

как измерить количество жидкости

литр

сосуд, куда наливают жидкость

водоёмы

Раскрашивают кружку в соответствии с цветом светофорика.

Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности.

Приложение 1.

Этап Рефлексии. Кружка для раскрашивания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...