Технологическая карта урока математики. Тема: "Цена, количество, стоимость" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; совершенствование вычислительных навыков; развитие внимания и логического мышления.

Задача урока по практической части ВКР: формирование интереса младших школьников на уроках математики с использованием олимпиадных заданий, направленных на развитие логического мышления.

Задачи урока

Дидактические:

●       Знать понятие «цена», «количество», «стоимость»; принцип решения задач с величинами;

●       Уметь различать и применять понятия «цена», «количество», «стоимость»; решать задачи с величинами.

Развивающие:

●       Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

●           Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Воспитательные:

●       Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 19.04.2022 г.

Школа: №45

Класс: 2 в

Урок: 2

Кабинет: 40

Учитель: Лещева И.Г.

Группа: 42

Руководитель ВКР: Иванова Н.В.

Разработчик: Никифорова П. Ю.

Оценка:

Тема урока «Цена, количество, стоимость»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; совершенствование вычислительных навыков; развитие внимания и логического мышления.

Задача урока по практической части ВКР: формирование интереса младших школьников на уроках математики с использованием олимпиадных заданий, направленных на развитие логического мышления.

Задачи урока

Дидактические:

  • Знать понятие «цена», «количество», «стоимость»; принцип решения задач с величинами;
  • Уметь различать и применять понятия «цена», «количество», «стоимость»; решать задачи с величинами.

Развивающие:

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  •     Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Воспитательные:

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фонтральная.

Словесный: беседа

Приветствует учеников, создание эмоционального настроя

-Подровняйтесь. Присаживайтесь. Проверьте вашу готовность к уроку.

-Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему, пожелайте хорошего настроения друг другу и хорошей работы на уроке.

-Я верь в вас и ваши силы, поэтому сегодня на уроке у каждого всё получится.  

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

П: уметь настраиваться на учебную работу;

М: Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л: самоопределение

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа,

Словесный: подводящий диалог

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Дает олимпиадные задания для повышения интереса к математике.

-Прежде чем начать работать над новой темой, предлагаю вам выполнить несколько интересных заданий.

Знакомы ли вы с «магическими квадратами»? Что нужно выполнить в таких заданиях?

16

2

8

14

 Внимательно посмотрите, есть ли у нас уже заполненная строка, столбик или диагональ?

Какую ячейку мы можем найти?

Верно, мы с вами заполнили все ячейки магического квадрата

6

16

2

4

8

12

14

0

10

 Попробуйте самостоятельно заполнить ячейки магического квадрата.

3

13

5

11

3

17

7

13

9

5

11

1

15

 

Кто готов рассказать, как он заполнял ячейки? Ребята приготовьтесь проверять своего одноклассника и самих себя.

Молодцы, вы справились с этим заданием.

-Да, нам знакомы такие задания. Нам нужно заполнить все клеточки квадрата так, чтобы сумма чисел в каждом столбике, строке и диагонали была одинаковой.

-Да, у нас заполнена одна диагональ, и мы можем найти ее сумму. 14+8+2=24.

1) 24-(16+2)=6 – мы заполним верхнюю строку.

2) 24-(6+14)=4- мы заполним левый столбик.

3) 24-(16+8)=0- мы заполним столбик посередине.

4) 24-(14+0)=10-мы заполним нижнюю строку.

5) 24-(2+10)=12- мы заполним правый столбик.

1) 13+3+11=27- сумма, которая должна получиться в каждом столбике, диагонали и строке.

2)27-(13+5)=9- мы заполним строку посередине.

3) 27-(11+9)=7- мы найдем значение правой верхней ячейки.

4) 27-(7+5)=15 – мы заполним правый столбик.

5)27-(11+15)=1- мы заполним нижнюю строку.

 6) 27-(3+7)=17- мы заполним верхнюю строку.

М: Коммуникативное - аргументация своего мнения и позиции;

Регулятивное – целеполагание;
Л: смыслообразование

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа,

Словесный метод: беседа.

Наглядный: презентация.

Подведение к формулировке темы и целей урока.

Формулирует новую тему и цель урока.

-Ребята, посмотрите на слайд (картинка магазина). Что вы видите?

-Поднимите руки те, кто любит ходить в магазин.

- Чем вам нравится поход в магазин?

- А в какие магазины вы любите ходить?

- Для того, чтобы успешно сходить в магазин, что мы должны уметь делать?

-Люди какой профессии обязательно присутствуют в магазине?

- А кассиру нужно хорошо уметь считать?

- Мы в роли кого в магазине присутствуем?

-Совершенно верно. Ребята, на нашем уроке мы отправимся в виртуальный магазин.

-Посмотрите на предметы и скажите, в какой магазин мы пришли.

- Как называется доска, на которую выставлены образцы? (витрина)

- Верно, прямо сейчас мы находимся с вами в магазине канцелярии. Посмотрите, сколько здесь всего.

-Я хочу купить вот эту линейку. Как я узнаю, сколько денег мне нужно отдать, чтобы купить её?

-Верно! У каждого предмета в магазине должна быть своя цена.

- Итак, первое ключевое слово в нашей сегодняшней теме – ЦЕНА. (вешаю табличку со словом на доску).

- Что же такое цена?

- А еще бы я купила 5 ручек. Как назвать одним словом число ручек, которые я хочу купить?

- Второе ключевое слово урока – КОЛИЧЕСТВО (вывешиваю табличку на доску)

- Ребята, подумайте, важно ли нам знать количество предметов, которые мы хотим купить, когда мы идем в магазин? Зачем?

- Отлично. Я набрала принадлежности, а как мне узнать, сколько будет стоить вся покупка?

- Как мы это назовем одним словом?

- Третье ключевое слово урока – СТОИМОСТЬ. 

-Итак, ребята, посмотрите на наши слова. Прочтите их еще раз.

- Предположите, как будет называться тема сегодняшнего урока, опираясь на ключевые слова.

-Тема урока: «Задача с величинами «цена», «количество», «стоимость».

-Какие цели поставим перед собой?

Формулировка темы и цели урока. Отвечают на вопросы.

-Магазин.

Отвечают на вопросы учителя.  

 

-Хорошо считать.

-Продавцы, кассиры.

-Да.

-В роли покупателей.

-В магазин канцелярии\школьных принадлежностей.

-Нужно посмотреть цену.

-То, сколько стоит товар.

-Количество.

-Да, например для того, чтобы взять пакет или сумку для большого количества продуктов.

-Посчитать.

-Стоимость.

Предполагают.

Научиться решать задачи на нахождение цены, количества и стоимости.

П: уметь сформулировать тему урока;

Уметь ставить цели урока;

М: Познавательные – подведение под понятие

Коммуникативные - аргументация своего мнения
Л: смыслообразование

Р: целеполагание

 Презентация, готовое изделие

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальный. Словесный: слово учителя. Наглядный: презентация.

 Формулировка задания

Итак, цена, количество, стоимость – это величины с которыми сегодня будем работать.

-Откройте свои тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки, запишите число, «Классная работа».

- Откройте свои учебники на с. 75.  Найдите задание №2. Прочитайте задачу.

-Для того, чтобы вам было легче, я хочу дать вам секретный ключ к решению (на слайде появляется таблица).

Цена

Количество

Стоимость

-Рассмотрите схематическую запись к этой задаче. Что такое 10 рублей?

-Куда запишем это число?

-Верно. Что обозначает число 3?

-Это можно назвать одним словом – «количество». Куда запишем?

-Что нужно узнать?

-Одним словом – «стоимость». Что запишем в третий столбик?

Цена

Количество

Стоимость

10 руб.

3 шт.

?

-Как найти стоимость, зная цену и количество?

-Как запишем? Ставим №2. Записываем действие в тетрадь.

-Запишите ответ.

-Верно.

-Ребята, а сейчас я кое-что изменю в таблице.

Цена

Количество

Стоимость

10 руб.

?

30 руб.

-Подумайте, как найти количество, зная стоимость и цену?

-Как запишем?

-Ответ.

-Изменяю таблицу ещё раз.

Цена

Количество

Стоимость

?

3

30

-Как найти цену, зная стоимость и количество?

-Как запишем?

-Ответ.

-Молодцы!

Участие в обсуждении. Отвечают на вопросы.

Записывают число и «Классная работа»

Читают задачу.

-Цена одной тетради.

-В первый столбик таблицы.

-Сколько тетрадей купили.

-Во второй столбик таблицы.

-Сколько стоили все тетради.

-Поставим знак вопроса, так как нам это неизвестно и предстоит найти.

-Цену умножить на количество.

-10*2=30 (руб.) – стоимость всей покупки.

-Ответ: стоимость 30 руб.

-Стоимость разделить на цену.

-30:10=3 (шт.) –тетрадей купили

-Ответ: количество тетрадей 3.

-Стоимость разделить на количество.

-30:3=10 (руб.) –цена тетради

-Ответ: цена 10 руб.

М: Познавательные – подведение под понятие

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры.

Л: умения самостоятельно контролировать ход мыслей.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальный.

Словесный: учебный диалог.

Наглядный:презентация.

-Ребята, давайте выполним с вами устно №1. Прочитайте.

-Что нам нужно сделать?

-Кто готов озвучить составленную задачу? (задачи можно решать с использованием таблицы, которую ввели ранее).

-Молодцы! Каким действием узнаем?

-Прочтите задачу на деление.

-Каким действием решим задачу?

-Составить по рисунку задачу на умножение, затем на деление и решить их.

1) Ученики шли на экскурсию в 6 рядов по 2 человека в каждом ряду. Сколько всего учеников шло на экскурсию?

-2*6=12 (уч.) – шло всего

2)12 учеников шли в 6 рядов на экскурсию. По сколько учеников было в каждом ряду?

-12:6=2 (уч.) - по 2 уч. в ряду

 П: создание собственных способов решения, осуществялть анализ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный: слово учителя.

Наглядный: презентация.

-Сейчас вы должны поработать самостоятельно.

Откройте свои рабочие тетради на странице 67. Найдите №75. Выполняйте.

 -Готовы? Выполняем проверку.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют.

Л: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях.

П: уметь делать косой стежок, знать этапы его изготовления.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальный.

Словесный:учебный диалогл.

-Молодцы! Теперь приступим к заданию №3. Прочитайте задачу. В тетрадях запишите номер.

-Итак, о чем эта задача? Давайте составим краткую запись.

-Что нам известно?

(Пожарила – 11 к.

Съели – 6 к.

Осталось -?)

-Что нам нужно узнать?

-А еще? (на кр. з. обозначаем стрелкой)

-Подумайте хорошо, можем ли мы сразу ответить на второй вопрос задачи? Почему?

-Ребята, тогда сколько действий будет в задаче? Почему?

-Итак, повторите, что мы узнаем первым действием?

-Как запишем?

-Верно. Сможем ответить на второй вопрос?

-Как запишем?

-Запишите ответ.

-Молодцы! Ребята, а теперь предлагаю вам поработать в группах.

Но группы я определю сама. У меня есть коробочка с карточками трёх цветов: красный, жёлтый и синий. Каждый цвет определяет команду. Сейчас каждый из вас вытащит карточку определенного цвета, затем, вы должны будете объединиться в команды с людьми, у кого карточка такого же цвета, что и у вас.

-Каждой команде будет дана карточка с таблицей, по условиям которой вы должны будете составить задачу, записать решение и сделать вывод.

1 команда

Цена

Количество

Стоимость

?

4

80

2 команда

Цена

Количество

Стоимость

5

9

?

3 команда

Цена

Количество

Стоимость

30

?

90

Читают задачу.

-О котлетах.

-Нам известно, что мама пожарила 11 котлет и за обедом съели 6 котлет.

-Сколько котлет осталось.

-На сколько меньше котлет осталось, чем съели.

-Нет. Сначала нужно ответить на первый вопрос.

-Два действия, потому что два вопроса.

-Сколько котлет осталось после того, как съели 6 котлет.

-11 – 5 =5 (к.)

-Да.

-6 – 5 = 1 (к.) –на столько больше котлет осталось, чем съели.

Записывают ответ.

Объединяются в команды.

Составляют задачи по таблицам, находят неизвестное, обобщают и делают вывод.

-Вывод: чтобы узнать цену, нужно стоимость разделить на количество.

-Вывод: чтобы узнать стоимость, нужно цену умножить на количество.

-Вывод: чтобы узнать количество, нужно стоимость разделить на цену.

П: умение анализировать  и обобщать.

презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Групповая работа,

Голосование.

Словесный:учебный диалог.

 НАглядный: презентация, законченные работы

-Ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Какая тема была нами изучена?

-Чему научились?

-Всем ли было легко? Какие трудности испытывали?

-Ответьте на следующие вопросы:

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось …

 -Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу.

-Познакомились с величинами: цена, количество, стоимость.

-Тема: «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость».

-Мы научились решать и составлять задачи на нахождение таких величин как: цены, количества, стоимости.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают собственную работу.

М: Познавательные - рефлексия способов и условий действий;

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества;
Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, самооценка

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление трехзначных чисел" 3 класс "Школа России"

Цели урока:познакомиться с алгоритмами устных приемов умножения и деления трехзначных чисел, аналогичных таким же приемам при умножении и делении двузначных чисел...

Технологическая карта урока математики по теме "Задачи. Проверка знаний" 1 класс УМК Школа России

Технологическая карта предназначена для урока математики по теме "Задачи. Проверка знаний". 1 класс, УМК Школа России...

Технологическая карта урока математики по теме: " Вычитание круглых сотен" (2 класс, УМК Школа России)

Технологисеская карта к уроку математика. Разработана в соотвтствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение на 0" 3 класс УМК "Школа России"

Данная технологическая карта урока разработана для учителей начальной школы. Тема "Умножение на 0" изучается в 3-ем классе УМК "Школа России". В технологической карте отражены все этапы урока согласно...

Технологическая карта урока математики "Виды треугольников (по соотношению сторон)", 3 класс (УМК "Школа России", М. И. Моро)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для формирования представлений о видах треугольников по соотношению сторон.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятиями ...

Технологическая карта урока математики «Стоимость, цена, количество товара. Формула стоимости: С = a • n» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: сформировать знание о зависимости между величинами «цена», «количество», стоимость»Задачи урокаПланируемые рез...