Рабочая программа"Математическая шкатулка"
рабочая программа по математике (2 класс)

Пичихина Ирина Викторовна

Внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»

Программа внеурочной деятельности

 «Математическая шкатулка»

2 класс

Автор программы

Пичихина Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

2022/2023 уч.г.

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» для 2 класса составлена на основании:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с внесенными изменениями;
  3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, организационный раздел «План внеурочной деятельности»;
  4. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся;
  5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 24.11.2015)

           Цель программы:

Создание условий для формирования интеллектуальной активности; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности  рассуждений и их доказательности.

Задачи программы:

  •  Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • Освоение эвристических приемов  рассуждений;
  •  Формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором   стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • Формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;
  • Формирование     пространственных     представлений     и     пространственного  воображения;
  • Привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.
  • Развитие памяти, личностной сферы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, и режим занятий:

 Программа «Математическая шкатулка» рассчитана на обучающихся 2 класса, 1 раза в неделю (34 занятий в год).  Продолжительность занятия: 40 минут.

           

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Результаты первого уровня (приобретение учениками начальных математических знаний, первичного овладения основами логического мышления): приобретение учениками знаний в области знания счёта, измерения; овладения основами логического мышления; способах решения по алгоритму; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. Приобретение умения работать в парах и группах.

Результаты второго уровня (формирование умения строить рассуждения, формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных): развитие умения легко решать занимательные задачи, ребусы, математические загадки, задачи повышенной трудности; умения выбирать рациональные способы решения, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • сознание качества и уровня усвоения (насколько усвоили полученную информацию);
  • способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера; контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

Познавательные УУД:

  • сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;  
  • применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • анализировать  правила   игры;  
  • действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами;
  • включаться  в   групповую   работу;  
  • участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии;
  • сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Итоги реализации программы:

1.Выпуск математической газеты

2.Математический КВН.

3.Викторина. Турнир «Смекалистых».

4.Проект - «Математический журнал» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми).

Содержание программы

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Описание содержания

Формы организации

Виды деятельности

Вводное занятие (3 ч)

1

Вводное занятие.  

Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов.

Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Весёлый счёт».

Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 50, 100). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

Вычисления, отгадывание

математических загадок, ребусов

2

Отгадай–ка. Занимательные задачи на сложение.

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

3

Викторина. Игра «Весёлый счёт».

Игра-соревнование

Математическое соревнование

Весёлая нумерация.   (4 ч).

4

Упражнения на проверку знания  нумерации

Упражнения на проверку знания  нумерации (в пределах 100). Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).

Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

5

Задачи смекалки. Задача – шутка.

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

6

Загадки.

Познавательная игра

Вычисления, отгадывание

математических загадок, ребусов

7

Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).

Познавательная игра

Вычисления, отгадывание

математических загадок

Отгадай – ка.  (3 ч).

8

Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение.

Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

Познавательная игра

Решение задач. Практическая работа, вычисления

9

Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки.

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

10

Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

Познавательная игра

Викторина.  (1 ч).

11

Викторина

Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки.

Викторина

Математическое соревнование

Геометрические фигуры. (4 ч)

12

Составление геометрических фигур из частей

Задачи в стихах. Загадки.

Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

Практическая работа

Практическая работа, вычисления;

геометрический диктант

Вычисления, отгадывание

математических загадок

13

Задача – смекалка на изменение разности.

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

14

Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

Познавательная игра

Вычисления, отгадывание

математических загадок

15

Проект «Придумай фигуру»

Проект

Поэтапная работа над проектом

Математическая газета (2 ч)

16-17

Проект «Математическая стенгазета»

Коллективная работа членов кружка по выпуску математической стенгазеты. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения).

Практическая работа: коллективный выпуск математической стенгазеты. Логическая игра, «Не собьюсь» (развивает логику, внимание, мышление, память).

Проект

Поэтапная работа над проектом

Математический КВН. (2 ч).

18-19

Математический КВН.

Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю».

Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше».

Задача – шутка. Разучивание игры «Таблицу знаю» (с целью закрепления табличного умножения).

Игра-соревнование

Математическое соревнование

Отгадывание ребусов.   (3ч).

20

Отгадывание ребусов. Задачи – смекалки. Составление ребусов.

Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю»,  «Весёлый счёт» (в пределах 50).

Познавательная игра

Практическая работа, вычисления;

геометрический диктант, отгадывание ребусов

21

Задача – шутка. Загадки.

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

22

Игра «Таблицу знаю».

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

Числа великаны.   (2 ч).

23

Занимательные задачи.

Задача – смекалка

Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд».

Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».

Познавательная игра

Вычисления, отгадывание

математических загадок

Решение задач-головоломок, смекалок; рассуждения

24

Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов.

Познавательная игра

Решение задач. Практическая работа, вычисления

Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач. (1 ч).

25

Составление ребусов, математических загадок, задач.

Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю»,  «Весёлый счёт»

Познавательная игра

Практическая работа

Решение задач, рассуждение, вычисления

Веселые задачки (4 ч)

26

Занимательные квадраты.

Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».

Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Разучивание игры «Узнай, какой значок на твоей шапочке» (развивает логику, внимание, мышление, память).

Познавательная игра

Вычисления, отгадывание

математических загадок, ребусов

27

Логические упражнения на сравнение фигур.

Познавательная игра

Наблюдения, рассуждения

28

Задача – смекалка. Задача – шутка.

Познавательная игра

Вычисления, отгадывание

математических загадок

29

Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».

Познавательная игра

Наблюдения, рассуждения

Таблица умножения на пальцах.   ( 2ч).

30

Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу»

Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Телефон».

Практическая работа: разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки. Объяснение  игры «Телефон».

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

31

Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет»

Познавательная игра

Решение задач, рассуждение, вычисления

Задачи, связанные с величинами (2 ч)

32

Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка.

Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания.         Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».

Познавательная игра

Вычисления, отгадывание

математических загадок

33

Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».

Познавательная игра

Наблюдения, рассуждения

Наши итоги (1 ч)

34

Олимпиада

Подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше».

Практическая работа по организации выставки детских работ;

КВН, награждение

Олимпиада

Математическое соревнование

Тематическое планирование

Перечень разделов

Количество

часов

1

Вводное занятие.  

3

2

Весёлая нумерация

4

3

Отгадай – ка

3

4

Викторина 

1

5

Геометрические фигуры

4

6

Математическая стенгазета

2

7

Математический КВН

2

8

Отгадывание ребусов

3

9

Числа великаны

2

10

Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач

1

11

Веселые задачки

4

12

Таблица умножения на пальцах

2

13

Задачи, связанные с величинами

2

14

Наши итоги

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки занятий внеурочной деятельности по программе «Математическая шкатулка»

Данная программа  занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка...

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Коррекция предмета математика...

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА» (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Рабочаяоама матике для 4 класса по дополнительному образованию....

Рабочая программа " Волшебная шкатулка"

РП с КТП по внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс

   Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4

Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому.  Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...