Рабочая программа " Волшебная шкатулка"
рабочая программа

Починкова Ольга Николаевна

РП с КТП по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_volshebnaya_shkatulka.docx424.94 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\волшк 001.jpg

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная дополнительная программа курса дополнительного образования

«Волшебная шкатулка» разработана в соответствии с

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,
  • Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р;
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года  № 1726-р;
  •  Государственной программой Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном  округе – Югре на 2018- 2025 годы и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства ХМАО- Югры от 09 октября 2013 года № 413-п;
  • Концепцией развития дополнительного образования в  Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года;
  • Приказом Министерства образования и науки от 17.12. 2010 года № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; (с изменениями на  31 декабря 2015 года);
  • Методическими рекомендациями  по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3364; СанПиН 2.4.4.3172-14 «О санитарно – эпидемиологические требованиях  к учреждениям дополнительного образования детей»;
  • Положением о дополнительной общеобразовательной программе курса дополнительного образования СОШ № 2 г. Белоярский, утвержденной приказом от 22.08.2016 г. № 396;
  • Уставом СОШ №2  г. Белоярский.

Актуальность:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Волшебная шкатулка» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей ребенку даётся возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду

Цель программы: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Познакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, квиллинга, торцевания.
  2. Сформировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  3. Обучить различным приемам работы с бумагой, картоном, шерстяными нитками, текстильным и бросовым материалами.
  4. Применить знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, квиллинга, торцевания.

Развивающие:

  1. Развить внимание, память, логическое и абстрактное  мышление пространственного воображения.
  2. Развить мелкую моторику рук и глазомера.
  3. Развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

  1. Воспитать интерес к искусству оригами, квиллинга, торцевания.
  2. Расширить коммуникативные способности детей.
  3. Сформировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Задачи мотивационные:

  1. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Задачи социально-педагогические:

  1. Сформировать общественную активность, реализация в социуме.

В основе занятий лежит деятельностный подход. Учитель вовлекает детей в обсуждение, творческую работу, самостоятельную практическую деятельность по изготовлению различных поделок.

Занятия кружка планируют специально организованную часть, направленную на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и также оснащенную самостоятельную деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. В основе занятий лежит проектная деятельность учащихся (коллективная, индивидуальная, групповая). Основная цель: научить детей презентовать свои проекты, оценивать свою работу и работу товарищей. На каждом занятии обучающийся предоставляет свои творческие работы. На итоговом занятии проводиться защита лучших индивидуальных проектов и организуется выставка работ уобучающихся за год.

Около половины учебного времени отводиться на комплексные работы:

  • изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления надо спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей оформляется уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ и выставка проектов. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Программа разработана для занятий с обучающимися 2 классов.

Сроки реализации программы: 1 год

По плану внеурочной кружковой работы имеет общекультурное направление деятельности. На изучение курса «Волшебная шкатулка» выделяется 68 часов (2 ч. в неделю).

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

Методы

Приёмы

Объяснительно - иллюстративные

Рассказ, показ, беседа

Репродуктивные

Практические занятия

Эвристические

Творческие задания

Формы и виды контроля:

  • выставки, презентации;
  • коллективные игры и праздники;
  • защита проектов: коллективных, групповых и индивидуальных;
  • создание накопительной папки (банка) творческих проектов детей.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, защита проектов по теме. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников, игрушек к новому году, участие в выставках творчества.

Ожидаемые результаты

 В результате обучения по данной программе обучающиеся:

 – научатся различным приемам работы с бумагой, картоном, шерстяными нитками, текстильным и бросовым материалом;

 – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, квиллинга, торцевания;

 – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, квиллинга, торцевания, пользуясь инструкционными картами и схемами;

 – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, квиллинга, торцевания;

 – разовьёт внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

 – познакомятся с искусством оригами и квиллинга;

 – овладеют навыками культуры труда;

 – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Учебно-тематический план

п /п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Проект

Экскурсия

Вводные занятия

2

1

-

-

1

Работа с природным материалом

7

-

4

1

1

Работа с шерстяными нитками

5

-

4

1

-

Работа с текстильным материалом

8

1

6

1

-

Торцевание

7

-

6

1

-

Работа с бросовым материалом

9

1

7

1

-

Квиллинг

7

1

5

1

-

Работа с пластическим материалом

8

-

7

1

-

Работа с бумагой и картоном

7

1

6

-

-

10.

Калейдоскоп занятий

9

1

7

1

-

Итого

70

6

52

8

2

Содержание программы

1. Вводные занятия (2ч.) Теория

Требования к поведению учащихся во время занятий;

Соблюдение порядка на рабочем месте;

Соблюдение правил техники безопасности;

Экскурсия в осенний парк.

2. Работа с природным материалом (6ч.)

Объемные поделки (фигурки сказочных зверей)

Корзина с розочками

Поделка из семечек “Подсолнух”

Осенняя композиция “Цветы в вазе”

Проект “Работа с природным материалом”

Экскурсия в парк.

3. Работа с шерстяными нитками (5ч.)

Игрушка “Гусеница”

Аппликация “Солнышко”

Аппликация “Мухомор”

Кукла из шерстяных ниток

Проект “Работа с шерстяными нитками”

4. Работа с текстильным материалом (8ч.)

Теория.Поделки из текстильных материалов.

Коллаж “Кот”

Коллаж “Матрёшка”

Коллаж “Яблоня”

Кукла – оберег

Проект “Работа с текстильным материалом”

5. Торцевание (7ч.)

Торцевание «Оленёнок»

Торцевание «Сказочные деревья»

Картина «Лесная полянка»(2ч.)

Торцевание «Праздничный торт» (2ч.)

Проект «Торцевание»

6.Работа с бросовым материалом (9ч.)

Теория. Поделки из бросовых материалов.

Изготовление карандашницы “Пингвин”

Аппликация из опилок “Мышка”

Многослойная аппликация “Лето” или “Павлин”

Аппликация из опилок “Щенок”

Аппликация из салфеток “Ветка Сакуры”

Аппликация “Божья коробочка”

Аппликация из круп “Петушок золотой гребешок”

Проект “Работа с бросовым материалом”

7. Квиллинг (7ч.)

Беседа. Основные элементы квиллинга

Квиллинг“Яблоко”

Квиллинг“Яблоко”

Квиллинг“Цветочная поляна”

Квиллинг“Ветка рябины”

Квиллинг“Ветка рябины”

Проект “Квиллинг”

8.Работа с пластическим материалом (8ч.)

Рисование пластилином на компьютерном диске “Цветы”

Рисование пластилином на картоне “Улитка”

Рисование пластилином на картоне “Яблоня”

Панно “Лягушка на болоте”

Панно “Аквариум”

Панно «Мой край»

Панно «Северное сияние»

Проект “Работа с пластическим материалом”

9. Работа с бумагой и картоном (7ч.)

Теория. Изготовление бумаги и картона.

Аппликация из геометрических фигур

Аппликация из ладошек “Солнышко”

Цветок “Кувшинка”

Игрушка “Бабочка”

Поделки из бумаги “Весельчаки”

Проект “Работа с бумагой и картоном”

10. Калейдоскоп заданий (9ч.)

Аппликация из ваты “Пушистый козлик”

Торцевание “Груша”

Аппликация из пластилина на картоне “Ромашка”

Аппликация из ладошек “Осьминог”

Карандашница“Лягушка”

Аппликация из мятых салфеток “Цыпленок”

Аппликация “Бабочка на цветке”

Оригами «Цветы из кругов»

Проект “Калейдоскоп заданий". Выставка творческих работ.

Материально – техническое, методическое и информационное обеспечение

Для работы необходимы:

Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа проектор.

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, ручка с пустым стержнем.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски.

Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.

Литература, используемая учителем:

1.        Учебник технологии -1-4:класс:/ О.В. Узорова., Е.А. Нефёдова, - M.:Аст: Астрель, 2011.(Планета знаний)

2.        Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть 1 / составители А. П. Мишина, Н.Г. Шевцова; под общ.ред.Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. -56с.

3.        Сайты:

-        http://allforchildren.ru/article/;

-        http ://pochemu4ka.ru/index/0-382 ;

-        http://stranamasterov.ru/gallerv;

-        http://do-crafts.ru/;

-        http://podarki.ru/go/;

-        http://www.chudopredki.ru/6458-detskie-podelki-svoimi-rukami.html

Литература для обучающихся:

  1. 366 моделей оригами/ Т. Б. Сержантова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.: ил. – (Внимание: дети!).
  2. 100 оригами/ Г.И.Долженко. Ярославль: Академия холдинг, 2003.
  3. «Делаем 50 моделей из оригами», сборник. Минск: Попурри, 2001.
  4. Уроки мастерства/ Т.Н.Пряснякова.  М.: Учебная литература,2003.
  5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.:Просвещение, 1992.
  6. Агапова И.М., Давыдова М.А. Лучшие модели оригами для детей.- М., «Рипол. Классик дом.XXIвек», 2007г

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1 четверть

Вводные занятия (2ч) Теория

1

04.09

Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил техники безопасности.

1

Лекция

2

06.09

Экскурсия в осенний парк

1

Экскурсия

Работа с природным материалом (6ч)

3

11.09

Объемные поделки (фигурки сказочных зверей)

1

Занятие - игра

4

13.09

Корзина с розочками

1

Изготовление корзины с розочками

5

18.09

Поделка из семечек “Подсолнух”

1

Изготовление изделия

6

20.09

Осенняя композиция “Цветы в вазе”

1

Групповая работа

7

25.09

Проект “Работа с природным материалом”

1

Проект групповой

8

27.09

Экскурсия в парк.

1

Экскурсия

Работа с шерстяными нитками (5ч)

9

02.10

Игрушка “Гусеница”

1

Изготовление изделия

10

04.10

Аппликация “Солнышко”

1

Изготовление изделия

11

09.10

Аппликация “Мухомор”

1

Изготовление изделия

12

11.10

Кукла из шерстяных ниток

1

Изготовление изделия

13

16.10

Проект “Работа с шерстяными нитками”

1

Групповой проект

Работа с текстильным материалом (8ч)

14

18.10

Теория. Поделки из текстильных материалов

1

Лекция

15

23.10

Коллаж “Кот”

1

Изготовление изделия

16

25.10

Коллаж “Кот”

1

Изготовление изделия

17

06.11

Коллаж “Матрёшка”

1

Изготовление изделия

18

08.11

Коллаж “Яблоня”

1

Изготовление изделия

19

13.11

Кукла – оберег

1

Изготовление изделия

20

15.11

Кукла – оберег

1

Изготовление изделия

21

20.11

Проект “Работа с текстильным материалом”

1

Групповой проект

Торцевание (7ч)

22

22.11

Торцевание «Оленёнок»

1

Изготовление изделия

23

27.11

Торцевание «Сказочные деревья»

1

Изготовление изделия

24

29.11

Картина «Лесная полянка»

1

Изготовление изделия

25

04.12

Картина «Лесная полянка»

1

Изготовление изделия

26

06.12

Торцевание «Праздничный торт»

1

Изготовление изделия

27

11.12

Торцевание «Праздничный торт»

1

Изготовление изделия

28

13.12

Проект «Торцевание»

1

Групповой проект

Работа с бросовым материалом (9ч)

29

18.12

Теория. Поделки из бросовых материалов.

1

Беседа

30

20.12

Изготовление карандашницы  “Пингвин”

1

Изготовление изделия

31

25.12

Аппликация из опилок “Мышка”

1

Изготовление изделия

32

27.12

Многослойная аппликация “Лето” или “Павлин”

1

Изготовление изделия

33

15.01

Аппликация из опилок “Щенок”

1

Изготовление изделия

34

17.01

Аппликация из салфеток “Ветка Сакуры”

1

Изготовление изделия

35

22.01

Аппликация “Божья коробочка”

1

Изготовление изделия

36

24.01

Аппликация из круп “Петушок золотой гребешок”

1

Изготовление изделия

37

29.01

Проект “Работа с бросовым материалом”

1

Групповой проект

Квиллинг (7ч)

38

31.01

Беседа. Основные элементы квиллинга

1

Беседа

39

05.02

Квиллинг “Яблоко”

1

Изготовление изделия

40

07.02

Квиллинг “Яблоко”

1

Изготовление изделия

41

12.02

Квиллинг “Цветочная поляна”

1

Изготовление изделия

42

14.02

Квиллинг “Ветка рябины”

1

Изготовление изделия

43

19.02

Квиллинг “Ветка рябины”

1

Изготовление изделия

44

21.02

Проект “Квиллинг”

1

Групповой проект

Работа с пластическим материалом (8ч)

45

26.02

Рисование пластилином на компьютерном диске “Цветы”

1

Изготовление изделия

46

28.02

Рисование пластилином на картоне “Улитка”

1

Изготовление изделия

47

05.03

Рисование пластилином на картоне “Яблоня”

1

Изготовление изделия

48

07.03

Панно “Лягушка на болоте”

1

Изготовление изделия

49

12.03

Панно “Аквариум”

1

Изготовление изделия

50

14.03

Панно «Мой край»

1

Изготовление изделия

51

19.03

Панно «Северное сияние»

1

Изготовление изделия

52

21.03

Проект “Работа с пластическим материалом”

1

Групповой проект

Работа с бумагой и картоном (7ч)

53

02.04.

Теория. Изготовление бумаги и картона.

1

Беседа

Изготовление изделия

54

04.04

Аппликация из геометрических фигур

1

Изготовление изделия

55

09.04

Аппликация из ладошек “Солнышко”

1

Изготовление изделия

56

11.04

Цветок “Кувшинка”

1

Изготовление изделия

57

16.04

Игрушка “Бабочка”

1

Изготовление изделия

58

18.04

Поделки из бумаги “Весельчаки”

1

Изготовление изделия

59

23.04

Проект “Работа с бумагой и картоном”

1

Групповой проект

Калейдоскоп заданий (9ч)

60

25.04

Аппликация из ваты “Пушистый козлик”

1

Беседа

61

30.04

Торцевание “Груша”

1

Изготовление изделия

62

02.05

Аппликация из пластилина на картоне “Ромашка”

1

Изготовление изделия

63

07.05

Аппликация из ладошек “Осьминог”

1

Изготовление изделия

64

10.05

Карандашница “Лягушка”

1

Изготовление изделия

65

14.05

Аппликация из мятых салфеток “Цыпленок”

1

Изготовление изделия

66

16.05

Аппликация “Бабочка на цветке”

1

Изготовление изделия

67

21.05

Оригами «Цветы из кругов»

1

Изготовление изделия

68

23.05

Проект “Калейдоскоп заданий".Выставка творческих работ.

1

Защита индивидуальных проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"

Данная рабочая программа составлена в соответствии с новым ФГОС. Расчитана для внеклассной деятельности с  учащимися 1 класса....

Рабочая программа « Волшебное перо» внеурочной деятельности для 3 класса

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Рабочая программа "Волшебные точки", 3 класс.

Рабочая программа по курсу " Волшебные точки. Вычисляй и рисуй"  разработана в соответсвии с требованиями ФГОС НОО, примерной программы по математике  и авторской программы Итиной Л.С., Корм...

рабочая программа "Волшебный мир книг"

В каждом образовательном учреждении, реализующем ФГОС, рекомендуем создать банк рабочих программ внеурочной деятельности, в который можно внести программы, рекомендованные серией «Стандарты втор...

Рабочая программа "Волшебная бумага"

Программа дополнительного образования «Волшебная бумага» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней рабо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА» (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Рабочаяоама матике для 4 класса по дополнительному образованию....