Число и цифра 5. Письмо цифры 5. 1 класс. УМК "Школа России"
учебно-методический материал по математике (1 класс)

Любко Светлана Владимировна

Число и цифра 5.  Письмо цифры 5. 1 класс. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема урока. "Число и цифра 5. Состав числа 5".

Цель урока: формирование интеллектуальной активности личности и развитие творческого потенциала через личностное включение обучающихся в систему знаний в процессе изучения числа и цифры 5.

Задачи урока:

  1. изучить число 5,его состав, познакомить с графическим обозначением числа пять - цифрой 5, учить детей писать цифру 5; продолжать подготовительную работу к изучению темы «Задача»;
  2. развивать мыслительные операции, произвольное внимание, математическую речь, интерес к предмету;
  3. формировать способность к учебному взаимодействию с учителем, сотрудничеству с одноклассниками.

Планируемые результаты:

предметные:

  • Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 5).
  • Развить умение распознавания цифры 5 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
  • Научить правильно писать цифру 5 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 5).

метапредметные:

личностные

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

регулятивные  

  • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 5.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

познавательные  

  • Подвести под понятие цифры и числа 5.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.
  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
  • Работать над использованием знаково-символичных средств.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

коммуникативные  

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Межпредметные связи: окружающий мир («Как зимуют животные»), обучение грамоте («Письмо схожих элементов букв», «Гигиенические правила письма»).

Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска, метод контроля и самоконтроля, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

информационные: учебник и рабочая тетрадь по математике;

технические: мультимедийный комплекс, комплекс оперативного контроля знаний Interwrite Responce;

демонстрационные: иллюстрации лесных животных, индивидуальный  раздаточный материал, математические наборы, презентация к уроку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивирование (самоопределение) к деятельности.

Приветствие учеников.

Настрой на работу.

Садитесь.

Дети хором:

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Личностные: включение учеников в учебную деятельность. Коммуникативные: создание условий для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Начинаем урок математики.

Таня и Ваня по-прежнему с нами на уроке.

http://kololaan.ucoz.net/osen_stikhi.jpg

Ой, ребята, посмотрите, Таня и Ваня прислали срочную телеграмму.

Интересно, от кого оно?

ОТ ЛЕСНЫХ ПТИЦ. СРОЧНО. НАСТУПИЛА ОСЕНЬ. ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ? НУЖЕН СОВЕТ.  ПОМОГИТЕ.  

Ребята, поможем подготовиться лесным птицам к зиме?

Итак, начнем!

Приготовьте «числовой веер».

Игра "Считай, не зевай".

Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте числовыми карточками:

Задачи

1.Три голубя белых на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?

Кому мы помогли?

А сейчас поможем петуху. Слушайте внимательно.

2.На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух

Сколько  стало петухов?        

У кого ответ готов?

Ребята, а кому мы сейчас поможем?

3.В кормушке сидели

Лишь две только птицы.

Но к ним прилетели

Еще две синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

Каждый из вас.

И последняя задачка.

1 галка на ветку села.

К ней 1 галка прилетела.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

Кому мы помогли?

А как мы можем помочь этим птицам с наступлением холодов?

А какая птица в данном ряду лишняя и почему?

Расположите числа в порядке возрастания?

Проверим, посчитаем по порядку.

Положите столько счетных палочек, сколько птиц у нас на доске?

Сколько счётных палочек положили?

Почему?

Что нужно сделать, чтобы счётных палочек стало на 1 больше?

Положите 1 счётную палочку.

Сколько стало?

Как получили 5 счётных палочек?

Как вы думаете, есть ли такая цифра, которой можем обозначить пять предметов?

Что это за цифра?

Найдите эту цифру в нашей кассе?

Высказывают свое предположение.

Дети показывают ответы, с помощью «числового веера». 

(3-2=1)

 (Голубю)

(1+2=3)

(Синичке)

(2+2=4)

(1+1=2)

(Галке) 

 

Ответы детей.

(Петух, потому что это домашняя птица)

(1, 2, 3, 4)

(Работают с счётными палочками)

(4)

(Потому что 4 лесных жителя)

(Положить еще 1)

(5)

(Мы к 4 добавили 1)

(5)

Личностные: актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из уроков окружающего мира.

Познавательные: подготовка мышления детей, повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания;  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные:

соотношение количества предметов с цифрой.

3.Постановка учебной проблемы урока.

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой 5. Научимся ее писать.

Найдите и покажите мне число 5.

Высказывают свое предположение

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4.«Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.

Запомните, 5 предметов мы всегда будем обозначать цифрой 5.

Как вы думаете, где в числовом ряду будет стоять число 5?

Посчитаем до 5 и обратно.

У звезды есть пять детей
Пять сверкающих лучей
По ночам они не спят
Всем светить они хотят. 

У ладошки пять детишек,
Пять веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать –
На руке их ровно пять.
Покажите 5 пальчиков на правой руке, покажите 5 пальчиков на левой руке.

Представим, что наши ладошки, как кленовые листочки шуршат на ветвях.

Встаньте.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо. 
(помахать руками на лицо) 
Закачалось деревцо. 
(покачаться из стороны в сторону) 
Ветер тише, тише, тише. 
(присесть, помахать руками вверх-вниз) 
Деревцо всё выше, выше. 
(потянуться вверх)

Наши листочки полетели и опустились на счётные палочки. У всех опустились ладошки по-разному. Посмотрите и покажите карточками, сколько у вас получилось Счётных палочек под каждой ладошкой.

Сколько у тебя получилось?

(А как по-другому можно разложить на две части?)

Можно разложить фишки так, чтобы их было поровну в каждой ладошке?

Значит, число 5 будет четным или нечетным числом?

Молодцы, ребята, вы отлично поработали, а теперь уберите счетные палочки.

Давайте отдохнем.

Физминутка   Весёлые гуси. (Музыкальная физкминутка)

(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)

Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

(После 4)

(1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2)

(Нет)

(Нечетным)

Познавательные:

подведение под понятие цифры и числа 5.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные:

составление числа 5 из меньших чисел.

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия – поиска цифры 5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы начинаем учиться писать цифру 5.

Откройте свои тетради.

Рассмотрите в тетради цифру 5.

Сколько элементов имеет цифра 5?

Какие?

Какую часть клетки она занимает?

Что обозначает голубая звездочка?

Что означают голубые стрелочки?

Возьмите ручку. Обведите образец в тетради, соблюдая направление движения.

Письменная цифра 5 пишется безотрывно или с отрывом?

Начинаем писать немного правее середины, ведем наклонную линию сверху вниз немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Отрываем руку и от точки начала проводим изогнутую линию в верхний угол клетки.

Приготовились, взяли ручку, поучимся писать цифру 5.

Напишите одну строку цифры 5.

Обведите в кружок красным карандашом, самую красивую на ваш взгляд цифру 5.

Как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! У вас обязательно получится!

Закрываем тетради.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкой слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу!

(3)

(Наклонная линия, полуовал, изогнутая линия)

(Правую половинку)

(Точку начала письма)

(Направление письма)

(С отрывом)

(Ученики в тетрадях прописывают цифру 5.)

Познавательные:

привлечение внимания детей к новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 5, сформировать навыки письма цифры 5.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:

развитие умения младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в рабочих тетрадях на печатной основе, стр.13.

Рассмотрите первую картинку.

Кто на них изображен?

Что происходит с лягушатами с наступлением холодов?

С наступлением холодов, лягушки залезают в речку (озеро, болото) и закапываются в ил на дне (ни один водоём не промерзает насквозь, поэтому обычные лягушки будут чувствовать там себя замечательно); также остаться зимовать лягушки могут в норе на берегу или зарывшись под камень. Прочитайте числовые выражения.

Работая в парах, договоритесь с каким рисунком будете выполнять задание. Прислушивайтесь к мнению соседа. Выберите для данного рисунка подходящее выражение и соедините его карандашом.

Объясните друг другу свой выбор.

Давайте проверим.

Поднимите руку, кто сделал также.

Молодцы!

Аналогичная работа по второй картинке.

А кому дальше мы будем помогать, вы узнаете, угадав загадку.

Слушайте внимательно.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля...

Узнаёте? Это…

 

Как цапля готовится к зиме?

Цапля — перелётная птица, и с наступлением холодов покидает своё место обитания, это начинается с замерзанием воды. Время перелёта обычно начинается с сентября по октябрь, всё зависит от региона, где цапля основалась и проходит период гнездования.

https://kladraz.ru/images/igra50.jpg

Работа с «Танграмом» в парах.

Посмотрите на данную картинку и с помощью «Танграмма» попробуйте собрать цаплю.

(Лягушата)

(Ответы детей)

 

(Цапля)

(Улетает в теплые края)

(Треугольник)

(5)

Работа в парах.

Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное выполнение задания, обобщение, аналогия.

Регулятивные:

развитие умения младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные: осуществление взаимодействия ребенка с соседом по парте, способствование в аргументации своего мнения.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подходит концу наш урок.

Что нового вы узнали?

Оцените свою работу на уроке.

«Три лица».

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58ba95a70967b/img_s579180_1_10.jpg

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Я вижу, что наш урок был плодотворный и успешный для каждого из вас. Вы меня очень порадовали. А что же нам скажет наши друзья Таня и Ваня, понравился ли им урок?

Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок.

Постарались все понять. 

Учились тайны открывать.

Ответы полные давали.

На уроке не зевали.

Все сумели? Все смогли.

Вы сегодня МОЛОДЦЫ!

Вот видите, Таня и Ваня довольны вашей работай.

Ответы детей.

Познавательные: контроль и оценка результатов своей деятельности,

рефлексия способов и условий действия.

Личностные: 

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика Число и цифра 9. Письмо цифры 9.

Данный урок является уроком открытия нового знания. Материал урока направлен на развитие творческого мышления, алгоритмической культуры учащихся.  . Изложение нового материала ведётся метод...

Урок математики в 1 классе по теме "Числа 8 и 9. Письмо цифры 9"

    Ознакомить учащихся с составом чисел 8 и 9, научить писать цифру 9, развивать умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10, воспитывать активность, самостоя...

Математика 1 класс Тема: «Числа 1, 2, 3. Письмо цифры 1».

Цель:- познакомить учащихся с понятиями "много", "один"; познакомить учащихся с цифрой 1 и научить правильно соотносить цифру с числом предметов; научить писать цифру 1-  развивать моторику рук, ...

«Число и цифра 5. Письмо цифры 5»

Конспект урока по математике 1 класс II отделение тема: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»...

Тема урока: Число и цифра 6. Письмо цифры 6.

познакомить с числом и цифрой 6, научить писать цифру и соотносить цифру и число предметов...

Урок математики «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»

Класс:  1 «А» классТема: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»Тип урока: «Отработка умений и рефлексии»Цель: знать первоначальные сведения об образовании числа 5, ...

Конспект урока по математике на тему : «Числа 6 и 7. Письмо цифры 7» (1 класс). УМК "Школа России"

Урок по математике в 1 классе. В рамках данного урока учащиеся знакомятся с числами 6 и 7, учатся писать цифру 7. При организации урока внедряется новый персонаж-помощник(Белочка). Она помогает открыт...