Урок математики «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Чуприна  Ольга Константиновна

Класс:  1 «А» класс

Тема: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»

Тип урока: «Отработка умений и рефлексии»

Цель: знать первоначальные сведения об образовании числа 5, последовательность письма цифры 5

Задачи:                                                                                                                  

- освоение знаний о первоначальных сведениях образования числа 5, последовательность письма цифры 5.

- овладение умениями соотносить число, цифру и количество, определять состав числа.

- развитие внимания, мышления, памяти, наблюдательности, математической речи.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

- начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике (Л1)

 

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося (Л2)

 

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников. (Л3)

Учащиеся закрепят умения:

- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему (Р1)

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя (Р2)

 

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их (К1)

 

- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию (П1)

 

Учащиеся закрепят умения:

- считать, читать, записывать,  сравнивать числа;

- объяснять, как образовывать число 5 и обозначать его цифрой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_5.docx133.72 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:  1 «А» класс

Тема: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»

Тип урока: «Отработка умений и рефлексии»

Цель: знать первоначальные сведения об образовании числа 5, последовательность письма цифры 5

Задачи:        

- освоение знаний о первоначальных сведениях образования числа 5, последовательность письма цифры 5.

- овладение умениями соотносить число, цифру и количество, определять состав числа.

- развитие внимания, мышления, памяти, наблюдательности, математической речи.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

- начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике (Л1)

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося (Л2)

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников. (Л3)

Учащиеся закрепят умения:

- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему (Р1)

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя (Р2)

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их (К1)

- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию (П1)

Учащиеся закрепят умения:

- считать, читать, записывать,  сравнивать числа;

- объяснять, как образовывать число 5 и обозначать его цифрой.

Межпредметные связи: окружающий мир

Оснащение урока: учебник, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения, КРР

1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(побуждение к выявлению причин

затруднений в собственной деятельности)

Организует приветствие учащихся. Эмоционально и психологически настраивает на урок.

Читает стихотворение, сопровождая его движениями под музыку.

- Раз два три: слушай и смотри

Три два раз: мы начнём сейчас

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас —

Математика сейчас.

Приветствие учителя. Эмоциональный и психологический настрой на урок. Повторение движений.

Раз два три: слушай и смотри

Три два раз: мы начнём сейчас

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас —

Математика сейчас.

- начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике (Л1)

Демонстрация

Метод стимулирования занимательным содержанием

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ

ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

2.1. Целеполагание

Физкультминутка

2.2. Обобщение затруднений

2.3. Самостоятельная работа (с

самопроверкой)

2.4. Повторение

Организует и настраивает детей на совместную работу. Актуализирует знания детей по пройденным темам.

- Ребята, сегодня на уроке у нас есть гость, и он подготовил для нас много интересных заданий.

Организует счет предметов.

- Посмотрите на слайд, кого вы видите?

- Верно, на слайде 1 Колобок. Это наш гость. А из какой сказки наш герой?

- Посмотрите, кого встретил Колобок?

- Сколько стало героев сказки на слайде? Давайте посчитаем.

- Кого же теперь встретил Колобок с Лисой?

Давайте посчитаем количество героев сказки вместе.

- На пути им встретился кто?

Сколько стало героев?

- Посмотрите, кого же ещё встретил Колобок на своём пути? Посчитаем, сколько стало героев сказки.

Организует работу на умение сравнивать числа

- Посмотрите на слайд. Колобок, когда путешествовал, увидел замечательную полянку. Что на ней растет?

- Верно, а сколько цветов растет на полянке?

- Оказывается, ещё несколько цветков было закрыто листьями. На сколько цветков теперь стало больше на полянке? Давайте посчитаем все цветы.

- Мимо проходил ежик и взял себе 1 цветок. На сколько цветов на поляне стало меньше?

- Сколько цветов у нас теперь осталось на поляне, давайте посчитаем?

Подводит учащихся к теме урока и определению целей, используя интерактивный материал

- Верно. Колобок катился, да катился. И на своем пути встретил красивое дерево. Что на нём растет?

- Посчитаем, сколько яблок растет на дереве?

- С какой цифрой вы уже знакомы?http://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/07/na_chto_pohozha_cifra_5_1_19141106.jpg

- Сегодня мы с вами будем работать с цифрой 5.

- Ребята, а на что может быть похожа цифра 5? Посмотрите на слайд, это морской конёк. Он очень необычный, ведь похож на маленькую волшебную лошадку, голова у этой рыбки похожа на лошадиную, и у неё нет чешуи. Морской конёк живет в море. Также он, как и хамелеон, маскируется и может быть совсем невидимым. Посмотрите, на какую цифру похож морской конёк?

Организация и проведение физкультминутки

- Итак, ребята, нам с вами сегодня предстоит проделать большую работу, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

Организует работу по учебнику, материал выносится на интерактивную доску

- Ребята, откройте учебник на странице 35 (3, 5). Посмотрите на числа, которые расположены на полях учебника. Назовите самое большое из этих чисел.

- Назовем числа по порядку, начиная с самого большого, т.е. пяти.

 

Организует анализ иллюстрации в учебнике

- Посмотрите на следующее задание.         

Обратите внимание на 1 картинку? Сколько всего пчёл вы видите?

Сколько пчел сидит на цветке?

- А сколько пчел прилетает на цветок?

- Посмотрите на выражения (3+1, 3-1, 4-2)

Выберем для этого рисунка подходящую запись.

- Посмотрите на следующую картинку, сколько всего божьих коровок на картинке?

- Сколько их сидит на листике?

- А сколько их улетает с листика?

Выберем для этого рисунка подходящую запись.

Организует работу с полосками

- Ребята, я сейчас предлагаю вам сравнить длину полосок с помощью мерки с четырьмя делениями.

(Раздаю полоски)

- Сколько мерок у зеленой линии?

У синей линии сколько мерок?

У красной линии?

- Сделаем вывод: какая полоска самая короткая? Какая полоска самая длинная?

- Ребята, посмотрите на следующее задание. К какому числу прибавили 1, если получили 5?

Возьмем 5 полосок. Теперь уберите 1 полоску. Сколько полосок у нас осталось?

-Так, к какому числу нужно прибавить 1, чтобы получить 5?

- Верно. Положите на столе слева 5 полосок, а справа 3. Как вы думаете, какое число меньше: 5 или 3?

- Теперь положите слева от себя 4 полоски, а справа 5. Какое число меньше: 4 или 5?

Посмотрите на записи ниже. Посчитаем, сколько всего зеленых квадратов?

Сколько квадратов зачеркнули?

- Верно, то есть его убрали. А какое число меньше числа 4 на 1?

- Справа от рисунка у нас есть запись, прочитайте её. Как вы думаете, она подходит нашей схеме?

- Теперь посмотрите на следующую схему. Давайте посчитаем, сколько всего треугольников изображено.

- Сколько на схеме оранжевых треугольников?

Сколько на схеме синих треугольников?

- Посмотрите на запись справа. Прочитайте её. Подходит она к нашей схеме?

Провожу пальчиковую гимнастику

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

Организует показ правильного написания цифры 5

- На интерактивной доске в электронном варианте рассказываю, как писать цифру 5.

Я вам сейчас покажу, как она пишется, а вы внимательно следите за мной.

- Пишу безотрывно. Начинаю писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведём её чуть наклонно, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал. Сверху от палочки пишем дугообразный узелок, ведем его вправо до вершины верхнего правого угла. 

- Теперь вместе со мной пропишем цифру 5 в воздухе. 

- Самостоятельно пропишите цифру 5 до конца строчки.

- Теперь посмотрите на доску. 3 цветка, да 2 цветка. Это сколько? Запишите математическое выражение.

- 4 божьих коровки, да ещё 1. Это сколько? Отступите 5 клеток вправо и в пятой клетке запишите математическое выражение.

- Сколько грибов вы видите? Сколько грибов зачеркнуто? Составим и запишем математическое выражение с новой строки под первым математическим выражением.

- Сколько всего пчёлок на доске? Сколько улетело?

Составим математическое выражение под вторым.

Организует повторение изученного материала. 

Нашему колобку очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Он хочет убедиться, что вы всё запомнили и поняли, поэтому подготовил для вас вопросы.

- Какую цифру мы с вами сегодня вспомнили?

- А что мы с вами сегодня на уроке делали?

Счет количества предметов, анализ героев сказок.

- Колобка

- Из сказки «Колобок»
- Колобок встретил Лису

- Один, два. На слайде стало 2 героя сказки.

- Встретили Медведя

- 1, 2 , 3. 3 героя сказки.

- Заяц

- 1,2,3,4. 4 героя.

- Колобок ещё встретил Волка

- 1, 2, 3, 4, 5. 5 героев.

Сравнение числа на картинках

- Цветы.

- 3 цветка

- Стало на 2 цветка больше

- 5 цветов

- На поляне стало меньше цветов на 1.

- 1, 2, 3, 4. 4 цветка.

Определение темы и цели урока.

Ответы на вопросы учителя, работа с интерактивной доской

- На дереве растут яблоки

- На дереве растет 5 яблок

- С цифрой 5

Ответы на вопрос учителя

- На цифру 5

Выполнение упражнений, повтор за учителем

Чтение чисел в порядке убывания

- Число 5

- 5, 4, 3, 2, 1

Сравнение количества предметов на странице  учебника, соотнесение математических выражений с рисунками: выбор подходящего выражения к рисунку.

- 4 пчелы

- 3 пчелы

- 1 пчела

- 3 + 1

- На картинке всего 4 божьих коровки

- 2 божьих коровки

- 2 божьих коровки

- 4 – 2

Работа с полосками, сравнение длины полоски с помощью одинаковых мерок.

- у зеленой линии 4 мерки

- у синей линии 3 мерки

- красная линия длиннее, чем 4 мерки

- Синяя полоска в 3 метки самая короткая. Красная полоска длиннее мерки в 4 деления, значит, она будет самой длинной.

Сравнение чисел. Соотнесение числа с количеством

Слушают учителя

- Осталось 4 полоски

- Число 4

- меньше число 3

- число 4 меньше

- Всего 4 зеленых квадрата

- Зачеркнули 1 квадрат

- Число 3

- 4-1=3

- Подходит

- всего 5 треугольников

- 3 оранжевых треугольников

- 2 синих треугольника

- 3+2=5

- Подходит

Повторят пальчиковую гимнастику за учителем

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

Внимательно слушают учителя, вспоминают элементы цифры 5.

Учащиеся вместе с учителем пишут цифру 5 в воздухе

Прописывают цифру 5 самостоятельно в тетради.

Самостоятельно пишут в тетради

- Это 5 цветков. 3+2=5

- Это 5 божьих коровок. 4+1=5

- 5 грибов. 1 гриб. 5-1=4

- 5 пчел. 2 пчелы.

- 5-2=3

Повторяют изученный материал о получении числа 5 и письме цифры 5

- Цифру 5

- Мы считали героев сказки «Колобок», пчёл, божьих коровок. Писали цифру 5 в тетради.

- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему (Р1)

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр. (Л3)

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя (Р2)

- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач (П2)

- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию

по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи

с разными вопросами и решать их (П1)

воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их (К1)

Формирование готовности восприятия учебного материала

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета

Демонстрация

Подводящий диалог

Практическая работа

Работа с учебником

Работа с учебником

3. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организует самооценивание учащимися своей деятельности.

- Отлично! Ребята, если сегодня на уроке вы работали хорошо, поднимите синий кружочек. А если у вас были трудности, то красный. Спасибо за урок! До свидания.

Оценивают свою деятельность

Выполняют задания учителя, оценивают свою работу

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося (Л2)

Демонстрация

Беседа

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок математики на тему «Число и цифра 5. Письмо цифры 5» проводился в 1 «а» классе. Урок отработки умений и рефлексии был составлен по программе обучения – «Школа России» и был направлен на формирование УУД и личностные результаты у младших школьников, т.е. полностью соответствовал ФГОС.

В соответствии с темой была сформулирована цель:  знать первоначальные сведения об образовании числа 5, последовательности письма цифры 5. Для её реализации были определены следующие задачи:
Направленные на достижение
личностных результатов:

У учащегося будут сформированы:

  1. начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике (Л1)
  2. понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося (Л2)
  3. понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр. (Л3)

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Учащиеся закрепят умения:

  1. принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему (Р1)
  2. осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя (Р2)
  3. воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их (К1)
  4. выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию (П1)

Направленные на достижение предметных результатов:
Учащиеся закрепят умения:

- считать, читать, записывать,  сравнивать числа;

- объяснять, как образовывать число 5 и обозначать его цифрой.

Личностные результаты:

  • начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике, формировался на этапе мотивации к учебной деятельности при помощи методов: метод стимулирования занимательным содержанием, беседы, демонстрации.
  • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений при помощи методов: формирование готовности восприятия учебного материала, беседы, выстраивания вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, демонстрации.
  • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося, формировался на этапе рефлексии учебной деятельности при помощи методов: беседы и демонстрации.

Познавательные результаты:

  • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью методов: работы с учебником, беседы
  • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач, формировались на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью методов: работы с учебником.

Регулятивные результаты:

  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью методов: беседы, практической работы.
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью методов: беседы, работы с учебником, практической работы.

Коммуникативные результаты:

  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью метода беседы.

Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Организованная работа позволила обучающимся ориентироваться без труда в своей системе знаний, находить ответы на различные вопросы, используя при этом как учебник, так и информацию, полученную на предыдущих уроках. На протяжении урока, у обучающихся закреплялись и углублялись знания по данной теме.

На уроке также был соблюден личностно-ориентированный подход и демократический стиль общения. Была создана доброжелательная, дружеская атмосфера, что, с воспитательной точки зрения, способствовало формированию у детей интереса к изучению математики. Помимо этого, возникали и затруднения, но с помощью понимания и правильной реакции, они были в итоге устранены.

 Таким образом, могу сказать, что на данном уроке были реализованы цель и все поставленные задачи, о чем свидетельствует демонстрируемые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика Число и цифра 9. Письмо цифры 9.

Данный урок является уроком открытия нового знания. Материал урока направлен на развитие творческого мышления, алгоритмической культуры учащихся.  . Изложение нового материала ведётся метод...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Числа 6 и 7. Письмо цифры 7.

(1 КЛАСС   ФГОС)(Образовательная система «Школа России»)...

«Число и цифра 5. Письмо цифры 5»

Конспект урока по математике 1 класс II отделение тема: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»...

Тема урока: Число и цифра 6. Письмо цифры 6.

познакомить с числом и цифрой 6, научить писать цифру и соотносить цифру и число предметов...

Конспект урока по математике «Числа 1, 2, 3. Письмо цифр 1, 2, 3»

Тип урока: урок закрепления пройденного материала для детей с ОВЗ 1 класс (дополнительный)...

Урок математики "Числа 6 и 7.Письмо цифры 7" 1 класс

Знакомство с образованием чисел 6 и 7. Письмо цифры 7....

Число и цифра 5. Письмо цифры 5. 1 класс. УМК "Школа России"

Число и цифра 5.  Письмо цифры 5. 1 класс. УМК "Школа России"...