Урок по математике "Единицы времени год, месяц" 3 класс,Школа России
план-конспект урока по математике (3 класс)

Раимова Разида Абриковна

Разработка конспекта урока математики направлена на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Урок обобщения и систематизации знаний, раздел программы «Величины. Время и его измерение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinitsy_vremeni_god_mesyats.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Единицы времени: год, месяц

Методическая цель урока: создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени: год, месяц »

Цели урока:

образовательные: формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени

развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания

воспитательные: воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Планируемые результаты:

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.

Метапредметные умения:

Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные: умение пользоваться календарём, часами, выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.

Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно-поисковые, частично-поисковые

Методическое обеспечение: проектор; электронная презентация, выполненная в Microsoft Power Pоint; УМК «Математика. 3 класс» учебник под редакцией Моро М.И. и др., дидактический раздаточный материал, иллюстративный материал, доска, календарь на 2021 год, модель часов

Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!

Мы приветствуем гостей –

Учителей, родителей.
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час!

II. Минутка чистописания.

– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?

– Что вы можете сказать о числе 22?(Число 22 – двузначное, четное, записано с помощью двух различных цифр –2 и 2, соседи 21и 22. В числе 22 всего22 единиц, из них 2отдельных единиц и 2 десятка.)

- Запишите число, классная работа.

– Пропишите число 22 и его соседей (предыдущее и последующее число)

– Продолжим работать.– Пропишите число 22 ( повторить 2 раза)
III. Актуализация знаний.

1. Устный счёт.

- На столах у вас карточки. Считаем, находим ответ и обводим его вместе с буквой, которая написана рядом.

1. Множители 8 и 6. Найди произведение.

2. Делимое 54, делитель 9. Найди частное.

3. Найди произведение чисел 4 и 6.

4. Найди частное чисел 45 и 9.

5. 63 уменьши в 7 раз.


А Р М

*56 *6 Е *24

С *9

*100 Д Т П К

*91 *47 *72 *81


В У Я

*5 *68 *48

-Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?

5; 6; 9; 24; 48.

ВРЕМЯ

IV.Самоопределение к деятельности.

- А что такое время? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевизору – все это происходит в точно назначенный час. Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

Рассказ ученика:  Определение «время» в словаре Ожегова звучит так: «Время – понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.»

-Можно ли время измерить?

-Как это сделать? ( с помощью единиц времени)

-Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Кто попробует сформулировать тему урока?

- Тема нашего урока: «Единицы времени: год, месяц» ( Слайд 1 )

Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о единицах измерения времени, закрепим умение определять время, будем развивать вычислительные навыки, постараемся рационально использовать время.

-Работать будем по плану:

1. Я знаю… ( план на доске)

2.Я хочу узнать…

3.Я узнал…

- Итак, какие единицы времени вы знаете ? ( час ,минута)

-О чем хотите узнать?

V. Изучение нового материала.

К нам на урок пришёл необычный гость – Годовик из сказки В.И. Даля « Старик – годовик». Вспомним сказку и поработаем по ней.

Работа по сказке.

« Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

-Какое это время года? ( Зима.) (Слайд№2)

-Ребята, а что это за птицы? (Месяцы)

-А какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

Махнул Старик Годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

-Какое это время года? (Весна.)

-А какие это месяцы? ( Март, апрель, май) (Слайд№3)

Махнул Старик Годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

-Какое это время года? (Лето) (Слайд№4)

-Назовите месяцы. (Июнь, июль, август)

Махнул Старик Годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

-Какое это время года? (Осень.)

Какие это птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) (Слайд№5)

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла.

-Что это за крылья у каждой птицы?  (Недели)

В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо со своим именем.

-Что это за семь перьев?  (7 дней в неделе)

- Назовите дни недели по порядку.

- А какие у вас самые любимые дни недели?

- «Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»

- Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)

-Почему старика-волшебника годовиком называют? (Ответы детей)

-Что же такое год? (Смена всех сезонов: зима, весна, лето, осень) (Слайд№6)

Такое деление месяцев на сезоны условное, т.к. новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца.

Рассказ ученика:  Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.

Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.

1 год – 12 месяцев.

-Назовите месяцы по порядку. ( Слайд№7 )

– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.

– А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или«старый» (идущий на убыль).

Слайд№8 )

- Давайте еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).

- Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)

Какой предмет помогает определить дату? Отгадайте загадку:

Есть в квартире молодец
Математик и мудрец
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (Календарь)

– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?

Рассказ ученика: В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».

Рассказ ученика: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.

- Какие бывают календари? Отрывные, настенные, карманные, настольные – (демонстрация календарей) Познакомимся с ними.

VI. Первичное закрепление

1.Тренировочные упражнения с табелем-календарем.

В старину люди делали зарубки, чтобы отмечать дни. Это способ был не очень удобным, тогда люди придумали и составили календарь.

Позже был составлен табель- календарь, такой как в учебнике на странице 98.

- Откройте учебники на странице 98. Задание№1. Проведем небольшое исследование.

-Что записано в календаре с левой стороны? Как распределены числа? Что расположено горизонтально?

-Почему одни цифры чёрные, а другие красные?

-Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения согласно этому календарю. (Ответы детей).

-Посчитайте, сколько месяцев в году? (1 год = 12 месяцев)

- С какого месяца начинается календарный год? ( С января)

- Какие месяцы в этом году уже прошли?

- Сколько дней в декабре? (31)

- В какие ещё месяцы 31 день? ( Январь, март, май, июль, август, октябрь)

- Назовите месяц, который начнётся после марта? (Апрель)

- Сколько дней в апреле?(30)

- В какие ещё месяцы 30 дней? (июнь, сентябрь, ноябрь)

-Почему в месяцах разное количество суток?

- А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.

- Какой месяц ещё не назвали? (февраль)

- Почему? (28 дней)

Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.

2016 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2020)

- А кто из вас знает, как можно определить, сколько дней в феврале 28 или 29, не посмотрев на календарь. (Надо последние две цифры года разделить на 4, если делится без остатка, значит в феврале 29 дней, а если не делится, значит 28)

2018 год -18, значит 18:4 не делится, значит в феврале 28 дней.

2019 год- 19,значит 19:4 не делится, значит в феврале 28 дней.

2020 год –20, значит 20:4=5, делится. В феврале 2020 года будет 29 дней. Високосный год.

Сделаем вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.

Физкультминутка

Сколько дней в неделе

Столько мы присядем.

Сколько месяцев в году

Столько руки подниму.

Сколько месяцев зимой,

На левой прыгаем с тобой.

Сколько месяцев весной,

На правой прыгаем с тобой.

Сколько летом отдыхаем

Мы глазами поморгаем.

Месяцы осенние. Сначала все присели,

Потом обратно встали,

Головкой покачали.

2.Работа в парах. Карточка.

У вас на партах лежат карточки с величинами .

Подчеркните простым карандашом те слова, которые по вашему мнению, являются единицами измерения времени. (Минута, тонна, литр, сутки, килограмм, неделя, месяц, год, сантиметр, дециметр, час.)

- Это задание вы будете выполнять в парах.

- Какие слова вы подчеркнули?

- Возникли ли у вас разногласия или трудности?

3.- Запишите в тетрадь единицы времени. ( Слайд№9 )

1 год = 12 мес.

1 мес. = 30 сут. или 31 сут.

1 год = 365 сут. или 366 сут.

4.- Давайте восстановим пропуски: ( Слайд№10 )

-Обменяемся тетрадями и выполним взаимопроверку.

- Что вы записали? Проверьте по образцу. ( Слайд№11 )

-Назовите единицы времени в порядке возрастания. ( Слайд№12-13 )

Оцените работу.

5. Работа по учебнику.

Решение задачи №2 стр. 99. Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать? Пользуясь табелем-календарем, определите сколько дней в каждом месяце? (30, 31, 30) Сколько недель в одном месяце?(4) А в 3?(12) Как узнали? Запишите решение. (Один ученик у доски комментирует вслух)

1)30+30+31=91(день)-в осенних месяцах.

2)4×3=12(нед.)-в осенних месяцах.

Ответ: 91день, 12недель.

6.Самостоятельная работа.

Узнайте, сколько дней длится:

1 вариант – зима (31+31+28=90 дней)

2 вариант – весна (31+30+31=92 дня)

Проверка. Оценка.

VI. Практическая деятельность

- Но отсчитывать время днём и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идёт о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время.

- Кто знает, как называется этот прибор? Часы.

- Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время. ( Слайд№14 )

1.Работа по учебнику.

Решение задачи №3 стр. 99.

-Какое время показывают эти часы.

2.Работа с макетом часов.

Пользуясь моделью часов, покажите время:

4 часа 45 минут 7 часов 20 минут

«Без четверти девять», «Половина двенадцатого», « Начало занятий в школе».

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Подведем итог урока. Ответим на последний пункт плана.

-Я узнал… (единицы времени: год, месяц, неделя, сутки)

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы запомнили единицы времени . Игра «Да-нет».

Если вы согласны – хлопок в ладоши, не согласны – тишина.

В году 12 месяцев?

Декабрь – первый месяц в году?

Воскресенье – последний день недели?

Осенью 3 месяца?

В году 365 дней?

В неделе 5 суток?

В каждом месяце по 30 дней?

- Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

- При помощи цветных кругов (красного, зелёного, желтого) оцените свою работу на уроке. ( Слайд№15 )

   VIII. Задание на дом

Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.

- На карточках дома расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя выделенные цветом числа на более крупные единицы времени.

100 лет живи, 100 лет учись.

Обещанного 36 месяцев ждут.

Делу время, а потехе 60 минут.

7 дней 12 месяцев кормит.

Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке. Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 38 по окружающему миру 2 класс Школа пешехода (программа Школа России, ФГОС)

Урок по теме ПДД  содержит конспект урока, презентацию, раскраски для закрепления материала и диплом на финальный этап урока. Для полного проведения урока дополнительно надо скачать м\ф Азбука бе...

Открытый урок по математике на тему"Единица измерения времени - минута." 3 класс Школа 2100

Ход урока.1.     Организационный моментМатематика сложна,Но говорим с почтением,Что математика нужнаВсем без исключения!Без счёта не будет на улице света,Без счёта не сможет поднят...

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...