Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс)

Савинская Елена Александровна

Урок математики в 1 классе по теме "Дециметр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К Дню космонавтики45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики, 1 класс, УМК «Школа России»

Тема: «Дециметр»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить с единицей измерения длины – дециметр, учить измерять длины отрезков, повторить нумерацию, развивать умение решать задачи и выражения изученных видов.

Задачи урока:

Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;

Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке, формировать умение работать в паре, группе, воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, патриотизм  и  гордость  за  историческое прошлое Родины.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучаемой теме;
  • создать условия для проявления мотивации к применению полученных знаний в практической деятельности.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные

  • включить учащихся в деятельность, направленную на создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее путем практического решения проблемы;
  • способствовать развитию умения формулировать тему и задачи урока;
  • содействовать развитию умений применять полученные знания в новых условиях;
  • обеспечить условия для осознания учащимися результата учебных действий и описания результатов действий, используя математическую терминологию;
  • способствовать осуществлению пошагового контроля своих действий под руководством учителя;
  • способствовать формированию понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.


Познавательные

  • создать условия для расширения представлений о базовых межпредметных понятиях: величина, единица измерения;
  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при знакомстве с новой мерой длины.

Коммуникативные

  • обеспечить условия для восприятия и обсуждения различных точек зрения и подходов к выполнению задания при выборе мерки;
  • обеспечить условия для включения учащихся в работу в парах и группах, формирования умения распределять роли в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию уважительного ведения диалога с товарищами при работе в парах.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • актуализировать знания учащихся по теме «Величины. Единицы измерения»;
  • создать условия для включения учащихся в деятельность по «поиску» новой единицы измерения – дециметр;
  • организовать деятельность учащихся по первичному проговариванию нового знания о дециметре – единице измерения длины;
  • создать условия для автоматизации навыка устных вычислений в пределах 20;
  • способствовать использованию учащимися нового знания, способа действия в практической деятельности при измерении, чтении и записи значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.

Оборудование:

Для учителя: компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, презентация к уроку, геометрические фигуры из цветной бумаги.

Для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, оценочные листы.

Ход урока

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формирование УУД

Организационный момент

Мотивация обучающихся к учебной деятельности.

2 мин

Слайд 2

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться.

Мы пришли сюда учиться!

- Ребята, а вы любите конструировать?

- Сегодня на уроке мы будем в роли инженеров – конструкторов. Инженеры – конструкторы – люди, занимающиеся изобретением всевозможных машин. Мы будем конструировать ракету. Чтобы конструировать летательные аппараты, нужно много знать, многому учиться. Без математических знаний не полетела бы ни одна ракета.

Обучающиеся повторяют хором

Ответы детей

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

развиваем умение взаимодействовать с учителем во время приветствия,

слушать и понимать других.

Актуализация знаний

6 мин

- Перед ответственной работой проведём небольшую разминку.

- Посмотрите на фигуры и скажите, как они называются. Слайд 3.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/10/31/edinitsa_dliny_-_detsimetr.docx_image3.jpg

четырёхугольник                                                     треугольник

- Верно. Это четырёхугольник и треугольник.

- Посчитайте, сколько треугольников и сколько четырёхугольников вы видите на первой фигуре?

Устный счёт. Запишите только ответы.

1. Найди разность чисел 9 и 5.

2. 7 – это 5 и сколько?

3. Какое число следует за числом 18.

4. Число 10 увеличь на 2.

5. Из 14 вычесть 4.

6. На сколько 8 больше 3?

7. Первое слагаемое 10, второе слагаемое 6. Чему равна сумма?

8. 1 дес.7ед. – это?

- Проверим. Слайд 4.

- На ваших столах лежат оценочные листы. Найдите звезду под номером 1 и раскрасьте её в соответствии с критериями: жёлтый – молодец, выполнил всё верно, голубой – старался, но допустил ошибку, красный - не всё понял (требуется помощь). Слайд 5.

Ответы детей

Дети записывают ответы в тетрадь

Проверяют по   готовым ответам

Оценивают свою работу

 Определение темы и целеполагание

3 мин

- Посмотрите на доску и прочитайте записи:

   л, см, кг, дм.         Слайд 6

- Как вы их назовёте?

- Продолжите предложение. Слайд 7, 8, 9.

-Соотнеси единицу измерения и величину:      Слайд 10.

         1л            1см              1кг            1дм  

масса              длина            объём (вместимость)  

- Какую запись не смогли прочитать? Почему?

-Сегодня на уроке узнаем, что это такое.

- Чтобы тему урока узнать, эту запись нам надо расшифровать. Слайд 13.

Расположите числа – ответы устного счёта в порядке возрастания и прочитайте получившееся слово.

4

2

19

12

10

5

16

17

е

Д

р

м

и

ц

е

т

2

4

5

10

12

16

17

19

Д

Е

Ц

И

М

Е

Т

Р

- Прочитаем тему нашего урока (дециметр). Слайд 12.

- Для чего он нужен? С какой величиной его соотнесём?

- Цель нашего урока: познакомиться с единицей измерения длины – дециметром.

План записан на листах, которые прикреплены  к деталям ракеты (демонстрационным). Назовите фигуры и расположите их в том порядке, в котором будем собирать.

План:

1.Что такое дециметр.

2.Измерение отрезков.

3.Решене примеров и задач  

4.Нумерация чисел

 

Ответы детей: литр, сантиметр, килограмм.

- Величины.

Работа учащихся с заданием (устно)

Дети располагают числа в порядке возрастания и читают слово.

- Дециметр

- Для измерения длины

- Треугольник, четырехугольник, многоугольник (десятиугольник), круг.

Дети называют фигуры, раскладывают их в нужном порядке и читают на карточках, прикрепленных к фигурам, план урока.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу

Открытие нового знания

7 мин

Включения нового знания в систему знаний

5 мин

 

- Откройте учебник на с. 51. Прочитайте ещё раз тему и задачи урока.

Работа в парах.

- У вас на столах лежат две полоски разного цвета и разной длины. Покажите мне короткую (красную)  полоску. Измерим ее длину линейкой. Чему равна ее длина? (1 см). Измерьте вторую ( синюю) полоску. Чему она равна? (10 см) Попробуйте этими полосками измерить парту сбоку – это ширина парты, Один измеряет маленькой полоской, а другой – большой. Время будет ограничено. Можете приступать.

        - Время истекло, стоп, положите полоски на стол.

        - Успели ли вы измерить парту?

         - Сколько целых полосок получилось?

        

        - Почему не успели измерить красной полоской? (1см)

        - Итак, какой полоской удобнее измерять парту?

        Вывод: большие предметы удобнее измерять большой меркой.

        - Возьмите в руки синюю полоску.

        - Ребята, отрезок длиной 10 см называется 1 дециметр.

        Это для нас новая единица длины (табличка на доске). Слайд 13.

10см = 1 дм     1дм = 10 см

  - Посмотрим в учебнике запись.      

- Ребята, сколько же раз маленькая мерка уложится (поместится) в нашей большой мерке? (10 раз).

- Как сокращенно записывается дециметр? (дм)

- Что мы узнали? (Ответ: Дециметр – единица измерения длины. Дециметр равен 10 см. Сокращенная запись – дм)

- Оцените свою работу, раскрасьте звёздочку под №2.

 - Начинаем конструировать ракету. (Один из учеников выходит и прикрепляет треугольник – переднюю часть ракеты  к плакату)

- Переходим к следующему этапу работы.

- Чему мы должны научиться? (Научиться пользоваться новой единицей измерения длины)

Работа в группе.

- Прочитайте задание №1 и выполните его. (Возьми полоску бумаги длиной 1 дм и отмерь ею 2 дм верёвки. Сколько это сантиметров?)

- Прочитайте задание № 2. Что вы должны сделать? (Начертить отрезок длиной 12 см)

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

- Приложите к началу отрезка полоску в 1дм, поместится ли она второй раз? Сколько сантиметров от полоски до конца отрезка узнайте при помощи линейки.

- 12 см - сколько это дм и см? (1 десяток см или 1 дм и еще 2 см)

- Как это записать? (Ученик у доски вставляет в окошечки нужные числа: 12 см = 1дм 2 см)

- Длину каких предметов в классе можно измерить с помощью новой единицы измерения?

- Кто справился с работой без ошибок? У кого возникли затруднения? Оцените себя, закрасьте звёздочку №3

- Чему вы сейчас учились? (Применять дециметр при измерениях). Продолжим конструирование ракеты. (Прикрепляет ученик четырехугольник – борт ракеты к плакату)

Открывают учебники и находят тему урока.

Работа учащихся с заданием учителя

Дети дают ответы.

Ответы детей

Оценивают свою работу.

Один из учеников выходит и прикрепляет треугольник – переднюю часть ракеты  к плакату

Дети выполняют  в группе практическое задание, помогают друг другу.

Каждый самостоятельно чертит отрезок в тетради.

Прикладывают к отрезку полоску 1дм.

Ученик записывает на доске, учитель помогает, остальные пишут в тетради.

Ответы учащихся

Дети оценивают свою работу.

Один из учеников прикрепляет к плакату вторую часть ракеты.

Познавательные:

совершенствуем навык измерения отрезков, сравнения отрезков, чертить отрезки заданной длины,  устного счёта в пределах 20

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Физминутка

1 мин

 

Дружно в ногу мы идем, раз – два, раз – два!

Мы идем на космодром, раз – два, раз – два!

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку, и свели лопатки

Ждет нас быстрая ракета, для полетов на планеты.

Учащиеся выполняют физические упражнения

Продолжение работы по теме урока. Закрепление .

14 мин

Решение задач.

 Решение задач по учебнику с. 51, № 3. (Два ученика решают задачу на доске)

1

- Чтение про себя. Вслух.

- Назовите условие. Выполните рисунок.

- Что значит на 2 больше?

- Вопрос. Решение. Ответ.

2

- Чтение про себя. Вслух.

- Назовите условие. Выполните рисунок.

- Что значит на 2 меньше?

- Вопрос. Решение. Ответ.

- Сравним решение задач.

Самостоятельное выполнение №5 с. 51 (решение примеров по вариантам с последующей взаимопроверкой: 1 вариант –первая строка, 2 вариант – вторая строка)

- С решением задач и выражений справились?

- Оцените свою работу. Раскрасьте звёздочку под №4. Продолжим сбор ракеты. Ученик прикрепляет многоугольник – крылья ракеты к плакату.

- Переходим к последнему пункту плана «Нумерация»

Слайд 14.

-Переведите в десятки и единицы, в дециметры и сантиметры:

15 = …дес. …ед.            15 см = ….дм …см

18 = …дес….ед.             18см = …дм …см

14 = …дес …ед              14см = …дм …см

- Чему равен 1дм? Что измеряем в дециметрах?

- Выполним задание № 7 в тетради на печатной основе с.25

- Назовите число, которое при счёте называем между числами 11 и 13. Это число 12.

- Оцените свою работу. Раскрасьте звёздочку №5. Со всеми этапами урока справились. Ученик прикрепляет к ракете круг – иллюминатор. Ракета готова.

- Самое последнее число, которое мы назвали  - 12. Слайд 15.

12 апреля  в нашей стране отмечается  День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос.

 Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет.


Выполняют задание

Учащиеся решают задачи

Один ученик работает у доски, остальные записывают решение в тетради.

Второй ученик работает у доски, остальные записывают решение в тетради.

Дети сравнивают решение задач и ещё раз обращают внимание на условия задач: на больше, на меньше

Самостоятельно решают примеры.

Меняются тетрадями и проверяют.

Оценивают свою работу.

Ученик прикрепляет многоугольник – крылья ракеты к плакату.

Устно по цепочке дети называют ответы.

Дети записывают числа второго десятка в порядке уменьшения.

- Это число 12.

Оценивают свою работу

Познавательные:

 решение задач и выражений изученных видов.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; активно участвовать в общем диалоге, организованном учителем.

Личностные:

мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль

Заключительный

(рефлексия, подведение итогов)

2 мин

 --Какую цель ставили на уроке?

--Достигли цели?

Продолжите предложение. Слайд 16.

Я знаю…

Я запомнил…

Я смог…

Вы, ребята, сегодня хорошо поработали. Побыли в роли инженеров – конструкторов. На ваших оценочных листах звёзды разных цветов. Покажите друг другу свои результаты и прикрепите листы к плакату. Наша ракета полетит к этим звёздам. 

А мы с вами продолжим на следующих уроках старательно учиться. Хорошая учёба приучает к труду и ответственности. А эти качества нужны любому человеку.

Слайд 17.

Ответы детей

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Дети показывают свои результаты и прикрепляют листы к плакату.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...