Математика 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Новосёлова Ольга Фёдоровна

Конспект урока 4 класс "Арифметические действия с многозначными числами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Школа-интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»

Конспект

 Открытого урока  в 4 классе

По теме «Арифметические действия с многозначными числами»

Автор: Новоселова Ольга Федоровна

 учитель начальных классов.

Февраль, 2018г.

Конспект

урока математики в  4 классе

в рамках Недели начальных классов

(ОС «Школа 2100»)

Тема: «Арифметические действия с многозначными числами»

Тип урока: урок повторения полученных знаний

Цель урока: Повторение изученных знаний сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Задачи:

1. Обучающие:

1.1  Продолжить закреплять знания нумерации многозначных чисел.

1.2  Совершенствовать  навыки арифметических действий над многозначными числами.

1.3  Совершенствовать умения перевода величин.

2. Развивающие:

2.1  Развивать мыслительные операции, математическую речь.

2.2  Развивать  навыки самоконтроля и самооценки

3. Воспитывающие:

  1.  Воспитывать интерес к предмету.
  2.  Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

3.3 Воспитывать нравственные качества личности, культуру речи, уважение друг к другу.

Ресурсы:

  •  компьютер, проектор, маркерная доска;
  •  презентация к уроку;
  •  листы с заданиями для работы в группах;
  •  раздаточный материал .

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Используемые методы: словесные, наглядные,  практические,  проблемно-поисковые

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.

Учитель:  -  Прозвенел звонок веселый.
                   Мы начать урок готовы.
                   Будем думать, рассуждать,
                   И друг другу помогать.

Учитель: - Тихо  сели. Открываем тетради, записываем число, Классная работа.

Сейчас математический диктант. Записываете только ответы через запятую.

2. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Найти частное чисел:  800.000  и  1.000               (800)

Найти сумму чисел: 578.000  и  342                     (578.342)

304 увеличить в 100 раз                                         (30.400)

26.909 увеличить на 1                                             (26.910)

40.000 уменьшить на 1                                           (39.999)

Найти разность чисел: 50.780 и  3.000                  (47.780)

200.500 уменьшить в 100 раз                                  (2.005)

Найти произведение чисел: 84 и 10.000                 (840.000)

Проверка  (на слайде)

Учитель:  - Давайте проверим правильность выполненной работы. Поднимите руки, у кого всё правильно?

Учитель: - Расположите полученные ответы в порядке возрастания.

(выходят по одному к доске)

800

2.005

26.910

30.400

39.999

47.780

578.342

840.000

м

а

р

и

й

э

л

3. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА

Учитель:- С какими числами мы поработали? (многозначные)

Учитель: - Какое слово получилось? Как вы думаете,  какая связь между многозначными числами и Марий Эл? Ваши предположения?  (будем повторять арифметические действия с многозначными числами, одновременно проводя числовое исследование нашей республики)

  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1) НУМЕРАЦИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

(слайд)

Учитель: - Вспомните, с какими республиками и областями граничит Марий Эл. (Кировская область, Нижегородская область, Татарстан, Чувашия)

Учитель: - Записав следующие многозначные числа, вы узнаете площадь этих территорий. В каких единицах измеряют площадь больших территорий? (в квадратных километрах)

    Нижегородская обл. –  76 ед. II кл.  624 ед. I кл.      (76.624 км2)

    Кировская обл. –  120 ед. II кл.    374 ед. I кл.          (120.374 км2)

    Чувашия –  343 ед. I кл.    18 ед. II кл.                      (18.343 км2)

    Татарстан – 67 ед. II кл.    847 ед. I кл.                     (67.847 км2)

Проверка. (на слайде)

 

Учитель: - Назовите территорию, которая имеет самую большую площадь  (Кировская область), самую маленькую площадь ( Чувашия)

2) РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ  (работа в группах)

Учитель: - Кто сможет назвать площадь нашей республики? (23.375 км2)

Учитель: - На территории Марий Эл  находится 23 населённых пункта.

Учитель: - Хотите ли вы узнать, сколько всего человек проживает в этих населённых пунктах,  из них сколько в городах республики? О каких городах пойдёт речь?

Учитель: - Предлагаю поработать в группах и решить уравнения.

- Итак, читаете задание, находите указанное уравнение, договаривайтесь, кто пойдёт к доске. Остальные решают уравнение на месте.

1 группа: Найдите уравнение, в котором неизвестное число находится делением. Решив уравнение, узнаете, сколько всего человек проживает в нашей республике.

2 группа: Найдите уравнение с наименьшим корнем. Решив уравнение, узнаете, сколько человек проживает в столице Йошкар- Оле.

3 группа: Найдите уравнение с наибольшим корнем. Решив уравнение,  узнаете, какова численность населения города Козьмодемьянска.

4 группа: Найти уравнение, в котором неизвестное число – второе слагаемое. Решив уравнение, узнаете  численность населения Волжска.

1 группа

2 группа

3 группа

х – 263.000 = 6.200 – 6.010

х +100= 10.000 + 10.782

х * 100 = 69.030.900 - 900

4.000 + х = 5.870.100 : 100

х  : 100 = 59.300 + 700

х – 263.000 = 6.200 – 6.010

х – 263.020 = 6.200 – 6.010

х – 263.040 = 6.200 – 6.010

х +100 = 10.000 + 10.782

х +182= 10.000 + 10.782

х +700 = 10.000 + 10.782

4 группа

х – 263.000 = 6.200 – 6.010

х +100= 10.000 + 10.782

х * 100 = 69.030.900 - 900

4.000 + х = 5.870.100 : 100

х  : 100 = 59.300 + 700

 (Группы выбирают нужное уравнение, один из группы выходит к доске, остальные решают в тетрадях.)

1 группа:    х * 100 = 69.030.900 - 900

                    х * 100 = 69.030.000

                    х = 69.030.000 : 100

                    х = 690.300 (чел.) – всего в Марий Эл

                    Проверка:

                    690.300 * 100 = 69.030.900-900

                    69.030.000 = 69.030.000

                    Ответ: 690.300

 

2 группа:    х – 263.000 = 6.200 – 6.010

                    х – 263.000 = 190

                    х = 263.000 + 190

                    х = 263.190 (чел.) – в Йошкар – Оле

                    Проверка:

                    263.190 – 263.000 = 6.200 – 6.010

                    190 = 190

                    Ответ: 263.190 

3 группа:    х +100 = 10.000 + 10.782

                   100 + х = 20.782

                    х = 20.782 – 100

                    х = 20.682 (чел.)  – в городе Козьмодемьянске 

                    Проверка:

                    20.682 + 100 = 10.000 + 10.782

                    20.782 = 20.782

                    Ответ: 20.682   

4 группа:   4.000 + х = 5.870.100 : 100

                   4.000 + х = 58.701

                   х = 58.701 – 4.000

                   х = 54.701 (чел.) – в городе Волжске 

                   Проверка:

                    4.000 + 54.701 = 5.870.100 : 100

                    58.701= 58.701

                    Ответ: 54.701   

Проверка после того, как все уравнения решены. (на слайде)

Учитель: - Назовите город с самой большой численностью населения (Йошкар-Ола)

Учитель:- Назовите город с самой маленькой численностью населения (Козьмодемьянск)

Вывод: Мы теперь знаем численность населения городов республики.

3) РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Учитель: - Решив следующую задачу, вы узнаете, где в нашей республике больше проживает людей: в  городах или в  сельской местности.  Как вы думаете? Сейчас проверим ваше предположение.

Задача:

В городе Йошкар – Оле проживает 263.190 человек, в Козьмодемьянске – 20.682 человека, в Волжске – 54.701 человек. Сколько человек проживает  в сельской местности, если всего в республике  живёт 690.300 человек?

Решение:

  1. 263.190 + 20.682 + 54.701 = 338.573 (чел.) – проживает в городах республики.
  2. 690.300 – 338.573 = 351.727 (чел.) – проживает в сельской местности республики.

Ответ: 351.727 человек.

Учитель: - Вы знаете, что численность населения постоянно меняется, поэтому округлите полученные результаты  до сотых.

338.573 ≈ 338.600

351.727 ≈ 351.700

Учитель: - Сделайте вывод, где численность населения больше: в городах или в сельской местности.

  1. ПЕРЕВОД   ВЕЛИЧИН (работа  по рядам)

Учитель: - Территория нашей республики находится в среднем течении реки Волга и располагает значительными водными ресурсами, которые состоят из 179 рек, лесных озёр, Чебоксарского и Куйбышевского водохранилищ.

Учитель: -  Какие ещё реки нашей республики вы знаете?

Учитель: -  Молодцы! А я вам предлагаю узнать протяжённость некоторых рек, протекающих на территории нашей республики. У вас на партах листочки. Выполнив перевод в указанные единицы, вы узнаете длины рек. Каждый ряд находит протяжённость трёх предложенных рек.

1 ряд:

Волга

3.530.032 м =           км          м

Б. Кокшага

2.940.400 дм =         км          дм

М. Кокшага

19.400.750 см =        км       м        см

2 ряд:

Ветлуга

88.900.360 см =        км        м        см

Немда

126.082 м =               км          м

Илеть

2.040.150 дм =          км           дм

3 ряд:

М.Кундыш

1.070.020 дм =           км          дм

Б.Кундыш

17.300.920 см =         км        м        см

Рутка

153.100 м =               км         м

Взаимопроверка в парах

Проверка на слайде

1 ряд:

Волга

3.530.032 м = 3.530 км  32 м

Б. Кокшага

2.940.400 дм =  294 км  400 дм

М. Кокшага

19.400.750 см = 194 км  7 м  50  см

2 ряд:

Ветлуга

88.900.360 см = 889 км  3 м  60  см

Немда

126.082 м = 126   км  82   м

Илеть

2.040.150 дм =  204  км  150 дм

3 ряд:

М.Кундыш

1.070.020 дм =  107  км    20 дм

Б.Кундыш

17.300.920 см = 173 км  9 м   20 см

Рутка

153.100 м = 153  км  100  м

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 Учитель: Молодцы!  Вы хорошо справились с переводом величин. Наш урок подходит к концу. Мы провели только часть исследования республики. Наш край – это частица большой и прекрасной страны. Кому хочется продолжить изучение, у нас в библиотеке есть много интересной и полезной литературы.

6. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: -  Урок сегодня был удачный, 
                    Не прошёл для вас он зря. 
                    Вы все очень постарались. 
                    Вам понравилось, друзья? 

Учитель: -  Что было интересного на уроке?

Учитель: - Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?

Учитель: -  Кого бы вы сегодня отметили?

7. САМООЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ.

Учитель: - Ну, а сейчас, ребята,  я хочу, чтобы  каждый из вас дал оценку своей работе в тетради.

 У меня всё получалось

 Мог бы работать лучше

 Я собой не доволен (а)

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с. 18 № 7, 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...